Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»)

·         «Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных, но чудесные дары – сострадания, милости, верности –  чаще всего являются там, в тени жизни, на её обочине», - читаем мы рассуждения  известной писательницы Людмилы Улицкой.      В 90-е годы большинство наших сограждан по вине государства неожиданно для себя оказалось за чертой уровня бедности - соответственно, на несколько порядков выросло и число людей, занимающихся попрошайн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1 Урок внеклассного чтения по современной литературе


Тема урока: «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх)

(по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»)

Цель урока: познать что есть добро, понять простые жизненные истины,

научиться состраданию, разобраться, почему мы бываем чёрствы, равнодушны.

Оборудование урока: выставка книг Людмилы Улицкой, книг и дисков Сергея Гребенникова, фотографии храмов, лики Святых, портреты авторов, презентация к уроку, эпиграфы, тексты, рабочие тетради, буклеты с истинами и словарными статьями.

Слайд 2

Пояснительная записка к уроку

Слайд 3

Цели урока

Слайды 4,5 - постепенная демонстрация

В чём смысл жизни? Служить другимКонспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

и делать добро.

Аристотель

Давайте поможем тем беднякам, которые

умоляют нас об этом, и если они даже

обманывают нас, не надо придавать этому

слишком большого значения. Ибо такого

милосердия, прощения и доброты

заслуживает каждый из нас.

Иоанн Златоуст





Ход урока

I Организационный момент.

II Вступление - необычное начало.

Слайд 6

Нищий

Потерял веру свою -

Нищий у храма стою.

Я прошу в две руки

Горсть любви. Где же ты?

Замерзают пальцы мои.

Голубой небосвод окружил,

Белый голубь над храмом кружил.

Он с надеждой просил,

Чтобы я всё простил.

Медный колокол птицу пленил.

Надо мной разливается звон,

На молитве - слёзы икон.

И молчат купола,

Леденит высота -

Огонёк золотого креста!

Очень низко плывут облака.

Ты куда, неземная река?

Я устал без любви.Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

Голубь мой, помоги,

На рассвете с собой забери…

Все проходят, прячут глаза

На ладонях с неба слеза.

Я поймал в две руки

Горсть любви - это ты! -

Ощущают пальцы мои.

Слайд 7

Автор этих строк - Сергей Гребенников, известный у нас в Воронеже поющий поэт, член Союза писателей Москвы. О своей миссии он говорит так: «Я хочу помочь людям обрести Православную веру в Бога и в человека. Этого сегодня очень не хватает. Христианская радость - всегда радость деятельная, она всегда радость соборная, она всегда радость не о себе, а радость о нас».

Одна из вечных тем - тема добра и зла: милосердия и жестокости, сострадания и равнодушия.

Тема сегодняшнего урока: «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх)

Аналитическая беседа

  • вслушаемся ещё раз в строки «Потерял веру свою - нищий … стою». Где? У Храма!

Слайд 8

  • Почему мы идём в храм?

  • Когда мы идём в храм?

  • Какого чуда мы ждём?

  • В каком значении употреблено слово «нищий»? (Нищий духом (устар. и книж.) лишённый внутренних интересов; духовно опустошённый).

Я прошу в две руки

Горсть любви. Где же ты?

Замерзают пальцы мои.

В одной притче Любовь представала перед людьми в образе старухи-нищенки. Проезжающий мимо неё человек сказал: «Посмотри, что с нею сделали люди… Они ненавидели её, убивали в себе, презирали… А теперь она мстит им беспощадно и жестоко, заставляя страдать, мучиться и умирать во имя неё».

Когда нет любви, тогда

  • замерзают пальцы;

  • молчат купола;

  • леденит высота.

  • Какие символы в стихотворении?

Слайд 9 Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

Символы духовности

Какие символы в стихотворении?

Голубь символизирует:

-Дух жизни, душу, переход от одного состояния к другому.

-Дух света, непорочность, нежность, покой.

-Женственность, обновление жизни.

-Знак мира между Богом и человеком.

( Голубка из Ноева Ковчега не нашла места нигде, кроме ковчега, так и христианин не находит спасения нигде, кроме церкви. Белая голубка - символ спасённой души, прошедшей очищение).

