Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку в 11 классе по программе Г.Ф. Хлебинской (базовый уровень). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Структура программы: пояснительная записка, общая характеристика предмета, описание места предмета, планируемые результаты, основное содержание, тематическое и поурочное планирование.  Отличительной особенностью курса является осуществление последовательной подготовки учащихся к ЕГЭ. Содержание курса позволяет выпускникам освоить весь необходимый объ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании МО

«____»_______2014 г.

Руководитель МО ______________


Согласовано

«____»_____________2014 г.

Зам. директора по УВР _____________

Утверждено

«_____»_________2014 г.

Директор школы________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа

имени Н.К. Пешкова




Рабочая программа по русскому языку в 11 классе.

Учитель: Якимова О.А.




















2014-2015 учебный год



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования 2004 года, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Программы курса русского языка для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений под редакцией Хлебинской Г.Ф. (базовый уровень).

В учебном плане школы предусмотрен 1 час русского языка из федерального компонента, из школьного компонента добавлен дополнительно 1 час для систематизации знаний учащихся за курс средней школы по русскому языку, для качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по предмету.

Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих знаний, умений, навыков, но и как процесс овладения компетенциями. В содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход обеспечивает формирование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания гражданина и человека, интегрированного в современное общество. Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Большое место занимает проектная деятельность учащихся.

Цель обучения русскому языку в 11 классе


Углубить лингворече

вую деятельность, обеспечить практическое использова

ние лингвистических знаний и умений.

Совершенство

вать устную и письменную речь, мышление уч-ся на межпредмет

ной основе.

Развивать и совершенство

вать способность к речевому взаимодейст

вию и социальной адаптации, информацион

ные умения, навыки самоорганиза

ции и саморазвития.

Освоить знания о русском языке как многофункционал

ной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях.

Овладеть умениями опознавать, анализиров., классифици-

ровать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности.

Воспитывать гражданина и патриота, готовить к социальной адаптации в современном мире, формировать представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности.


Общие задачи обучения русскому языку в 11 классе


Совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую, культуроведческую, учебно-познавательную, информационную, рефлексивную компетенции.

Обобщить, углубить знания, умения по всем разделам лингвистики.

Овладеть способами познавательной деятельности.

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную

грамотности.

Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями, практически применять полученные ЗУН.

Совершенствовать речь и развивать мышление, умение вести научно-исследовательскую деятельность, развивать творческие способности.

Результаты диагностики, выявленные проблемы и частные задачи обучения русскому языку в 11 классе


Проблема

Количество учащихся

1. Недостаточный или бедный словарный запас, слабо развитая речь.

2. Низкий познавательный интерес.

3. Испытывают затруднения:

- при различении функциональных стилей речи,

- при выполнении творческих заданий,

- при применении знаний

* по фонетике

* по морфемике

* по орфографии

* по морфологии

* по орфоэпии

* по синтаксису

* по пунктуации

- при работе с источниками информации.

3


2


3

3


3

3

3

3

3

3

3

3



Задачи, пути решения проблем


Усилить работу по овладению функциональными стилями, выявлению их особенностей, применению на практике через конструирование текстов разных стилей и жанров (сочинения, проекты, элективный курс)

Повышать познавательный интерес через применение уровневой дифференциации, осуществлять индивидуальный подход, спроектировать развитие каждого ребенка при применении интегральной технологии, ТРКМ.

Совершенствовать работу по развитию речи, творческих способностей уч-ся через применение технологии творческих мастерских, внеурочную деятельность.

Активизировать работу по изучению, повторению, обобщению, систематизации знаний о лексических, орфоэпических, орфографических, грамматических, пунктуационных нормах русского литературного языка.

Продолжить работу над овладением приемами научно-исследовательской деятельности, формированием навыков аналитико-теоретической переработки информации через использование проектной технологии.

Стержневые понятия курса.

Язык и общество.


Язык и культура.

Язык и история народа.

Литературные нормы языка.

Морфология, части речи.


Синтаксис простого и сложного предложения.

