Урок по русскому языку на тему О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

  Тип урока: поисковый  Цель урока: знать правило написания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных Задачи: 1) приобрести новые знания о правописании букв о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных; 2) развитие умения применять знания на практике; 3) развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; 4) формирование умения частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности; 5) воспитание умения критично оцен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

Тип урока: поисковый

Цель урока: знать правило написания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных

Задачи: 1) приобрести новые знания о правописании букв о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных;

2) развитие умения применять знания на практике;

3) развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;

4) формирование умения частично - поисковой познавательной деятельности, самостоятельности;

5) воспитание умения критично оценивать результаты, продолжить формирование сознательной дисциплины, системы нравственных ценностей.

Ход урока

1. Мобилизующий этап

Что объединяет эти скороговорки? Тема О-Е после шипящих и Ц. Назовите слова с этой орфограммой. А какие две группы их можно разделить? ( В корне слова и не в корне слова).

2. Повторение правописание О-Ё после шипящих и Ц в корне слова.

Задания ученики выполняют по вариантам.

3. Подготовка учащихся к новой теме урока.

Записанные на доске слова записать в 2 столбика:

Плечом пейзажем крыльцом тучей

- Обозначьте часть слова, в которой пишется "о" или "е". Что же нам будет ещё интересно узнать на уроке? (При каких условиях пишется "о", "е" после шипящих в окончаниях имён существительных? Встречается ли исключения из правила? Почему после "ц" пишется то "о", то "е"?)

4. Объявление и запись темы урока. Какова тема урока? (запись темы на строчке, оставленной после записи "Классная работа")

5. Самостоятельная работа учащихся.

Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е. У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.

6. Работа со словами на карточке. После выполнения проверка с комментированием орфограммы.

7. Учащиеся делают вывод о написании о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных при помощи карточки - правила.

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?

Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний - книге, т.е. к нашему учебнику . Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)

8. Закрепление новой темы по заданиям на карточке.

- Так в чем же заключается наше открытие?

9. подведение итога урока (д/з, рефлексия, заполнение анкеты)

































Индивидуальная карточка учащегося

НАЙДИ ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ

ДВА ЩЕНКА ЩЕКА К ЩЕКЕ

ЩИПЛЮТ ЩЕТКУ В УГОЛКЕ

ГРОЗНА ГРОЗА,

ГРОЗА ГРОЗНА

ШЕЛКОВОЕ ПОЛОТЕНЦЕ

НА ПОЛОТЕНЦЕ ПОД ДВЕРЦЕЙ

КУКУШКА КУКУШОНКУ

КУПИЛА КАПЮШОН

КАРТОЧКА для 1 варианта

Плод дуба_____________

Род прически __________

Тихая речь __________

Гладкая ткань ________

Изделие для чистки, мытья_________

Водитель __________________

Цирковой актер _____________

КАРТОЧКА для 2 варианта

Кондитерское изделие__________________________

Стержень для чистки оружия_____________________

Род коротких брюк_____________________________

Дорога с твердым полотном _____________________

Боковые части лица_____________________________

Волосяной покров животных_____________________

Любящий наряжаться человек_____________________

Карточка-информатор

1. Прочитай слово.

2. Поставь знак ударения.

3. Выдели окончание.

4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

5. Сделай вывод.

Карточка со словами

I ряд Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом.

II ряд За тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей.

III ряд С овцой, за больницей, с птицей, сердцем, синицей.

Карточка - правило

В окончаниях существительных после________________

Под ударением пишем__________, без ударения__________.

Группа 1. Составьте текст из 3-4 предложений, используйте данные слова.

Ш…пот, снеж..к, ж..лудь, щ…чка, плеч..м, ш..рох, крыж..вник, туч..й, капюш..н, обж..ра, пейзаж..м, реш…тка, щ…тка, овраж..к, ч..лка, умниц..й, ш..в, ш..рты, крыльц..м.

Группа 2. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова.

1.И море, и буря качали наш ….. . 2.В тумане падали ….. листья. 3.Следы …. выходили из леса. 4. Возле …. с пронзительным криком вьются ласточки. 5. Рядом с ….. стояли клёны и берёзы.

Слова для справок: зайц..в, ж..лтые, ч..лн, шалаш… м, реш..тки.

Группа 3.

Доктор_________________________ красный цвет на щеках_______________

Весенняя птица__________ ________ одежда девочки_____________________

Родник _________________________ слабая стужа________________________

Болотное растение ________________

Постройка из жердей ______________ команда корабля ____________________

Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

Анкета.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже/осталось такое же
понятен / не понятен
интересен / скучен


легким / трудным/ не совсем лёгким



© 2010-2022