Правописание окончаний глаголов 2лица единственного числа

Урок русского языка в 5 классепо теме « Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа» разработан в технологии уровневой дифференциации. Это учебное  занятие комплексного применения знаний, умений и навыков.(классификация Третьякова П.И.)     На уроке применялись формы организации познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая На уроке был использован раздаточный материал. Была создана проблемная ситуация. На этапе рефлексии применялся метод незаконченного предложения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов 2 лица единственного числа.(технология уровнего обучения)

Тип урока: учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков.

(классификация Третьякова П.И.)

ОДЦ: усвоение знаний самостоятельного и комплексного применения знаний, умений и навыков, осуществление переноса знаний, умений и навыков в новые условия.

ТДЦ:

Обучающая:

  • Сформировать понятие - глагол 2 л.ед.ч.

  • Научить правилу написания глаголов 2 л.ед.ч.

  • Научить доказательно объяснять наличие ь в данной форме глагола

  • Систематизировать знания правописания ь словах различных частей речи, оканчивающихся на шипящий

Развивающая:

  • Способствовать развитию произвольного внимания, творческого мышления

  • Способствовать формированию умений выделять главное, доказывать истинность суждения, классифировать

Воспитательная


  • Способствовать формированию коммуникативных навыков,

  • Способствовать воспитанию взаимовыручки, доброго отношения друг к другу

Формы организации познавательной деятельности:


  • Общеклассная

  • Парная

  • Групповая (работа в гомогенных группах)

  • Индивидуальная

Методы обучения:

По источнику приобретения знаний:

  • Словесный

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Практический

По степени самостоятельности приобретения знаний:

  • Частично-поисковый

Средства обучения:

  • Учебник

  • Учебно-дидактические карточки

Формы контроля:

  • Внешнее стимулирование

  • Самопроверка

  • Самостоятельная работа контрольного характера

Структура урока (по системе Третьякова)


  1. Оргмомент

  2. Определение уровня готовности учеников к уроку

  3. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого их применения

  4. Закрепление

  5. Обобщение, систематизация

  6. Контроль

  7. Рефлексия

  8. Подведение итогов

  9. Информация о домашнем задании

Ход урока.


  1. Оргмомнт: Учитель приветствует учеников, ученики проверяют готовность к урок, записывают в тетради число, классная работа


  1. Фронтальный опрос.


  • Какой раздел науки о языке мы изучаем? (морфология)

  • Что изучает наука морфология?

  • Какую часть речи изучаем?

  • Какая часть речи называется глаголом?

  • Какую тему изучили на предыдущем уроке?

  • Как определить лицо глагола?

- Тема сегодняшнего урока: Правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов 2 лица единственного числа.

- Как вы думаете какие цели на сегодняшнем урок?

Дети формулируют цели, после этого учитель открывает доску, где написаны цели данного блока урока:

1уровень

  • Знать, какие глаголы относятся к гл. 2 л.ед.ч.

  • Знать правило правописания - гл. 2 л.ед.ч.

1+2 уровень

  • Уметь доказательно объяснить наличие ь в гл. 2 л.ед.ч.

1+2+3 уровень

  • Уметь группировать слова различных частей речи в зависимости от правил написания

- Где пригодятся нам полученные знания по этой теме?

- Итак, мы многое знаем, умеем, поэтому давайте посмотрим, как мы готовы к работе над этой темой

- Выполним карточку №1. (самостоятельная работа с целью выявить, насколько дети владеют ЗКНами по данной теме.)

- Проверка выполнения заланий 1 -4. (ответы даны либо на доске, либо на карточках) Рефлексия.

- Кто справился с 5-м заданием?

- Задание всем: посмотрите на слова, которые даны в 5-м задании. Почему в одних есть ь, а в других - нет?

-Чтобы легче было объяснить - используйте алгоритм.

1. определи часть речи

Кто? Что?

Каков?

Что делать? Что сделать?

существительное

Краткое прилагательное

глагол

Определи склонение

Нет ь

инфинитив

Гл. 2л. Ед.ч.


1 скл

2скл


3 скл



ь

ь

ь

Нет ь

Нет ь




Задание: объясните правописание слов, которые были даны в 5-м задании

Задание: пользуясь алгоритмом, объясните правописание следующих слов

Мелочь, чувствуешь, колюч, встреч, похож, мяч,плащ, плач, училищ

Кто выполнил задание? Проверка выполнения задания (ответы даны либо на доске, либо на карточках) Рефлексия.

Цель, которую мы ставили достигнута. Нам нужно повторить правописание ь разных частях речи? Чтобы написать сочинение по картине.