Общая характеристика предмета.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Учебник «Русский язык» 11 класс (автор Хлебинская Г.Ф.) соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и ориентирован на подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Использование данного учебно-методического комплекта по русскому языку направлено на:

- выполнение учебной программы по русскому языку в средней школе (старшая ступень);

- повышение общего уровня грамотности школьников;

- подготовку к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;

- повышение общекультурного уровня учащихся.

УМК Г.Ф.Хлебинской по русскому языку для 11 класса общеобразовательных учреждений имеет ряд отличительных особенностей, которые позволяют позиционировать его как один из комплектов, наиболее полно отвечающих требованиями современного общего образования.

Учебник отличается наглядностью и доступностью изложений курса. При рассмотрении теоретического материала широко используются таблицы и схемы. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка даны исторические комментарии.

Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового и игрового характера.

Содержание упражнений тесно связано с литературой, развитием литературного процесса в России, историей нашей страны, жизнью и творчеством лучших писателей XVIII - XXI вв.

Учебник содержит теоретический и практический материал по морфологии и синтаксису. Особое внимание уделено работе с текстами, организованы повторение и систематизация ранее изученного материала других разделов курса.

В данном учебно-методическом комплекте реализованы лингводидактические принципы построения учебника по русскому языку:

- компетентностный подход;

- личностно-ориентированный подход, мотивационный принцип;

- принцип опоры на межпредметные связи;

- принцип осуществления контроля и самоконтроля;

- принцип обучения на текстовой основе.

Основное отличие УМК заключается в том, что для реализации компетентностного подхода (совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся) каждый раздел учебных пособий строится таким образом, что изучение (повторение) основной темы дается через задания, последовательно связанные с повторением языковых норм русского литературного языка и обязательным анализом (полным или частичным) текста того или иного функционального стиля речи.

Другие отличия:

- форма подачи теоретического материала в виде схем и таблиц, что соответствует возрастному уровню развития учащихся; позволяет сэкономить время, сразу включить учащихся в работу; способствует развитию логического мышления школьников, совершенствованию их связной речи, обогащению словарного запаса, формированию пунктуационных навыков;

- наличие справочных материалов, расположенных в разделе «Приложение», дающих учащимся возможность самостоятельно устранить пробелы из курса основной школы;

- наличие системы самоконтроля знаний в виде упражнения и тестов под рубрикой «Проверь себя», репродуктивных и творческих упражнений, к которым в приложении даны ответы;

- наличие системы контроля, осуществляемого через подготовку к ЕГЭ, представляющую собой работу с учебно-тренировочным материалом по каждой теме; последовательное повторение; работу с обобщающими таблицами; проведение контрольных тестов «Готовимся к Единому государственному экзамену»;

- наличие дидактического материала, позволяющего сочетать обучение русскому языку с обобщением материала по литературе за курс 9-11 классов: дидактический материал в учебных пособиях подобран таким образом, чтобы показать состояние литературного процесса в России со второй половины XIX века по XX век.

Межпредметные связи.

Литература, МХК - анализ текстов, изучаемых на уроках литературы, произведения искусства.

Лексика текстов по разным предметам (терминология, общественная, политическая, научная и т.д.).

Право - дидактический материал, тексты для анализа, различных видов разбора правовой тематики.

История, обществознание - язык и общество, язык и культура и т.д.

Мониторинг знаний, умений, навыков.

Контрольные работы - 7

Диагностическое тестирование - 2

Устные выступления (доклады, сообщения) -4

Проекты -2

Характеристика контрольных работ.

1. Контрольные диктанты предполагают контроль за усвоением теоретического курса русского языка. Структура работы: текст для записи, грамматическое задание, содержащее вопросы для контроля за программным материалом по теме. Грамматическое задание даю в двух вариантах: первый - на уровне стандарта, второй - повышенного уровня.

2. Диагностическое тестирование - тестовые проверочные работы составлены по образцу заданий ЕГЭ в 11 классе, что позволяет готовить учащихся к будущему экзамену. Цель: выяснить уровень усвоения темы, выявить пробелы в знаниях для их коррекции.

