Внеклассное мероприятие по литературе. Планирование

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературе в 10 классе «Позвольте вас любить..»

Валиуллина Р.Г.- преподаватель литературы и русского языка первой квалификационной категории.

Цель занятия: создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению литературы, музыки.

Задачи:

- мотивировать учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины «Литература» для решения поставленной задачи;
- развивать у учащихся воображение и фантазию;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, самостоятельность, чувство сопереживания;
- дать возможность учащимся и их родителям участвовать в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, а также оценивать их результаты.

Возраст обучащихся:15-17лет,

Группа: МТСт-13-(9)-1.

Оформление:

Помещение, где будет проходить вечер, предлагаем стилизовать под литературный

салон XIX в. Романсы,исполняемые учащимися:

• «Глядя на луч пурпурного заката...»;

• «Гори, гори, моя звезда...» (муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского);

• «Я встретил Вас...» на стихи Ф. Тютчева;

• «Белой акации гроздья душистые» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского);

• «Я помню чудное мгновенье» (муз. М. И. Глинки, сл. А. С. Пушкина);

• «А напоследок я скажу» (муз. А. Петрова, ел. Б. Ахмадулиной);

• «Утро туманное» (муз. В. Абаза, ел. И. С. Тургенева);

• «Калитка» А. Обухова; • «Не уходи, побудь со мною...» (муз. Н. Зубова, ел. М. Пойгина).

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2) - хозяевea салона;

Пушкин; Керн - Анна Петровна Керн;

Амалия - Амалия фон Лерхенфельд, возлюбленная Ф. Тютчева;

Бакунина - Татьяна Бакунина, вохпюбленная И. Тургенева

В центре стоит столик, за которым сидят ведущие; остальные персонажи свободно располагаются в креслах по обе стороны от столика.

Звучит романс «Глядя на луч пурпурного заката...».

ВЕДУЩИЙ (1): Его называют братом песни...

ВЕДУЩИЙ (2): Значит, песня - чья-то сестра. Как же это?

ВЕДУЩИЙ (1): А если есть брат с сестрой, значит, у них есть и мать. Кто же она?..

ВЕДУЩИЙ (2): Музыка!

ВЕДУЩИЙ (1):Стихия музыки - могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие

Слезами наполняются при ней.

Она и невидна и невесома,

И мы ее в крови своей несем,

Мелодии всемирная истома.

Как соль в воде, растворена во всем..

Винокуров Е

Слово учителя:

Добрый день, уважаемые друзья. Сегодня мы приглашаем вас в мир высокого поэтического слова и яркой мелодии - в мир русского романса.

Удивительное это явление - русский романс... Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит тебя невыразимой нежностью, печалью, любовью.

Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

У песни много причин быть спетой. У романса только одна - любовь. Особая нота, особая сила страсти, особые обстоятельства души.

Быть старомодной не боюсь,

Полна я грусти тривиальной,

Романс я помню наизусть,

Как доносил мне эту грусть

Твой голос страстный и печальный

(Звучит романс «Гори, гори, моя звезда...» (муз. П. Булахова,сл. В. Чуевского).))

Слово учителя: Родина романса - Испания. Именно

там в Средние века в творчестве странствующих поэтов-певцов (трубадуров) утвердился этот песенный жанр. Тогда он соединял в себе речитатив, напевное мелодическое начало и мимический танец. Свои песни трубадуры исполняли на родном романском (испанском) языке, отсюда и название песен - «романсы». А в XVIII веке этот жанр обосновался в русском искусстве и явился миру загадочным феноменом русской культуры . Когда звучит русский романс, всегда есть повод говорить о судьбах, музах и творцах…

(Звучит романс « Я встретил Вас…» на стихи Ф Тютчева.)

Тютчев : В июне 1822 года в Германию, в русскую миссию, прибыл молодой дипломат Ф. Тютчев. Год назад он окончил Московский университет. Мюнхен принял Тютчева в свои объятия, окружил блеском придворных балов, изяществом музыкальных салонов.

Амалия: На одном из светских балов Тютчев встречает очаровательную Амалию- побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма 3

Тютчев: Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью . Тютчев был очарован .

