Рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание учебного предмета

О языке. Русский язык среди языков мира.

Речь. Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ.

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения.

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Содержание программы

Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный).

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный). Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной инормации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.

Текст

1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Общие сведения о языке

1. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык - язык русской художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Основные выразительные средства фонетики. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

2. Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.

Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j']. Прописные и строчные буквы.

2. Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учётом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.

Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.. Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.

2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности. Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Морфология

1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи.

Культура речи

1. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.

2. Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции.. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания при прямой речи

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Язык и культура

1. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.











График проведения контрольных работ.




Тема. Раздел.


Вид работы.

Дата

1.

Повторение изученного в 5-8 классах.

Урок 5. Контрольная работа №1. Входной тест.

16.09

18.09


Урок 10-11. Сжатое изложение.

2.10

7.10

3.10

9.10

2.

Сложное предложение.

Сложносочиненное предложение.

Урок 17. Контрольная работа №2 по теме: «ССП». Диктант.

28.10

30.10

Урок 18-19. Контрольная работа №3. Подробное изложение.

30.10

11.11

31.10

13.11

3.

Сложноподчиненное предложение.

Урок 29. Контрольная работа №4 по теме «сложное предложение». Тест.

16.12


18.12

Урок 38-39. Контрольная работа №5. Сжатое изложение.

29.01

3.02

30.01

5.02

Урок 45. Контрольная работа №6. Диктант с грамматическим заданием.

24.02


26.02

4.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

Урок 48. Контрольная работа №7. Рецензия.


5.03


6.03

5.

Бессоюзное сложное

предложение.

Урок 59. Контрольная работа №8 по теме: «БСП».

21.04

23.04

6.

Итоговая контрольная работа.

Урок 64. Контрольная работа №9. Сжатое изложение.

7.05

14.05


Контрольная работа №1.

Входной тест

Вариант 1.

Часть 1.

А1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

  1. Парус белый из тумана начинает выплывать.

  2. Охвачено сердце тревогою смутной.

  3. Росы напился соловей с кленового листа.

  4. Небо из-за горы казалось огромным.

А2. Найдите двусоставное предложение.

  1. Вновь зарёю восток озарило.

  2. Иду на грозу.

  3. С крыши сбросили снег.

  4. Липким запахом веет полынь.

А3. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Его ругают а он радуется.

  2. Николай тихонько засвистел сел за стол начал что-то писать.

3) Позже я встречал Надежду Григорьевну часто она жила неподалёку.

4) Мне очень жаль что я не созвонился с Самсоновым.

А4. В каком предложении есть обстоятельство времени?

1) Я пришёл в класс за десять минут до звонка.

2) Из оврага долетал до моего слуха глухой шум.

3) Благодаря частым дождям трава была необычайно сочная.

4) Он специально пропустил это занятие.

А5. Определите вид простого предложения. Люблю читать приключенческую литературу.

  1. определенно-личное 3) безличное

  2. неопределенно-личное 4) двусоставное

А6. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных подлежащих.

(Знаки препинания не расставлены.)

  1. К числу дичи принадлежат не только птицы но и звери.

  2. Былые невзгоды и беды и горе промчатся как воды забудутся вскоре.

  3. Ни зайчишка ни гусь ни поросенок никто не спасется от страшных зубов волка.

  4. Я царство мое убираю в алмазы жемчуг серебро.

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И вот (1) к счастью (2) начался лес (3) то приближаясь к дороге (4) то удаляясь от нее.

  1. 2,4 3) 1,4

  2. 1,2,3,4 4) 1,2,4

А8. На месте каких цифр нужны запятые?

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5)маленького человека.

  1. 1,4,5 3) 1,2,3,4

  2. 2,3,4,5 4) 1,2,3,4,5

А9. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) в конце января; 2) придёт и принесёт;

3) зимним морозом; 4) замолчат сразу.

А10. В каком предложении неверно указано подлежащее?

1) Татьяна Николаевна остановилась в недоумении.

2) Чай пить - не дрова рубить.

3) Присутствующие были очень удивлены.

4) Девять - нечётное число.

А11. В каком предложении есть однородные определения?

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Так начался мой первый гимназический год.

2) Дом был большой двухэтажный.

3) Вокруг тянулась плоская унылая степь.

4) Прошлое и настоящее определяют будущее.

А12. В каком предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство?

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером в парке зажигались огни.

