Урок по русской литературе на тему Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века (5 класс)

Урок составлен в соответствии с календарно-поурочным планирование по русской литературе в 5 классе (Казахстан). Урок по данной теме был проведен в форме литературного кафе. Уроки в такой форме можно проводить как в классах с высокой подготовленностью, так и в классах с низкой успеваемостью по предмету. На уроке использованы видео и аудио-материалы. Учащиеся получают информацию как репродуктивно, так и подходя к материалу с исследовательской точки зрения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века: Н.А. Некрасов. «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И.С. Никитин. «Утро»; А.Н. Майков. «Ласточки». Одушевление природы в стихотворных пейзажах».

Тип урока: Урок введения нового знания.

Дата: 17 февраля 2015 года

Образовательные ресурсы: учебник: «Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса» (авторы - Т.П.Чаплышкина, А.М. Садвакасова, Л.В. Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова), рабочие тетради учащихся, компьютер, проектор, видеозаписи: «Зимняя сказка - Северное сияние», «Осенние краски», «Пробуждение природы», аудиозаписи стихотворений И.С.Никитина «Утро», отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», А.Н. Майкова «Ласточки», меню литературного кафе, «вывеска» с названием литературного кафе, музыкальные записи, подготовленные учащимися.

Цель: осознание учащимися практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности, развитие умений адекватного использования речевых средств для отображения своих чувств и мыслей, организация деятельности учащихся по изучению темы «Изображение природы в творчестве поэтов 19 века».

Задачи:

Образовательные - способствовать изучению биографии поэтов и их произведений, научить излагать собственную точку зрения на предмет изучения, обеспечить условия для закрепления изученных ранее понятий теории литературы - художественных средств (эпитеты, олицетворения и т.д.).

Развивающие: развивать умение самостоятельно ставить и формулировать цель урока, опираясь на тему урока, развивать умение ставить учебные задачи, развивать умение работать самостоятельно, развивать умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнений заданий, развивать умение работать в группе, развивать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста

Воспитывающие: способствовать воспитанию уважительного отношение к природе, к ее красоте, способствовать формированию уважительного отношения к творчеству поэтов, способствовать воспитанию художественного вкуса, подвести учащихся к осознанию ценности литературы, способствовать воспитанию принятия ценности природного мира.

Формы организации: урок-литературное кафе

Формы работы на уроке: групповая и индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядный, индуктивный, практический

Основные термины и понятия: природа, пейзаж, ассоциации, эпитет, олицетворение, сравнение.

Ожидаемый результат урока:

  1. Личностный:

- сформированность потребности изучения литературы как явления национальных культур, осознание эстетической ценности русской литературы, уважительное отношение к творчеству писателей, стремление к речевому самосовершенствованию, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2. Метапредметный

-сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи, умение адекватно и критически оценивать себя и одноклассников в учебной деятельности, овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста

3. Предметный

-представление об основных особенностях творчества изучаемых поэтов, о месте и роли природы в творчестве поэтов 19 века, проведение различных видов анализа литературного произведения (образный, стилистический, сравнительно-сопоставительный).

Ход урока

  1. Орг. момент.

Добрый день, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о том, что дорого и близко каждому - о родной природе. Природа - это и бурлящие реки, и глубокие, спокойные озера, и весенние ручейки. Природа - это леса, степи и пустыни. Что вы можете сказать о природе родного края, о природе Казахстана?

(ответы учащихся)


  1. Этап актуализации знаний.

Я хотела бы прочитать вам стихотворение Мариям Хакимжановой, посвященное нашей Родине.

О Тобол, мой Тобол,

Беспокойный, и вольный, и вечный.

Я любуюсь тобой.

Я когда-то бывала беспечной,

Я была молода,

И когда в твои волны входила,

Целовала в уста,

Будто ты не река, а мой милый.

И кивали приветливо мне

С берегов зеленые талы.

Я плыла у тебя на волне

И ни капли не уставала.

А тростник молодой,

От меня отвернувшись смущенно,

Трепетал над водой,

Пеленой укрываясь зеленой...

