Доклад «Использование инновационных педагогических технологий как условие качественного функционирования учебно-воспитательного процесса»

Учитель — ведущий субъект процесса обучения. Результативность его деятельности на практике во многом определяется не только содержанием и методами обучения, но и личностными качествами учителя, его мировоззрением, профессиональной подготовкой, отношением к делу.                 Как  профессионал на протяжении ряда лет вырабатываю индивидуальную методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитываю реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п. В первые год, как и многие педагоги, имеющие большой стаж работы, я работала в традиционной дидактической системе. Уроки проводила в основном в фо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы в рамках августовской конференции по теме «Модернизация системы образования - главный вектор качественного роста человеческого капитала»







Доклад

«Использование инновационных педагогических технологий как условие качественного функционирования учебно-воспитательного процесса»





Выступила: Нургалиева А.А.

учитель русского языка и

литературы Медвежинской СШ
















2012 год

Использование инновационных педагогических технологий как условие качественного функционирования учебно-воспитательного процесса


Учитель - ведущий субъект процесса обучения. Результативность его деятельности на практике во многом определяется не только содержанием и методами обучения, но и личностными качествами учителя, его мировоззрением, профессиональной подготовкой, отношением к делу.

Как профессионал на протяжении ряда лет вырабатываю индивидуальную методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитываю реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п. В первые год, как и многие педагоги, имеющие большой стаж работы, я работала в традиционной дидактической системе. Уроки проводила в основном в форме рассказа, беседы, используя такие методы, как объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. Основными средствами диагностики являлись текущие устные опросы, перфокарты, тесты, письменные контрольные и зачётные работы, проводимые по окончании изучаемой темы или курса. Программно-методическое обеспечение и содержание предмета опиралось на государственные стандарты. Интересовалась новыми технологиями: модульное обучение, технология интеграции в образовании, технология концентрированного обучения, технология мастерских, кейсовая технология, изучала авторские технологии М.А.Нянковского, В.А.Морара и др. Я начала поиск более эффективных методов и приемов, понимая, что результаты обучения зависят от моего преподавания, от того, насколько я смогу заинтересовать учащихся, т.е. я начала решать проблему активизации познавательной деятельности учащихся.

С 2003 года по 2006 работала по проблеме «Развитие коммуникативных умений учащихся», изучая учебно-методическую литературу, выступая с докладами и сообщениями на заседаниях методических объединений и семинарах.

В 2006-2011 учебном году темой моего самообразования стала тема «Применение интегральной технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». Р.Декарт писал: «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих». Я считаю технологию интегрированного обучения актуальной, так как интеграция помогает учащимся целостно воспринимать окружающий мир, способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Как средство обучения интегрированный урок способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных межпредметных связей на качественно новой ступени. Я считаю, что интеграция как единая целостная система является эффективным средством обучения на основе более совершенных методов, технологий в учебном процессе, способствуя эффективной реализации дидактических целей обучения. С позиций развития личности интеграция создаёт условия для выхода на более высокий уровень осмысления, совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания, развития свободы мышления, формирует креативность и индивидуальность учащихся.

Составляя календарно-тематическое планирование, определяю, при изучении каких тем целесообразно будет провести интегрированный урок, объединив несколько предметов: музыку, историю, географию, ИЗО, биологию, русский язык и литературу. Интегрированный урок отличается от обычного тем, что требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Интегрированный урок может быть вводно-обзорным, целью которого является формирование первоначальной целостной картины изучаемого раздела программы, уроком по конкретным темам (анализ), целью которого будет конкретизация материала, изученного на вводно-обобщающем уроке и погружение в тему, и обобщающий интегрированный урок (синтез), на котором необходимо обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках. Этапы интегрированного урока следующие: фаза вызова, фаза осмысления, фаза обобщения и рефлексии. Прежде чем апробировать технологию интегрированного обучения, необходимо проанализировать уровень подготовленности учеников, их психические особенности, познавательные интересы, чтобы так спланировать работу по подготовке к уроку и его проведению, чтобы каждый ребёнок нашёл свойственный ему путь решения задания. За время работы я провела огромное количество интегрированных уроков в разных формах: семинар, диспут, дискуссия, лекция, путешествие, салон, защита творческих работ и т.д. Интеграция просматривается практически на каждом уроке русского языка (работа с текстами художественной литературы, работа по картинам художников, «оживление» музыкального фрагмента) и литературы (анализ исторической эпохи, в которую жил писатель или поэт или эпохи, описанной в произведении, прослушивание музыкальных фрагментов, просмотр отрывков спектаклей и фильмов, просмотр иллюстраций к художественным произведениям и т.д.)

При проведении Круглого стол в школе «Новые педагогические технологии» я выступала с докладом «Интегральные технологии», на педсовете - с докладом «Интегрированный урок литературы как средство литературного развития школьников». Элементы технологии интегрированного обучения активно используют мои коллеги на уроках и при проведении внеурочных мероприятий

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно, когда об информационных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова и о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. В современных условиях педагогический процесс требует создания новой образовательной среды и поиска новых, более эффективных технологий. На протяжении последних лет применяю информационно-коммуникативной технологии в процессе обучения русскому языку и литературе. Применяя в своей практике информационные технологии, которые считаю приоритетным направлением в современном общеобразовательном процессе, могу сказать, что это очень актуально и перспективно. Актуальность исходит из основных целей и задач образования РК. Применяя информационно-коммуникативные образовательные технологии, повышаю качество образовательного процесса, содействую формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов, формирую элементы информационной культуры. Считаю, что современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. правила. Также в этом мне помогают готовые программные продукты («На уроках с ИКТ каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, поучаствовать и занять призовые места в различных конкурсах и фестивалях. Компьютер, интерактивная доска обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по анализу текста, по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Использую электронные учебники, Интернет-ресурсы и текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте, просмотр спектаклей и фильмов выручают тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках. Электронные словари и энциклопедии, образовательные сайты позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. С уверенностью могу сказать, что применение новых технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество знания, развить познавательный интерес учащихся.

Я как современный учитель стараюсь творчески подходить к конструированию содержания предмета в целом, обладать индивидуальным мастерством, постоянно совершенствоваться, создавать для каждого ученика ситуацию успеха. Школа для меня - жизнь. Своим девизом считаю слова Эмиля Золя: «Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперёд…»


© 2010-2022