Литературная композиция, посвящённая А. С. Пушкину

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Литературная композиция, посвящённая творчеству А.С.Пушкина

Цель: - приобщать учащихся к творчеству Александра Сергеевича Пушкина;

- формировать эстетическое восприятие лирики Пушкина;

- формировать навыки выразительного чтения наизусть лирических

произведений.

Эпиграф: «…От века из терний поэта заветный венок»

В.Брюсов

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И чувства к падшим призывал.»

А.С.Пушкин

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:

В феврале этого года общественность отметила скорбную дату - 170 лет назад умер, получив на дуэли смертельное ранение, Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин - один из самых любимых поэтов. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и не покидает её уже никогда»,- писал Александр Твардовский. Пушкин способен увлекаться и увлекать, привязываться к человеку всем силами души. Вот и становятся понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и огромная к нему благодарность. Нашу литературную композицию мы посвящаем великому поэту.

Звучит музыка, ученица выходит с зажжённой свечой и читает стихотворение Владимира Дагурова «Свеча».

Свеча - полночная подруга,

сердцебиение её

в час вдохновенного досуга

ему дарило забытьё

от лести, от долгов, от сплетен.

от неприкаянных дорог.

Пред ней поэт -

зловещ и бледен -

как огнь мятежный и пророк.

Свеча дрожит от дуновенья.

Душа трепещет от тоски.

«Я помню чудное мгновенье…» -

воспламеняются стихи.

Он сам - союз огня и света,

сквозь ночи белые и темь

от восковой свечи поэта

легла судьбы святая тень

на Крым, на псковские просёлки,

на снег январский,

на листы,

где и поныне не просохли

слова свободы и мечты.

Ведущий 1:

170 лет, отделяющие нас от Пушкина, отнюдь не малый срок. Казалось бы, что могло остаться от тех дней, когда сходились в поединке взаимоисключающие друг друга учения, когда, наконец, в смятении и страхе перед собственным ужасающим научным сотворением ум человечества прикован к небывалой доселе проблеме - уцелеет ли на земле свет разума или угаснет навсегда…

Ведущий 2:

И в этом отчаянном поиске опоры света, надежды и вдохновения снова и снова, соизмеряя былое и настоящее, обращаемся мы к гениям прошлого, запечатлевшим в искусстве многотрудную историю становления человеческого духа, и среди них и прежде всего устремляемся к Пушкину, к его поэзии, к его мыслям и страданиям, черпая в нём и радость, и горе, и энергию бытия, ибо Пушкин был не только мучеником, но и глашатаем и великим творцом Великой России.

Ученик: А.С.Пушкин «Пророк»

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,-

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь. и внемли,

Исполнись волею моей

М, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».


Ведущий 1:

Пушкин - великий творец Великой России. И в этом его феноменальность. Он шагнул и вместе с ним шагнула в мир пушкинская Русь. Он поэт истинно национальный, заключивший в духе своём все национальные элементы. В нём русская природа, русская душа, русский характер, русский язык отразились в необычайной чистоте и красоте.

Ученик: А.С.Пушкин «Бесы»

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошёл, ямщик!..» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно.

Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон - теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме густой».

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин…

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Ученик: А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

Т, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Ученик: А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы Что-то слышится родное

Пробирается луна. В долгих песнях ямщика:

На печальные поляны То разгулье удалое,

Льёт печально свет она. То сердечная тоска…

По дороге зимней, скучной Ни огня, ни чёрной хаты,

Тройка борзая бежит, Глушь и снег…Навстречу мне

Колокольчик однозвучный Только вёрсты полосаты

Утомительно гремит. Попадаются одне…

Ведущий 2:

Из русского языка Пушкин сделал чудо…Он ввёл в употребление новые слова, старым дал новую жизнь; его эпитет столь же смел, оригинален, как и резко точен, определён…Многообъемлемость и многосторонность также принадлежат к числу качеств, которые срослись с поэзией Пушкина. Грусть у него сменяется шуткой, тяжёлая скорбь неожиданно разрешается освежающим душу юмором. Его нельзя назвать ни поэтом грусти, ни поэтом веселья, ни трагиком, ни комиком исключительно - он ВСЁ!

Ученик: Анна Ахматова «Пушкин»

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?

Ученик: А.С.Пушкин, отрывок из романа «Евгений Онегин»

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт

И быстрой ножкой ножку бьёт.

