- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательская работа Стихи моей бабушки
Исследовательская работа Стихи моей бабушки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Демидова О.Н. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ ВИЛЕДИ»
Направление
краеведение (гуманитарные науки)
Исследовательская работа
«СТИХИ МОЕЙ БАБУШКИ»
Выполнена ученицей 7 класса
муниципального
образовательного учреждения
«Фоминская средняя
общеобразовательная школа»
Хаповой Дарьей Валерьеввной
Научный руководитель - учитель
русского языка и литературы
муниципального
образовательного учреждения
«Фоминская средняя
общеобразовательная школа»
Маланина Ольга Николаевна
Вилегодский район, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Моя семья - мое богатство …...............................................................................................2 ГАЛИНИНА А.Н.: СТУПЕНИ ЖИЗНИ
1. Детство и юность .......... ……………………………………………………………….....5
2. Трудовой путь. …………………………………...………………………………….…….7
3. Память сердца……………………………………………………………………….……..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мы живем, чтобы оставить след ……………………………...……….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..……….11
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………....... ….. 12
ВВЕДЕНИЕ
Моя семья - моё богатство
Простим отцов усталую небрежность
и матерей припадочную нежность -
их просто не хватает на детей.
Россия наша держится на бабушках,
и вся Россия в бабушках, как в башенках
невыветренной совести своей.
Е. Евтушенко
Ничто так не возвышает человека как память. И чем глубже мы проникаем в наше прошлое, тем ощутимее понимаем: нет пропасти между минувшим, настоящим и будущим. Опыт наших далеких и не очень далеких предков поучителен. Обращаясь к своим истокам, мы обнаруживаем крепкую связь поколений.
Тема исследовательской работы «Стихи моей бабушки» выбрана неслучайно.
Актуальность. Знание своих корней, знакомство с жизнеописаниями предков были и остаются важными составляющими человеческой жизни. Учась в школе, мы изучаем историю своей страны, историю других стран, но порой совершенно не знаем историю своего города, своей деревни, своей улицы. Мы часто не знаем историю предков, перестаем дорожить честью рода. А ведь знание своих корней было и остаётся важным в человеческой жизни. Как каждая история имеет свое начало, так и каждая семья имеет свою родословную. У каждой семьи есть своя история, есть люди, которыми гордятся, которые прославили эту семью, этот род. И есть вещи, которые хранятся в семье, передаются из поколения в поколение, храня историю этого рода. Такой вещью в нашей семье является тетрадь со стихами моей бабушки.
В рамках одной работы глубоко и полно осветить всю историю семьи трудно, практически невозможно. Вследствие этого, наиболее целесообразным представляется изучение родословной посредством детального изучения отдельных ее представителей. И еще хочется верить, что наша работа будет вкладом в патриотическое воспитание подрастающего
поколения. Ведь каждый человек может и должен внести свою лепту в историю своей страны. Кроме того нужно поднимать авторитет семьи, базовых семейных ценностей.
Цель: рассмотреть и изучить жизненный путь Анны Николаевны, познакомиться с ее стихами.
Задачи:
-
Развитие интереса к исследовательской деятельности
-
Привлечение внимания к истории п.Фоминский Вилегодского района Архангельской области
-
Возрождение базовых семейных ценностей
-
Воспитание активной гражданской позиции, познание себя и своих возможностей
Таким образом, объектом исследования является жизненный путь Анны Николаевны; предметом - стихи моей бабушки. Вследствие этого появилась гипотеза- о чем стихи моей бабушки?
Библиографический обзор
Для написания работы были использованы, изучены и проанализированы архивные данные семьи Галининых, материалы из Фоминского ДК, районные газеты. Оказались полезны в плане подготовки исследовательской работы и Интернет ресурсы. Электронный учебник «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» содержит необходимый материал о пятилетних планах экономического и социального развития СССР. Отдельные разделы энциклопедии посвящены труженикам сел, деревень всем тем, кто с энтузиазмом работал на выполнение пятилетних планов.
Описание методики работы
Тема, связанная с исследованием родословной, очень специфична. С одной стороны, она выстраивается на субъективных воспоминаниях и суждениях людей; с другой стороны, на объективных источниках, к которым, в первую очередь, относятся различного рода документы. Например, трудовая книжка, различные удостоверения и т.п., используется научная литература по тем вопросам, которые непосредственно рассматриваются в исследовании.
Методы исследования
-
Консультирование с библиотекарем, руководителем.
-
Обдумывание самостоятельно.
-
Изучение нормативных документов по самостоятельной деятельности подростков (изучение техники и приемов исследовательского поиска).
-
Изучение литературы по теме исследования (изучение истории вопроса).
