Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

«Имена существительные общего рода»

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: формировать представление о грамматической категории рода существительных, о существительных общего рода, правильно употреблять данные существительные в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с существительными общего рода

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: знать о существительных общего рода, о возможном нарушении норм литературного языка при употреблении данных существительных, уметь согласовывать глаголы прошедшего времени и имена прилагательные с существительными общего рода.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

Прослушайте песенку Е.Крылатова

Ябеда - корябеда!

Чуть чего -от Миши слышат

Только жалобы всегда.

И зовут недаром Мишу

Ябеда - корябеда!

Припев:

Ой, беда, ой беда,

Если в классе ябеда,

Если в классе ябеда,

Ябеда - корябеда!

- к кому относится слово ябеда? ( к мальчику Мише, т.е. к сущ. мужского рода)

-можно ли отнести это слово к существительному женского рода? Почему так?

2) Запишите тему урока

«Имена существительные общего рода»



Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя:

- Итак, разберемся с темой. Что вы знаете о категории рода у имен существительных? (они относятся к мужскому, женскому или среднему роду)

-Как вы понимаете термин «общего рода»? Предположите, с чем это связано.

Приведите примеры своих слов, запишите.

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Определите цели урока.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Работа с учебником

1) чтение и анализ п.49, стр.145, 146, выводы

-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?

-о каких нормах литературного языка вы узнали?

(если существительные общего рода называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий, то глагол-сказуемое в прошедшем времени ставится при них в мужском роде;

- нельзя говорить : «Врач Иванова -хорошая докторша» при обозначении лиц женского пола.)

2. Составление кластера или схемы

Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Синтаксический разбор предложения

Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка приказала отправить домой.

-построить схему, объяснить орфограммы;

-есть ли слова на изучаемое правило? Что обозначают слова «растяпа и обжора»?

- произвести морфемный и словообразовательный разбор слова приказала

2.Коллективное выполнение упр. 277 с комментариями (работа по согласованию существительных общего рода и имен прилагательных)

-обратить внимание на предложения с обращениями, объяснить знаки препинания в них;

-объяснить постановку тире в предложениях.

3.Самостоятельная работа

упр.279( согласование глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода)

4. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном

5 Выставление оценок

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.49, упр.280 или упр.281 (по выбору)







© 2010-2022