Разработка урока по произведению М. Горького Старуха Изергиль

Ход урока. Слово учителя. Рубеж веков, особенно 90-е, 900-е годы – время общественного подъема в России. «Время как бы делало заказ на боевую, приподнятую и в то же самое время мажорную музыку», - так определил настроение общества А.В.Луначарский. Горький, как и любой гениальный русский писатель, чутко реагировал на перемены в общественном сознании. В одном из писем А.П.Чехову он свидетельствовал: «Право же – настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знает...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературе

в 11 «М» классе.

Тема: «В жизни всегда есть место подвигам…» (М.Горький). Два типа морали и общественного поведения личности. Идеал писателя (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Место урока

в системе: второй из 3-х запланированных по изучению рассказа «Старуха Изергиль»; 4 из 8 - по изучению творчества М.Горького в целом.

Дата

проведения: 14 декабря 2015 года.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель и

задачи урока:

  1. Продолжить изучение творчества М.Горького в процессе анализа текста рассказа «Старуха Изергиль».

  2. Выяснить идеал писателя в ходе сопоставительного анализа легенды о Ларре и о Данко.

  3. Отметить художественное мастерство М.Горького, выявляя взаимосвязь языковой, композиционной и идейной систем произведения, их подчиненностью авторскому замыслу.

  4. В процессе урока развивать и совершенствовать умения и навыки учащихся в лингвистическом и литературном анализе текста:

- составление характеристики героев;

- выявление авторской позиции;

- анализ композиции и её особенностей;

- использование цитат;

- анализ худ. языковых средств (антитеза, эпитет, метафора, символ, олицетворение и т.д.)

  1. Способствовать развитию и совершенствованию речевых умений и навыков учащихся в процессе монологических и диалогических выступлений.

  2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства собственного достоинства, ответственности за совершаемые поступки, убежденности в необходимости наличия идеалов в жизни человека.

План урока.


  1. Организационный момент.

  2. История создания рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Замысел писателя (1894г., 1895г.).

  3. Композиция произведения.

  4. Образ Лары. Осуждение эгоизма и индивидуализма.

  5. Образ Данко. Идеал М.Горького. Понятие «подвига» и «героического».

  6. Домашнее задание.

Оформление урока.

I доска.

« В жизни… всегда есть место подвигам… (М.Горький). Два типа морали и общественного поведения личности. Идеал писателя (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Тема урока.

Эпиграф: … настало время нужды в героическом: все хотят… взглянуть на дело текущего дня с высоты прекрасных целей. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно.

М.Горький.

II доска.

план урока (см. выше).

III доска.

Вопросы урока:

1) Достойны ли были люди подвига Данко?

2) Был ли смысл в героическом поступке героя?

Ход урока.

Слово учителя.

Рубеж веков, особенно 90-е, 900-е годы - время общественного подъема в России.

«Время как бы делало заказ на боевую, приподнятую и в то же самое время мажорную музыку», - так определил настроение общества А.В.Луначарский.

Горький, как и любой гениальный русский писатель, чутко реагировал на перемены в общественном сознании. В одном из писем А.П.Чехову он свидетельствовал: «Право же - настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты прекрасных целей… Героическое дело требует героического слова». Поэтому в своих ранних романтических рассказах писатель стремится, по его собственному признанию: «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного».

Безусловно, ярчайшим произведением М.Горького этого, раннего периода стал рассказ «Старуха Изергиль».

Поэтому тема сегодняшнего урока сформулирована следующим образом… (зачитать тему).

Мы должны рассмотреть следующие вопросы… (зачитать план).

В процессе анализа текста мы должны… (см. цели урока 2, 3, 4). Это является главными задачами урока.

В - I. Итак, история создания.

