Урок развития речи с элементами интеграции на тему: «Художественный стиль речи. Искусство образной речи»

    Цели урока: обобщить и систематизировать сведения о стилях речи, обратить внимание на художественный стиль речи, его особенности; углубить знания о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка; отрабатывать умения и навыки определять и обосновывать принадлежность текста к художественному стилю речи.     Ход урока   1.Организационный момент. 2.Повторение. Типы словосочетаний.   Учитель:   по характеру главного слова можно выделить три типа словосочетаний.   - Каких? - Что хар...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: урок развития речи с элементами интеграции на тему:

«Художественный стиль речи. Искусство образной речи».

Цели урока: обобщить и систематизировать сведения о стилях речи, обратить внимание на художественный стиль речи, его особенности; углубить знания о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка; отрабатывать умения и навыки определять и обосновывать принадлежность текста к художественному стилю речи.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Повторение. Типы словосочетаний.

Учитель: по характеру главного слова можно выделить три типа словосочетаний.

- Каких?

- Что характерно для каждого типа сочетаний?

• Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой.


  1. Новый материал.

• Сообщение темы и целей урока.

Учитель: язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Богата литература - значит, богат и литературный язык.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

(И.С. Тургенев).


Но… из разговора в общественном транспорте:

- Ишь, интеллигент, шляпу надел!

- Почему вы решили, что я интеллигент, может я такой хам, как и вы?!

• Можно ли этот диалог считать соответствующим нормам литературного языка?

Художественный стиль опирается на эстетическую функцию слова. Для этого стиля характерен образный способ выражения действительности, большое количество тропов.

Остается выяснить, как, каким образом эстетическая функция определяет язык художественной литературы. Как обыкновенные слова, которыми мы чуть ли не каждый день пользуемся, попав в стихотворение, рассказ, приобретают особое очарование, прелесть, глубину.


  1. Словарный диктант: художественно-изобразительные средства (учащиеся дают определения).

Метафора, сравнение, эпитет, метонимия, гипербола, литота, ирония, олицетворение, перифраза, антитеза, градация, инверсия.

5. Практическая работа по вариантам (даются тексты).

• Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

• Назовите художественно-изобразительные средства, приведите примеры.

• Определите тему отрывков.

В заключение: сравните два понятия: художественный стиль и стиль художественной литературы.

- Какое из них шире по объему? Почему?

(Стиль художественной литературы может включать в себя элементы других стилей, однако не в их собственной функции, а в эстетической, как средство выразительности речи).

© 2010-2022