2) Мы расположились в палатке поджав ноги.

3) Он почти всю свою жизнь лет пятьдесят проработал в газетах.

4) Он трудился не покладая рук.

А13. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение.

1) Что-то тревожное послышалось в его голосе.

2) В горах ночью прохладно.

3) Меня здесь не понимают.

4) Звонкое, радостное утро.

А14. Укажите предложение, в котором нет нарушения речевых норм.

1) Дети писали домой письма, в которых было написано о жизни в лагере.

2) На запрос по делу нам ответили опиской.

3) Метатель метнул изогнутый бумеранг.

4) Срочной телеграммой пришлось вызывать старшего сына.

Часть 2

Прочтите внимательно текст. Выполните задания к нему.


  1. Два часа пробирались мы к озеру, обходя трясины и пытаясь отыскать удобные подходы. (2) Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то колючего растения, затем чащобу, и впереди показался остров. (3) Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландышей. (4) Их правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, искусно придавшим им геометрически правильную форму, зашелестели у наших лиц.

(5) В продолжение получаса мы предавались покою. (6) Поднимаешь голову, а над тобой шумят сосны, величественные, стройные, верхушками упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. (7) А где-то рядом колышутся, шепчутся, что-то назойливо лепечут сухие камыши.

(8) Кругом никого и ничего. (9) Только темно-желтые сухие листья кружатся в воздухе. (10) Позвать кого-нибудь? (11) Попробуйте, крикните. (12) Никто не услышит. (13) Не рассчитывайте встретить здесь одинокого человека.

В1.Определите вид подчинительной связи словосочетания рядом колышутся (предложение7).

В2. Из предложения 6 выпишите приложение.

В3. Среди предложений 5-8 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.

В4. Среди предложений 1-4 найдите простое предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите его номер.

В5. Среди предложений 9-13 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

В6.Чем осложнено предложение 9?

Вариант 2.

Часть 1.

А1. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.

  1. Жизнь без движения будет пуста.

  2. Всё у нас с тобой по-прежнему.

  3. Песню слушают колосья на ветру.

  4. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

А2. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Мычат коровы да лают собаки.

2) Крупные снежинки кружились в воздухе опускались на воротники прохожих.

3) Поезд уже показался когда я подошёл к станции.

4) Мороз крепчал и больше всего доставалось рукам и коленям.

А3. Найдите двусоставное предложение.

  1. Скамейка почернела от времени.

  2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  3. Буду слушать музыку падающей листвы.

  4. Выйди из комнаты!

А4. В каком предложении есть обстоятельство цели?

1) Я пришёл в класс за десять минут до звонка.

2) Из оврага долетал до моего слуха глухой шум.

3) Благодаря частым дождям трава была необычайно сочная.

4) Он специально пропустил это занятие.

А5. Определите вид простого предложения: Снегом замело входы в блиндажи.

  1. определенно-личное 3) безличное

  2. неопределенно-личное 4) двусоставное

А6. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных обстоятельствах.

(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Всё пахло листья сирени и смородины кусты акации цветы трава земля.

  2. Листья падали дни и ночи.

  3. Среди птиц насекомых в сухой траве всюду чувствовалось приближение осени.

  4. Тысячи людей прошли сквозь весь Донбасс и в зной и в пыль и в дождь и в грязь.

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

И опять вьётся (1) уводя вдаль (2) пыльная (3) дорога(4) нагретая солнцем .

  1. 3,4 3) 1,2,3

  2. 1,2,3,4 4) 1,2,4

А8. На месте каких цифр нужны запятые?

Вронский остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошел в аллею (6) ведущую к дому.

  1. 1,2,3,4,5,6 3) 1,2,3,4,6

  2. 1,4,6 4) 1,4,5,6

А9. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) он придёт; 2) придёт в гости; 3) летнего вечера; 4) замолчат сразу.

А10. В каком предложении неверно указано подлежащее?

1) Дважды два - четыре.

2) Мы подошли к станции.

3) Знакомые были очень рады встрече.

4) Наша задача - хорошо учиться.

А11. В каком предложении есть однородные определения?

(Знаки препинания не расставлены.)

1) На улицах города появились импортные комфортабельные автобусы.

2) Дом был большой двухэтажный.

3) На голове белая мохнатая шапка.

4) Дождливая грязная тёмная осень.

А12. В каком предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство?

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Внизу у реки лежали перевёрнутые лодки.

