Статья Организация самостоятельной работы учащихся в соответствии требованиями ФГОС

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта при формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение обязано обеспечивать самостоятельную работу учащихся.В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется во время учебных занятий под непосредственным руководством преподавателя.Внеаудиторная (самостоятельная) работа выпо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта при формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение обязано обеспечивать самостоятельную работу учащихся.

ФГОС СПО регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по каждой дисциплине. Объем самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» составляет 1/3 часть максимального объема учебной нагрузки, т.е. 50% от обязательной, аудиторной нагрузки.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется во время учебных занятий под непосредственным руководством преподавателя.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа выполняется учащимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Я остановлюсь именно на внеаудиторной самостоятельной работе.

Целей организации самостоятельной работы - множество. Для нас актуальна работа с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся по литературе.

Для того, чтобы самостоятельная работа была результативной, разработано учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.

Средства обучения условно можно разделить на три группы:

  1. Учебно-методические средства, использующиеся для руководства

самостоятельной деятельностью обучающихся - методические рекомендации по отдельным темам, или к выполнению отдельных видов работ; включающие в себя:

-инструкции по работе с методические рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий;

задания для самостоятельной работы;

критерии самооценки выполненной работы;

  1. Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (тексты художественных произведений, научно-популярная литература, аудиокниги, учебные фильмы, видеофильмы и т.п.);

  2. Технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).

Средства контроля зависят от применяемых форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся. В качестве форм и методов используются: пересказ, тестирование, устный опрос, изложение, сочинение и др.

В качестве учебно-методических средств используются, например, технологические карты, методическая тетрадь учащегося.

Технологическая карта учащегося является подробным путеводителем по конкретной теме, позволяет компактно записать ход изучения материала. В карте широко используются схемы и опорные конспекты как темы в целом, так и отдельных ее фрагментов.

Структура и содержание технологической карты логически вытекает из того, какие требования предъявляются к знаниям и умениям учащихся стандартом образования.

Традиционная методика изучения литературных тем задает определенную последовательность знакомства с материалом. При составлении и работе по карте эта последовательность сохраняется. Алгоритм технологической карты учащегося по теме:

  1. Эпиграфы к теме (психологическая подготовка к восприятию новой темы);

  2. Жизненная и творческая биография писателя (хронологическая таблица - минимум знаний по данному вопросу);

  3. Аналитические задания по биографии;

  4. Темы уроков;

  5. История создания произведения, предлагаемого программой для текстуального изучения;

  6. Вопросы и задания по краткой характеристике произведения (разноуровневые);

  7. Работа с текстом произведения:

а) характеристика персонажей;

б) сравнительная характеристика персонажей.

  1. Темы сочинений.

Имея на руках технологическую карту, учащиеся, по каким-либо причинам пропустившие занятия, могут самостоятельно подготовиться к изучения темы.

Методическая тетрадь учащегося содержит в себе инструкции и памятки по выполнению различных письменных работ:

  • схема анализа лирического произведения;

  • схема анализа эпического произведения;

  • план характеристики героя литературного произведения;

  • анализ эпизода литературного произведения;

  • как писать сочинение;

  • как работать над рефератом;

  • как учить стихи и др.

Задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов, обучающихся по индивидуальному плану.

Предлагаемые задания соотнесены с образовательным стандартом среднего профессионального образования по литературе. Задания обеспечены справочным материалом и списком литературы.



Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся в ПОО, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний, освоению общих и профессиональных компетенций.


© 2010-2022