Урок по литературе Русская сатирическая традиция в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» ( 8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки литературы в 8 классе (4 часа).

Д.И. Фонвизин (1744 - 1792 гг.)

Комедия «Недоросль» (1781 год - последняя редакция; 1782 - первая постановка)



Русская сатирическая традиция в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»


Цели уроков, элементы содержания, виды учебной деятельности, требования к уровню подготовки учащихся, внутрипредметные и межпредметные связи, виды контроля соответствуют требованиям программы и планирования:

Цели уроков:

1).Дать учащимся представление о своеобразии классицистической драмы; показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности; охарактеризовать тематику, проблематику и художественное своеобразие комедии «Недоросль».

2).Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; активизировать самостоятельную деятельность; закреплять навыки литературоведческого анализа текста.

3).Воспитывать:

. интерес к предмету в ходе освоения темы уроков, анализа драматического произведения;

. языковую личность уч-ся, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, правописной);

. гордость за лучшие страницы русской классики.

Задачи уроков:

1).Познакомить учащихся с личностью Д.И.Фонвизина, «друга свободы», смелого властелина сатиры.

2).Вспомнить содержание комедии, её тему, проблемы, основные образы.

3).Дать характеристику классицистической комедии.

4).Показать, в чём проявилось новаторство Фонвизина.

5).Увидеть актуальность содержания пьесы.

6).использовать элементы проектной деятельности уч-ся.

Типы уроков:

1-ый - урок изучения нового (информационный -актуализации знаний);

прикладной.

2-ой - урок информационно-исследовательский.


Методическая тема учителя предполагает элементы использования инновационных технологий и проектной деятельности учащихся.

Уроки 1,2:


  • Фонвизин и его время. Творчество (обзор).

  • Панорама действующих лиц.

  • Понятие «афиши» в драматургии.

  • Особенности жанра комедии.

  • Русские сатирические традиции (журналистика, драматургия).

  • Коренные проблемы XVIII в. и их отражение в литературе (конкретно - в комедиях Фонвизина).

  • Работа с текстом (чтение, беседа по содержанию, инсценирование отдельных явлений, защита проектов, записи выводов, результатов исследований).

  • Дифференцированное домашнее задание.

Наглядность: стенд, включающий страницы:


  • Портрет Фонвизина Д.И.

  • Комедия (развитие жанра).

  • Род литературы.

  • Драма.

  • Комедия - жанр драмы.

  • Афиши, созданные учащимися класса.


  • ТСО и подготовленные уч-ся кроссворды и афоризмы.

  • Материалы форума учителей литературы - победителей национального проекта «Образование».

  • Материалы виртуальной школы Кирилла и Мефодия, 9 класс.

  • Интерьер для инсценирования первого действия комедии.

  • Проекты учащихся по основному содержанию уроков.

  • Презентации по темам уроков.

  • Доски с материалами (темы уроков, словарь, вопросы и др.).


План занятия:


  1. Организационный момент (формирование групп, раздача материалов с вопросами).

  2. Оформление тетрадей (темы, основное содержание, словарь), рекомендации по ведению записей по ходу уроков.

  3. Слово учителя о Д.И. Фонвизине + презентация учащихся. Беседа по вопросам. Повторение о родах литературы (стенд) и о развитии жанра комедии (ИТ Форум, Ст. Рязановой).

  4. Работа с текстом (афиша).

  5. Инсценирование, чтение по ролям, просмотр кинофрагментов.

  6. Беседа по вопросам.

  7. Презентация по материалам ИТ (виртуальная школа, Фонвизин, слайды).

Дифференцированное домашнее задание к 3,4 урокам по изучению комедии «Недоросль»:


  1. Выписать афоризмы, характеризующие просветительские идеи комедии:

(афоризм - кому принадлежит из действующих лиц, смысл и «крылатость»).

  1. Перечитать финал пьесы.

  2. Как понять слова: «злонравия достойные плоды»?

  3. Подумать над темами:

  • Простакова: «госпожа бесчеловечная»,

«презлая фурия» или заботливая мать?

  • Уроки Стародума: каковы они и прошло ли их время?