2) Мы доказали свою точку зрения используя веские аргументы.

3) Он почти всю свою жизнь проработал в газетах.

4) Он выполняет этот трюк шутя.

А13. Укажите односоставное безличное предложение.

1) Что-то тревожное послышалось в его голосе.

2) В горах ночью прохладно.

3) Меня здесь не понимают.

4) Звонкое, радостное утро.

А14. Укажите предложение, в котором нет нарушения речевых норм.

1) С обоих сторон реки густой лес.

2) Компьютерный вирус не обнаружен.

3) Авария произошла благодаря невнимательности электрика.

4) Мальчики бежали сломив голову.

Часть 2

Прочтите внимательно текст. Выполните задания к нему.

  1. Цветок этот, пожалуй, из скромных скромный, не выбирает себе лучшего места, не выпячивается, не бросается в глаза, как, к примеру, ромашка, медуница, иван-чай. (2) Где сырая ложбиночка, где овражек с ручейком, там и незабудки…

  1. Незабудки… (4) Имя-то какое ласковое! (5) Заслужил. (6) Цветок этот о пяти лепесточках, голубенький, неба понежнее, а в самой серёдке желтое сердечко. (7) Незабудки не выгорают, не выцветают, не тускнеют на горячем солнышке лета. (8) Свечение от цветка, который и размером-то с ноготок ребенка, мягкое, чистое, доверчивое. (9) Поглядишь и не забудешь. (10) В цветке этом вместе совмещены и красота, и простота, и вечность. (11) Если б (допустим на мгновение) на земле не было никаких других цветов, кроме этого, мы бы всё равно знали, судя по незабудкам, как прекрасны цветы.

В1. Определите вид подчинительной связи словосочетания цветок этот (предложение 1).

В2. Из предложений 1-2 выпишите вводные слова.

В3. Среди предложений 2-5 найдите простое назывное предложение. Напишите его номер.

В4. Среди предложений 8-11 найдите предложение с однородными подлежащими. Напишите его номер.

В5. Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение со вставной конструкцией. Напишите его номер.

В6. Чем осложнено предложение 7?

Контрольная работа №2.

Сжатое изложение.

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности - огорчение; не успел купить марку для своей коллекции - огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной. (По Д. Лихачеву.) 172 слова.

Контрольная работа №3.

Диктант с грамматическим заданием.

Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из- за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало мое ангарское происхождение. Лидия Михайловна ,учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.

«Нет, придется с тобой заниматься отдельно», -сказала она.

Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом ,краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда -то лететь.

Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку.

Впрочем ,лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превращалось в удовольствие.

(По В.Распутину) (151 слово)

Грамматическое задание.

  1. Выполните синтаксический разбор одного из ССП.

  2. Объясните графически постановку знаков препинания во 2-м и 3-м абзацах.

  3. Выпишите предложение, соответствующее характеристике: сложное предложение из двух частей с соединительным союзом. Первое предложение - простое, двусоставное, распространенное; второе - двусоставное распространенное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием.

  4. Сосчитайте количество CПП в диктанте.

Контрольная работа №4.

Подробное изложение.

МОЙ ДРУГ.

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гор¬дость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперед и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то, и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

«А что вы удивляетесь? - сказал мой друг. - Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках - а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофер уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шоферу, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

Шофер некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофера, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания»,- хохоча, заключил он свой рассказ.

Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве XX века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.

Как же я любил его в эти часы! «Нет, - думал я, - не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»

(По Ф. Искандеру.)

Контрольная работа №5.

Тестовые задания по теме: «Сложное предложение».

I вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

A. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели. Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. B. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России. Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2. Прочитайте предложение. Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит ...

A. перед главным предложением Б. после главного предложения B. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи солнца начнут пронизывать лес.

A. придаточное времени

Б. придаточное определительное

B. придаточное условное

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство. Б. Я поехал туда, где прошло мое детство. В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. Какая схема соответствует предложению. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

А. ( ), ( ), [ ]. Б. ( ), ( ), [ ]. В. [, ( ), ].

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

A. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа. Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает. B. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

10. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

II вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

A. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь. Б. Мост снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось делать большой крюк. B. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду. Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

2. Прочитайте предложение. Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит ...

A. перед главным предложением Б. после главного предложения B. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении. Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

A. придаточное сравнительное Б. придаточное условия B. придаточное времени

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили. Б. Я знал, куда меня направили. В. Я приехал туда, куда меня направили.

8. Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал!

А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], ( ), ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ).

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

A. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

B. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

10. Спишите предложение, расставив знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.

Контрольная работа №6.

Сжатое изложение.

Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык человека - гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно.

(По Д.С.Лихачёву) 133 слова

Контрольная работа №7.

Диктант с грамматическим заданием.

Надвинулись сумерки, наступает Иванова ночь... Рыбаки сказывают, что в ту ночь вода подергивается серебристым блеском, а бывалые люди говорят, что в лесах тогда деревья с места на место переходят и шумом ветвей меж собою беседы ведут... Тот, кто сорвёт в ту ночь огненный цвет папоротника, поймет язык всякого дерева и всякой травы, понятны станут ему разговоры зверей и речи домашних животных... Тот цвет-огонь - дар Ярилы.

Немного часов остается до полночи, когда на одно мановение тот чудный цветок распускается.

Страшно подходить к чудесному цвету, редко кто решится идти за ним в Иванову ночь. Такой смельчак разве в несколько десятков лет выищется, да и тот не добром кончает...

Духи мрака, духи хлада, искони враждебные солнцу - Яриле, жадно стерегут от людей его дар. Они срывают цвет-огонь, они напускают ужасы, страсти и напасти на смельчака, что пойдет за ним в заветную Иванову ночь... Они увлекают его за собой в страну мрака и смерти, где уж не властен отец Ярило. Страшно поклоняться Яриле в лесу перед таинственным цветом-огнем, зато весело и радостно чествовать светлого Яра купальскими огнями. (По П.Мельникову-Печерскому) (169 слов)

Грамматическое задание.

  1. Выполнить разбор CПП. Начертить его схему.

  2. Подчеркнуть однородные члены предложения.

  3. Выписать по два примера словосочетаний с разными типами подчинительной связи.

Контрольная работа №9.

Бессоюзные сложные предложения. Тест (вариант 1)

  1. Сколько простых предложений в составе сложного предложения?

Дождь только что перестал, облака быстро бежали, глубоких

просветов становилось все больше и больше на небе (Чехов). 1)2 ; 2)3 ; 3)4.

2. Какое предложение является бессоюзным?

  1. Наступили те неустойчивые дни, когда зима еще не кончилась, а весна по-настоящему еще не начиналась (Осеева).

  2. В это время подъехала к крыльцу бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперед

  3. Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло: сквозь нее весной видно вглубь на сорок метров (Михайлов).

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
    месте которых в предложении должны стоять запятые?

  2. Часы шли (1)был уже полдевятого (2) все уже уехали на тракторе в лес

1)1; 2)1,2; 3)2.

4. Какой знак должен стоять на месте цифры? Дед оказался прав
(1) к вечеру пришла гроза (Паустовский).

  1. запятая;

  2. двоеточие;

  3. тире;

  4. точка с запятой.

5. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить двоеточие?

  1. Посередине улицы шагает ночной сторож с трещоткой в
    руке (...) рядом с ним трясется собака (Горький)

  2. Он попробовал пошевелить левой рукой (...) она не двигалась (Паустовский).

  3. Я любил бродить с ним по лесам (...) он знал все тропы, все
    глухие углы леса, все травы, кустарники (Паустовский).

  1. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире? 1) Погода стояла сосем неблагоприятная (...) по временам шел мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер (Арсеньев).

  1. Облако пройдет (...) озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом (Григорович).

  2. Обычно мы помогаем друг другу (...) один чистит картошку, другой растапливает печь (Васильев).

7. В каком предложении есть обобщающее слово, после которого , ставится двоеточие?

  1. Выжженная трава глядит уныло и безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей (Чехов).

  2. Все это: и ночь, и даль, и горы, и звезды, и туманы - казалось мне исполненным невиданной прелести (Короленко).

  3. Он смущенно оглядел комнату: в ней не было ни зеркала, ни полотенца (Эренбург).

Бессоюзные сложные предложения. Тест (вариант 2)

  1. Сколько простых предложений в составе сложного предложения?

Дубовые кусты разрослись по скатам оврага: около родника
зеленеет короткая, бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги (Тургенев).

1)2; 2)3; 3)4.

2. Какое предложение является бессоюзным?

  1. Мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы (Паустовский).

  2. Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, вес в саду глядело неприветливо, уныло (Чехов).

