Урок обобщения по теме Синтаксис. Пунктуация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Копачева Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ « Рощинская СОШ »

Технологическая карта урока 5 класс

Краткая аннотация.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Я использовала тип урока: обобщение Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:

1 - Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.

2 - Актуализация знаний - проверка знаний в форме блиц-опроса.

3 - Постановка проблемы урока, на основе примеров должны сформулировать тему и цели урока.

4 - Построение проекта. С помощью творческого проекта (конструирование предложения) уметь работать с языковыми единицами. А потом сравнить с образцом, который дается в презентации.

5 - Физкультминутка, где основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и в игровой форме проверить знания и умения.

6 - Первичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике на основе текстов художественных произведений с самопроверкой по эталону.

7 - Самостоятельная работа (дифференцированное задание). Выполнения разноуровневых обучающих упражнений на основе книг для внеклассного чтения

8 - Рефлексия. Подвести итог урока и оценить свою работу.

9 - Домашнее задание также дается на выбор разного уровня.

На уроке используется ИКТ, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока: обобщение пройденного материала, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая - «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (путешествие в страну «Синтаксис»); осуществление обратной связи с помощью сигнальных карточек; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.

Компоненты урока:

  1. Технологическая карта урока.

  2. Презентация к уроку.





























Технологическая карта урока.

Тема. Обобщение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока. Урок обобщения.

Цель урока. Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию.

Планируемые образовательные результаты.

  1. Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «обращения»; уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

  2. Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.



  1. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского как явления национальной культуры; стремления к речевому самосовершенствованию.

  2. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), учебник, карточка с текстом, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Основная часть

  • Актуализация и пробное учебное действие - 3 мин.

  • Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности - 5 мин.

  • Выявления места и причины затруднения-5 мин.

  • Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения - 10 мин.

  • Физкультминутка - 2 мин.

  • Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта- 7мин.

  • Первичное закрепление с комментированием- 5 мин.

  • Самостоятельная работа с самопроверкой - 7 мин.

  1. Заключительная часть

  • Рефлексия. Самооценка -4 мин.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Покажите, какое у вас сегодня настроение.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться

Психологический настрой учащихся на урок.

Работа с сигнальными карточками.

Дети показывают карточки с изображением веселого человечка.

Личностные УУД.

1 Внимание.

2 Уважение к окружающим.

3 Эмоциональный настрой на урок.

Актуализация знаний (на основе изученной темы)

Работать будем в группах. Помните правила работы в группах? Нужно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат всей группы приведет к успеху.

-Чтобы узнать название темы урока, нужно отгадать слово. Для этого необходимо правильно ответить на все вопросы по повторению предыдущего материала. В каждом ответе на вопрос находится буква этого слова.

1) Первая буква в названии части речи, обозначающая предмет. (С).

2) С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу кто? (И). 3) С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней как?) (Н).

4) Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем? (Т).

5) Третья буква в названии части речи, обозначающей действие. (А).

6) Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета. (К). 7) Первая буква в названии части речи слова, стоящая между корнем и окончанием. (С)

8) Эта буква - самый распространенный союз. (И).

9) Звук, который мы слышим на конце слова груз. (С).

- Итак, какое же слово у нас получилось? (Синтаксис).


Отвечают на вопросы

Строят понятные для партнера высказывания




Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Коммуникативные УУД.

1.Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные УУД.

1.Самоконтроль

Познавательные УУД.

1.Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные УУД.

1.Принимают и сохраняют учебную задачу.

Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.




Выявления места и причины затруднения

-Запишите тему урока

«Обобщение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация.»

Сегодня мы будем повторять изученное по данной теме. А как вы думаете, каковы цели нашего урока?(Сообщения цели урока).

Сегодня у нас урок необычный. Мы отправляемся в путешествие в страну «Синтаксис» в этой стране много загадочного и интересного у вас есть возможность проявить находчивость, показать знания.

А отправляемся в путь на корабле.

Чтобы выйти в море, нужно поднять якорь а для этого выполним « Лингвистическую разминку».

Вы уже знаете, что «Синтаксис» и «Пунктуация» - это разделы русского языка. А что изучает каждый из этих разделов? Запишите ответ на вопрос по вариантам: 1в. Что изучает



«Синтаксис»? (Синтаксис изучает слово и предложение.)

2в. Что изучает «Пунктуация»?

(Пунктуация изучает расстановку знаков препинания.»

- Выполните синтаксический разбор записанных предложений.

Проверка по ключу презентации.

Записывают дату и тему урока .

Цели нашего урока: уметь выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными членами, обращениями. Знать все определения основных понятий по теме.

Ученики обдумают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Просмотр мультимедийной презентации «Синтаксис».

«Пунктуация».

Осваивают лингвистические термины.

Познавательные УУД.

1. Формулируют тему урока, проблему.

2.Используют знаковые символические средства для решения различных учебных задач.

3.Анализируют

информацию, выявляют главное, систематизируют.

Коммуникативные УУД.

1.Умею вести диалог, интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Личностные УУД.

1Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные УУД.

1.Устанавливают причинно-следственные связи.

2.Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения и реализация.

- Итак, в путь. Что это? Путь нам преградили горы. Чтобы их обогнуть , нужно выполнить тест.