  • Что важнее: воспитание или образование?

  • Автор и беседа с умным человеком: в чем секрет вечно живой комедии?

  • Придумать посильное и интересное задание и выполнить его.

Фрагменты урока:


1. Слово учителя:

На этом уроке вы узнаете о русской сатирической традиции;

найдёте ответ на вопрос, почему именно в екатерининскую эпоху появились сатирические журналы;

вспомните, что такое русское просвещение;

узнаете, как при помощи художественной литературы и публицистики решались главные государственные проблемы.

2.Слово группе биографов.

.Презентация и её комментарий: обращение к эпиграфам. Слово о Фонвизине Д.И., его роли в русской литературе и культуре, о гражданской позиции, о значении пьесы в наши дни.

3.Слово ученика - историка:

Эпоха Екатерины.

Литература 60-70 гг. XVIII в. связана с традициями европейского Просвещения, манифестами Екатерины II о праве помещиков без суда и следствия отправлять крепостных на каторжные работы, о запрещении крестьянам подавать жалобы на своих господ и усилением социального недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под руководством Пугачева.

Коренная проблема - положение крепостного права. Внимание к социальной стороне жизни привело к расцвету сатиры и появлению сатирической журналистики.

Чувствуя политическое напряжение, Екатерина II созывает комиссию по составлению нового Уложения и сама пишет «Наказ» - документ о разработке законов общества.

4.Слово группы биографов.

Комедия «Недоросль».


Выйдя в отставку в 1782 г., Фонвизин завершил свою комедию «Недоросль», вскрыв, по словам Н.В. Гоголя, «раны и болезни общества, тяжелые злоупотребления внутренние».

«Недоросль» - первая общественно-политическая комедия в русской литературе, осудившая «злонравия достойные плоды».

Жанр обусловлен авторской задачей - высмеять невежество, тщеславие; разоблачить систему воспитания; усомниться в праве власти распоряжаться судьбами подданных.

Проблемы комедии - крепостное право, воспитание и образование, форма государственной и помещичьей власти.

Художественный метод соединил элементы классицизма (единство места, времени и действия; деление героев на положительных и отрицательных; гражданский пафос в монологах Правдина и Стародума; дидактизм развязки) с реалистической точностью.

Деятельность Д.И. Фонвизина.

Творчество Фонвизина (1744 - 1792) продолжило традиции Кантемира и Сумарокова.

Он родился в семье, где царил дух честности, гуманного отношения к крепостным, высокого понятия о служении Отечеству. В стенах Московского университета началась его литературная деятельность - переводы Вольтера. Любовь к театру зародилась в нем еще с ранних лет.

Первым значительным произведением Фонвизина стала комедия «Бригадир». В ней драматург высмеял дворянина Ивана, не помнящего родства, жеманство и глупость Советницы, грубость и невежество Бригадира, корыстолюбие Советника.

Новым в комедии стал язык - натуральный, остроумный, правдиво и убедительно характеризующий ее героев. Был использован макаронический жаргон - смесь просторечий и французских слов, рождающая комический эффект.

5. Ответы на вопросы:

. Почему новая русская литература началась, по словам В.Г.Белинского, «с сатир - плода осеннего, а не с од - плода весеннего»?

. Почему для А.С.Пушкина Д.И.Фонвизин «из перерусских русский» и «сатиры смелый властелин»?

6.Слово группы теоретиков:

. Повторение теории: роды литературы, классицизм как направление в разных видах искусства, развитие жанра.

7. Индивидуальная справка уч-ся на основе материалов Форума (фрагмент презентации Рязановой): работа с терминами: комедия, акт, явление, ремарка, реплика, конфликт.

8. Слово группы лингвистов:

. список действующих лиц;

. роль последовательности;

. «говорящие» фамилии;

. система образов

9. Слово группы режиссёров, постановщиков, актёров:

. инсценирование : д.1,явл. 1,2,5;

. чтение по ролям: д.4, явл.8;

. просмотр фрагментов спектакля ММХАТ им. Островского А. Н.

