Методика проведения диктанта на уроке русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика проведения диктантов

Диктант - вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов - научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов - проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия. В школьной практике часто наблюдается следующее: работаем в школе и дома - всё внешне хорошо, пишем диктант - проблема. Противоречие заключается в том, что диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске). Даже если учитель проводит устную работу, у детей имеется зрительный образ слова. В диктанте - только звуковой. Вывод: необходимо регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, практиковать обучающие диктанты различных видов.

Для записи слова под диктовку вводится алгоритм.

Алгоритм записи слова под диктовку

  1. Послушай слово.

  2. Повтори слово.

  3. Проговори слово по слогам.

  4. Выдели голосом ударный слог.

  5. Диктуй себе по слогам.

  6. Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. Подчеркни орфограммы.

Следует обратить особое внимание на обязательность пунктов 2 - 5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия ребёнка, которые пропускать на данном этапе обучения нельзя.

Предупредительный диктант - вид слухового диктанта. Цель - предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала заменяется объяснительным диктантом.

Объяснительный диктант - вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм.

Методика проведения контрольного диктанта

Слова с неизученными орфограммами заранее записываются и чётко проговариваются во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.

Затем текст диктанта читается по отдельным предложениям. Каждое предложение диктуется два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй - для записи. Приступать к записи предложения только по окончании его чтения. Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями).

После записи всех предложений текст диктанта читается повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы дети успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. Далее следует самопроверка диктанта.

© 2010-2022