-
Изучение информации в Интернет - ресурсах.
-
Анализ и сопоставление стихов, личных документов на имя Галининой Анны Николаевны.
-
Запись своих идей и результатов исследований в процессе работы с литературой и источниками.
-
Изготовление ксерокопий имеющихся материалов.
-
Наблюдение и сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
-
Запись воспоминаний родственников.
-
Уточнение темы, составление плана текста и его написание.
-
Определение структуры основного текста и систематизация материалов по хронологическому принципу.
-
Систематизация материалов по файлам.
ГАЛИНИНА А.Н.: СТУПЕНИ ЖИЗНИ
-
Детство и юность
Из дневниковых записей Анны Николаевны, датировано апрелем 2003 года: «Родители мои были хорошие, порядочные люди. Мама - Попова Александра Петровна родом была из Большевика, так называли эту деревню. Тятя - Попов Николай Александрович из деревни Фоминской, но раньше она называлась Закурья, от слова «курья»».
Стихотворение, посвященное матери.
В полузамерзшее оконце
Печально смотрится закат.
Лежат на лавке веретенца,
Как много, много лет назад.
Сидевши свет не зажигая,
До боли смотришь на сельцо,
А не мерещится ль родная,
Что я поднялась на крыльцо.
Никто не скрипнул старой дверью,
Не внес морозца из сеней,
Не верь приметам и поверьям,
Не хмурь седеющих бровей.
Дела откину и приеду,
Была бы только ты жива.
«Что бы я не писала, что бы не делала, какое бы не было время, но меня тянет в старину. К тому прошлому, прекрасному, невозвратимому, светлому, которое уже невозможно вернуть. Хоть трудное было время: детство, война, разруха, голод и холод, нечего было обуть, одеть, но мы девушки 30-х годов, видимо, на удивление всем невзгодам были крепки и выносливы».
Возле острова черемуха,
Как невеста белая стоит.
А кругом поля, луга и речка синяя
Мне о прошлом много говорит.
В тех лугах гуляли мы с подружками,
Каждая, мечтая о судьбе своей,
Но разлетелись все по разным сторонам.
И с тех пор уж много пролетело дней.
А я все вспоминаю - островок любви.
«Подчас вообще было нечего есть. Длинными зимними вечерами сидя с лучиной собирались то к одной подружке, то к другой: кто вязал, кто прял. Но для того чтобы связать, надо еще напрясть хорошего льна. Нам его не давали. Учились прясть пачеси. Напрядем пачесей и учимся вязать кружева, найдем кусок ткани - учимся вышивать. Работали с песнями, с шутками под час забывали о том, что дома нет кусочка хлеба. Но наперекор всем бедам мы выстояли, победили. Наш народ - мужественный народ. Так что же творится сейчас, после того что пережил народ. Опять в мире неспокойно.»
Теме Россия посвящено следующее стихотворение.
Россия - матушка Россия,
Россия - грусть и боль моя.
Россия - матушка Россия,
Мне очень больно за тебя.
Но всем невзгодам назло
Ты будешь непобедима.
В семье моей бабушки было шестеро детей, четверо из них умерли. Остались только брат Михаил и моя бабушка, Анна. Бабушку назвали в честь умершей перед ней девочкой, которую нарекли Анной. По словам бабушки, семья жила плохо, бедно. «Мать и тятя зарабатывали трудодни, а нужно еще было сдавать продналог».
В годы войны маму моей бабушки, Александру Петровну, отправили в Архангельск на спецработы - копать окопы. Моего прадеда, Николая Александровича на фронт не взяли, не подходил по годам.
2. Трудовой путь
У неё всегда было особое отношение к труду. Она считала, что каждый человек должен трудиться на благо общества. Ведь человек славен трудом своим. И она трудилась, трудилась добросовестно. Окончила четыре касса. Сразу после войны выучилась на тракториста, работала в колхозе. Спустя 2 года уехала в Москву, вернувшись в родную деревню в отпуск познакомилась с нашим дедушкой Галининым Анатолием Прокофьевичем, своим будущим мужем. В это время дедушка работал в леспромхозе, приехал из Красноярского края. Молодые поженились, обзавелись хозяйством. В семье Галининых родилось четверо детей: трое мальчиков и одна девочка.
Любовная лирика
Ты ко мне приходил,
Букеты белой сирени мне приносил,
Запах белой сирени одурманил меня.
Единственный, милый, родной,
Люблю, люблю я тебя.
Но вот годы прошли , на висках седина,
Но запах белой сирени до сих пор дурманит меня.