д.3, явл.8; д.4, явл.4

10. Закрепление изученного:

. итоговый анализ 1 действия: понравилась ли игра одноклассников? Почему? Удалось ли им передать атмосферу поместной жизни? Какова она? Можно ли уже по 1 действию определить законы классицизма? Если да, то какие? Определяет ли драматург «афишей» и событиями 1 действия основные проблемы всей комедии?

. назовите основные проблемы комедии.

Проблема крепостного права в комедии «Недоросль»


С первых сцен комедии создается атмосфера поместной жизни: Простакова бранит Тришку, нигде не учившегося портняжному искусству, но сшившего Митровану кафтан. Ругань и угрозы обращены и к няньке, и к мужу, и к учителям Митрофана. Простакова - абсолютная владычица в этом имении, как Екатерина в России. Параллель очевидна, и явны последствия этой неограниченной власти: развращенность одних и рабское безволие других. Указ о вольности дворянства понимается простаковыми и скотиниными как право высечь слугу, обобрать до нитки своих мужиков, насильно выдать замуж бедную родственницу.

Кульминация любовно-бытового конфликта - сцена «бешенства» Простаковой, когда не удалось хитростно похитить Софью и выдать ее за Митрофана. Скотская сущность героев передана через фамилии, особенности речи, саморазоблачение.

Проблема образования и воспитания в комедии.


Проблема воспитания и образования решена в сценах учения Митрофанушки, диалогах его учителей. Среди них - бывший кучер Вральман, солдат Цыфиркин, семинарист Кутейкин. Митрофан не просто смешон, но и омерзителен в своем отношении к Еремеевне, готовой за него жизнь отдать. Его отречение от матери - следствие ее слепой любви к сыну, потакания его инстинктам и непонимания роли образования.

Он вызывает смех «познаниями» в российской грамматике, нежеланием учиться и охотой жениться. Однако в финальной сцене перед нами жестокий и ничтожный, «не помнящий родства» недоросль, требующий от матери отвязаться, «как навязалась». Горе ее неподдельно, и в этот момент Простакова почти трагическая героиня, что нарушает классицистское требование чистоты жанров, но придает образу жизненную убедительность.

. вопросы и задания группы эрудитов: составление опор «Система образов комедии», «Визитные карточки» героев, решение кроссвордов, игра «Отгадай» (афоризмы, их «авторство», значение).

12. Выводы:

. Ответ на вопрос: Почему разделилось мнение критиков, литературоведов, биографов относительно принадлежности пьесы классицизму?

. Слово ученика-книжника (сжатый пересказ статьи Г.П.Макагоненко и др. и статьи Г.А.Гуковского)

13.Обобщение изученного.

. Слово учителя

Просветительские идеи комедии.


Особую роль играют «высокие» герои, рассуждающие о «государе великом», который «есть государь премудрый», о развращении и лукавстве двора Екатерины и окольных путях карьеристов. Просветительские идеи комедии - в требовании Стародума наказать жестокую помещицу лишением ее прав распоряжаться имением; в мечте, чтобы государь мог «возвысить души своих подданных». Для зрителей XVIII века эти идеи были интересны, а скучные разговоры Правдина и Стародума стали образцами гражданственности и чести.

14. Слово биографов:

Последние годы жизни Фонвизина были омрачены болезнью, превратившей его в инвалида, наполовину парализованного. Собрание сочинений издать при жизни писателя не удалось, хозяйство пришло в запустенье, и семья была практически разорена.

Но вот уже почти 230 лет с нами говорит умный человек, автор; он старается пробудить в нас лучшие человеческие качества.

15. Дифференцированное домашнее задание (см. План занятия).

Использованные материалы:

1. Текст комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

2. Учебник-хрестоматия для 8 класса. Статья, посвящённая жизни и творчеству Д.И.Фонвизина.

3. Материалы Форума учителей-победителей Нац.проекта (работы Г.Н.Рязановой).

4.О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 9 класс. М. Просвещение.2005.

5.И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.2008.Москва. »ВАКО».

6. Конспекты уроков для учителя литературы. 9-10 классы.Обзорные уроки для полготовки к экзаменам. 19 век.Москва.»ВЛАДОС»2011.

7. Библиотека Кирилла и Мефодия. 9класс. Виртуальная школа.




Д.И. Фонвизин (1744 - 1792 гг.)

Комедия «Недоросль» (1781 год - последняя редакция; 1782 - первая постановка)



Русская сатирическая традиция в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»


Уроки литературы в 8 классе (4 часа).

Цели уроков, элементы содержания, виды учебной деятельности, требования к уровню подготовки учащихся, внутрипредметные и межпредметные связи, виды контроля соответствуют требованиям программы и планирования:

Цели уроков:

1).Дать учащимся представление о своеобразии классицистической драмы; показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности; охарактеризовать тематику, проблематику и художественное своеобразие комедии «Недоросль».

2).Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; активизировать самостоятельную деятельность; закреплять навыки литературоведческого анализа текста.

3).Воспитывать:

. интерес к предмету в ходе освоения темы уроков, анализа драматического произведения;

. языковую личность уч-ся, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, правописной);

. гордость за лучшие страницы русской классики.

Задачи уроков:

1).Познакомить учащихся с личностью Д.И.Фонвизина, «друга свободы», смелого властелина сатиры.

2).Вспомнить содержание комедии, её тему, проблемы, основные образы.

3).Дать характеристику классицистической комедии.

4).Показать, в чём проявилось новаторство Фонвизина.

5).Увидеть актуальность содержания пьесы.

6).использовать элементы проектной деятельности уч-ся.

Типы уроков:

1-ый - урок изучения нового (информационный -актуализации знаний);

прикладной.

2-ой - урок информационно-исследовательский.


Методическая тема учителя предполагает элементы использования инновационных технологий и проектной деятельности учащихся.

Уроки 1,2:


  • Фонвизин и его время. Творчество (обзор).

  • Панорама действующих лиц.

  • Понятие «афиши» в драматургии.

  • Особенности жанра комедии.

  • Русские сатирические традиции (журналистика, драматургия).

  • Коренные проблемы XVIII в. и их отражение в литературе (конкретно - в комедиях Фонвизина).

  • Работа с текстом (чтение, беседа по содержанию, инсценирование отдельных явлений, защита проектов, записи выводов, результатов исследований).

  • Дифференцированное домашнее задание.

Наглядность: стенд, включающий страницы:


  • Портрет Фонвизина Д.И.

  • Комедия (развитие жанра).

  • Род литературы.

  • Драма.

  • Комедия - жанр драмы.

  • Афиши, созданные учащимися класса.


  • ТСО и подготовленные уч-ся кроссворды и афоризмы.

  • Материалы форума учителей литературы - победителей национального проекта «Образование».

  • Материалы виртуальной школы Кирилла и Мефодия, 9 класс.

  • Интерьер для инсценирования первого действия комедии.

  • Проекты учащихся по основному содержанию уроков.

  • Презентации по темам уроков.

  • Доски с материалами (темы уроков, словарь, вопросы и др.).


План занятия:


  1. Организационный момент (формирование групп, раздача материалов с вопросами).

  2. Оформление тетрадей (темы, основное содержание, словарь), рекомендации по ведению записей по ходу уроков.

  3. Слово учителя о Д.И. Фонвизине + презентация учащихся. Беседа по вопросам. Повторение о родах литературы (стенд) и о развитии жанра комедии (ИТ Форум, Ст. Рязановой).

  4. Работа с текстом (афиша).

  5. Инсценирование, чтение по ролям, просмотр кинофрагментов.

  6. Беседа по вопросам.

  7. Презентация по материалам ИТ (виртуальная школа, Фонвизин, слайды).

Дифференцированное домашнее задание к 3,4 урокам по изучению комедии «Недоросль»:


  1. Выписать афоризмы, характеризующие просветительские идеи комедии:

(афоризм - кому принадлежит из действующих лиц, смысл и «крылатость»).

  1. Перечитать финал пьесы.

  2. Как понять слова: «злонравия достойные плоды»?

  3. Подумать над темами:

  • Простакова: «госпожа бесчеловечная»,

«презлая фурия» или заботливая мать?

  • Уроки Стародума: каковы они и прошло ли их время?

  • Что важнее: воспитание или образование?