3. Комплексный анализ текста - очень важный вид контроля, так как направлен на речевое развитие учащихся, на приобщение их к сокровищам национальной культуры. При отборе текстов осуществляется культуроведческая и воспитательная направленность (тесты о языке, литературе, искусстве, о национальных обычаях, традициях, гражданской направленности). Комплексная работа включает элементы разных видов анализа и разборов: лингвистический, речеведческий, лексический, орфографический, пунктуационный и др. Заданий несколько, у школьников есть возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее полезными и интересными, с которыми он может справиться. Задания составлены по образцу заданий части А и В ЕГЭ.

4. Контрольные работы - еще одна форма контроля. Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Первая часть включает вопросы по теоретическому материалу темы, вторая - практические задания по теме, которые включают тесты, проблемные задачи, работа с текстом. Структура и содержание заданий соответствуют заданиям ЕГЭ по русскому языку.

5. Творческие работы представлены сочинениями разных жанров, их цель - проверка умений, навыков по стилистике, по созданию собственных текстов, их оформлению, развитие речи и творческих способностей, подготовка учащихся к выполнению заданий части С ЕГЭ.

Внеурочная деятельность.

  1. Олимпиада по русскому языку: школьный этап - октябрь, районный - декабрь.

  2. Участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок» - ноябрь

  3. Участие в Международном филологическом чемпионате - январь

  4. Конкурсы творческих работ - в течение года.

  5. Сотрудничество со школьной газетой - в течение года

  6. Участие в мероприятиях в рамках Недели русского языка.

  7. Участие в школьных и районных конкурсах - по плану.

  8. Работа в НОУ, секция «Русский язык», элективный курс.

Место учебного предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в11 классе - 34часа, из школьного компонента добавлен дополнительно 1 час для систематизации знаний учащихся за курс средней школы по русскому языку, для качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по предмет. Итого программа составлена на 68 часов, рассчитана на один год изучения.

Программа предусматривает дидактико-технологического , учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса:

  1. Русский язык. 11 класс. учеб. для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) Г. Ф. Хлебинская. - М. Мнемозина , 2013

  2. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. - С.- Петербург: Паритет, 2011

  3. Макурина Л.В. Русский язык. 10 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2012

  4. Коротченкова Л.В. Русский язык. 10 класс. Тесты: в 2 частях. - Саратов: Лицей, 2012

  5. Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. М.Просвещение, 2013

  6. 120 текстов для школьных изложений. - М., 2013

  7. Таблицы, схемы.

  8. Сборники диктантов для 10-11 классов.

  9. Лингвистические справочники и словари.

  10. Войлова К.А., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по р.языку. 10-11 класс. М., Дрофа, 2011

  11. Материалы к ЕГЭ, КИМы. Дрофа, Просвещение, 2013-2014

  12. Петрухина Е.П. УМК, Диктанты по русскому языку 10-11 кл. М., Дрофа, 2012

  13. Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации 10-11 кл. М., Дрофа, 2012

  14. Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку 10-11 кл. М., Просвещение, 2013

  15. Михайлова С.Ю. Учимся писать конспекты, рефераты, изложения. М., Дрофа, 2012

  16. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., Просвещение, 2012.

  17. Дидактические материалы к учебнику. М., Просвещение,2012

  18. Сборники материалов, рекомендаций ЧИПКРО.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.

Сайты

  1. gramma.ru

  2. imena.org

  3. slova.ndo.ru

  4. rusword.org

  5. lrc-lib.ru

  6. мультимедийный Интернет - учебник philol.msu.ru/rus/galva-1/

  7. character.webzone.ru

  8. svetozar.ru

  9. Электронные пособия по русскому языку для школьников learning-russian.gramota.ru

  10. Официальные сайты ФИПИ и другие

Планируемые результаты изучения курса русского языка в 11 классе:

В результате изучения русского языка учащиеся 10 класса должны

Знать / понимать

Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы, нормы речевого поведения.



Уметь

Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового

оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления.

Проводить лингвистический анализ текстов разных функциональных стилей языка.


Аудирование и чтение

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативных задач.


Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ, в т.ч. в электронном виде на различных информационных носителях.


Говорение и письмо

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения.

