Рабочая программа по литературе, 9 класс. Автор учебника Г. С. Меркин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ КАМЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ «КАЗАЧЬЯ» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Утверждаю:

Директор МБОУ Камышевская СКОШ

Приказ №_____ от «____»__________2015г.

__________________А.Б.Кострюкова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе_________________________________________

(указать учебный предмет, курс)



Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 9 класс______________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов ____99____

Учитель Цикал Валентина Петровна____________________

Программа разработана на основе

Примерной программы для среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов Литература М., «Просвещение», 2004 г.

Авторской программа и учебно-методического комплекта /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы), а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». Москва, «Русское слово». 2006 год.__________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





ст.Камышевская

Раздел «Пояснительная записка»

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 2,9,12,13).

  • Авторская программа и учебно-методический комплект /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы), а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово».\ Москва, «Русское слово». 2006 год.

  • Программа общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2009 года.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год 30.01.2013 № 26755

  • Учебный план МБОУ Камышевской СКОШ на 2015-2016 учебный год;

  • Годовой календарный график школы на 2015-2016 учебный год;

  • Устав Камышевской СКОШ, который предоставляет право составления рабочих программ.



Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки-беседы, уроки-практикумы, эвристические беседы, уроки-дискуссии, уроки-семинары, традиционный урок, проблемный урок, урок - творческая мастерская; метод проектов, интерактивный метод; технология личносто - ориентированного обучения, логико-информационный подход, технология РКМЧП, компьютерные технологии.























Раздел «Общая характеристика учебного предмета»

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «ГОТОВЫХ знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий ПОДХОД к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание изложений с элементами сочинения;

  • анализ и интерпретация произведений;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Обоснование выбора УМК:

В процессе обучения по программе используется учебник «Литература. 9 класс», автор-составитель: Меркин Г.С.,\ Москва, «Русское слово», 2012 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения.

Работа с текстами художественных произведений направлена на развитие устной и письменной речи, на самостоятельную работу учащихся, конечной целью которой является усвоение информации и выработка необходимых навыков и умений.

Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 102 часа 3 часа в неделю), в связи с тем, праздничные дни выпадают на 23.02, 08.03, 03 мая, уроков будет проведено 99, в том числе на контрольные работы отводится 6 часов. В соответствие с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 9классе реализуется программа базового уровня.

В состав УМК входит учебник (Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.- 8-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012),. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Программа построена на хронологической основе (от произведений устного народного творчества до современной литературы) с дальнейшим выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 - 11 классах. Кроме того, изучение литературы в 9 классе строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Для развития патриотического и духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка введен региональный компонент, которому на уроке отводится 15% рабочего времени.










Раздел «Содержание учебного предмета»

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII - XIX и XX веков.

Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.


Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Связь с другими искусствами: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»; иконы А. Рублева «Святая Троица», «Спас Вседержитель», икона Божией Матери Владимирской.


Из русской литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б.Княжнин). Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Теория литературы: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты, сочинение.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Связь с другими искусствами: классицизм в живописи и архитектуре.


Русская литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Теория литературы: романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Связь с другими искусствами: романтизм в живописи и музыке.


А.С. Грибоедов

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Чацкий и Гамлет: сопоставительный анализ образов.

Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог, внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал-катастрофа.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль, сочинение.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира «Гамлет, принц Датский».

Связь с другими искусствами: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».


А.С. Пушкин

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика.

Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского

дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы: эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма, реализм, пародия, трагедия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.


М.Ю. Лермонтов

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ двух образов.

Теория литературы: байронический герой, пафос, лирический мотив, историческая дума, гражданская сатира, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика, типический характер, повествовательный цикл.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей; Печорин и Фауст.

Связь с другими искусствами: репродукции картин М.Ю. Лермонтова; живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова; «Герой нашего времени» в театре и кино.



Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Теория литературы: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть; ирония, художественное бытописание, литература путешествий, гротеск, художественная деталь, лирические отступления, фантастика.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе; «Мертвые души» Гоголя и «Божественная комедия» Данте.

Связь с другими искусствами: портрет Н.В. Гоголя; поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).


Русская литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50 - 80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.



Из русской литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн). Драма М. Горького «На дне»).


Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака). Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX столетия.

Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века (творчество А.Н.Толстого, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.П. Платонова). Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Литературный процесс 50 - 80-х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш.Окуджавы, В.С. Высоцкого). Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки.