  3. Вековые теплые деревья сомкнулись над головами бойцом, и солнце не могло пробиться сквозь листву (Гончар).

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Звонче жаворонков пенье (1) ярче вешние цветы (2) сердце полно вдохновенья (3)небо полно красоты (А. Толстой).

1)1; 2)1,2,3;2, 3; 3)1, 3.

4.Какой знак должен стоять на месте цифры?

Пароход не мог идти дальше (1) за туманом не видно ни бакенов, ни перевальных огней (Паустовский).

1) запятая;

  1. двоеточие;

  2. тире;

  3. точка с запятой.

5. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

  1. Куст заденешь плечом (...) на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (Никитин).

  2. Я приехал как раз вовремя (...) поезд стоял у платформы(Короленко).

  3. Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко над дальним лесом (...) другой точно так же пролетел в том же направлении и скрылся (Тургенев).

6. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

  1. Вдруг мужики с топорами явились (...) лес зазвенел, застонал, затрещал (Некрасов).

  2. Я поднял голову (...) ни насмешки, ни гнева в ее лице, а была лишь ее свежая, веселая улыбка (Достоевский).

  3. Начальство узнает (...) не похвалит (Короленко).

7. На месте какой цифры в предложении ставится тире?

Дунул ветер (1) все дрогнуло (2) ожило и засмеялось (Горький).

1)1; 2)2; 3)1,2.

Итоговая контрольная работа. Тест.

Вариант 1.

Прочтите текст и выполните задания A1-A7; B1-B9

(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда - с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.

(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

- (12) Пап, ну скажи ей, - громко пожаловалась Оксана. - (13) Чего она мне нервы мотает?

- (14) Как ты разговариваешь с матерью? - одёрнул Корольков.

- (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…

- (19) Что значит «ляпнет»?

- (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

- (24) Ты не голодала, а мы голодали.

- (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.

- (28) Довольно-таки противно тебя слушать, - объявил Корольков. - (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.

- (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, - именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, - пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос - тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь - как праздник.

(По В.С. Токаревой)

*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) - русский прозаик и сценарист.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»

  1. Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола, а дочь это не оценила.

  2. Матери не нравится, как одевается Оксана.

  3. Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.

  4. Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (предложение 3).

  1. пользоваться моментом

  2. изобличать

  3. принимать

  4. понимать

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Чего она мне нервы мотает?

  2. По дому плавали запахи и крики.

  3. Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.

  4. Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.

  2. В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.

  3. В слове ХЛЕБ последний звук [п].

  4. В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. голодала

  2. заплесневеет

  3. осложнения

  4. положили

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

  1. разговариваешь

  2. отворилась

  3. поднимет

  4. сделать

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

  1. ванной

  2. длинной

  3. пущенная

  4. именно

В1. Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 41.

В4. Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(1) или,(2) как она называла,(3) «ретруха».

- Пап,(4) ну скажи ей,(5) - громко пожаловалась Оксана. - Чего она мне нервы мотает?

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) - именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) - пришёл,(6) ушёл.

В8. Среди предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Вариант 2.

Прочтите текст и выполните задания A1-A7; B1-B9

(1) Мне тринадцать лет.

(2) Каждый вечер в ущерб заданным урокам я читаю и перечитываю всё одну и ту же книгу - «Войну и мир».

(3) Я влюблена в князя Андрея Болконского. (4) Я ненавижу Наташу, во-первых, оттого, что ревную, во-вторых, оттого, что она ему изменила.

- (5) Знаешь, - говорю я сестре, - Толстой, по-моему, неправильно про неё написал. (6) Не могла она никому нравиться. (7) Посуди сама - коса у неё была «негустая и недлинная», губы распухшие. (8) Нет, по-моему, она совсем не могла нравиться. (9) А жениться он на ней собрался просто из жалости.

(10) Потом ещё мне не нравилось, зачем князь Андрей визжал, когда сердился. (11) Я считала, что Толстой это тоже неправильно написал. (12) Я знала наверное, что князь не визжал.

(13) Каждый вечер я читала «Войну и мир».

(14) Мучительны были те часы, когда я подходила к смерти князя Андрея.

(15) Мне кажется, что я всегда немножко надеялась на чудо. (16) Видимо, надеялась, потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня, когда он умирал.