Сегодня мне приснился такой приятный сон,
Как в юности я молодая и ты в меня влюблен,
Но мы с тобой расстались,
Здесь не моя вина,
В другую ты влюбился, а я осталась вновь одна.
И этой встрече что во сне, я рада так была,
Я повстречала вновь тебя,
Как в юности тогда.
И от этого сна, витала я облаках,
Но это был всего лишь сон,
Ведь знала я тогда.
Анна Николаевна была очень активной женщиной - принимала участие в концертах художественной самодеятельности. Будучи пожилым человеком не бросила свое любимое занятие, а продолжала выступать в составе коллектива Фоминского Дома Культуры «Катюша».
3. Память сердца
Наша бабушка вместе с дедушкой вырастили хороших детей, которые стали достойными людьми. Наша семья помнит бабушку Анну.
Люди помнят бабушку как достойного человека, который всегда спешил прийти на помощь. И нам очень жаль, что бабушка не дожила до наших дней, но из рассказов мамы, родственников, знакомых бабушки,
из документов мы знаем о ней очень многое и гордимся ею. Наша семья решила собрать как можно больше материала о нашей бабушке Галининой Анне Николаевне и сделать о ней стихотворный альбом, чтобы сохранить память для будущего поколения. Там, где берегут семейные традиции, уважают старших, дорожат памятью поколений, там дружнее и прочней семья!
Наша бабушка очень любила свою маленькую родину - Виледь. Много стихов посвятила она этому прекрасному уголку России.
Здесь я родилась, на Виледи
Среди лесов, лугов, полей.
Но Виледи нет прекрасней,
Родины милой моей.
Озорной девчонкой я росла
Среди лесов, лугов, полей.
Виледь моя родная.
Люблю тебя я до слез,
Плачу, когда тебе больно,
Когда обижают тебя.
Но всегда я с тобой моя милая,
Виледь родная моя.
Для меня ты с детства мил
Всей душой и сердцем.
С детских лет тебя я полюбила.
Все здесь связано с тобой.
С колыбели здесь росла я, знала все.
Порой шептали мне березки:
«Подрастай, дитя мое!»
Слушала я шелест тех березок.
Спасибо, Родина любимая, тебе.
Уголочек Северной России
Нет его милее для меня.
Здесь мать-земля меня вскормила и вспоила.
Тебе, спасибо, Родина любимая моя!
Виледь родня моя,
Всем сердцем люблю я тебя.
Поля, поля, кругом поля,
Цвети Вилегодская наша земля.
Пусть зори над полями алеют,
Луга зеленеют, бьет ключом
Родниковая чудо-вода.
Плакучая ива над речкой склонилась.
Звенели б детей голоса.
Чтоб хлеба на полях колосились,
К дому родному тропинка вела.
Чтоб песни девчат над полем звенели,
Голубою родная планета была.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы живем, чтобы оставить след ...
Целью моей работы было рассмотрение и изучение жизненный путь Анны Николаевны, знакомство с ее стихами. Мы изучили основные события и этапы её жизненного пути. О трудовой деятельности моей бабушки многое рассказала трудовая книжка. Гораздо меньше удалось узнать о детских и юношеских годах бабушки, так как документальные источники практически отсутствуют, а многие события и факты уже забылись моими собеседниками. Несмотря на это, считаю, цель работы достигнута. Старая тетрадка со стихами, с еле различимыми буквами преобразована в печатный вариант, и теперь стихи моей бабушки сможет прочитать любой желающий. На сегодняшний день я и мои брат и сестра четко представляем себе биографию бабушки, что помогает лучше сохранить память о ней, о ее стихах, а возможно даже, и передать ее следующим поколениям.
Жесток наш век, своих детей не балующий.
Мы в мягкости и то порой грубы,
но на земле на счастье ходят бабушки
так мягко, словно ходят по грибы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Издание справочного характера.
-
Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: ОНИКС, 2007
Работа исследователей, ученых
-
Загладин Н.В. История Отечества 20 - начало 21 века.- М. ; Русское слово, 2003.
-
Кобелев Л. Вилегодский район в годы Великой Отечественной войны. - Арх-ск, 2010.
-
Савенков А.И. Исследователь. Материал для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе, 2004.
Материалы периодической печати.
Архивные материалы
Информаторы
-
Жители п.Фоминский Вилегодского района Архангельской области, родственники А.Н.Галининой
Т.А.Хапова
В.П.Ширяева
Л.З.Федяева
Н.П.Кондакова
Документы
Документы на имя Галининой (Поповой) А.Н.:
-
Трудовая книжка
-
Свидетельство о рождении
-
Свидетельство о браке
-
Удостоверения о наградах
-
Фотографии
Приложения