одинеРоРо

Стихи о природе - это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким.

Сегодня мы с вами окажемся не в обычном, а в литературном кафе, где подают не еду, а чувства, мысли и знания. Обратите внимание на название нашего литературного кафе. Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(ответы учащихся)

Если в обычное кафе мы приходим для того, чтобы утолить голод, пообщаться с друзьями, то задачи посещения литературного кафе совсем другие. Давайте вместе попробуем сформулировать то, чему мы должны сегодня научиться.

(ответы учащихся)

Слово учителя: Сейчас я хочу предложить вам выбрать аперетив. Ребята, знакомо ли вам понятие «Аперетив»?

(ответы учащихся)

Слово учителя: В области ресторанного дела аперити́в - напиток, подаваемый перед едой и улучшающий аппетит. Наш аперитив не обычный, а эстетический.

В нашем меню представлены несколько аперитивов и я предлагаю вам заказать один на выбор.

(просмотр учащимися предложенного меню)

Аперетив «Зимняя сказка - Северное сияние»

Стоимость: ответ на 3 вопроса

  1. Какой теме было посвящено данное видео?

  2. Какие эмоции и чувства вы испытывали, когда смотрели его?

  3. Как вы считаете, что необходимо сделать для сохранения природы?

Аперетив «Пробуждение природы»

Стоимость: Кластер на тему «Весна»

Аперетив «Осенние краски»

Стоимость: подбор ассоциаций к слову «Осень»

(учащиеся просматривают меню, в группе делают выбор, просматривают предложенные видео и выполняют задания)

3) Этап подготовки к изучению новой темы.

Слово учителя: Итак, вы улучшили свой литературный аппетит, и мы можем продолжать совершать заказы. Украшением интерьера нашего литературного кафе являются картины у вас на столиках (у детей на столах лежат пейзажи русских и казахских художников).

Расскажите мне, что на них изображено?

(ответы детей)

Какая тема объединяет все эти картины?

(ответы детей)

Слово учителя: Но ведь в литературном кафе, как и в обычном, вы можете познакомиться с интересными людьми. Возможно, тема природы объединяет не только картины, но и наших гостей. Иногда к нам приходят поэты и писатели…


  1. Этап изучения новой темы

Слово учителя: Сейчас мы познакомимся с нашими гостями. Сегодня за первым столиком я видела самого Ивана Саввича Никитин. Иван Саввич, вы не могли бы рассказать немного о себе нашим гостям?

(рассказ биографии подготовленным учеником)

Ученик: Я родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. В 1839 году поступил в духовную семинарию Воронежа. Но из-за тяжелой ситуации дома в 1843 году вынужден был покинуть семинарию. Еще во время обучения я увлекся литературой, начал писать стихи. За всю биографию опубликовал два сборника стихотворений. Первый сборник вышел в 1856 году, второй - в 1859. Много стихотворений я посвятил родной природе.

(чтение стихотворения под музыку)

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно-синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним;

Как по морю, ветер по нивам гуляет

И белым туманом холмы одевает,

О чем-то украдкой с травой говорит

И смело во ржи золотистой шумит.

Один я... И сердцу и думам свобода...

Здесь мать моя, друг и наставник - природа.

И кажется жизнь мне светлей впереди,

Когда к своей мощной, широкой груди

Она, как младенца, меня допускает

И часть своей силы мне в душу вливает.

Слово учителя: А за вторым столиком мне встретился Николай Алексеевич Некрасов. Николай Алексеевич, нам было бы интересно услышать о вашей жизни.

(рассказ биографии подготовленным учеником)

Ученик: Я родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Подольской губернии. В период с 1832 - 1837 года я учился в Ярославской гимназии. Учеба давалась мне тяжело, поэтому бывало, что и прогуливал занятия. Зато я начал писать стихи. В 1841 году я начал работу в "Отечественных записках". Позже стал издателем журнал «Современник». Природу я полюбил с детства и пронес через все своё творчество. Послушайте и вы мои стихи о природе.