(17) Ночью, лёжа в постели, я спасала его. (18) Я заставляла его броситься на землю вместе с другими, когда разрывалась граната. (19) Отчего ни один солдат не мог догадаться толкнуть его? (20) Я бы догадалась, я бы толкнула.

(21) Потом посылала к нему всех лучших современных врачей и хирургов.

(22) Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрёт.

(23) Нет. (24) Умер! (25) Умер!

(26) Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно.

(27) И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков. (28) А утром... (29) Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урока!

(30) И вот наконец я додумалась. (31) Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея. (32) Пусть даже женит его на Наташе, даже на это иду, даже на это! - только бы не умирал!

(33) Спросила гувернантку, может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении. (34) Та ответила, что как будто может, что авторы иногда для нового издания делают исправления.

(35) Посоветовалась с сестрой. (36) Та сказала, что к писателю нужно идти непременно с его карточкой и просить подписать, иначе он и разговаривать не станет, да и вообще с несовершеннолетними они не говорят.

(37) Было очень жутко.

(38) Исподволь узнавала, где Толстой живёт. (39) Говорили разное - то, что в Хамовниках, то, что будто уехал из Москвы, то, что на днях уезжает.

(40) Купила портрет. (41) Стала обдумывать, что скажу. (42)Боялась - не заплакать бы. (43) От домашних своё намерение скрывала - осмеют.

(44) Наконец решилась. (45) Приехали мамины родственники, в доме поднялась суетня, так что время удобное. (46) Я сказала старой няньке, чтобы она проводила меня «к подруге за уроками», и пошла.

(47) Толстой был дома. (48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.

(49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

(53) Наконец - он. (54) Он был меньше ростом, чем я ждала. (55) Посмотрел на няньку, на меня. (56) Я протянула карточку и, выговаривая от страха «л» вместо «р», пролепетала:

- (57) Вот, плосили фотоглафию подписать.

(58) Он сейчас же взял её у меня из рук и ушёл в другую комнату.

(59) Тут я поняла, что ни о чем просить не смогу, ничего рассказать не посмею и что так осрамилась, погибла навеки в его глазах, со своим «плосили» и «фотоглафией», что дал бы только Бог убраться подобру-поздорову.

(59) Он вернулся, отдал карточку. (60) Я сделала реверанс.

- (61) А вам, старушка, что? - спросил он у няньки.

- (62) Ничего, я с барышней.

(63) Вот и всё.

(64) Вспоминала в постели «плосили» и «фотоглафии» и поплакала в подушку.

(По Тэффи)

*Тэффи (псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой; 1872-1952) - русская писательница и поэтесса.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С какой целью героиня рассказа решилась пойти к Толстому?»

  1. Девочка любила роман «Война и мир», и ей хотелось получить автограф великого писателя на его фотографии.

  2. Девочка хотела встретиться с автором «Войны и мира», чтобы рассказать ему, как она восхищается князем Андреем.

  3. Девочка мечтала убедить Толстого изменить сюжет романа и оставить в живых её любимого героя, князя Андрея.

  4. Девочке нужно было убедить Толстого, что князь Андрей может спастись, если женится на Наташе.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поднялась» (предложение 45).

  1. повысилась

  2. возникла

  3. встала

  4. возродилась

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков.

  2. Он был меньше ростом, чем я ждала.

  3. Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая.

  4. Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове КАЖЕТСЯ звуков меньше, чем букв.

  2. В слове ТРИНАДЦАТЬ нет непроизносимых согласных.

  3. В слове РОДСТВЕННИКИ есть звук [ц].

  4. В слове ШЁПОТОМ все согласные твёрдые.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. толкнуть

  2. умирал

  3. подписать

  4. напевая

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

  1. подходила

  2. отдал

  3. сделала

  4. вспоминала

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

  1. недлинная

  2. современных

  3. напечатанном

  4. несовершеннолетними

В1. Замените разговорное слово «жутко» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «мамины родственники», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 50.

В4. Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Мне кажется,(1) что я всегда немножко надеялась на чудо. Видимо,(2) надеялась,(3) потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня,(4) когда он умирал.

Ночью,(5) лёжа в постели,(6) я спасала его.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 48. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Живой человек один раз умирает,(1) а этот вечно,(2) вечно.

И стонало сердце моё,(3) и не могла я готовить уроков. А утром... Сами знаете,(4) что бывает утром с человеком,(5) который не приготовил урока!

В8. Среди предложений 29-34 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 45-49 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


© 2010-2022