  • Именно белый голубь «с надеждой просил, чтобы я всё простил», то есть забыл обиду. Ведь это добро, когда мы умеем прощать.

  • Почему «все проходят, прячут глаза»? Может быть, люди не готовы к сочувствию, состраданию? Не смогли простить… Добро это или зло?

Герой устал без любви…

И в конце:

Я поймал в две руки

Горсть любви - это ты! -

Ощущают пальцы мои.

Слайд 10

В стихотворении над героем разливается звон. В христианстве - это отождествление с опрокинутой чашей, из которой изливаются звуки, несущие Божью благодать. Уподобление колокольного звона говорящим устам помогает верующим услышать голос самого Бога, обращённого к человеку, к его сердцу. Не случайно колокол называют «звучащей иконой» или «молитвой в бронзе». Во все времена колокольный звон воспринимался людьми как дар неба - возвышающийся, исцеляющий и направляющий человека.Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

«Бог есть открытая и действенная любовь», - считает Сергей Гребенников. В жизни очень важно уметь учиться у всех, особенно у Бога.

Важно н а у ч и т ь с я у ч и т ь с я.

Слайд 5 (возвращение к слайду)

Созвучие истин

Как истину надо принять строки другого автора Сергея Кобченко:

Никогда ни за что не мстить -

Божье это! Он сам всё воздаст!

Если просят - всё надо простить -

Ты простишь - и тебе простят.

Как часто нам не хватает понимания, сами мы забываем о милосердии и сострадании.

Слайд 11Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

Авторская позиция

  • «Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных, но чудесные дары - сострадания, милости, верности - чаще всего являются там, в тени жизни, на её обочине», - читаем мы рассуждения известной писательницы Людмилы Улицкой.

  • Не о том же её социально-философский рассказ «Народ избранный»?

  • Что ждали вы от рассказа, прочитав его название?

Интервью с автором

Корреспондент. А какая из уже написанных и изданных книг вам милее других?

Улицкая. Не могу сказать, что есть особенно любимое. Есть что-то для меня особенно важное. Например, рассказ «Народ избранный». Это - вопрос размера открытия. Каждый раз, когда ты даже что-то маленькое пишешь, это полностью лишено смысла, если там нет твоего личного открытия… Читатель может его чувствовать или не чувствовать, но без этого пишущему человеку неинтересно... «Народ избранный» - рассказ-открытие.

  • Давайте попробуем понять, что же открывается автору и нам, читателям

Цель нашего урока: познать что есть добро, понять простые жизненные истины, научиться состраданию, разобраться, почему мы бываем чёрствы, равнодушны.

Аналитическая беседа с выборочным пересказом и цитированием

  • С чего начинается рассказ «Народ избранный»?

«Седьмого октября, в канун Сергия Радонежского, Зинаида приволокла к церкви своё жидкое, стекающее книзу волнами, скорбное тело и остановилась на ничейной земле, где ларьки уже кончились, а церковная балюстрадка, возле которой паслись нищие, ещё не началась», - так начинается рассказ Улицкой. Уже с самого начала писательница выделяет, даже отделяет героиню от пасшихся нищих.

Слайд 12Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

  • Почему люди приходят на паперть? Что такое паперть?

Паперть или внешний притвор, не покрытая кровлей площадка перед внутренним притвором, на которой в первые века христианства стояли плачущие. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде нежели входили в церковь. В настоящее время, как и в древности, на паперти являются нищие, просящие подаяния.

Слайд 13Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

Кто такие нищие? До крайности бедные, убогие, живущие подаянием, Христовым именем, просящие милостыни.

  • Что привело Зинаиду на паперть?

«Месяц прошёл с тех пор, как она похоронила мать… С деньгами Зинаида управляться не умела… И ещё мать велела, чтобы Зинаида надеялась на Божью Матерь и, как деньги кончатся, чтобы шла к храму и стояла бы: «Добрые люди помогут твоему убожеству за ради Божьей матери».

  • А кто такие убогие? 1. Крайне бедные, нищенские. 2. Неисцелимо немощные, увечные, калеки, жалкие на вид; малоумные, юродивые.

Портрет героя

  • Найдите описание героини.