(чтение стихотворения под музыку)

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Слово учителя: Нас сегодня посетил Аполлон Николаевич Майков. Я думаю, ему тоже есть, что рассказать о себе.

(рассказ биографии подготовленным учеником)

Ученик: Я родился 23 мая 1821 года. Стихи стал писать с 15-ти лет. Поступил в 1837 г. в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Я мечтал о карьере живописца, но решил посвятить себя литературе. В 1842 году предпринял заграничное путешествие, около года жил в Италии, затем в Париже. Но больше всего я люблю свою Родину. Люблю сельскую природу, люблю заниматься рыболовством.

(чтения стихотворения под музыку)

От грустных дум очнувшись, очи

Я подымаю от земли:

В лазури темной к полуночи

Летят станицей журавли.

От криков их на небе дальнем

Как будто благовест идет -

Привет лесам патриархальным,

Привет знакомым плесам вод!..

Здесь этих вод и лесу вволю,

На нивах сочное зерно...

Чего ж еще? ведь им на долю

Любить и мыслить не дано...

Слово учителя: Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить выступления поэтов. За каждую категорию вы можете максимально выставить 1 балл. Таким образом, максимум ваш столик может выставить 5 баллов. Затем мы суммируем баллы от трех групп и найдем среднее значение, которое и станет итоговой оценкой выступлению поэта. Вам предлагается оценить их творческие презентации по следующим параметрам:

  1. «Глубина раскрытия фактов из биографии»

  2. «Соответствие темы выбранного стихотворения теме урока»

  3. «Умение выразительно представить литературное произведение»

  4. «Соответствие музыкального оформления и темы, ритмики стихотворения»

  5. «Артистизм»

(группы совещаются и выставляют за каждую категорию баллы)

6) Этап усвоения новых знаний

В меню на обед вам предложены аудио-блюда. После прослушивания, вы должны сами попробовать выразительно прочитать стихотворные произведения.

И.С. Никитин «Утро» Стоимость: выразительное чтение

Н.А. Некрасов «Мороз, красный Нос» Стоимость: выразительное чтение

А.Н. Майков «Ласточки» Стоимость: выразительное чтение

(учащиеся слушают аудиозаписи и затем читают стихотворения самостоятельно).

7) Этап закрепления новых знаний

В нашем литературном кафе вам предложены блюда настоящих исследователей, и я предлагаю вам проявить себя, ценой данных блюд будут ваши оценки в конце урока.

«Дед Мороз из народных сказок и «Мороз» Н.А. Некрасова: сравнительная таблица»

«Художественные приемы «Утра» И.С. Никитина: эпитеты, олицетворения, сравения, цвета, звуки»

«Образы «Ласточек» А.Н. Майкова: описание, художественные приемы».

(учащиеся выбирают задание и индивидуально выполняют его. Затем заслушиваются ответы двух-трех учащихся, у остальных для оценивания собираются тетради).


8) Домашнее задание

Домашнее задание - выучить наизусть стихотворение Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» или И.С. Никитина «Утро». На следующий урок вам нужно будет выразительно представить выбранное стихотворение.

9) Рефлексия.

Слово учителя: У вас на столах лежат разноцветные цветочки - зеленые и розовые. На зеленых листочках напишите, что вам понравилось на сегодняшнем уроке, на розовых - чему мы сегодня научились.

(учащиеся заполняют листы, заслушиваются комментарии)

Слово учителя: Ребята, для вас не секрет, что природа страдает от катастроф, загрязнений, неправильного отношения человека к окружающей среде. Какие меры мы можем принять для защиты окружающей природы?

(ответы учащихся)

Слово учителя: Почувствовали ли вы красоту природы, когда читали стихотворения на сегодняшнем уроке? С какими чувствами описывают природу поэты?

(ответы учащихся)

Слово учителя: Сегодня мы побывали с вами в литературном кафе, познакомились с творчеством Н.А. Некрасова, И.С.Никитина, А.Н. Майкова. Эти поэты любили природу и стремились показать ее красоту. Наше поколение должно сохранить природу для мирной жизни на земле.

Выставление и комментирование оценок.


© 2010-2022