Новейшая русская проза и поэзия 80 - 90-х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Л.С. Петрушевской, В.О. Пелевина и др., лирика И.А. Бродского, О.А. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Связь с другими искусствами: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.


Для заучивания наизусть

«Слово о полку Игореве» «Плач Ярославны».

М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).

Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).

К.Н.Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).

В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок).

A.C. Пушкин. 4-5 стихотворений (по выбору).

«Евгений Онегин» (отрывок).

М.Ю.Лермонтов 4-5 стихотворений (по выбору).

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (отрывок).

Поэзия Серебряного века (2-3 стихотворения по выбору).


Для домашнего чтения

Из русской литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».

М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи - значенье...», «Предсказание», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Невский проспект».


Из русской литературы второй половины XIX-XX века

И.А. Гончаров. «Обыкновенная история».

А.Н. Островский. «Свои люди - сочтемся».

Ф.И. Тютчев. «Ночь и день», «Поэзия», «Эти бедные селенья…».

А.А. Фет. «Это утро, радость эта…», «На заре ты ее не буди…».

А.К. Толстой. «Меня, во мраке и в пыли…», «Против течения», «Смерть Иоанна Грозного».

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Карась-идеалист».

Н.С. Лесков. «Запечатленный ангел».

А.П. Чехов. «Дуэль», «В овраге».

М. Горький. «Бывшие люди».

А.А. Блок. «На поле Куликовом».

А.Н. Толстой. «День Петра».

Н.С. Гумилев. «Огненный столп».

С.А. Есенин. «Собаке Качалова», «Мы теперь уходим понемногу…».

А.П. Платонов. «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире».

М.А. Шолохов. «Родинка».

А.Т. Твардовский. «Страна Муравия».

В.И. Белов. «Привычное дело».

В.Г. Распутин. «Пожар».


№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов на изучение материала

Контроль знаний

сочинение

тест

1

Введение

1



3

Из древнерусской литературы

6

1


4

Из литературы 18 века

6


1

5


Литература первой половины 19 века


49

3

4

6

Литература второй половины 19 века

13


1

7

Литература 20 века

13


1


Всего

88

4

7

Раздел «Тематическое планирование»





















Раздел «Результаты освоения учебного курса и система его оценки»

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XVIII, XIX, XX веков;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

- создания связного текста;

- определения своего круга чтения;

- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.





































Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.





Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %; «4» - 78 - 89 %; «3» - 60 - 77 %; «2»- менее 59 %.


СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Камышевской СКОШ

от «____» _________2015 г. __________Е.В.Данилова

Руководитель МО «____» ___________2015 г.

__________Е.В.Данилова



Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Основная литература

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев - М.: «Русское слово», 2010 г.

  2. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин - М.: «Русское слово», 2012г.

Список литературы

  1. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.

  2. Журнал «Литература в школе»

  3. «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе»

  4. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Соловьева. М.: «Русское слово», 2011

  5. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 9 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература.9 класс» М.: «Русское слово», 2012

  6. И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «Веко», 2006г.

  7. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 9 класс».

  8. И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах».

  9. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах».

  10. В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»

Таблицы. Теория литературы



  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы



Образовательные электронные ресурсы

  1. writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов

  2. videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет

  3. alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.

  4. lit.1september.ru/index.php Газета «Литература»

  5. ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  6. ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы

  7. asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп

  8. proshkolu.ru/ Сайт для учителей

  9. repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»

  10. nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования

  11. uchportal.ru/ Учительский портал

  12. lit-classic.ru/ Русская классическая литература

  13. royallib.ru/ Электронная библиотека RoyalLib.ru














Календарно-тематическое планирование


п/п


Раздел

Тема

Основные виды учебной деятельности


Вид контроля

Дата проведения



1.

Введение (1ч)


Введение (1ч)

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. Основные литературные направления XVIII - XIX и XX веков.

Составление тезисов и плана прочитанного.

Работа с учебником и иллюстрациями

01.09.15


2.

Из древнерусской литературы (6ч.)

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Жанр и композиция «Слова…».

Анализ художественного текста; определение рода и жанра произведения.

Различные виды чтения; устное сообщение, работа с учебником и иллюстрациями; работа с таблицей.


02.09.15


3.


Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой

эпохи. Образ Русской земли в «Слове…».

Анализ образов, нахождение средств художественной выразительности в тексте

Различные виды чтения, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту

03.09.15


4.


Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические

особенности. Проблема авторства «Слова...».