« …Приволокла к церкви своё жидкое, стекающее книзу волнами, скорбное тело». «…Была такой ширины, что в трамвай не влезала». «Обута была Зинаида мягко, в разрезанные впереди войлочные тапочки, к которым у неё дома были и галоши на мокрое время… и тренировочные штаны носила Зина, потому что никакие чулки на её складчатые ноги не налезали. Поверх надет был новый огненно-ржавый халат фланелевый и хорошая кофта, - по своей неразумности надела она на себя всё самое лучшее, как в поликлинику, потому что шла на люди». «Не дотумкала одеться победнее… заколыхала через проспект». «Поковыляла к выходу». «Она осела на самой дороге, как огромная растрёпанная курица, укрывая голову белыми и пухлыми руками».

  • Что мы испытываем, читая эти строки? Какой перед нами человек?

  • Обычно на паперти люди стоят, но две нищенки у самой церкви сидели на складных стульчиках. Случайна ли эта деталь?

  • Какие люди проходили мимо Зинаиды? «… мимо шли бабушки и некоторые женщины помоложе с сумками, и совсем молодых несколько, но никто ничего Зинаиде не давал». Н и к т о и н и ч е г о. Тоже не случайно встречаются эти два слова вместе.

  • А какой вывод делает Зинаида? «И пошла она потихоньку домой в недоумении, что мама её обманула - или сама ошиблась: никто ей на убожество ничего не подал ради Божьей матери»

Слайд 14

Перед нами Божий человек с психикой ребёнка, который может обижаться на всех и вся, как ребёнок. Но завет матери она помнит, поэтому «наутро сообразила, что никому не говорила, что ради Божьей матери».

Слайд 15Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

Духовная страничка

  • Обратите также внимание на то, что каждый поход героини в церковь выпадает на религиозный праздник - день непростой. Первый раз Зинаида приходит в канун Сергия Радонежского, символизирующего возрождение духовной культуры России, силу духа. Второй приход в храм выпал тоже в хороший праздник, день Иоанна Богослова, который был проповедником жертвенной христианской любви. Даже погода дарит милость: солнечная и тёплая. В такой день хочется тепла, понимания, чуда. И чудо явилось в образе «совсем плохой старухи в очках и с клюкой», которая дала ей «мутную копеечку». И эта копеечка, хоть и обыкновенная, но дарёная, поэтому Зинаида обрадовалась. Потом была «чёрная длинноносая женщина на каблуках, в тёмных страшных очках», которая двугривенный (монетка, равная 20 копейкам; взять в ладонь) дала.

  • Испытала ли Зинаида в этот день счастье? Благодарный ли она человек? Прежде чем идти домой, решила зайти в храм и поблагодарить Божью Матерь за пособие. Почему автор выбирает слово пособие? Помощь, исходящая свыше. До конца ли день был счастливым? Что омрачило?

Работа в тетради

Выпишите глаголы-действия тех, других «нищих»

(Пинок от старухи; ещё одна старуха набросилась на неё, вывернула ладонь и стала толкать её в спину; хромой старик зашёл с другой бока, обругал чёрным словом и замахнулся, гнала её совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке).

  • Что это? (Зло в чистом виде).

  • Эти люди тоже у святой обители стоят, сидят, но похожи ли они на Зинаиду? Какими эпитетами «наградила» их «странная женщина», Катя рыжая? Выпишите их. (Шакалья стая, рванина ненасытная, мразь, старый хрен, прислуга фашистская, банда попрошайская, мафия, как в Сицилии, хуже милиции).

  • Почему все эти «нищие» набросились на Зинаиду? (Злоба к лишнему, чужому).

  • Какие слова, словосочетания сопровождают появление Кати рыжей? (Железная рука, потянула наверх, маленький широкоплечий мальчишка, мужиковатого вида женщина в брюках с косыми бровями и разбойным лицом, растопыренные ноздри подрагивали). Сопоставьте силу командного голоса этой женщины с её внешним видом. «Катя рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля; потом маленькая, как кривое высохшее дерево; без подпорки вообще ходить не могла».

  • Что Катя ещё рассказала о «нищих»?

«- Они, Зинаида, тёмные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! (ШАКАЛЫ, хищное, злобное животное )… Всё больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет».

