Статья. Современный урок – урок коммуникация ( мысли вслух)

   В чем же современность сегодняшнего урока? Как провести урок в полном соответствии с требованиями времени? Каковы критерии современности обычного урока в школе? Пусть мои  размышления будут приняты коллегами как один из вариантов возможных ответов на эти вопросы. Изменения, которые произошли за последние десятилетия в мире, оказывают влияние и на основные ориентиры развития образования. Современное преподавание предмета невозможно без учета актуальных тенденций. Утверждающийся в настоящее вре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок - урок коммуникация ( мысли вслух).

В чем же современность сегодняшнего урока? Как провести урок в полном соответствии с требованиями времени? Каковы критерии современности обычного урока в школе? Пусть мои размышления будут приняты коллегами как один из вариантов возможных ответов на эти вопросы.

Изменения, которые произошли за последние десятилетия в мире, оказывают влияние и на основные ориентиры развития образования. Современное преподавание предмета невозможно без учета актуальных тенденций. Утверждающийся в настоящее время компетентностный подход ставит перед учителями иные цели и задачи.

В числе компетенций, формирование которых определено в качестве современных ключевых задач - компетенции, связанные с возникновением информационного общества: во-первых, реализующие способность и желание молодого человека учиться, во-вторых, определяющие владение устным и письменным общением, важным до такой степени, что те, кто ими не обладает, будут ощущать дискомфорт.

Сегодня неактуально давать знания в готовом виде, а важнее формировать универсальные способы познания, мышления, практической деятельности, соответствующим образом организуя работу учащихся на уроке. Стратегической целью любого урока становится не информирующая, а стимулирующая - побуждающая к самостоятельному освоению знаний в процессе активной речемыслительной деятельности. Коммуникативный подход определён в качестве стратегии обучения и это повлекло за собой изменения содержания обучения.

Современное нам время побуждает признать приоритет личностно ориентированного обучения и приводит к соответствующим изменениям урока. Сегодня урок может и должен иметь новые характеристики, соответствующие требованиям нашего общества, так трудно, но неизбежно входящего в контекст современной мировой жизни.

Задача учителя - сформировать у ученика желание учиться, познавать предмет, овладевать новыми знаниями в процессе активной речемыслительной деятельности. Мы сформируем учащегося как личность, если будем относиться к нему не как к обучаемому, а как к учащемуся (учащему себя) в полном смысле этого слова. Правило современной педагогической риторики - «Говорить не им, а с ними». Современный урок - это «есть поиск истины, открытие истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Следовательно, основная задача учителя на уроке - создание условий для совместного с учащимися поиска истины.

Этап проектирования урока предполагает формирование личности учащегося как субъекта в образовательном процессе. Так создаётся новый образ урока: это урок, побуждающий учащихся к самостоятельному освоению учебного материала с помощью специально организованной учителем активной деятельности.

Таким образом, эффективность современного урока зависит от степени включённости в учебную деятельность всех учащихся на уроке, их потенциальных возможностей. Современный урок - это урок-коммуникация, позволяющий учителю организовать ситуацию, в которой школьники самостоятельно строят понятия или выводят правило одновременно обнаруживают и фиксируют действия по достижению цели.

Таким образом, основными целями современного урока являются:

  • побудить учащихся к познанию;

  • стимулировать их познавательный интерес;

  • формировать речемыслительные способности.

А задача учителя -

- сформировать у ученика это желание, признать ученика таким действующим лицом в процессе общения, как и учитель;

- открытие истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

- создание условий для совместного с учащимися поиска истины;

- организация познавательной деятельности с целью эффективного формирования личности учащихся (личностно ориентированная направленность обучения).

Попытаюсь на фрагментах уроков русского языка и литературы показать мобилизирующий этап, «вход»- постановку проблемы», целеполагание.

Урок литературы, 8 класс

На доске записан эпиграф: В пылу восторгов, мук, бессонниц

Любви ответной ждёт любовь!

В.Казин

Учитель. Прочитайте эпиграф, записанный на доске. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Учитель. Вечная тема - любовь. Она волновала творческое воображение писателей и поэтов во все времена. У каждого автора свой, особенный взгляд на любовь.

Для М.Цветаевой - любовь- это умение чутко, тонко чувствовать окружающее:

Когда снежинка, что легко летает,

Как звёздочка упавшая скользя,

Берёшь рукой, она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя.

Для А.Блока - любовь - недосягаемая красота таинственной незнакомки:

Я сидел у окна, в переполненном зале,

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как небо, а и...

Для С. Есенина - это ностальгия по прошлому, ушедшему, по несбывшемуся. Это несостоявшееся счастье, которое было возможно:

Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды И не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда...

А что же любовь для И.С.Тургенева, который, по его словам, прожил жизнь «на краю чужого гнезда». Попытаемся это понять, обратившись к тексту его повести «Первая любовь».

Итак, тема урока: И.С.Тургенев «Первая любовь».

Учитель. Сформулируйте цели урока.

Цель урока:

  • учить понимать авторскую позицию посредством анализа текста, учить умению вести дискуссию;

  • способствовать развитию интереса к чтению, к классической литературе;

  • воспитывать культуру чувств, эмоций, умения отстаивать свою позицию.

Считаю эффективной методику Г.А.Бакулиной, которая позволяет сделать ученика активным участником процесса обучения. Неожиданные действия учителя мгновенно включают в работу весь класс.

Русский язык, 5 класс.

Знаете ли вы, какой самый молодой знак в пунктуации? (Тире)

Его ввёл историк и писатель Карамзин. Назвал его «молчанка»? Почему? (Делаем паузу)

Какая тема урока? (Постановка тире между подлежащим и сказуемым) Русский язык, 5 класс.

Неожиданный вопрос активизирует мыслительную деятельность учащихся:

Почему все завидуют болгарам? (У них не со всеми словами пишется слитно)

Сформулируйте тему урока. (Глагол. Правописание не с глаголом).

Русский язык, 6 класс.

Создание проблемной ситуации На доске предложение:

....аллеям парка....солнечную погоду весело прыгают бойкие воробьи.

-Почему текст не звучит? Что здесь не так? (Пропущены предлоги)

-Какая тема урока? (Предлог. Правописание предлогов).

Русский язык, 7 класс.

Формулировка темы учащимися на основе структурных аналогий.

  • К записанным словам подберите ещё несколько слов, похожих на данные:

по-английски-

по-старому-

по-осеннему-

  • Сформулируйте тему урока. (Дефис в наречиях).

© 2010-2022