Конспект урока. Поэзия серебряного века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Поэзия серебряного века

Цель: дать представление об истоках возникновения данного явления в литературе и искусстве и знания о литературных течениях модернизма;

развивать интерес к изучению русской литературы;

воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к слову.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа - проектор, презентация, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Организационный момент:

Сегодня мы начинаем изучение новой страницы в русской литературе, литературу 20 века. Запишите название раздела.

Сообщение темы урока и целей (мы должны определить истоки этого явления в русской культуре и литературе, дать понятие модернизма и его разновидностей).

Размещаем на доске: серебряный век

Ход урока:

  1. Лекция

2слайд Победа, слава, подвиг,

Бледные слова, затерянные ныне,

Звучат в душе, как громы медные,

Как голос Господа в пустыне.

Безумный век…

Так писал русский поэт А. Блок об эпохе, которая сегодня притягивает умы и сердца многих из нас. Конец 19 - начала 20 века…

Русскую культуру этого времени принято называть «Серебряным веком». Как вы считаете, почему? Каковы временные рамки культуры «серебряного века»?

Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым. Вопрос о хронологических границах не решён. Мы ограничим временные рамки: с 1895 по 1920 гг.

Сегодня серебряным веком называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Всё привычное уходит. На сцену приходит Ничто. Многие страшились будущего. Каким же оно будет?

Вспомните историческую обстановку того времени.

Какие события происходили в то время?

Сообщение студента:

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий 19 века пришёл период социальных, политических потрясений. Вот ключевые события той эпохи.

1890 - начало экономического роста;

1894 - начало царствования Николая II;

С 1902 - массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических;

1903 - второй съезд РСДРП;

1904-1905 - русско-японская война;

1905-1907 - первая русская революция;

1906 - создание I Государственной Думы;

Аграрная реформа Столыпина;

1914 - начало Первой мировой войны;

1917 - Февральская революция; свержение самодержавия;

Октябрьская революция.

Атмосфера тревожная, чувствовалось всеобщее неблагополучие, глубокий духовный кризис. Блок так заканчивает фразу о безумном веке:

3 слайд Звучат в душе, как громы медные,

Как голос Господа в пустыне.

Безумный век…

идёт ко всем чертям…

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество. Эти настроения стали называть модным словом. Повесить слово.

4 слайд Декаданс, декадентство (фр. - упадок) -

упаднические настроения в искусстве

и литературе конца 19 - начала 20 века, затронувшие русскую культуру того времени

Настроения декаданса были отражением разочарования и безверия части интеллигенции, отказа её от общественной борьбы. К. Бальмонт писал:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Моё единое отечество -

Моя пустынная душа.

Главное для поэта показать своё состояние, душу, отречься от реальности или возвыситься на ней. Одной из черт культуры того времени стало трагическое восприятие жизни. Размещаем на доске.

Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.

Чтобы явственнее представить литературного героя серебряного века, всмотритесь в полотна живописцев. Обратите внимание, как отразились настроения декаданса в героях живописных полотен?

5 слайд М. Врубель. Демон сидящий

6 слайд М. Врубель. Пан

7 слайд К. Сомов. Арлекин и смерть

8 слайд В. Борисов-Мусатов. Призраки.

9 слайд К. Петров-Водкин. Купание красного коня

(на всех полотнах представлены фантастические, вымышленные существа; состояние одиночества, трагизма, тоски по земным чувствам)

То же мы видим и в поэзии. Только в словесном воплощении.

Ещё одна примета культуры серебряного века - взаимосвязь, взаимопроникновение разных видов искусств. Размещаем на доске. Прежде всего - поэзии, живописи и музыки.

Декадентские настроения захватили писателей, художников, музыкантов разных литературных направлений, но более всего эти настроения отразились в поэзии модернизма. Размещаем на доске.

10 слайд. Модернизм - (фр. новейший, современный) - общее название всех нереалистических течений, возникших в искусстве и литературе начала 20 века.

(Обратиться к типам восприятия в литературе (реалистическое и романтическое)).

Что представлял собой модернизм?

Пусть на какое-то мгновение перед нашими глазами встанет время самых изысканных творений, которые как экзотический цветок расцвели на рубеже веков. И одна из самых главных его особенностей - новый стиль - модерн, благодаря которому оживают представления о красоте и значимости искусства. Художники модерна стремились активно вторгаться в обыденную жизнь и вместе с тем возвыситься над нею, над её каждодневными земными заботами.

Излюбленным предметом изображения в модерне были цветы. Они имели определённое значение, которое извлекалось из обычных мифологических представлений. Орхидеи, лилии, кувшинки, знаменовали трагедию, гибель, смерть.

Полуувядших лилий аромат

Мои мечтанья лёгкие туманит.

Мне лилии о смерти говорят,

О времени, когда меня не станет.

писала З. Гиппиус.

Ландыши - невинность. Колокольчики - желание. Подсолнухи - горение. Роза - любовь.