В 90-е годы большинство наших сограждан по вине государства неожиданно для себя оказалось за чертой уровня бедности - соответственно, на несколько порядков выросло и число людей, занимающихся попрошайничеством. Однако есть существенная разница между бедными, но честными людьми и теми, кто, занимается «нищим бизнесом». Но тайны человеческого сердца знает только Сам Создатель. Еще не утраченный русским народом подлинно евангельский дух велит быть милостивыми. Мы, православные христиане, должны доверять человеку прежде того, как наш льстивый разум оценит, заслуживает он доверия или нет.

Марина Хабадаева

Блаженны нищие - на паперти, в миру…

А их число всё больше год от года -

Назойливо протянутых к нам рук

Не избежать в подземных переходах.

Хотя нам дорог собственный покой

(Себя жалеют трепетные слишком),

И старику с протянутой рукой

Подаст скорее, разве что, мальчишка.

Намного легче опустить глаза…


  • Какую роль в замысле Людмилы Улицкой играет описание внешности героев?. Внешность эта непривлекательна, как не могут быть привлекательны убожество, нищета, безобразие. В этом герои схожи: нелепое одеяние и неприятная внешность характеризуют и Зинаиду, и Катю, и нищих.

  • Но не всегда эта внешность соответствует внутреннему содержанию.

По контрасту с этой внешностью добрая душа Зинаиды и Кати рыжей

ярче оттеняется.

  • Поэтому такие разные стоящие у храма. Одни - жадные, гнусные, ничтожные, - это попрошайки. Они злые, тёмные, у них одна забота - денег набрать. Другие - "настоящие нищие". Они больные, убогие, но они не ропщут - они блаженные.

  • Не о них ли сказано в Евангелии: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное". Бог создал их "для сравнения, для примера или для утешения", они Божьи люди (в беседе с критиком о рассказе священник Игорь Поляков ошибочно называет рассказ «Народ Божий». Это не случайная ошибка!). Как говорит Катя: "Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то".

  • Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас. Слова Иоанна Златоуста.

  • Недостаточно испытывать сочувствие, надо ещё и действовать.

  • Две судьбы - Зинаиды и Кати. Как попала в среду нищих Зинаида мы уже успели вспомнить? Какова же судьба Кати?

  • Но сначала обратим внимание на третий праздник, когда Зинаида снова пришла за милостыней. Это Покров день. Божья Матерь защищает всех своим покровом. (Юродивый Андрей и его ученик Епифаний во время богослужения увидели покров Богородицы. Иоанн Креститель и Иоанн Богослов сопровождали её. Пресвятая Богородица просила у Господа Иисуса Христа о защите всех молящихся). В этот день Зинаида собрала много денег, больше её не гнали. Приходила она к храму каждый раз, когда кончались деньги и опять ей подавали милостыню. И каждый раз искала Катю.Конспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

Дорога к ХрамуКонспект. Урок по литературе «Да не устанем мы, творя добро» (Плутарх) (по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»).

  • Хочется обратить внимание на дорогу, по которой шла Катя, когда в третий раз Зинаида её увидела. Это была асфальтированная дорожка, косо ведущая к храму. Во время песнопения Зинаиде казалось, что Катя одна ведёт всю эту толпу по горной перепадистой дороге. Труден путь к Господу, но только избранные без роптания смогут его преодолеть.

  • Итак, вернёмся к Катиной истории. Тюрьма, предательство самых близких людей чуть не довели её до отчаяния, но она не озлобилась, ещё и помогала таким же убогим. Зинаиде она говорит: « И правильно ты сделала, что к храму пришла… Однако зачем пришла?» Для Кати важно, чтобы Зинаида стала настоящей н и щ е й, а не п о п р о ш а й к о й.

А самое главное, Катя не ошиблась в Зинаиде. «Правильно я про тебя догадалась! Редкий человек говорит: всё у меня есть. Обыкновенно всем всего мало. Всего хотят, бесятся, страдают, ненавидят аж до смерти, и всё от зависти, что у другого есть…» (записать)

  • Какой вывод делает Катя об избранности таких, как они с Зинаидой? «Дошло тут до меня, Зиночка, зачем это Господь таких, как мы, немощных, уродов и калек, на свет выпускает!» «Для сравнения, для примера или для утешения… Люди-то злы, им очень утешительно видеть, что другому ещё хуже.» «Вот и думай! Господь поставил, там и стой! Ах, думаю я, хорошо! Вот оно, моё место: калека, стою у храма. Проходят люди мимо, каждый смотрит и про себя скажет: слава тебе Господи, что ноги мои здоровы и что не стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнёт, что Богу неблагодарен за все благодеяния его. Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота - денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

  • Во время службы «…люди все были не отдельные, а как одно громадное, слившееся из отдельных дрожащих капель существо…»

Мини-диспут

  • Кем избранный этот народ? Господом.

