- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование уроков литературы (10 класс)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сазонова Н.Н. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование по дисциплине «Литература».
№
Наименование
разделов и тем
Максимальная
нагрузка учащегося, ч.
Из них на внеклассное чтение,
ч.
Сочинения
Контрольные работы, тесты
ч.
1.
Введение
Русская литература первой половины XIX века
3
-
1
2.
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Н.В.Гоголь
24
5
5
3.
Литература второй половины XIX века
Обзор
1
-
-
4.
И. А. Гончаров
А. Н. Островский
И. С. Тургенев
Ф. И. Тютчев
А. А. Фет
А. К. Толстой
Н. С. Лесков
М. Е. Салтыков-Щедрин
Н. А. Некрасов
Ф. М. Достоевский
Л. Н. Толстой
А. П. Чехов
5
7
8
3
2
1
3
2
8
9
16
6
-
-
-
-
-
1
-
2
2
-
1
-
-
3
2
-
-
-
-
-
1
1
2
1
5.
Зарубежная литература
3
1
-
6.
Подведение итогов
2
-
1
7.
Итого
105
18
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (105 часов)
№ урока
Тема урока
Тип урока
Основные требования к ЗУН учащихся
Виды контроля / деятельность на уроке
УУД
Дата
план
факт
1
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.Р/к
Лекция
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой
План-конспект статьи учебника./ коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
2-3
Основные темы и проблемы литературы XIX века. Обзор русской литературы первой половины 19 века.
Лекция с элементами беседы
Знать основных поэтических предшественников А.С.Пушкина Г.Р. Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова
Инд. Сообщения о поэтах (презентации)/ индивидуальная
-поиск необходимой информации
-создание высказывания
-самоконтроль
- восприятие и передача информации
4
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Р/к
Лекция с элементами беседы
Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.
Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации)/ коллективная, индивидуальная
-составление плана
-поиск необходимой информации
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
5
Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок.
Лекция с элементами беседы
Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.
Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.
Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике/ коллективная, групповая
-постановка вопросов
-составление плана
-поиск необходимой информации
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
6
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
Практикум
Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта
Анализ лирического текста с выразительным чтением/ коллективная, групповая
- исследование
-понимание учебной задачи
-поиск необходимой информации
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
7
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.
Практикум
Знать сти-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.
Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.
Идейно-тематический анализ текстов стих-ий/ коллективная, групповая
- исследование
-понимание учебной задачи
-поиск необходимой информации
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
8-9
Религиозно-философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.
Семинар
Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать.
Идейно-тематический анализ текстов философской лирики / коллективная, групповая
- умение слышать и понимать
-понимание учебной задачи
- формулирование выводов
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
10
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме
Лекция с элементами беседы
Знать жанрово-композиционную основу произведения
Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта.
Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения/ коллективная, групповая
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
11
Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
Практикум
Знать приемы создания образов в поэме.
Уметь раскрыть конфликт личности и государства.
Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения/ коллективная, парная
- исследование
-понимание учебной задачи
-поиск необходимой информации
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
12-13
Повторение романа «Евгений Онегин»
Практикум
Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения/ коллективная, парная
исследование
-понимание учебной задачи
-поиск необходимой информации
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
14-15
РР Сочинение по творчеству А.С.Пушкина
Сочинение
Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.
Сочинение/ индивидуальная
-составление плана
-формулирование целей
-понимание задачи
-создание текста
-отбор информации
-самоконтроль
-прогнозирование
16
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Р/к
Лекция с элементами беседы
Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.
Уметь анализировать романтические стих-я
Схематизация материала, составление плана-конспекта/ индивидуальная
- умение слышать и понимать
- составление плана
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
17
Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова
Беседа
практикум
Обобщить ранее изученные стихотворения. Знать стих-ия по теме, приемы в лирике поэта.
Анализ лирических стих-ий на тему молитвы как жа нра. коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
- смысловое чтение
18
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова
Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Мечта о гармоничном мире.
Практикум
Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.
Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл.
