Урок русского языка на тему Лексика русского языка как система (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Лексика русского языка как система. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цель: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся.

Задачи: 1. Образовательные:

- повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом;

- совершенствовать навыки грамотного письма;

- формировать навык публичного выступления с применением презентации, обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивающие:

- развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

- развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

- развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;

- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес;

3. Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

- воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

Оборудование к уроку: интерактивная доска, презентация, тест, высказывания о русском языке, словари, задания для групп. Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, просмотр видео, групповая работа, стратегии Джигсо, ламинированный лист, стикер.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация

3. Работа над темой урока. Целевая установка

4. Узнавание. Формирование новых понятий и способов действия

- Выступление групп

5. Применение. Формирование умений и навыков

- Анализ. Самостоятельная работа групп

- Углубление изученного материала

- Задания, тест

6. Итоги урока. Оценочный лист

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

1. Заговори, чтобы я тебя увидел. Сократ

2. Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация

1. Просмотр видео - отрывка из сатирического романа Ильфа и Петрова « Двенадцать стульев» (словарный запас Эллочки Людоедки).

2. Беседа с учащимися

- Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж?

- Как вы понимаете слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»? Слайд № 1

- А сколько слов нужно вам для общения?

А.С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов.

- А сколько всего слов в русском языке? Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И. Даля более 200 тысяч. Одним из самых больших является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами М. Горького «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». И одной из самых богатейшей и интереснейших страниц языка является его лексическая сторона. Слайд № 2

III. Целевая установка. Запись темы урока. Слайд № 3

Сегодня мы повторим и обобщим все сведения о лексике как системы языка, таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, а также вспомним о происхождении и пополнении лексики русского языка. 1. Теоретическая разминка.

- Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка? Лексикология. - Этимология - раздел, который изучает происхождение слов. - Какую единицу языка изучает раздел Лексика? Слово. Слайд № 4 - Слово может иметь значение … лексическое и грамматическое. - Слова бывают однозначные и многозначные. Назовите типы переносных значений. IV. Узнавание. Формирование новых понятий и способов действия. Учащиеся представляют и защищают подготовленную самостоятельно презентацию. Выступление 1 группы, презентация темы «Синонимы». Вопросы к выступающим. Выступление 2 группы, презентация темы «Антонимы». Вопросы к выступающим. Выступление 3 группы, презентация темы «Омонимы». Вопросы к выступающим. Выступление 4 группы, презентация темы «Паронимы». Вопросы к выступающим.

- Почему синонимы составляют синонимический ряд, а антонимы пары?

- Как отличить омонимию от многозначности?

V. Создание новых групп. Применение. Формирование умений и навыков. Стратегия - ламинированный лист. Слайды № 6 -13.

Задания для групп: 1.Группа № 1. Подберите синонимы. 1. Изумительный. 2. Лаконичный. 3. Колоссальный. 4. Любезность. 5. Неотъемлемый. 6. Лживый. 7. Краткий. 8. Исполинский. 9.Неотделимый. 10. Комплимент. 11. Спокойный. 12. Мистический. 13. Восхитительный. 14. Сиять. 15. Альманах. 16. Блестеть. 17. Невозмутимый. 18. Неискренний. 19. Сборник. 20. Сверхъестественный.

2.Группа № 2. Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Вечность. 4. Вперед. 5. Всегда. 6. Высоко. 7. Завышать. 8. Круто. 9. Твердый. 10. Нужда. 11. Подлинный. 12. Мгновение. 13. Пассивно. 14. Скрытый. 15. Назад. 16. Никогда. 17. Занижать. 18. Полого. 19. Мягкий. 20. Достаток. 21. Поддельный. 22. Низко.

3.Группа № 3. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.

1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2. Мы не заметили, как поднялся ветер, и по небу поползла темная дождливая туча.

3.Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хотел задать вам личностный вопрос».

4.Множество фактов - климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияют на развитие растения.

5. Всё реже встречаются грибные заболевания молодых растений.

6."Твое горе - не горе…, дело жизненное", - сказал старик.

7.В политике двойственные стандарты неприменимы.

8.Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание. 4.Группа № 4. Разграничьте явления многозначности и омонимии. Обоснуйте свой ответ.

Ключ, коса, спутник, бор, кнопка, рой, пила. Слайд № 14

5.Тест. Ключ к тесту: 1- В 2- Е 3- Е 4- Д 5- Д 6- С 7- А 8- С 9- А 10- В VI. Итоги урока: Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

Оценочный лист, заполненный учащимися. VII. Домашнее задание. Повторить тему «Фразеология», индивидуальные задания: «Однозначные и многозначные фразеологизмы», «Фразеологизмы, появившиеся в русском языке недавно». Слайд № 15

VIII. Рефлексия. Стратегия «Стикер на лоб» задай 5 вопросов - сформулируй термин «Лексика».



© 2010-2022