«Старуха Изергиль» была написана в начале осени 1894г. в Нижнем Новгороде, опубликована в апреле 1895г. в «Самарской газете». В рассказе отразились впечатления писателя от скитаний по Бесарабии, где он в 1891г. работал в артели молдаван на уборке винограда. Именно здесь, под Аккерманом, в романтически прекрасном и загадочном месте, на морском берегу, начинается действие рассказа.

После написания произведения писатель отметил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как написал «Старуху Изергиль».

В - II. Эвристическая беседа с учащимися.

- Кто рассказывает «Старуху Изергиль»? (автор, старуха).

- Как называется этот литературный прием построения произведения? («рассказ в рассказе»).

- Почему именно «рассказ в рассказе» выбрал М.Горький в качестве основного композиционного приема? (это придает произведению достоверность; позволяет представить несколько точек зрения; объединяет истории о разных людях).

- Из каких 3 частей состоит рассказ? («Легенда о Ларре», «Легенда о Данко», история старухи Изергиль).

- Что общего и чем различаются первая и последняя части? (сходное: легенды, время и место действия, в центре сильная личность, романтический герой; различия: разные жизненные позиции, символы, итоги).

- По какому принципу они соотносятся? (антитеза или противопоставление).

- Что это дает для выполнения замысла писателя?

- Как называется такой принцип композиции? (зеркальная).

Слово учителя.

КРазработка урока по произведению М.Горького Старуха Изергиль.Разработка урока по произведению М.Горького Старуха Изергиль.Разработка урока по произведению М.Горького Старуха Изергиль.Разработка урока по произведению М.Горького Старуха Изергиль.Разработка урока по произведению М.Горького Старуха Изергиль.роме того, М.Горький использует ступенчатую композицию: от антигероя к идеалу.

Таким образом, в «Старухе Изергиль» М.Горький использует в качестве основного прием антитезы, композиция произведения ступенчатая, зеркальная. Это способствует…? (Учащимся предлагается самостоятельно закончить вывод). Обмен мнениями. (постепенному, наиболее яркому, полному и доказательному выявлению идеала М.Горького).

В - III. Слово учителя.

Для более точного выявления обратимся к анализу легенд.

Расскажите о Ларре (имя, символ, жизненная позиция, главные черты, художественные средства - до преступления).

Монологический ответ учащихся.

Обращение к схеме.

Человека мы оцениваем через поступки. Они могут быть…

Итог - преступление.

Расскажите, в чем состояло преступление Ларры, каково наказание и итог жизни?

Художественное чтение.

Монологический ответ учащихся.

Таким образом, рисуя образ Ларры, М.Горький осуждает эгоизм, индивидуализм и себялюбие. Жить вне общества нельзя, ибо человек - общественное существо, поэтому одиночество и абсолютная свобода становятся для Ларры мукой.

Антиподом Ларры выступает Данко.

Расскажите о Данко (имя, символ, образ, жизненная позиция, главные черты, художественные средства).

Монологический ответ учащихся.

Обращение к схеме.

Подвиг -

Самоотверженность -

Расскажите, в чем состоял подвиг Данко, каков итог его жизни?

Художественное чтение.

Монологический ответ учащихся.

Таким образом, Данко совершает героический поступок, бескорыстно спасая людей. Его поступок переходит в трагедию, ибо цена подвига - жизнь героя.

При этом налицо странное несовпадение, на первый взгляд. Рядом с героями легенд люди, они судят Лару и Данко, 1 - отпускают, 2 - хотят убить. В итоге Данко приносит себя в жертву, но один осторожный человек наступает на его сердце ногой, остальные не замечают этого,  встает вопрос. Проблемный вопрос. Элементы дискуссии.

- Достойны ли люди подвига Данко? (нет).

- Был ли смысл в его героическом поступке? (да).

Таким образом, М.Горький убеждает читателя, что как бы плохи не были люди, подвиги нужны, ибо на них формируются идеалы, которые дают смысл в жизни следующим поколениям, делают людей лучше. М.Горький писал: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

© 2010-2022