11 слайд М. Врубель. Белая азалия.

12 слайд. В. Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой.

13 слайд С. Судейкин. Любовь.

Для чего авторы использовали цветы, почему именно цветы?

Живопись тесно связана с искусством слова. Только образы зримые. Художники проводят мысль о единстве всего живого. Они стремятся соединить в некие фантастические существа цветок и птицу, волну и коня, рыбу и человека. Вспомните «Царевну - Лебедь» М. Врубеля, навеянную «Сказкой о царе Салтане» Пушкина.

14 слайд М. Врубель. Царевна-Лебедь.

Птица-женщина, сохранившая чарующую красоту и обретшая пленительную мягкость лебедя. Не живую из плоти и крови женщину писал Врубель, а фантастическое существо, для которого морская пучина - дом родной. Красота врубелевской Царевны-Лебедь рождена морской стихией, соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя - неземная красота. Только глаза живы на этом неподвижном лице.

15 Слайд М. Врубель. Царевна-Лебедь. Эпизод.

И в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья головного убора, затягивает, манит прощальный взгляд. В этом взгляде тоска по земному обличью, по земной любви и радости.

А теперь посмотрите и послушайте, как три вида искусства слились в один образ этой величавой птицы.

Звучит стихотворение К. Бальмонта «Белый лебедь» на фоне музыки К. Сен - Санса «Лебедь».

Какое чувство вы испытали при встрече с живописью, музыкой и искусством слова? (восхищение красотой)

В основе модернизма лежит эстетизация (Размещаем на доске) жизни, преображение красотой.

Послушайте отрывок из ещё одного стихотворения К. Бальмонта:

Тают зелёные свечи,

Тускло мерцает кадило,

Что-то по самые плечи

В землю сейчас уходило.

Чьи-то беззвучно уста

Молят дыханья у плит,

Кто-то, нагнувшись, с креста

Жёлтой водой их поит.

Каково ваше восприятие этих строк? Представьте какую-либо картину. (трудно понять, но, несомненно, стихи нежны и красивы, необычны).

Ещё одно стихотворение: И. Анненский «Среди миров…».

О чем стихотворение?

Итак, красота - основной критерий модернизма, порой даже в ущерб пониманию. Модернисты и не стремились к всеобщему пониманию. Стихотворение Н.Гумилёва «Шестое чувство».

Ключом к пониманию этой поэзии являются строки Ф.И. Тютчева:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Вывод: культура серебряного века окрашена настроениями декаданса, имеет отличительные черты…

Каковы же истоки этой поэзии?


  1. Комментирование схемы «Темы и проблемы русской поэзии 19 века». Слайд 16.

Русский серебряный век истоками своими уходит в столетие 19-е и всеми корнями прорастает в «век золотой».

3. Работа с текстами по заранее обозначенным вопросам.

Выделяют три течения в модернизме: символизм, акмеизм, футуризм. Давайте выясним, что собой представляет каждое из них.

Работа с текстами.

Символизм

а) кто из русских поэтов стоял у истоков отечественного символизма?

б) как проявилась неоднородность символизма?

в) из чего исходили символисты?

г) в чём видели свою задачу?

д) что является средством постижения мира?

Слайд 17.

Символизм - течение модернизма, для которого характерен уход от действительности в надреальный мир посредством символов, т.е. словесных знаков, содержащих в себе множество значений, выражающих настроение поэта.

Акмеизм

а) что стало основой для появления акмеизма?

б) кто из русских поэтов стоял у истоков акмеизма?

в) в чём видели акмеисты свою задачу?

Слайд 18.

Акмеизм - течение модернизма, выделившееся из символизма и стремящееся к постижению внутреннего мира человека.

Слайд 19.

Футуризм

а) какова художественная программа футуристов?

б) в чем проявляется отрицание традиций, анархический бунт?

в) назовите группировки в футуризме

Футуризм - течение модернизма, для которого характерно отрицание традиций и эстетики прошлого, анархический бунт, часто - разрушение естественного языка.

Поэзия - всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха.

Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Узнаем их судьбы. Все они разные, у них разные стихи, но соединил их - Серебряный век.

(На фоне музыки (Рахманинов. Вокализ) студенты представляют композицию).

Слайд 20.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942) родился в дворянской семье. Был исключен с юридического факультета Московско­го университета за участие в студенческом движении. Первый сборник его стихов вышел в 1890 году. В десятилетие 1895 - 1905 был самым известным из русских поэтов. С конца 1905 до 1913 жил за границей как политический эмигрант, после амнистии политэмигрантам вернулся в Россию. Вновь эмигрировал в 1921 году, жил, сильно нуждаясь, во Фран­ции, где и умер. (1-ый студент)

(2-ой студент)

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце.

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье.

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь... Я буду петь о солнце

В предсмертный час!

Слайд 21.