Тест по изученному материалу.

1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения?

а) Подлежащее и сказуемое;

б) подлежащее;

в) определение;

г) сказуемое.

2. Выберите второстепенные члены предложения.

а) Дополнение;

б) подлежащие;

в) определение

г) обстоятельство.

3.Найдите предложение с однородными членами предложения

(знаки препинания не расставлены).

а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет.

б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.

в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.

4. Какими бывают предложения по цели высказывания?

а) Побудительные;

б) повествовательные;

в) вопросительные;

г) восклицательные.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не рас-

ставлены).

а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми

лепестками.

в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.

Взаимопроверка теста по ключу презентации.


Видеоролик « Кораблик».

Смотрят презентацию.

Ученики отвечают на вопросы, выполняют тест.












Взаимопроверка теста по ключу презентации.


Познавательные УУД.

1.Выделять главное, извлекать информацию.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД.

1.Строить связанное монологическое высказывание.

2. Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно- познавательных задач.

3. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность.

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

Физкультминутка.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД.

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.







Первичное закрепление с комментированием.

Конструирование предложения

Перо, не, ум, писать .

- Сконструируйте из этих слов предложение, меняя порядок и форму слов.

Полученное предложение.

Не пером пишут, а умом.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Выполните синтаксический разбор этого предложения.

-Какие словосочетания можно выделить из этого предложения?




-А сейчас давайте вспомним, что

такое обращение?

- Найдите в произведении А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» предложения с обращениями в начале предложения, в середине и в конце предложения. Прокомментируйте знаки препинания при обращении

Письменная работа.

Спишите с доски предложения с обращениями, вставляя пропущенные буквы в словах и расставляя знаки препинания.

1 вариант

Дитя моё ты чего так испугалась?

Отв…зи меня д…мой красный конь.

Друзья мы так Отчизну любим!

2 вариант

Я люблю тебя жизнь!

Спой светик не стыдись

Капли ж…мчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах з…лотых!

Ученики работают с языковыми единицами, отвечают на вопросы под руководством учителя, формируют выводы.


Выставляют оценки в лист

«Мои успехи».





Работают с учебником.

Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.


Ученики в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.



Самопроверка по ключу в презентации. Выставление оценок в лист «Мои успехи».

Познавательные УУД.

1.Извлекать нужную информацию.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД.

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.



Познавательное УУД.

1.Выполняют учебно-познавательные действия

в материализованной и умственной форме;

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, 2.Устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщение

Регулятивные УУД.

1.Оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности,

ищут их причины и пути преодоления.

Cамостоятельная работа.












Включение в систему знаний и повторений

Самостоятельная работа

(дифференцированное задание).

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.

1-й уровень

Это моё красное солнышко отвечала Баба Яга.

Вдруг кто-то с палубы крикнул акула!

2-й уровень

Пришел садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце.

Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.

3 -й уровень

Спишите предложения 2 уровня

Составьте и запишите своё предложение с прямой речью.

Учитель контролирует правильность работы детей.

Проверка.

- Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе.





Посетим город Текст

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Лесные поляны налились, кажется,

густой темнотой. Она словно

выползает из-под земли, ложится у ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам

деревьев.

Птицы замолкают. След знакомой

тропинки стал пропадать, но

сквозь деревья ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды.

Задания.

Тема текста.

Тип речи.

Найдите простые предложения.

Найдите сложные предложения.

Взаимопроверка.


Выполняют задания.



Самопроверка по ключу презентации.


Самопроверка по ключу презентаций.






Читают текст, отвечают

на вопросы, выполняют задание.





Выставления оценок в оценочный лист.


Познавательные УУД.

1.Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные УУД.

1.Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные УУД.

1.Самостоятельно планируют свои действия.









Познавательные УУД.

1.Приобретают умения использовать полученные знания.

Коммуникативные УУД.

1.Строют связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2.Осуществляют речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

Итог урока. Рефлексия

Пока наш корабль возвращается назад, мы подведем итог нашей работы.

- Какую цель ставили на урок?

- Добилисьмы поставленной цели?


  • Ссегодня на уроке я научился…

  • Какие трудности встретились?

  • Своей работой на уроке я …

- Оцените свою работу на уроке.

- Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

- Отвечают на вопросы.


Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю.

Регулятивные УУД.

1.Соотносят цели и результаты своей деятельности.

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД.

1. Соблюдают нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики.

2. Слышат и слушают других, корректируют

свою точку зрения.

Познавательные УУД.

1.Анализируют, сравнивают, группируют, делают выводы.

Домашнее задание

Домашнее задание (дифференцированное).

Найдите в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» предложения, в состав которых входят все второстепенные члены предложения. Выпишите 5 предложений, разберите их по членам предложения.

Составьте 2 карточки с деформированными текстами, в которых будут пропущены знаки препинания.

Понравился вам урок?

Покажите сигнальную карточки

Записывают домашнее задание.



Определяют своё эмоциональное состояние .



Список литературы:

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2013.

  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник. - 10-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2013.

  5. Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 кл.» / Е.А. Влодавская. - 3-е изд. - М.: Изд-во «Экзамен», 2014.

20


© 2010-2022