  • Автор и беседа с умным человеком: в чем секрет вечно живой комедии?

  • Придумать посильное и интересное задание и выполнить его.

Фрагменты урока:


1. Слово учителя:

На этом уроке вы узнаете о русской сатирической традиции;

найдёте ответ на вопрос, почему именно в екатерининскую эпоху появились сатирические журналы;

вспомните, что такое русское просвещение;

узнаете, как при помощи художественной литературы и публицистики решались главные государственные проблемы.

2.Слово группе биографов.

.Презентация и её комментарий: обращение к эпиграфам. Слово о Фонвизине Д.И., его роли в русской литературе и культуре, о гражданской позиции, о значении пьесы в наши дни.

3.Слово ученика - историка:

Эпоха Екатерины.

Литература 60-70 гг. XVIII в. связана с традициями европейского Просвещения, манифестами Екатерины II о праве помещиков без суда и следствия отправлять крепостных на каторжные работы, о запрещении крестьянам подавать жалобы на своих господ и усилением социального недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под руководством Пугачева.

Коренная проблема - положение крепостного права. Внимание к социальной стороне жизни привело к расцвету сатиры и появлению сатирической журналистики.

Чувствуя политическое напряжение, Екатерина II созывает комиссию по составлению нового Уложения и сама пишет «Наказ» - документ о разработке законов общества.

4.Слово группы биографов.

Комедия «Недоросль».


Выйдя в отставку в 1782 г., Фонвизин завершил свою комедию «Недоросль», вскрыв, по словам Н.В. Гоголя, «раны и болезни общества, тяжелые злоупотребления внутренние».

«Недоросль» - первая общественно-политическая комедия в русской литературе, осудившая «злонравия достойные плоды».

Жанр обусловлен авторской задачей - высмеять невежество, тщеславие; разоблачить систему воспитания; усомниться в праве власти распоряжаться судьбами подданных.

Проблемы комедии - крепостное право, воспитание и образование, форма государственной и помещичьей власти.

Художественный метод соединил элементы классицизма (единство места, времени и действия; деление героев на положительных и отрицательных; гражданский пафос в монологах Правдина и Стародума; дидактизм развязки) с реалистической точностью.

Деятельность Д.И. Фонвизина.

Творчество Фонвизина (1744 - 1792) продолжило традиции Кантемира и Сумарокова.

Он родился в семье, где царил дух честности, гуманного отношения к крепостным, высокого понятия о служении Отечеству. В стенах Московского университета началась его литературная деятельность - переводы Вольтера. Любовь к театру зародилась в нем еще с ранних лет.

Первым значительным произведением Фонвизина стала комедия «Бригадир». В ней драматург высмеял дворянина Ивана, не помнящего родства, жеманство и глупость Советницы, грубость и невежество Бригадира, корыстолюбие Советника.

Новым в комедии стал язык - натуральный, остроумный, правдиво и убедительно характеризующий ее героев. Был использован макаронический жаргон - смесь просторечий и французских слов, рождающая комический эффект.

5. Ответы на вопросы:

. Почему новая русская литература началась, по словам В.Г.Белинского, «с сатир - плода осеннего, а не с од - плода весеннего»?

. Почему для А.С.Пушкина Д.И.Фонвизин «из перерусских русский» и «сатиры смелый властелин»?

6.Слово группы теоретиков:

. Повторение теории: роды литературы, классицизм как направление в разных видах искусства, развитие жанра.

7. Индивидуальная справка уч-ся на основе материалов Форума (фрагмент презентации Рязановой): работа с терминами: комедия, акт, явление, ремарка, реплика, конфликт.

8. Слово группы лингвистов:

. список действующих лиц;

. роль последовательности;

. «говорящие» фамилии;

. система образов

9. Слово группы режиссёров, постановщиков, актёров:

. инсценирование : д.1,явл. 1,2,5;

. чтение по ролям: д.4, явл.8;

. просмотр фрагментов спектакля ММХАТ им. Островского А. Н.