(3-й студент) Федор Сологуб (Федор Кузмич Тетерников) (1863- 1927). Сын портного, четырех лет лишился отца и воспитывался матерью, работав­шей прислугой. Учился в уездном училище и Петербургском учительском институте. Двадцать пять лет, до 1907 года, преподавал математику в глу­хих северных городках. Начал широко печататься в 90-х годах.

(4-ый студент)Я - бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах.

Не сотворю себе кумира

Ни на земле, ни в небесах.

Моей божественной природы

Я не открою никому.

Тружусь, как раб, а для свободы

Зову я ночь, покой и тьму.

Слайд 22.

Марина Ивановна Цветаева (1892 -1941) родилась в Москве. Дочь профессора искусствоведения И.В.Цветаева, основателя Музея изо­бразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1908 году окончила гимна­зию, слушала лекции по истории литературы в Сорбонне. Печатала свои стихи с шестнадцати лет. Первой ее книгой был «Вечерний альбом». Мо­лодую поэтессу поддержали В.Брюсов и М.Волошин, с последним у Цве­таевой завязалась крепкая дружба на долгие годы. В 1922 году эмигриро­вала, уехав к мужу, С. Эфрону. Жила в Чехии, во Франции, в Париже. Возвратилась на родину в 1939 г. В 1941 г., в первые месяцы Великой Отечественной войны, будучи в эвакуации в Елабуге, покончила жизнь самоубийством.

Душа и имя

Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!

Слайд 23.

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886 - 1939) родился в Москве. После окончания гимназии учился в Московском университете, сначала на юридическом, потом на историко-филологическом факульте­тах. Рано начал писать стихи; был мастером старых форм и отказывался от каких-либо крайних новшеств. В 1922 году эмигрировал. Умер в Па­риже, в больнице для бедных (418).

Я угасну... Я угасну...

Все равно... Умру, уйду.

Я скитаюсь здесь напрасно.

Путь далек мне. Я пойду.

Небо низко. Ветер злобен.

Травы вялы. Пал туман.

Призрак счастья тускл и дробен.

Жизнь - томительный обман.

Вы - останьтесь. Вам за мною

Не идти. Туман - глубок.

Я уйду, закроюсь мглою...

Путь неведом и далек...

Слайд 24.

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885- 1922) родился в Астраханской губернии, сын ученого-натуралиста. Учился в Казанском и Петербургском университетах, курса не закончил. В печати дебютировал в 1908 году. Был бессеребреником, вел страннический образ жизни, редко завершал свои работы и мало заботился об их сохранности. В печать его стихи обычно готовили и сдавали друзья. Скончался от тифа в Новгородской губернии, куда приехал в голодное время по приглаше­нию художника П.Митурича.

Еще раз, еще раз,

Я для вас Звезда.

Горе моряку, взявшему

Неверный угол своей ладьи

И звезды:

Он разобьется о камни,

О подводные мели.

Горе и вам, взявшим

Неверный угол сердца ко мне:

Вы разобьетесь о камни,

И камни будут надсмехаться

Над вами,

Как вы надсмехались

Надо мной.

Слайд 25.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1885 -1941) ро­дился в Петербурге, сын офицера. Учился в череповецком реальном учи­лище. Начал печататься в 1905 г. в провинциальных газетах. В феврале 1918 года на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве был провозглашен публикой «королем поэтов». Вторым был Маяковский. В марте того же года уехал в Эстонию и оказался отрезанным от родины. В Россию не возвратился, хотя и тосковал по ней. Умер в Таллинне.

Эгополонез

Живи. Живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны: как златотрубны

Снопы ржаные моих поэз!

В них водопадит Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое - всегда одно:

Я и Желанье! Живи, Живое! -

Тебе бессмертье предрешено!


Слайд 26.

Владимир Владимирович Маяковский (1893 -1930) родился в Грузии. Учился в кутаисской гимназии. В 1906 году переехал в Москву, стал заниматься революционной работой. Дважды был арестован. Был в числе авторов первых футуристических манифестов...

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

Заключительное слово.

Рубеж веков - один из сложнейших и интереснейших периодов духовного развития России. Новое время породило новое искусство. Оно несёт в себе трагичность времени, грядущие мятежи… его можно понимать и не понимать, принимать и - не принимать. Одно неоспоримо - это культ Красоты, Добра, Истины.

Список использованных источников

1. Конспекты уроков для учителя литературы 11 кл.: Серебряный век русской поэзии /под ред. Л.Г. Максидоновой.- М., 2000.

2. Открытый урок по литературе (Материалы, конспекты, планы): Пособие для учителя. Выпуск 1. Москва - Йошкар-Ола: МГПУ - Редакция журнала «Марий Эл учитель», 1996.

3. Серебряный век: Поэзия. Критика. Хрестоматия по истории русской литературы конца 19 - начала 20 века: Учеб. Пособие /под ред. Е.В. Владимирова. Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 1993.








© 2010-2022