Применять в практике речевого общения основные нормы современного русского языка.

Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы.

Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

осознания русского языка как духовной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры,

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной работы, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности,

увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств,

совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, общению, сотрудничеству,

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.





Основное содержание программы

11 класс

68 часов (2 часа в неделю)


Морфология ( 32 ч)

Понятие о частях речи (2 ч)

Три признака основных лексико-грамматических классов слов: семантический, морфологический, синтаксический. Самостоятельные и служебные части речи. Особые группы слов - междометия и звукоподражательные слова.

Имя существительное (3 ч)

Признаки имени существительного: семантический, морфологический и синтаксический. Лексико-грамматические разряды существительных: нарицательные и собственные; существительные конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.

Морфологические категории существительных: одушевлённость/неодушевлённость, род, число, падеж. Склонение существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Особенности склонения русских и иноязычных имён и фамилий. Синонимия грамматических форм существительных (числа, падежа,рода) и их стилистические возможности.

Из истории имён существительных: формирование категории одушевленности/неодушевлённости; переход существительных из одного рода в другой; исчезновение двойственного числа; сокращение количества падежей и типов склонения; историческое чередование -ен//-я в основах разносклоняемых существительных; происхождение вариантов падежных окончаний.

Правописание окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже

единственного числа. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Роль существительных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Имя прилагательное (3 ч)

Признаки имени прилагательного: семантический, морфологический, синтаксический. Грамматические категории рода, числа и падежа прилагательных. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Особенности склонения имён прилагательных. Полные и краткие формы имён прилагательных. Синонимия полной и краткой форм прилагательных, вариантов краткой формы прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления прилагательных в речи.

Из истории имён прилагательных: происхождение полной формы прилагательных от краткой; происхождение окончаний -ой; -ый; -ий в начальной форме прилагательных.

Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Прописная и строчная буквы в притяжательных прилагательных, образованных от имён лиц. Правописание не с прилагательными.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Роль прилагательных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Имя числительное (2 ч)

Признаки имени числительного: семантический, морфологический, синтаксический. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, дробные, неопределённо-количественные, порядковые. Словообразовательная

структура числительных: простые, сложные, составные.

Из истории имён чис лительных: формирование числительных как особой части речи.

Употребление ь в числительных. Слитное, раздельное, дефисное написание числительных. Особенности склонения имён числительных.

Нормы употребления числительных в литературном языке.

Варианты сочетаний числительных с существительными, их стилистические особенности.

Морфологический разбор имени числительного.

Местоимение (2 ч)

Признаки местоимения: семантический, морфологический,

синтаксический. Разряды местоимений.

Из истории местоимений: формирование разряда личных местоимений; происхождение ряда современных морфем от местоимения «сей»; происхождение начального н в косвенных падежах личных местоимений.

Нормы употребления местоимений в литературном языке.

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений, сочетаний не кто иной, как; не что иное, как и др.

Морфологический разбор местоимения.

Роль местоимений в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)

Глагол (3 ч)

Признаки глагола: семантический, морфологический, синтаксический. Инфинитив.

Из истории глаголов: происхождение инфинитивных форм на -чь, -сть, -сти; происхождение современных форм прошедшего времени от древнерусских причастий; роль древних тематических гласных в формировании современных типов спряжения.

Формообразующие основы глагола. Морфологические категории глагола: вид, время, наклонение, лицо. Глаголы переходные/непереходные, возвратные/невозвратные. Спряжение глаголов.

Основные нормы употребления глагольных форм в литературном языке. Синонимическое употребление глагольных форм, их стилистические и смысловые особенности.

Правописание суффиксов и безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Роль глаголов в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Причастие как особая форма глагола (2 ч)

Признаки причастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование причастий. Причастия действительные и страдательные, полные и краткие. Переход причастий в прилагательные. Из истории причастий: происхождение суффиксов причастий -ущ (-ющ), -ащ ( -ящ) и суффиксов прилагательных -уч (-юч), -ач (-яч).

Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными.

Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола (2 ч)

Признаки деепричастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование деепричастий.

