- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Подготовка к ОГЭ 9 КЛАСС
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Подготовка к ОГЭ 9 КЛАСС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Самохвалова Ю.Е. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ГИА(ОГЭ) 2015-2016 гг .
В данной программе элективного курса больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.
Программа факультативного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса также не уделяется достаточного внимания, и это не затрудняет подготовку учащихся к выполнению части С2.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями, используя рабочие тетради под редакцией И,П, Цыбулько и Интернет.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»для 9 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
Законы:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
-
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
-
областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
-
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
Постановления:
-
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
-
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».
Приказы:
-
приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011 2015 годы»;
-
приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийскойФедерации,реализующих программы общего образования,утвержденныеприказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийскойФедерации,реализующих программы общего образования,утвержденныеприказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный плани примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийскойФедерации,реализующих программы общего образования,утвержденныеприказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
-
приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
-
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Распоряжения:
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
-Конвенция о правах ребенка
Раздел «Общая характеристика учебного курса»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется из компонента образовательного учреждения МБОУ СОШ №103 г Нижнего Новгорода 1 час в неделю. Всего отводится 34часа, начиная со первого полугодия.
Раздел «Цели и задачи курса»
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
-
грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
-
владеть формами обработки информации исходного текста;
-
через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
-
работать с тестовыми заданиями;
-
определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
-
уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
-
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
-
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
-
работать с бланками экзаменационной работы.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.
Программа элективного курса «ГИА(ОГЭ): подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» состоит из трех основных разделов:
1.Сжатое изложение.
2.Сочинение на лингвистическую тему.
3.Решение тестовых заданий формата ГИА(ОГЭ).
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе - это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
-
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
-
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
-
умение вычленять главное в информации;
-
умение сокращать текст разными способами;
-
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
-
умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 - А7) и задания с кратким открытым ответом (В1-В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое - составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
В качестве учебного пособия используется для данного элективного курса учебное пособие С.И.Львовой «ГИА выпускников 9 класса по новой форме. Русский язык 2013». Сборник заданий. М., «Эксмо».
Учебно-тематический план.
Раздел
Кол-во часов
В том числе
Практические работы
Контрольные
работы
1. Введение. Значение курса, его задачи.
1
2. Текст. Сжатое изложение
4
1
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему
8
1
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.
21
2
ИТОГО
34
2
2
Раздел « Содержание программы элективного курса.»
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (4 часа).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (8 часов).
Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания С2.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (21 час).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
5. Заключение. Итоговый контроль (1 час).
Анализ ошибок.
Раздел «Требования к уровню подготовки учащихся.»
Учащиеся должны знать:
-
содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
-
лексические явления в языке;
-
грамматические явления в языке.
Учащиеся должны уметь:
-
создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста (С2.),
-
аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
-
последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
-
уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. С.И.Львова «ГИА 9 класса по новой форме. Русский язык». Сборник заданий. М., «Эксмо», 2013 .
2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2016.
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2016.
4.Л.И.Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. -М., «Айрис Пресс». 2013г.
Словари и справочники.
1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005
.2. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. - М., 1989.
4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1991.
5. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 2001г.
6. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М.,1984.
Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе
«ГИА(ОГЭ): подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
на 2015-2016 учебный год
№п/п
№
в теме
Тема занятия
Дата
1.
1.
Ведение. Значение курса, задачи-1ч. Особенности ГИА(ОГЭ)-2014г. по русскому языку в новой форме: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Заполнение бланков. Критерии оценки.
2.
1.
Текст. Сжатое изложение. Микротемы текста.
3.
2.
Способы сокращения текста. Исключение.
4.
3.
Способы сокращения текста.Обобщение. Упрощение.
5.
4.
Практическая работа. Приемы работы с текстом. Анализ работ.
6.
1.
Текст. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение. Критерии оценки. Алгоритм работы над сочинением.
7.
2.
Тематика сочинений. Анализ цитаты. Роль лексических и грамматических явлений в тексте.
8.
3.
Языковые явления в теоретической интерпретации тезиса. Синтаксические явления для теоретической интерпретации текста.
9.
4.
Средства речевой выразительности.
10.
5.
Наличие аргументов. Способы оформления.
11.
6.
Речевые клише.
12.
7.
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения.
13.
8.
Анализ работ.
14.
1.
Комплексный анализ текста. Тестовые задания. Понимание текста. Обоснованный ответ на вопрос. А 1.
15.
2.
Лексическое значение слова. А 2.
16.
3.
Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты, олицетворения, гиперболы. А3.
17.
4.
Фонетическая характеристика слова. А 4.
18.
5.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. А5.
19.
6.
Правописание приставок. А6.
20.
7.
Одна и две буквы Н в прилагательных, наречиях, причастиях. А7.
21.
8.
Просторечные, устаревшие, разговорные слова и стилистически нейтральные синонимы. Антонимы. В1.
22.
9.
Способы подчинительной связи в словосочетаниях. В2.
23.
10.
Грамматическая основа предложения. В3., В6.
24.
11.
Предложения с однородными членами. В4.
25.
12.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. В4.
26.
13.
Предложения с вводными словами и обращениями. В5.
27.
14.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.. В7.
28.
15.
Бессоюзные предложения. В7.
29.
16.
Предложения с однородным подчинением придаточных. В8.
30.
17.
Предложения с последовательным подчинением придаточных. В8.
31.
18.
Сложные предложения с различными видами связи. В9.
32.
19.
Диагностическая работа в форме ГИА(ОГЭ). Тесты.
33.
20.
Диагностическая работа в форме ГИА(ОГЭ). Тесты.
34.
21.
Анализ ошибок.
Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»для 9 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
Законы:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
-
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
-
областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
-
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
Постановления:
-
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
-
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».
Приказы:
-
приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011 2015 годы»;
-
приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийскойФедерации,реализующих программы общего образования,утвержденныеприказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийскойФедерации,реализующих программы общего образования,утвержденныеприказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный плани примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийскойФедерации,реализующих программы общего образования,утвержденныеприказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
-
приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
-
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Распоряжения:
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
-Конвенция о правах ребенка
-Основная образовательная программа МБОУ Советская СОШ (по реализации БУП 2004).
-Положение образовательного учреждения МБОУ Советская СОШ «О рабочей программе»
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
II Раздел «Общая характеристика учебного курса»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
III Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется из компонента образовательного учреждения МБОУ СОШ №103 г Нижнего Новгорода 1 час в неделю. Всего отводится 34часа, начиная со первого полугодия.
IV Раздел «Содержание учебного предмета»
Раздел 1 Сжатое изложение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе - это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 3 Сочинение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
V Раздел «Тематическое планирование»
Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Раздел 1 Сжатое изложение (4 часа, из них 1 час - практическая работа)
Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ.Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста.Создание собственного текста изложения, оценивание работы.
Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения (1 час)
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом7 часов, из них 1 час - практическая работа)
Работа с тестом, заполнение бланков/
Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами. (1 час)
Раздел 3 Сочинение (6 часов, из них 1 час - практическая работа)
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.
Написание сочинения-рассуждения по тексту.
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. (1 час)
VI Раздел «Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
№
Содержание учебного материала
Количество часов
Дата
план
Дата
факт
Раздел 1 Сжатое изложение
4
1
Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий
1
3 четверть
16.01
2
Структура задания 1. