Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)

  Рабочая тетрадь оформлена как брошюра для самостоятельной работы ученика на уроке и дома. Содержит   тестовые и проверочные задания для проведения дополнительных занятий , а также для определения  качества знаний изученного материала по синтаксису сложносочинённого и сложноподчинённого  предложений за курс 9-го класса.  Большая часть заданий на усвоение темы "Типы придаточных в СПП" Перед выполнением некоторых тестов  предлагается вспомнить правила (примечания «Повторим!»)  На усмотрение учени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)

Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)





Брошюра содержит тестовые и проверочные задания для проведения дополнительных занятий , а также для определения качества знаний изученного материала по синтаксису сложносочинённого и сложноподчинённого предложений за курс 9-го класса.



Перед выполнением некоторых тестов предлагается вспомнить правила (примечания «Повторим!»)



На усмотрение ученика и учителя включены задания повышенного уровня трудности, а также предоставлен дополнительный материал для углубленного изучения.






ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)

УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ

И ПУНКТУАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА!



Целиноградский район

средняя школа № 5

а. Акмол

2012-2013 уч. г.


Придаточные сравнительные

Придаточные сравнительные поясняют содержание всей главной части или какого-либо слова в ней путем сравнения.

Такие предложения присоединяются к главному или к указательному слову в главном, союзами ___________________________________

__________________________________________________________

Они могут отвечать на вопросы:_______________________________

___________________________________________________________

1) Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

2) Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навёл.

3) Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.

Придаточные следствия

Есть придаточные, к которым нельзя задать вопрос.

Это придаточные: следствия, которые присоединяются к

главной части союзом так что и обозначают следствие, вытекающее из всего содержания главной части предложения:

Он сейчас же уснул, так что в ответ на свой вопрос я услышал только его ровное дыхание;

Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Тема № 1 ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО О СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1 уровень

1.Закончи правило.

Сложное предложение - это предложение, которое состоит _________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Какие признаки приведённого ниже предложения позволяют считать его сложным? К какому виду сложного предложения оно относится? Докажите.

Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Подчеркнуть главные члены предложения. Определить простые и сложные предложения.

Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин._____________

Учитель, проверив тетради, роздал их ученикам._______________

Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь._______

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки._______________

2 уровень (мини-тест)

1. Укажите неверное утверждение:

А) Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.

В) Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.

С) В сложносочинённом предложении простые предложения равноправны по смыслу.

Д) Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий второстепенный член.

2. Найдите сложные предложения:

А) По всей округе ливни льют верёвки из дождинок вьют.

В). Допевали петухи ночь мешалась с днём.

С). Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнёт.

Д) Огород внизу начинает чернеть а в лесу бело.

Е). Облетают с яблонь листья сухо шепчутся с травой.

Ж) Пройдя весь маршрут успешно туристы возвращались домой.

3. Найдите, в каких примерах части сложносочинённого соединяет противительный союз:

А) Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.

В). Послали его с донесением, да время очень тревожное.

С) Тяжело складывались слова, да ещё волнение мешало говорить.

Д) Парнишка упал, однако он не был убит.

Е) Отец пожелал мне счастливого пути, а дочь проводила до телеги.

4. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член. ( знаки преп. не расставлены )

А) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

В) Белела вдалеке песчаная коса темнела груда дальних гор.

С) В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.

Д) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

Е) Солнышко яркое село и зорька алая погасла.

5. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются соединительными союзами:

А) Он приезжал домой пообедать да переночевать.

В) Он походил на мастера или на управляющего.

С) Олег прислушался, но услышал только толчки своего сердца.

Д) Нигде ни садика, ни длинного забора.

ЗАПОЛНИ СХЕМУ «ВИДЫ ССП»

СОЮЗЫ В ССП

………………

………………

………………….

……………………

………….…

……………....

……………….…

………………….

Соедин.

………….……

………………..

………………….











Придаточные уступительные

Придаточные уступительные отвечают на вопрос ___________________________________________________

Они содержат указание на условие, вопреки которому

осуществляется то, о чём говорится в главной части, и присоединяются к ней уступительными союзами ______________

_____________________________________________________________

а также сочетаниями вопросительно-соотносительных

местоимений или наречий с частицей ни: кто ни, что ни, как ни,

где ни, куда ни, сколько ни и т.д.

Пусть роза сорвана, она еще цветет (роза цветет несмотря на что?).

Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.

Мы не смогли сделать это, как ни старались.

Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него

никакого двора не было.

Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга, леса и поля.

Придаточные меры и степени

Придаточные меры и степени отвечают на вопросы _____

____________________________________________________________

Они указывают на степень качества

Цветок был так хорош, что жаль было рвать его.

Он крикнул так громко, что у меня зазвенело в ушах.

Придаточные причины

Придаточные причины отвечают на вопросы ____________

_____________________________________________________________

Они содержат указание на причину того, о чём говорится в главной части, и присоединяются к ней союзами _________________________

____________________________________________________________

Лошадь не могла сдвинуть воз. оттого что заднее колесо

соскочило.

Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только

осенью.

Так как отряд выступил от посёлка довольно поздно, то пришлось идти почти до сумерек.

Придаточные условные

Придаточные условные отвечают на вопрос _______________________________________________________

Они содержат указание на условие осуществления того, о

чём говорится в главной части и прикрепляются ко всей главной или к

определенному слову условными союзами _______________________

____________________________________________________________

Я приеду , если ты этого хочешь.

Если начнутся дожди, то палатки придётся переносить выше, на

холм. Коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу.

Что же ты не идешь за брюнеткой, когда она тебе так понравилась? Такие, раз уж возьмутся за дело, так доведут его

до конц

*6. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:

А) Сирень начинает отцветать в начале лета.

В) Он казался всесторонне образованным человеком.

С) В путешествии мы узнали очень много интересного.

Д) Мы предложили ему поиграть с нами.

*7. Укажите определённо-личные предложения:

А) Выберите себе книгу по вкусу. В) В доме шумят.

С) Не из Москвы ли будешь? Д) Цыплят по осени считают.

1

2

3

4

5

6

7

ответ


Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)

3 уровень

Прочитайте и озаглавьте текст. Определите его тему и основную мысль. Графически выделите сложносочинённые предложения. Подчеркните грамматические основы предложений.

Запрет - не лучший способ воспитания, и он вовсе не годится для сотрудничества. Наложив запрет, я должен следовать за его соблюдением, и я становлюсь контролёром, а не товарищем. Я вынужден постоянно поправлять и делать замечания, а ребёнок не может отвечать тем же. Я не допускаю, чтобы он мне делал замечания. Но всякое воспитательное действие, которое разрешено родителям, для воспитания плохо! Я не могу шлёпать ребёнка хотя бы потому, что нельзя, чтобы он шлёпал меня.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МИНИ-ТЕСТ «Сложносочинённое предложение»

Ⅰ Определить, какое предложение сложносочинённое (знаки препинания не расставлены.) Отметить его, выдели грамматические основы.
1)Не выдержав мрачного взгляда отец опять обернулся.
2)Ещё одно усилие и подрубленное дерево покачнулось.
3)Луч солнца пробился сквозь чащу и осветил всё вокруг.
4)Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал.
Ⅱ Отметить сложносочинённое предложение
А) с соединительным союзом;
Б) с разделительным союзом;
Знаки препинания не расставлены
А-Б 1)Несколько шагов и мы в безопасности
А- Б 2)Хотелось домой где тепло и солнце
А-Б 3)Я верил что что-либо произойдёт
А-Б 4)То слишком холодно то моросит дождь
А-Б 5)Гроза неожиданно приблизилась и разразилась ливнем
Ⅲ Какое из предложений соответствует схеме [ ], и [ ].
Отметить его.
1)У девушки были голубые глаза и удивительно длинные ресницы.
2)Море и тишина исцелили мою душу.
3)Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.
4)Подумайте сколько радости и бодрости дарит нам раннее утро.

Мальчик смотрел туда, куда только что побежал щенок.

Найдите среди данных предложений СПП с придаточным места.

А.Я рассказал, где прошло моё детство.

Б. Я поехал туда, где прошло моё детство.

В. Я побывал в городе, где прошло моё детство.

Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы _______________________________________

___________________________________________________________

1) [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе)

2) [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать)

Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту.

Придаточные цели

Придаточные цели отвечают на вопросы

_________________________________________________________

Они содержат указание на цель или назначение

того, о чём говорится в главной части и

присоединяются к ней союзами цели ___________________________

___________________________________________________________: Он зашел сюда, чтобы немного погреться.

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

От правого берега к белому камню протянули канат, чтобы можно было за него держаться, пробираясь по воде ночью.

Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)

ПОВТОРИМ!

Придаточные времени

Придаточные времени отвечают на

вопросы ___________________________________________________

____________________________________________________________

Они, как правило, относятся ко всей главной части или

к указательным словам:

Мы переехали в город (когда?), когда наступили холода.

Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать.

Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружён.

В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза (то).

Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод.

Когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной.

Придаточные места

Придаточные места отвечают на вопросы

________________________________________________________

Они, как правило, относятся к обстоятельствам места в главной

части или к указательным словам:

Все смотрели вперед (куда вперед?), где уже рассеивался дым.

Тема № 2 СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Заполни схему «Сложное предложение»


ПОВТОРИМ!

Основные типы придаточных предложений


Выделяются (по аналогии с второстепенными членами предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами) три основные типа придаточных: Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)

  • определительные,

  • изъяснительные:

  • и обстоятельственные; последние в свою очередь делятся на несколько видов.

Придаточное предложение может относиться к определённому слову в главном или ко всему главному

Для определения типа придаточного предложения необходимо учитывать три взаимосвязанных признака:

1) вопрос, который можно задать от главного предложения к придаточному;

2) отношение к определённому слову в главном или ко всему главному предложению;

3) средство связи придаточного с главным.


РАБОТА В ПАРЕРабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)


Прочитай правило, расскажи товарищу

Вариант 1. Сложное предложение, в котором одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчинённым:

Сложноподчинённое предложение может состоять из одной главной и одной зависимой, придаточной части (Язык существует для того, ЧТОБЫ люди могли общаться друг с другом).

Вариант 2. В сложноподчинённом предложении придаточное предложение может стоять после главного, в середине его, перед ним. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми. (Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него)

Выбери уровень и выполни предлагаемые задания

1 уровень

Расставьте знаки препинания, обозначьте границы простых предложений в составе сложноподчинённого.

Я помню как мы бежали по лесу.

Мне все еще не верилось что слышалось пение жаворонка.

Он с жаром стал рассказывать сколько здесь чистых озёр.


2 уровень

Подчеркните грамматическую основу предложений, расставьте знаки препинания, обозначьте границы простых предложений в составе сложносочинённого предложения

  1. Скажите пожалуйста когда приходит поезд из Санкт-Петербурга? 2) Я знаю в каком институте учится его сестра. 3) Ей казалось будто в этой деревушке она прожила тысячу лет. 4) Что посеешь то и пожнешь. 5) Когда вы вернетесь не забудьте позвонить.

МИНИ-ТЕСТ

I. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Я собрался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.

В) Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.

С) Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

Д) Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

II. В каком предложении придаточное стоит перед главным?

А) Я не сразу сообразил, что произошло.

В)Смогу ли я теперь помочь тебе - не знаю.

С)Хозяйка спросила нас, действительно ли мы уезжаем завтра.

Д)Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

III. В каком предложении придаточное стоит внутри главного? (Знаки препинания не расставлены.)

А) Когда она возвращалась домой то думала что едва ли здесь она будет счастлива и что ехать со станции гораздо интереснее чем жить здесь.

В) Не дождавшись пока отопрут он перемахнул через плетень отодвинул запор ввел коня и сам ввалился в избу полную спящих людей.

С) Подъезжая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял в зеленом сюртуке приставив руку ко лбу в виде зонтика перед глазами.

Д) Было еще рано так рано что солнце еще не успело подняться над зарослями жимолости и в саду было прохладно.

1

2

3

ответ


Найди соответствия

Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.

Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.

Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.

Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).

Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Места

Причины

Следствия

Уступки

Времени

Условия

Цели

Образа действия или степени

Сравнения
















3 уровень

Обрати внимание! В сложноподчиненном предложении, состоящем из двух частей, запятыми выделяется придаточное, стоящее внутри главного.

Задание: расставьте знаки препинания, обозначь границу простых предложений в составе СПП. Подчеркните грамматические основы предложений.


  1. Понимая что он не придет она все-таки не ложилась спать до самого рассвета.

  2. Катя знала что мать не разрешит взять щенка и все-таки постоянно оглядывалась и звала его.

  3. Туристы заметили что с берега тянется дымок от костра и не останавливаясь поплыли дальше.

  4. То что он не только не умён а просто глуп мне давно хорошо известно.

  5. То что Валерий старался скрыть от всех было давно известно каждому в поселке.

  6. Письмо что ты мне написала меня ничуть не испугало.

  7. Недаром говориться что дело мастера боится.

  8. Когда на душе горе то тяжело без людей.

  9. Воздух был полон острой свежести которая бывает после грозы.

Тема № 3 ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ




Тема № 4 СПП с придаточными изъяснительными

ПОВТОРИМ!

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и относятся к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении (дополнении, изъяснении). Этот член предложения выражен словом, имеющим значение речи, мысли, чувства или восприятия. Чаще всего это глаголы (сказать, спросить, ответить и др.; думать, знать, вспомнить и др.; бояться, обрадоваться, гордиться и др.; увидеть, услышать, почувствовать и др.), но могут быть и другие части речи: прилагательные (рад, доволен), наречия (известно, жаль, нужно, ясно), существительные (известие, сообщение, слух, мысль, заявление, чувство, ощущение и др.)Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

1) с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.;

2) с помощью любых союзных слов;

3) с помощью союза-частицы ли.

Тема № 5

СПП с придаточными обстоятельственными

Заполни схему



Придаточные

обстоятельст-венные









Запиши все группы обстоятельственных придаточных

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

«С» Начерти схемы. Определи тип придаточных.

  1. Чтобы Миша не скучал, Арсеньева взяла на воспитание в барский дом нескольких мальчиков.

_______________________________________________

  1. Отец требовал от матери, чтобы мальчик был отдан ему на воспитание.

__________________________________________________

  1. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.

_____________________________________________________

  1. И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый.

_______________________________________________________

  1. Катер, который приближался к берегу, был замечен пограничниками.

___________________________________________________

«А» Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания..

(Подчеркни грамматические основы.) Начерти схемы. Определи тип придаточных.

  1. Сколько не свети солнце на бурьян на нем розы не вырастут.

__________________________________________________________

  1. Пока лист с вишневого дерева не опал сколько бы снегу не выпало оттепель его сгонит.

___________________________________________________

  1. Дожди выпадающие в середине июля хотя они не прошенные хлебам не вредят.

_____________________________________________________

  1. Темнота сгустилась так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.

______________________________________________________

  1. Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

1 .Придаточные изъяснительные отвечают…

А) на вопросы: где? куда?

В) на вопросы: какой? какая?

С) на падежные вопросы

D) на вопросы: с какой целью?

Е) на вопросы: почему?

Задание 1.

Подчеркните грамматическую основу предложений, обозначьте границы простых предложений в составе СПП

Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.

2) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

3) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.

4) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…

5) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.

МИНИ-ТЕСТ


1.Определите предложение с придаточным изъяснительным.

А) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.

В) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.

С) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме.

D) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.

Е) Настало время, когда я решил отправиться в путь.

2.Определите предложение с придаточным изъяснительным:

A) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.

B) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.

C) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.

D) А когда мы добрались до озера, совсем стемнело.

E) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

3.Определите предложение с придаточным изъяснительным.

A) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…

В) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

C) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.

D) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.

Е) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

4.Придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении союза.

A) Ему стало ясно, что до вечера домой они не попадут.

B) Юноша прекрасно понимал, о чём идёт речь.

C) Никита при жизни отца не знал, любит ли его.

D) Никто не знал, откуда появилась эта девушка.

E) Я хочу, чтобы ты был надёжным другом.

* 5.Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

А) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.

В) Я видел, как она бежала.

С) Говорили, будто его видели в городе.

D) И послышалось мне, будто снег скрипит.

Е) Непонятно, откуда берётся эта пыль.

1

2

3

4

5

ответ




2.Определите предложение с местоименно-определительным придаточным.

А) Всякий, кто видел её в первый раз, испытывал изумление.

В) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния.

С) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

D) Не было никакой надежды, что небо прояснится.

Е) Арман был рад, что вернулся домой.

3.Придаточные определительные могут занимать место.

А) Только перед главным.

В) Только в середине главного.

С) После главного предложения или в его середине.

D) Только после главного.

Е) Пред главным предложением или в его середине.

4.Определите предложение с местоимённо-определительным придаточным.

A) Друзья были рады, что вернулись домой.

B) Не было никакой надежды, что небо прояснится.

C) Тот, кто серьёзно готовится к ЕНТ, обязательно добьётся хороших результатов.

D) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

E) Лицо девушки вспыхнуло, оттого что все внимательно смотрели на неё.

5. Определите предложение с местоимённо-определительным придаточным.

A) Если вздохнуть всем народом, ветер будет сильный.

В) Кто смел да стоек, тот семерых стоит.

C) Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.

D) Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.

E) Где нет знаний, там нет и смелости.

1

2

3

4

5

ответ




Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2)

ПОВТОРИМ!
Местоименно-определительные придаточные


По значению к придаточным определительным близки местоименно-определителъные придаточные. Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного, например:

1) [Всего, (что знал еще Евгений), пересказать мне недосуг) [мест., (что ),].

2)[Не то, (что мните вы), природа]... - [мест., (что),].

Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова -кто и что).

Сравни.: [Тот человек, (который приходил вчера), сегодня не появлялся] - придаточное определительное.

[ук.сл.+сущ., (который), ].

[Тот, (кто приходил вчера), сегодня не появлялся] - придаточное местоименно-определительное. [ мест ., (кто ), ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом, например:

(Кто жил и мыслил), [тот не может в душе не презирать людей] ... (А. Пушкин) - (кто ), [мест. ].

1.Определите предложение с местоимённо-определительным придаточным.

А) Где нет знаний, там нет и смелости.

В) Тот, кто прочёл два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней.

С) Если вздохнуть всем народом, ветер будет сильный.

D) Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.

Е) Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Выпиши правильный вариант ответа, выполни разбор предложения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Выполни разбор следующих предложений

А) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.

В) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.

С) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме.

D) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.

Е) Настало время, когда я решил отправиться в путь.

Тема № 5 СПП с придаточными определительными

Дополни правило

Придаточные определительные _____________(что делают?) одно из слов главной части и прикрепляются к нему или к указательному

слову союзными словами _______________________________________

_____________________________________________________________

Выдели союзные слова, подчеркни слово из главной части, к которому прикрепляется придаточное определительное


  1. Здесь много было родников, которые прорыли себе норки под обрывчиками.

  2. И невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому, у порога которого он сидел.

  3. Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы.

  4. Ничто не нарушало той отдаленно-гулкой тишины, что наступила вокруг.

* Объясни графически постановку знаков препинания.

1. Домик, где жили Неходы, стоял близ горы.

2. Прости, Тригорское, где радость меня встречала столько раз!

***3. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию,

и я мог различить при свете ее далеко от берега два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона.

*** 4. Мы сами вот теперь подходим к чуду, какого ты нигде, конечно, не встречал.

*** 5. Порфирий положил щенка на пол, который, растянувшись на все четыре лапы, нюхал землю.

МИНИ-ТЕСТ

1.Определите предложение с придаточным определительным.

A) Вода так чиста, что на дне отчётливо виден каждый листок.

B) Туча, которая висела над лесом, постепенно стала уплывать на север.

C) Солнце уже было низко, когда я проснулся.

D) Он знал, что его будут встречать друзья.

E) Мы знаем, что следует серьёзно готовиться к ЕНТ.

2.Определите предложение с придаточным определительным.

А) Женя обошла сарай, через дырявую крышу которого разбегались во все стороны тонкие верёвочные провода.

В) Если есть у тебя мужество, дело не будет тяжёлым.

С) Не ищи правды в других, когда её нет в тебе.

D) Новое строится не так легко, как разрушается старое.

Е) Ведь для того земля вам жизнь дала, чтоб вы свершали добрые дела.

3. Определите предложение с придаточным определительным.

А) Он медленно шёл по широкой аллее, что вела от площадки дома в дебри парка.

B) Новое строится не так легко, как разрушается старое.

С) Не ищи правды в других, когда её нет в тебе.

D) Если есть у тебя мужество, дело не будет тяжёлым.

Е) Ведь для того земля вам жизнь дала, чтоб вы свершали добрые дела.

4.Определите предложение с придаточным определительным.

А) Мы знаем, какие страшные раны наносит война земле.

В) Поезд, в котором ехал Аскар, пришёл в Алматы ранним утром.

С) Он знал, что его будет встречать Айгуль.

D) Вода так чиста, что на дне отчётливо виден каждый листок.

Е) Солнце уже было низко, когда я проснулся.

№ вопроса

1

2

3

4

Вариант ответа



© 2010-2022