Анализ образов, нахождение средств художественной выразительности в тексте

конкурсное чтение наизусть;

08.09.15


5.


Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Анализ образов, нахождение средств художественной выразительности в тексте

Анализ образов произведения

09.09.15


6.


Р/р. Подготовка к классному сочинению по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Отбор текстового материала, цитирование.

Составление плана к сочинению

10.09.15


7.


Р/р. Написание классного сочинения по произведению древнерусской

литературы «Слово о полку Игореве».

Составление плана сочинения.


Сочинение

15.09.15


8.

Из литературы XVIII века

(7 ч.)

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии.

Работа с учебником

Ответ на вопрос 1 стр.89.

16.09.15


9.


Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии.

Инд. сообщения «Биография Ломоносова», «Открытия Ломоносова в разных областях науки», «Судьба и личность Г.Р. Державина».

Сообщения , индивидуальный контроль, ответы на вопросы с.89

17.09.15


10.


Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Работа с учебником с.46-47

Анализ образов, определение тематики и проблематики произведения.

Выразительное чтение

22.09.15


11.


Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Работа с учебником

Чтение наизусть

23.09.15


12.


Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление

литературной и общественной жизни.

Анализ образов, нахождение средств художественной выразительности в тексте.

Анализ образов

24.09.15


13.


Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина.

Конспект лекции

Составление плана статьи учебника

29.09.15


14.


Проверочная работа «Литература XVIII века».

Проверочная работа

Проверочная работа

30.09.15


15.

Литература первой половины XIX века (56 ч.)

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского.

Конспектирование лекции учителя

Составление плана статьи учебника

01.10.15


16.


Вн. чт. Романтизм в русской и западноевропейской поэзии. Творчество Байрона.

Конспектирование лекции учителя.

Чтение наизусть стихотворения

06.10.15


17.


Важнейшие черты эстетики романтизма в творчестве В.А.Жуковского.

Конспектирование лекции учителя. Работа с учебником.

Различные виды чтения и пересказа; сложный план характеристики персонажа

07.10.15


18.


Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума».

Исследовательская работа по биографии Грибоедова А.С.

Составление тезисного плана статьи учебника

08.10.15


19.


Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

Чтение и анализ произведения

Исследовательская работа с текстом;

13.10.15


20.


Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва. Чацкий и Молчалин.

Чтение и анализ произведения

Исследовательская работа с текстом;

14.10.15


21.


Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

Чтение и анализ произведения

Составление тезисного плана статьи учебника; подготовка сообщения

15.10.15


22.


Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии.

Исследовательская работа с текстом.

Исследовательская работа с текстом

20.10.15


23.


И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Работа со статьей И.А.Гончарова и ее анализ.

Исследовательская работа с текстом

21.10.15


24.


Вн. чт. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох. Чацкий и Гамлет: сопоставительный анализ образов.

Анализ художественного текста; сопоставление эпизодов, поступков и характеров героев.

.

Составление тезисного плана

22.10.15


25.


Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Анализ художественного текста; сопоставление эпизодов, поступков и характеров героев.

;

Сопоставление плана сочинения

27.10.15


26.


Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

Сообщение о творчестве писателя.

Инд. сообщения-презентации: «Детство и лицейские годы», «Жизнь в Петербурге», «Михайловское». «Болдинская осень»

28.10.15


27.


Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики. Тема поэта и поэзии («Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).

Анализ поэтического текста; характеризовать особенности сюжета.

Выразительное чтение стихотворений.

29.10.15


28.


Лирика любви и дружбы («К Чаадаеву», «К морю»,», «Во глубине сибирских руд...», «Я вас любил...», «К***»).

Анализ поэтического текста

Индивидуальные сообщения «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина».

10.11.15


29.


Тема природы, «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Осень».

Анализ лирического стихотворения.

Чтение наизусть стихотворения о любви (по выбору).

11.11.15


30.


Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика.

Анализ романтического произведения(жанр, тема, идея, композиция).

Исследовательская работа с текстом

12.11.15


31.


Реализм «Повестей Белкина».

Конспект лекции учителя, исследовательская работа с текстом

Исследовательская работа с текстом

17.11.15


32.


Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. «Маленькие трагедии».

Конспект лекции учителя, исследовательская работа с текстом

Инд. сообщение «Две Болдинские осени в жизни Пушкина».

18.11.15


33.


Р/р. «Чувства добрые» в поэзии А.С. Пушкина. Подготовка к сочинению по лирике Пушкина.

