- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методика проведения диктанта на уроке русского языка
Методика проведения диктанта на уроке русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ощепкова Н.Ю. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методика проведения диктантов
Диктант - вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов - научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов - проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия. В школьной практике часто наблюдается следующее: работаем в школе и дома - всё внешне хорошо, пишем диктант - проблема. Противоречие заключается в том, что диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске). Даже если учитель проводит устную работу, у детей имеется зрительный образ слова. В диктанте - только звуковой. Вывод: необходимо регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, практиковать обучающие диктанты различных видов.
Для записи слова под диктовку вводится алгоритм.
Алгоритм записи слова под диктовку
-
Послушай слово.
-
Повтори слово.
-
Проговори слово по слогам.
-
Выдели голосом ударный слог.
-
Диктуй себе по слогам.
-
Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. Подчеркни орфограммы.
Следует обратить особое внимание на обязательность пунктов 2 - 5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия ребёнка, которые пропускать на данном этапе обучения нельзя.
Предупредительный диктант - вид слухового диктанта. Цель - предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала заменяется объяснительным диктантом.
Объяснительный диктант - вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм.
Методика проведения контрольного диктанта
Слова с неизученными орфограммами заранее записываются и чётко проговариваются во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.
Затем текст диктанта читается по отдельным предложениям. Каждое предложение диктуется два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй - для записи. Приступать к записи предложения только по окончании его чтения. Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями).
После записи всех предложений текст диктанта читается повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы дети успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. Далее следует самопроверка диктанта.