Уметь анализировать стих-ия по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.;
Анализ лирических стих-ий на тему жизни и смерти/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
19
Повторение романа «Герой нашего времени»
Семинар
Знать содержание романа Лермонтова;
Уметь производить идейно-тематический анализ;
производить сравнительную психологическую характеристику героев.
Анализ философских лирических стих-ий/ коллективная, групповая
- умение слышать и понимать
-понимание учебной задачи
- формулирование выводов
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
20
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
Уроки внеклассного чтения
Знать произведения по теме, соотношение темы в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.
Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по данной тематике.
Анализ лирических стих-ий на любовную тему/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
21
РР Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
Сочинение
Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.
Сочинение/ индивидуальная
-составление плана
-формулирование целей
-понимание задачи
-создание текста
-отбор информации
-самоконтроль
-прогнозирование
22-23
Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). Романтические произведения. Обзор.
Лекция с элементами беседы
Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.
Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала/индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
24-25
«Петербургские повести» Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Повторение поэмы «Мертвые души»
Семинар
Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры, традиции русской литературы в изображении маленького человека
Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; /индивидуальная, коллективная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
26
Н.В.Гоголь «Невский проспект».
РР Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.
Практикум
Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.
Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.
Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала/коллективная, индивидуальная
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
27
Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести.
Практикум
Знать текст произведения.
Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.
Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики/коллективная, индивидуальная
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
28
Обзор русской литературы второй половины 19 века.Р/к
Лекция с элементами беседы
Знать: традиции русской литературы, литературные направления
Уметь: воспринимать информацию, составлять опорный конспект
Коллективная/ индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
29
Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»
Лекция
Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.
Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.
Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста /индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
30
Обломов - «коренной народный наш тип».
Беседа
Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»;
Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера
Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода/ коллективная, групповая
- выделение нравственного аспекта поведения героев
-соотнесение поступков героя с этическими принципами
-составление плана
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
31-32
«Обломов» как роман о любви
Беседа
Знать содержание романа «Обломов».
Уметь составлять сравнительную характеристику героев.
Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение./ коллективная, групповая
- выделение нравственного аспекта поведения героев
-соотнесение поступков героя с этическими принципами
-анализ информации
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
33
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике
Практикум
Знать понятие «обломовщина»
Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.
Аналитический пересказ текста / коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
34
Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга
Лекция
Знать основные моменты биографии писателя,его вкладе в развитие русского национального театра.
Уметь готовить сообщение о писателе.
Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе/индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
35
История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза»
Лекция с элементами беседы
Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.
Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.
Характеристика персонажей в системе образов/коллективная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
36-37
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства
Практикум
Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.
Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)
Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа/коллективная, индивидуальная
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
38-39
Протест Катерины против «темного царства». Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Обучение анализу эпизода
Практикум
Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление,
роль религиозности в духовном мире человека.
Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины.
Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе/коллективная индивидуальная
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
40
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Практикум
Знать словесную символику драмы, литературную критику.
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь
Сочинение/индивидуальная
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
41
Слово о И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Лекция с элементами беседы
Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.
Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего/коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
42
История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.
Лекция с элементами беседы
Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.
Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.
Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации/ коллективная, групповая
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
43
Базаров - герой своего времени
Беседа
Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст.
Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения/ коллективная, групповая
- выделение нравственного аспекта поведения героев
-соотнесение поступков героя с этическими принципами
-составление плана
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
44-45
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сторонники и противники Базарова.
Семинар
Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.
Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев.
Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика/коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
-понимание учебной задачи
- формулирование выводов
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
46
Любовь в романе «Отцы и дети».
Беседа
Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова.
Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью.
Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера/ коллективная, групповая
- выделение нравственного аспекта поведения героев
-соотнесение поступков героя с этическими принципами
-составление плана
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
47-48
РР Анализ эпизода «Смерть Базарова» Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к сочинению
Практикум
Знать особенности анализа эпизода в произведении.
Уметь анализировать эпизод Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева.
Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение.
Анализ эпизода романа.
Краткий конспект.
Сообщение-рассуждение на основе литературной критики/коллективная, индивидуальная
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
49-50
Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева
Контрольная работа
Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.
Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика) /индивидуальная.
-понимание задачи
-осознание качества усвоения
-выбор способа решения
-самоконтроль
51
Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа - сфинкс…»).Р/к. Стихи поэтов Ставрополья.
Лекция с элементами беседы
Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.
Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания.
Анализ философских стих-ий поэта/ коллективная, групповая
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
52
Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»)
Практикум
Знать разнообразие тематики стих-ий поэта
Уметь анализировать лирические стих-ия.
Анализ лирических стихотворений поэта/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
53
Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»),
Практикум
Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.
Уметь анализировать любовные лирические стих-ия
Анализ любовных лирических стих-ий поэта/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
54
Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря пощается с землею…»)
Лекция с элементами беседы
Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта.
Уметь анализировать стих-ия. Раскрывать их философский характер.
Сообщение о поэте. Анализ стих-ий/коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
55
Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи. Р/к. Стихи поэтов Ставрополья
Практикум
Знать стих-ия о любви и понимать их.
Уметь анализировать стих-я о любви.
Анализ стих-ий о любви/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
56
А.К.Толстой Основные мотивы лирики.
Урок внеклассного чтения
Знать: основные этапы творческого пути А.К.Толстого, темы и мотивы произведений
Уметь: составлять опорный конспект
Коллективная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
57
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного)
Судьба народа в лирике. )»Еду ли ночью по улице темной…»)
Лекция с элементами беседы
Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта.
Сообщение о поэте.
анализ стих-ий. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове /коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
58-59
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт») Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…»)
Практикум
Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта. Знать суждения поэта о поэтическом труде в стих-ях.
Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.
Анализ стих-ий поэта с точки зрения их идейного содержания и формы/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
60
Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.
Беседа
Знать основные любовные стихотворения, новаторство поэта.
Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.
Анализ стих-ий поэта с точки зрения их идейного содержания и формы/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
61
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»
Лекция с элементами беседы
Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию
Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.
Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей/коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
62
Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Семинар
Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Уметь характеризовать героев
Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом/ коллективная, групповая
- умение слышать и понимать
-понимание учебной задачи
- формулирование выводов
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
63
Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы
Диспут
Знать содержание поэмы.
Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.
Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом/ коллективная, групповая
- умение вступать в диалог
-умение строить монологическое высказывание
-знание межличностных отношений
-восприятие и передача информации
-формулирование выводов
-умение прийти к общему выводу
-моделирование
64
РР Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» .Сочинение
Практикум
Знать фольклорную народную основу языка поэмы.
Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.
Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности/ коллективная, парная
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
65
Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок
Лекция с элементами беседы
Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок.
Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику.
Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок/коллективная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
66
Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников
Лекция с элементами беседы
Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.
Уметь характеризовать образы градоначальников.
Характеристика образов градоначальников/коллективная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
67
Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути. Р/к
Лекция с элементами беседы
Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать стих-ия поэта.
Сообщения о писателе/коллективная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
68-69
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого
Урок внеклассного чтения
Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл.
Уметь анализировать отдельные эпизоды
Анализ эпизодов/групповая, индивидуальная
- умение слышать и понимать
-понимание учебной задачи
- формулирование выводов
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
70
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра
Лекция с элементами беседы
Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие.
Уметь определять систему нравственных ценностей романа
План-конспект;
сообщения об истории создания романа/индивидуальная, групповая
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
71
Духовные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова
Практикум
Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя
Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики.
Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
72-73
Женские образы в романе «Война и мир»
Практикум
Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира.
Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой.
Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
74-75
Семья Ростовых и семья Болконских.
Практикум
Знать о «мысли семейной в романе».
Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.
Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов/ коллективная, индивидуальная
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
76-77
Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева
Беседа
Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война».
Анализ эпизодов/ коллективная, групповая
- выделение нравственного аспекта поведения героев
-соотнесение поступков героя с этическими принципами
-составление плана
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
78-79
Кутузов и Наполеон. Партизанская война в
романе. Философия
истории в
романе
Практикум
Знать антитезу как центральный композиционный приём.
Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории.