Новые цели:

  • Знать правила правописания ь в сущ., прил, гл.

  • Уметь доказательно объяснить наличие или отсутствие ь

  • Написать сочинение-миниатюру, используя слова разных частей речи, оканчивающихся на шипящий.

- Важны не голые теоретические знания, а умение применять их.

- Эта цель настолько трудна, что добиться ее можно только выполнив задания.

- Выполнение карточки №2. выполнения задания

- В чем было затруднение? Проверка выполнения задания (ответы даны либо на доске, либо на карточках) Рефлексия.

Мы активно и дружно трудились. Выполним контрольную карточку №3. (самостоятельная работа контрольного характера. Уровневая. Индивидуальная. Работа сдается на проверку учителю)

- выберите то задание, которое сможете выполнить на + оценку.

«3» - 1+2

«4» - 2+3+4

«5» - 5

Информация о дом задании.

«3»и упр 114, «4» выписать 10 предложений, где бы встречались слова с основой на шипящий

«5» - написать сочинение-миниатюру по картине (выбор ученика), используя слова с основой на шипящий

На следующем уроке будем тему «спряжение глагола», прочитать § 91, составить з вопроса.

Подведение итогов.

Правописание окончаний глаголов 2лица единственного числа

Я

Мы

дело

что понравилось?

Что было трудным?

Достигли ли цели?

«Кулачки» - оцени свою работу в группе.:

- закрыть глаза.

С закрытыми глазами показать венку себе, группе.






Карточка №1.


  1. Выбери из ряда глаголов - глаголы 2 л.ед.ч.

Собираешься, заросло, блестишь, полагать, возложишь, полагаюсь, прикоснешься, стирают.


  1. Прочитай правило правописания глаголов 2 л. ед.ч.в учебнике теории § 90. расскажи правило товарищу.


  1. Объясни, почему в данных словах пишется ь
    замираешь, пробираешься, коснешься, сгоришь, вырастешь.


  1. Восстанови текст, ставя глаголы во 2 лицо ед. число


  • Что (посеять), то (пожать).

  • Рассыпанное зерно не (собрать), а сказанного слова не (воротить)

  • (Услышать)-( забыть), (увидеть) - (запомнить), (сделать) - (запомнить)


  1. Дополнительно: вспомни правила, каким подчиняется написание данных слов. Сгруппируй слова в зависимости от правила написания

Рожь, пейзаж, демуч, туч, камыш, беречь, кипуч, горишь, тушь

Карточка №2

1.Выпиши из ряда слов смерч, расстилаешься, плащ, помочь, помощь, задач, высечь, горечь, свеч, трескуч

Глаголы

Краткие прилагательные

существительные




2. Воспроизведи алгоритм, который поможет объяснить наличие или отсутствие ь

  1. Объясни правописание слов, данных в 1-и задании

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни орфограммы


  • Около чего постараеш?ся - тому и порадуеш?ся.

  • Наша печ? Как-то дико и странно завыла в дождливую ноч?

  • Горный ключ? Чуть-чуть журчит.

  • Каждый зряч? , да не врач?.

  • Но знаеш?, не велеть ли в санки кобылку бурую запряч?.

Карточка №3.

  1. 1.Выпиши из ряда слов дочь, ненавидишь, ложь, стеречь, гараж, горяч, шипуч, груш0 беречь, отправишься

Глаголы

Краткие прилагательные

существительные




2. Воспроизведи алгоритм, который поможет объяснить наличие или отсутствие ь

3.Объясни правописание слов, данных в 1-и задании

4. Вставь пропущенные буквы. Объясни орфограммы.

День был удивительно хорош?, воздух свеж?. Последний луч? солнца заглянул в окно. Ты выходишь? Из дома, осматриваеш?ся вокруг.

Красив пейзаж?: зеленый камыш? Смотрится в воду, вдалеке колосится рож?.

Не замечаеш?, как наступает ноч?, и на небе собирается громада туч?.

Как хочется сбереч? Красрту родной природы!

5.Напиши сочинение-миниатюру по репродукции картины В. Васнецова «Аленушка», используя слова с основой на шипящий.

Алгоритм написания сочинения-миниатюры.

  1. Рассмотри репродукцию. Вдумайся в содержание.

  2. Каково настроение вызывает картина?

  3. Сформулируй тему и определи основную мысль.

  4. опишите, что изображено на картине, включая описание природы, героев, так, чтобы это помогло представить ход событий, характер героев, передать настроение.

Сочинение по картине

У леса глухая тишь

Что ты,Аленушка, грустишь?

В болоте, видно, есть камыш

Там спит малыш


© 2010-2022