Конспект лекции учителя, исследовательская работа с текстом.

Исследовательская работа с текстом;

19.11.15


34.


Проверочный тест по творчеству А.С. Пушкина.

Тест.

Тест

24.11.15


35.


«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

Конспект лекции учителя, чтение произведения, исследовательская работа с текстом

Исследовательская работа с текстом;

25.11.15


36.


Онегин и Ленский.

Выразительное чтение фрагментов по ролям.

Различные виды пересказа, составление сравнительной характеристики образов главных героев.

Вопросы 16, 17 стр.113.

26.11.15


37.


Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

Выразительное чтение фрагментов по ролям.

Различные виды пересказа, составление сравнительной характеристики образов главных героев

Сравнительная характеристика Онегина и Ленского

01.12.15


38.


Картины жизни русского дворянства в романе.

Различные виды чтения.

Чтение наизусть письма Татьяны или Онегина (по выбору).


02.12.15


39.


Нравственно-философская проблематика романа.

Различные виды чтения

исследовательская работа с текстом;

03.12.15


40.


В.Г. Белинский о романе.

Составление конспекта критической статьи. Работа с комментариями к роману «Евгений Онегин» Ю.М. Лотмана и В.В. Набокова

Сопоставление конспекта критической статьи, работа с комментариями к роману «Евгений Онегин» Ю.М. Лотмана и В.В. Набокова

08.12.15


41.


Р/р. Подготовка к классному сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Составление плана сочинения, работа с текстом

Составление плана сочинения, работа с текстом

09.12.15


42.


Р/р. Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина.

Сочинение

Сочинение

10.12.15


43.


Вн. чт. Графические и музыкальные интерпретации произведений

А.С. Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы и культуры.

Сообщения по темам «Сценическая жизнь «Евгения Онегина», «Иллюстрации к роману «Евгений Онегин» и др

15.12.15


44.


Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова

Выразительное чтение произведения.

Составление плана статьи учебника

16.12.15


45.


Р/р. Темы и мотивы лермонтовской лирики. Назначение художника, тема поэта и поэзии в стихотворениях: «Нет, я не Байрон…», «Поэт», «Пророк» (анализ стихотворного текста).

Чтение стихотворений. Составление плана статьи учебника.

Составление плана статьи учебника

17.12.15


46.


Свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения в стихотворениях Лермонтова «Парус», «Я жить хочу…», «Смерть Поэта», «Молитва», «И скучно и грустно», «Дума», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Анализ лирического произведения, характеристика лирического героя.

Различные виды чтения, анализ произведений

22.12.15


47.


«Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман.

Чтение и анализа текста.

Инд. сообщение «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова».


23.12.15


48.


Своеобразие композиции и образной системы романа.

Расположение частей согласно хронологии (фабуле) романа («Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист». «Бэла». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина»).

Сопоставление эпизодов рассказа; выявление авторской позиции.


Пересказ с элементами цитирования, выразительное чтение

24.12.15


49.


Автор и его герой в романе.

Сопоставление эпизодов рассказа; выявление авторской позиции

Самостоятельная работа с текстом; составление цитатного плана статьи учебника

29.12.15


50.


Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки

Комплексный анализ главы.

Самостоятельная работа с текстом; составление цитатного плана статьи учебника

30.12.15


51.


Печорин в ряду других персонажей романа.

Сопоставление эпизодов рассказа; выявление авторской позиции

Составление цитатного плана статьи учебника

12.01.16


52.


Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

Сопоставление эпизодов рассказа; выявление авторской позиции.

Исследовательская работа с текстом

13.01.16


53.


«История души человеческой» как главный объект повествования в романе «Герой нашего времени».

Выразительное чтение фрагментов по ролям.


Исследовательская работа с текстом

14.01.16


54.


Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей. Сопоставительный анализ двух образов.

Составление сравнительной характеристики образов главных героев.

Исследовательская работа с текстом

19.01.16


55.


В.Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».

Составление конспектов статей В.Г. Белинского

Составление конспектов статей В.Г. Белинского

20.01.16


56.


Р/р. Подготовка к классному сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Подборка текстового материала к сочинению.

Подбор эпиграфов к сочинению; цитатный план

21.01.16


57.


Р/р. Написание классного сочинения по роману М.Ю. Лермонтова.

Сочинение

Сочинение

26.01.16


58.


Проверочная работа «Лирика первой половины XIX века».

Проверочная работа /тест/

Проверочная работа /тест/

27.01.16


59.


Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

Исследовательская работа с текстом, конспектирование литературно-критической статьи

Исследовательская работа с текстом, конспектирование литературно-критической статьи

28.01.16


60.


Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»).

Выразительное чтение фрагментов по ролям.

Различные виды пересказа.

Составление цитатного плана статьи учебника

02.02.16


61.


Народная тема в поэме.

Выразительное чтение фрагментов по ролям.

Различные виды пересказа

Вопросы 5-7 стр.210

03.02.16


62.


Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме.

Выразительное чтение произведения.

Составление письменной характеристики Чичикова

04.02.16


63.


Фигура автора и роль лирических отступлений.

Выразительное чтение фрагментов по ролям.

Исследовательская работа с текстом (комплексный анализ одной из глав повести).

09.02.16


64.


Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Различные виды пересказа

Вопрос 9 стр. 210.

10.02.16


65.


Р/р. Анализ эпизода «Приезд Чичикова к Манилову».

Выразительное чтение фрагментов по ролям.

Различные виды пересказа

Чтение наизусть отрывка произведения

11.02.16


66.


Р/р. Подготовка к классному сочинению «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Собакевича и др.)».

Подборка текстового материала к сочинению

Различные виды чтения и пересказа

16.02.16


67.


Р/р. Написание классного сочинения.

Сочинение

Сочинение

17.02.16


68.


Проверочное тестирование по творчеству Н.В. Гоголя.

Тест

Тест

18.02.16


69.


Вн. чт. «Божественная комедия» Данте и «Мертвые души» Гоголя.

Выразительное чтение фрагментов по ролям.


Различные виды чтения и пересказа; сложный план характеристики персонажа

24.02.16


70.


Проверочное тестирование «Литература первой половины XIX века».

Тест

Тест

25.02.16


71.

Литература второй половины XIX века

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840 - 1890-х годов.

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану.

Подготовка сообщения; запись основных положений лекции; формулирование значения терминов, отражающих литературного процесса

01.03.16


72 -73


Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева).

Работа с учебником

Исследовательская работа с текстом; работа с учебником

02.03.16

03.03.16


74 -75


Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Знакомство с произведением.

Исследовательская работа с текстом (комплексный анализ одной из глав повести).

09.03.16

10.03.16


76 -77


Лирическая ситуация 50 - 80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану.

Инд. сообщения о Ф.И. Тютчеве, А.К. Толстом

15.03.16

16.03.16


78 -79


Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану.

Чтение наизусть стихотворения по выбору

17.03.16

05.04.16


80.


Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания.

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану.

Конспект статьи учебника стр.238-240

06.04.16


81 -82


Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану.

Исследовательская работа с текстом; работа с учебником

07.04.16

12.04.16


83.


Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану.

Подготовка сообщения; запись основных положений лекции; формулирование значения терминов, отражающих литературного процесса

13.04.16


84.


Проверочная работа «Литература XIX века».

Проверочная работа

Проверочная работа

14.05.16


85 -86

Литература XX века (18 ч.)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн).

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану.

Подготовка сообщения; запись основных положений лекции; формулирование значения терминов, отражающих литературного процесса

19.04.16

20.04.16


87 -88


Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

Конспект лекции учителя. Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану.

Исследовательская работа с текстом; работа с учебником

21.04.16

26.04.16


89 -91


Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака).

Анализ текста лирического произведения, выявление художественных средств в создании образов.

Чтение наизусть стихотворения по выбору

27.04.16

28.04.16


92.


Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, М.А. Булгакова).

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану

Составление развернутых тезисов для характеристики образов

04.05.16


93 -94


Вн. чт. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа.

Знакомство с рассказом Шолохова М.А. «Судьба человека»

Исследовательская работа с текстом (комплексный анализ одной из глав повести). анализ образов главных героев: Андрея Соколова и Вани

05.05.16

10.05.16


95 -96


Литературный процесс 50 - 80-х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына).

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану

Подготовка сообщения; запись основных положений лекции; формулирование значения терминов, отражающих литературного процесса

11.05.16

12.05.16


97-98


Деревенская жизнь в рассказах В.М. Шукшина «Чудик» и «Микроскоп».

Составление цитатного плана статьи учебника и рассказ по этому плану

Различные виды чтения и пересказа; сложный план характеристики персонажа

17.05.16

18.05.16


99


Проверочная работа «Литература XX века».

Проверочная работа

Проверочная работа

24.05.16




© 2010-2022