Сопоставительная характеристика6величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона.
Сравнительная характеристика, составление таблицы/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
80-81
Истинное и ложное в романе «Война и мир»
Семинар
Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе.
Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев.
Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый.
Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев/ коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
-понимание учебной задачи
- формулирование выводов
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
82
РР Анализ эпизода из романа «Война и мир».
Подготовка к контрольному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Анализ эпизода
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе.
Сочинение/индивидуальная
- составление плана
-формулирование целей
-понимание задачи
-создание текста
-отбор информации
-самоконтроль
-прогнозирование
83
Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя
Лекция с элементами беседы
Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.
Уметь выступать с сообщениями о писателе.
Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода/ коллективная, групповая
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
84
Петербург Ф.М.Достоевского
Лекция с элементами беседы
Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста.
Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения.
Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста/ коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
85
История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе
Лекция с элементами беседы
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа.
Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов.
Развернутые сообщения/ коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
86-87
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления Теория Раскольникова и истоки его бунта
Беседа
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию
Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории.
Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова/индивидуальная, групповая
- выделение нравственного аспекта поведения героев
-соотнесение поступков героя с этическими принципами
-составление плана
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
88-89
«Двойники» Раскольникова.
Практикум
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.
Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова
Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
90
Значение образа Сони Мармеладовой в романе
Беседа
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию
Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.
Развернутые ответы на основе работы с текстом/индивидуальная, групповая
- выделение нравственного аспекта поведения героев
-соотнесение поступков героя с этическими принципами
-составление плана
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
91
Эпилог романа Домашнее сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Семинар
Уметь выявлять в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа
Анализ эпилога, его художественные особенности: развернутые ответы на вопросы. Сочинение.
- умение слышать и понимать
-понимание учебной задачи
- формулирование выводов
-создание высказывания
-самоконтроль
- структурирование информации
92
Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести.
Лекция с элементами беседы
Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.
Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия.
Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя.
Анализ эпизодов-глав романа. / коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
93
Катерина Измайлова в рассказе Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Беседа
Знать: содержание произведения
Уметь анализировать рассказ с точки зрения художественного своеобразия
коллективная, групповая
- выделение нравственного аспекта поведения героев
-соотнесение поступков героя с этическими принципами
-составление плана
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
94-95
Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.). Р/к
Лекция с элементами беседы
Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.
Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия
Анализ рассказов/ коллективная, индивидуальная
- умение слышать и понимать
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-передача нужной информации
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
96
Проблематика и поэтика рассказов Чехова «Дама с собачкой», «Черный монах»
Практикум
Знать текст рассказа.
Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.
Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
97
Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
Практикум
Знать текст рассказа.
Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.
Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей/ коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
98
Особенности драматургии А.П.Чехова
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда
Практикум
Знать особенности драматургии Чехова.
Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.
Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта / коллективная, групповая
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
99
Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»
Практикум
Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии
Сочинение по творчеству А.П.Чехова/индивидуальная
-самоконтроль
- осознание качества усвоения
-разделение информации на главную и второстепенную
-создание текста
-понимание учебной задачи
-смысловое чтение
100
Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие
Контрольная работа
Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.
Тестовые задания/индивидуальная
-понимание задачи
-осознание качества усвоения
-выбор способа решения
-самоконтроль
101
Зарубежная литература.
Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».Р/к
Беседа
Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности
Уметь анализировать сти-ия с точки зрения проблематики и художественного своеобразия.
Инд. сообщение о жизни и творчестве КостыХетагурова (комп. презентация). Анализ стихотворений/индивидуальная, групповая
-составление плана
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
102
Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль»
Беседа
Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.
Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия
Инд. сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопассана (комп. презентация).
Анализ сцен драмы «Кукольный дом» Г.Ибсена/индивидуальная, групповая
-составление плана
-формулирование целей
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
102
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века.Р/к
Беседа
Викторина. Презентация проектов, творческих работ.
Коллективная
-соотнесение поступков героя с этическими принципами
-создание высказывания
-восприятие информации
-умение слышать
-рефлексия
103-105
Резервные уроки