Амалия: Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Тютчева

Тютчев: Но для меня сей взор благодеянье;

Как жизни ключ, в душевной глубине

Твой взор живет и будет жить во мне,

Он нужен ей, как небо и дыханье.

Ф.Тютчев.

ВЕДУЩИЙ (1): До нас дошли неясные сведения о драматических событиях начала 1825 года, когда Тютчев едва не оказался участником дуэли и должен был уехать из Мюнхена. Он отправился в отпуск. За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюденером, который тогда же стал первым секретарем русской миссии в Мюнхене. Он был на семь лет старше Тютчева и являл собою, конечно, гораздо более надежного супруга, чем Тютчев.

ВЕДУЩИЙ (2): В 1833 году Тютчев, уже давно женатый на другой, пишет одно из обаятельнейших своих стихотворений, которым отмечает десятую годовщину своей влюбленности в Амалию.

ТЮТЧЕВ: Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край,

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени шумел Дунай.

Ф. Тютчев «Я помню время золотое...»

ВЕДУЩИЙ (1): Тютчев продолжает свою дипломатическую карьеру. Он уже дважды женат, отец большого семейства. В жизни его началась страшная череда потерь: мать, брат, четверо детей. Тютчев тяжело болен. Ему 67 лет.

ТЮТЧЕВ: Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет - и не может...

Ф. Тютчев «О, этот Юг, о, эта Ницца...»

АМАЛИЯ: И вдруг - новая встреча с Амалией, ей почти 60. Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все поросло травой забвенья. Но... как будто романтичный юноша встретил ту же девочку, которая когда-то бесконечно давно так потрясла его воображение и сердце.

ТЮТЧЕВ: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с моей дорогой Амалией, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

ВЕДУЩИЙ (2): Если бы в 70-е годы XIX века проводился, как в наши дни, конкурс «Лучшая песня года», первое место занял бы романс «Я встретил Вас...», написанный неизвестным композитором на стихи Федора Ивановича Тютчева.

(Звучит последний куплет романса «Я встретил Вас...» на стихи Ф. Тютчева.)

ВЕДУЩИЙ (1): Юные и прекрасные девы, вечные спутницы вечных поэтов земли. Они всегда рядом; иногда чуть впереди. Они ведут своих избранников сквозь рокот и лязг жизни.

Верь в великую силу любви!.

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий

Мир ,погрязший в грязи и крови.

Верь в великую силу любви!

С. Надсон «Верь в великую силу любви...»

ВЕДУЩИЙ (2): Они могут быть умными и не очень, не всегда красивыми, но всегда незаменимыми. Как нет человека без тени, так нет поэта без его избранницы.

Звучит романс «Белой акации гроздья душистые» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского)

ПУШКИН: В июльские дни 1825 года, находясь в Михайловской ссылке, Пушкин посетил соседнее имение Тригорское, где во второй раз встретил прекрасную женщину Анну Петровну Керн .

КЕРН: «Погода была чудесная, лунная июньская ночь дышала

прохладой и ароматами полей. Мы ехали в двух экипажах: тетушка с сыном в одном; сестра. Пушкин и я -в другом Ни прежде ни после я не видела его так добродушно веселым и любезным

Ведущий( 1)После шестилетней разлуки эта радостная встреча потрясла поэта И вот глубокой ночью поэт сидит за своим столом Перед ним -чистый лист бумаги горящая свеча гусиное перо бежит по белому листу - и рождаются незабываемые строки великого гимна любви

Пушкин: Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

А Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

Ведущий(2): Много лет спустя другой русский гений -композитор М И Глинка переложит это стихотворение на музыку Свой романс он посвятит своей возлюбленной,которая - так судьбе было угодно- окажется дочерью Анны Петровны Керн

(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина.)

ВЕДУЩИЙ (I): Одно из свойств романса - быть всегда правдивым, нести в себе радости и печали, страсть и горечь своих создателей. Это маленькая человеческая драма, рассказанная с подлинным вдохновением, страстным чувством.

Есть книга вечная любви.

Одни едва в ней несколько

страниц перелистали,

Другие, все забыв, ее читали.

Слезами полили слова.