  • Для чего избранный? Для того чтобы, во-первых, стать своеобразным связующим звеном между Богом, Матерью Божьей и людьми, так как просят Христа и Матери Божьей ради, одним своим присутствием обращая мысли окружающих к духовным помыслам. Во-вторых, чтобы ежедневно являть окружающим своё обнажённое страдание, тем самым как бы беря на себя и их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества.

  • Правомерен ли вопрос о счастье таких избранных?

Слайд 16

Приём чистого листа

  • В чём счастье этих избранных?

- Вера их непосредственная, они верят искренне, простодушно, не сомневаясь.

- Довольствуются малым.

- Обладают смирением.

- Умеют быть благодарными.

- У них нет чувства зависти, обиды.

«Добродетель бедняка - душевная щедрость», - сказал А. Камю.


  • Кто же в этом рассказе по-настоящему дарит добро?

  • Как вы оцениваете поступки Кати рыжей?

  • Почему её нравственность настоящая? (Потому что творит добро)

  • В каких словах Кати сосредоточены мудрые истины жизни?

( Катя рассуждает о смирении, о счастье, о вере. Счастье не в богатстве, не в красоте, но в смирении, в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в жизни, которое есть у каждого: «Господь поставил, там и стой!» И поют «Верую…» и «Отче наш». И, конечно, будет колокольный звон, и будет добро и милость… сочувствие и сострадание…)

Притча: «Никогда не говори, что ты плохо живёшь. Бог услышит твои слова и скажет: «Ты не знаешь, что такое плохая жизнь». И даст тебе судьбу в десять раз худшую. Что бы ни случилось, говори: «Хорошо живу». Тогда Бог скажет: «Ты не знаешь, что такое хорошая жизнь». И даст тебе судьбу в десятки раз лучшую».

Все знания, которые вы получили в школе, ничего не стоят, если вы не поймёте одной простой истины, что на свете должно быть добро, сочувствие, сострадание.

Слайд 17

  • Давайте выстроим формулу «Что есть добродетель».

ЖАЛОСТЬ + МИЛОСЕРДИЕ + СОЧУВСТВИЕ + СОСТРАДАНИЕ

+ СОДЕЙСТВИЕ = ДОБРОДЕТЕЛЬ

И ещё любовь, так как в северных говорах жалеть - это значит ЛЮБИТЬ.

Это и есть смысл жизни! Служить другим и делать добро!

Да не устанем мы, творя добро. (Плутарх)

Если можешь сделать доброе дело, сделай его, не откладывая на завтра,

завтра у тебя может появиться возможность сделать ещё одно. (Иоанн Златоуст)

Если ты недостаточно беден, чтобы просить милостыню, значит, ты достаточно богат, чтобы дать её. (Иоанн Златоуст)

Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает (О. Бальзак)

Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (В. Гюго)

Равнодушие - есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)

Дающий нищему не обеднеет. (Царь Соломон)

Слайд 18

Заключительное слово учителя

Если вы прониклись сочувствием, если вы не останетесь равнодушными к просящим милостыню, значит, писательница Людмила Улицкая достигла цели, значит, рассказ «Народ избранный» - рассказ с открытием. А открытие это в том, что, сохранив в себе добро, духовность, терпение, присущие русскому народу, вы поставите щит перед злом, завистью, жадностью, которых, к сожалению, в нашей жизни много.

Я рада, что у нас получился такой разговор, нелёгкий, трудный, тема сегодня такая. И если после этого урока каждый из вас сделает что-то доброе, задумается о таких людях и будет жить по формуле добродетели, то, наверное, сбудутся слова ясновидящей Ванги, которая предсказала избранность России в грядущем.

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл выбранной истины.

© 2010-2022