д.3, явл.8; д.4, явл.4

10. Закрепление изученного:

. итоговый анализ 1 действия: понравилась ли игра одноклассников? Почему? Удалось ли им передать атмосферу поместной жизни? Какова она? Можно ли уже по 1 действию определить законы классицизма? Если да, то какие? Определяет ли драматург «афишей» и событиями 1 действия основные проблемы всей комедии?

. назовите основные проблемы комедии.

Проблема крепостного права в комедии «Недоросль»


С первых сцен комедии создается атмосфера поместной жизни: Простакова бранит Тришку, нигде не учившегося портняжному искусству, но сшившего Митровану кафтан. Ругань и угрозы обращены и к няньке, и к мужу, и к учителям Митрофана. Простакова - абсолютная владычица в этом имении, как Екатерина в России. Параллель очевидна, и явны последствия этой неограниченной власти: развращенность одних и рабское безволие других. Указ о вольности дворянства понимается простаковыми и скотиниными как право высечь слугу, обобрать до нитки своих мужиков, насильно выдать замуж бедную родственницу.

Кульминация любовно-бытового конфликта - сцена «бешенства» Простаковой, когда не удалось хитростно похитить Софью и выдать ее за Митрофана. Скотская сущность героев передана через фамилии, особенности речи, саморазоблачение.

Проблема образования и воспитания в комедии.


Проблема воспитания и образования решена в сценах учения Митрофанушки, диалогах его учителей. Среди них - бывший кучер Вральман, солдат Цыфиркин, семинарист Кутейкин. Митрофан не просто смешон, но и омерзителен в своем отношении к Еремеевне, готовой за него жизнь отдать. Его отречение от матери - следствие ее слепой любви к сыну, потакания его инстинктам и непонимания роли образования.

Он вызывает смех «познаниями» в российской грамматике, нежеланием учиться и охотой жениться. Однако в финальной сцене перед нами жестокий и ничтожный, «не помнящий родства» недоросль, требующий от матери отвязаться, «как навязалась». Горе ее неподдельно, и в этот момент Простакова почти трагическая героиня, что нарушает классицистское требование чистоты жанров, но придает образу жизненную убедительность.

. вопросы и задания группы эрудитов: составление опор «Система образов комедии», «Визитные карточки» героев, решение кроссвордов, игра «Отгадай» (афоризмы, их «авторство», значение).

12. Выводы:

. Ответ на вопрос: Почему разделилось мнение критиков, литературоведов, биографов относительно принадлежности пьесы классицизму?

. Слово ученика-книжника (сжатый пересказ статьи Г.П.Макагоненко и др. и статьи Г.А.Гуковского)

13.Обобщение изученного.

. Слово учителя

Просветительские идеи комедии.


Особую роль играют «высокие» герои, рассуждающие о «государе великом», который «есть государь премудрый», о развращении и лукавстве двора Екатерины и окольных путях карьеристов. Просветительские идеи комедии - в требовании Стародума наказать жестокую помещицу лишением ее прав распоряжаться имением; в мечте, чтобы государь мог «возвысить души своих подданных». Для зрителей XVIII века эти идеи были интересны, а скучные разговоры Правдина и Стародума стали образцами гражданственности и чести.

14. Слово биографов:

Последние годы жизни Фонвизина были омрачены болезнью, превратившей его в инвалида, наполовину парализованного. Собрание сочинений издать при жизни писателя не удалось, хозяйство пришло в запустенье, и семья была практически разорена.

Но вот уже почти 230 лет с нами говорит умный человек, автор; он старается пробудить в нас лучшие человеческие качества.

15. Дифференцированное домашнее задание (см. План занятия).

Использованные материалы:

1. Текст комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

2. Учебник-хрестоматия для 8 класса. Статья, посвящённая жизни и творчеству Д.И.Фонвизина.

3. Материалы Форума учителей-победителей Нац.проекта (работы Г.Н.Рязановой).

4.О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 9 класс. М. Просвещение.2005.

5.И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.2008.Москва. »ВАКО».

6. Конспекты уроков для учителя литературы. 9-10 классы.Обзорные уроки для полготовки к экзаменам. 19 век.Москва.»ВЛАДОС»2011.

7. Библиотека Кирилла и Мефодия. 9класс. Виртуальная школа.






© 2010-2022