Ее читают много тысяч лет.

От строк ее и мне покоя нет.

С. Щипачев -Есть книга вечная

(Звучит романс «А напоследок я скажу...» (муз. А. Петрова, ел. Б. Ахмадутиной).)

ВЕДУЩИЙ (2): В 1841 году, вскоре после приезда в Москву, Иван Сергеевич Тургенев гостил в имении Бакуниных у своего друга, где он познакомился с Татьяной Бакуниной.

ВЕДУЩИЙ (1): Белинский, приезжавший в те годы к Бакуниным, восторгался Татьяной.

БАКУНИНА: «Что за чудное, за прекрасное создание Татьяна Александровна! Эти глаза, темно-голубые и глубокие, как море, этот взгляд внезапный, молниеносный, долгий как вечность; это лицо кроткое, на котором еще как будто не изгладились следы жарких молений к небу - нет, обо всем этом не должно говорить, не должно сметь говорить...»

ВЕДУЩИЙ (2): Приезд Ивана Сергеевича всколыхнул, взволновал Татьяну Бакунину, воскресив в ней смутные мечты и надежды.

ТУРГЕНЕВ: Поэт, философ, остроумный собеседник, близкий друг ее брата, он сразу завладел воображением Татьяны Александровны. С первых же дней знакомства Тургенев звал ее старшей сестрой, а затем стал называть своей Музой.

ВЕДУЩИЙ (1): Роман с Бакуниной оставил заметный след в поэтическом творчестве молодого Тургенева. Сопоставляя отдельные строфы стихотворений Тургенева, посвященных Бакуниной, с соответствующими отрывками из его писем к ней, не трудно заметить, что стихотворения эти были как бы лирическим дневником.

БАКУНИНА: Роман Тургенева с Татьяной Бакуниной длился недолго. Уже весной 1842 года наметился разрыв их отношений.

ТУРГЕНЕВ: «Я хочу все забыть, все, исключая Вашего взгляда, который я так живо, так ясно вижу...» - пишет Иван Сергеевич Тургенев Татьяне Бакуниной.

ВЕДУЩИЙ (2): Под впечатлением разрыва с ней написано стихотворение «В дороге», известное нам теперь как романс «Утро туманное».

(Звучит романс «Утро туманное» (муз. В. Абаза,сл. И. С. Тургенева.)

Слово учителя: Как много прекрасных мгновений запечатлели романсы! И совсем неважно, сколько с тех пор прошло лет. Образы романса вечны. Видимо, потребность в нем все так же сильна, как желание любить. Глагол «Любить»,которым рождено великое созвездие старинных романсов ,остается живым «нервом» романса.

Ведущий(2):Как любовь возникает? В улыбке?

В первом взгляде? В движении глаз?

Или знак есть, невнятный и зыбкий,

О котором не сложен рассказ.

Или, может быть, просто так надо,

Чтобы ветер прибрежный гремел

В золотые часы листопада,

Как простой ,без раздумья пример?

В. Саянов «Как любовь возникает? В улыбке?»

Слово учителя: Романс всегда современен. Каждое новое поколение как бы прочитывает его заново.

(Звучит романс «Калитка» А.Обухова.)

Ведущий(1):Позвольте вас любить! Нет, это не возврат,

Не вспышка бурная мальчишеского пыла.

Не грешное меня стремление охватило

Вам говорить о том, как чувства ум пьянят.

«...»

Все: Позвольте вас любить!

(Звучит романс «Не уходи, побудь со мною…» (муз. Н.Зубова, сл М.Пойгина).)

Примечание

Трубадуры (франц. troubadour, от прованс. trobador, от trobar - находить, слагать стихи), провансальские поэты-певцы XI-XIII вв. Изысканная лирика трубадуров воспевала рыцарскую куртуазную любовь, радости жизни.

ТЮТЧЕВ Федор Иванович (1803- 1873), русский поэт, член-корреспондент Петербургской академии наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. Символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика.

КЕРН Анна Петровна (урожденная Полторацкая) (1800-1879), русская мемуаристка. Ей посвящено стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»-

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804- 1857), русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851) заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-

1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-1852) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи - разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.


© 2010-2022