Ведущий 1:

Петербургские театры… Как он мечтал о них, учась в лицее! Театр он называл «волшебным краем». Нравились Пушкину и балы.

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал… (Бальный танец)

Ученик: А.С.Пушкин, отрывок из романа «Евгений Онегин»

Во дни веселий и желаний Я вас хочу предостеречь.

Я был от балов без ума: Вы также, маменьки, построже

Верней нет места для признаний За дочерьми смотрите вслед:

И для вручения письма. Держите прямо свой лорнет!

О вы, почтенные супруги! Не то…не то, избави боже!

Вам предложу свои услуги; Я это потому пишу,

Прошу мою заметить речь: Что уж давно я не грешу.

Ведущий 2:

Поэзия Пушкина полна, насквозь проникнута содержанием, как хрусталь лучом солнечным…Каждое его стихотворение есть отдельный мир, замкнутый в самом себе, полный собственных сил, чуждый всего постороннего и лишнего. Как верна у Пушкина всякая мысль, всякое чувство и всякое ощущение, так верен у него и всякий образ, каждая фраза, каждое слово.

Ученик: А.С.Пушкин «Я вас любил…»

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Ученик: А.С.Пушкин «На холмах Грузии…»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Ведущий 1:

В чём же тайна произведений Пушкина? За предельной ясностью остаётся нечто ещё большее, что пока ещё не сказано. Мы видим море, но за ним предчувствуем океан.

Ученик: А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»

Я помню чудное мгновенье: В глуши, во мраке заточенья

Передо мной явилась ты, Тянулись тихо дни мои

Как мимолётное виденье, Без божества, без вдохновенья,

Как гений чистой красоты. Без слёз, без жизни, без любви.

В томленьях грусти безнадежной, Душе настало пробужденье:

В тревогах шумной суеты, И вот опять явилась ты,

Звучал мне долго голос нежный Как мимолётное виденье,

И снились милые черты. Как гений чистой красоты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный И сердце бьётся в упоенье,

Рассеял прежние мечты, И для него воскресли вновь

И я забыл твой голос нежный, И божество, и вдохновенье,

Твои небесные черты. И жизнь, и слёзы, и любовь.

Ведущий 2:

Жизнь Пушкина была озарена глубоким и нежным чувством к Наталье Гончаровой. К ней он обращал лучшие свои стихотворения.

Ученик: А.С.Пушкин «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущий 1:

Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением,- и это оставшееся вдохновение действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы.

Ученик: Валерий Брюсов «Поэту»

Ты должен быть гордым, как знамя;

Ты должен быть острым, как меч;

Как Данту, подземное пламя

Должно тебе щёки обжечь.

Всего будь холодный свидетель,

На всё устремляя свой взор.

Да будет твоя добродетель -

Готовность взойти на костёр.

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

В минуты любовных объятий В снах утра и в бездне вечерней

К бесстрастью себя приневоль, Лови, что шепнёт тебе Рок,

И в час беспощадных распятий И помни: от века из терний

Прославь исступлённую боль. Поэта заветный венок.

Ведущий 2:

Пушкин - одна из тех гигантских фигур, которые запечатлели навеки целую эпоху в жизни своего народа в момент величайшего напряжения его национальных сил и одна из тех фигур, которым суждено уйти на взлёте своих творческих сил…

Ученик: М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

Ведущий 1:

Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании людей, заставляющим жить и помнить…

Ученик: А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Ученик: Фаиз Ахмад «Пушкин»

Он снова завернулся, словно в плащ,

В лиловость угасающего неба,

и передвинул вправо три звезды

в своих курчавых волосах,

и снова

глаза всевидящие

нежность источают.

И нежность эта

умеряет пыл

влюблённых юных

у его подножья,

пытающихся в молодой листве

свои страданья

или счастье

спрятать.

Протянута рука.

Он - дирижёр огней:

и сразу город вспыхивает светом,

как взрывом музыки.

Я на него смотрю и жду,

чтоб он кивком небрежным

иль поклоном

прервал аплодисменты…

Ученик: Сергей Есенин «Пушкину»

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белёсый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясёшь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Но, обречённый на гоненье,

Ещё я долго буду петь…

Чтоб и моё степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

Ведущий 2:

Каждая эпоха произносит о Пушкине своё суждение, и как бы ни верно поняла она его, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна не выскажет всего…




© 2010-2022