Из истории деепричастий: происхождение деепричастий от кратких форм причастий.

Отличие деепричастий от омонимичных частей речи. Правописание деепричастий.

Нормы употребления деепричастий в речи.

Морфологический разбор деепричастия.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)

Наречие (2 ч)

Признаки наречия: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные, знаменательные и местоименные. Словообразовательная структура наречий: производные и непроизводные наречия. Степени сравнения наречий.

Правописание суффиксов наречий. Правописание н и нн в наречиях. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений.

Морфологический разбор наречия.

Слова категории состояния (1 ч)

Признаки слов категории состояния: семантический, морфологический, синтаксический. Степени сравнения слов категории состояния. Отличие слов категории состояния от омонимичных наречий и кратких прилагательных.

Морфологический разбор слова категории состояния.

Предлог (1ч)

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные (наречные, отымённые, отглагольные). Разряды предлогов по структуре: простые, сложные, составные. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные и др. Падежное употребление предлогов. Варианты сочетаний некоторых предлогов с падежными формами.

Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов.

Морфологический разбор предлога.

Союз (1 ч)

Союз как служебная часть речи. Разряды союзов по происхождению: непроизводные и производные. Разряды союзов по структуре: простые и составные. Разряды союзов по употреблению: одиночные, повторяющиеся, двойные. Разряды союзов по значению и грамматической функции: сочинительные и подчинительные. Отличие союзов от омонимичных местоимений, наречий и вводных слов.

Правописание союзов.

Морфологический разбор союза.

Частица (1 ч)

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по происхождению: непроизводные и производные. Разряды частиц по структуре: простые и составные. Разряды частиц по выполняемой функции: смысловые и формообразующие. Отличие частиц от омонимичных им союзов, наречий, местоимений с частицами.

Слитное, раздельное, дефисное написание частиц со словами.

Основные случаи употребления частиц не и ни.

Морфологический разбор частицы.

Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)

Междометие как особая часть речи. Разряды междометий по происхождению: непроизводные и производные. Разряды междометий по структуре: простые, сложные, составные. Разряды междометий по значению: эмоциональные, повелительные, этикетные. Звукоподражательные слова как особая группа слов, близкая к междометиям.

Правописание междометий.

Морфологический разбор междометия.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)

Синтаксис и пунктуация (36 ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации (1 ч)

Основные синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Принципы русской пунктуации: логический, структурно-синтактический, интонационный. Функции знаков препинания: разделительные (отделительные) и выделительные знаки.

Словосочетание (2 ч)

Виды словосочетаний. Нормы построения словосочетаний в современном русском языке. Типичные ошибки, связанные с построением словосочетаний.

Предложение ( 27ч)

Простое предложение (6 ч)

Общие сведения о предложении. Виды предложений по струкуре, по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Предложения распространённые и нераспространённые. Грамматическая основа предложения.

Двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемых. Нормы согласования подлежащего и сказуемого в литературном языке.

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, приложение. Употребление дефиса при одиночных приложениях.

Полные и неполные предложения.

Порядок слов в простом предложении. Порядок слов как средство выразительности.

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Тире в неполных и эллиптических предложениях. Соединительное и интонационное тире.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)

Простое осложнённое предложение (6 ч)

Понятие о простом осложнённом предложении.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах.

Условия обособления согласованных и несогласованных определений.

Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях.

Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными.

Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.

Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях.

Обособление дополнений.

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции: слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, вводными и вставными предложениями. Обращения, слова-предложения, междометия; знаки препинания при них.

Синтаксический разбор простого предложения.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)

Сложное предложение (6 ч)

Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений по способам связи частей. Синонимия сложных предложений различных видов, сложных и простых предложений. Нормы употребления сложных предложений.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Синонимия предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Сложные предложения с различными видами связи.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Период (1 ч)

Период как синтаксическая единица. Знаки препинания при периоде. Период как средство выразительности речи.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)

Способы передачи чужой речи (2 ч)

Прямая речь, диалог, косвенная речь, цитаты. Пунктуационное оформление чужой речи.


Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)

Итоговое повторение, обобщение, контроль (2 ч)



11


© 2010-2022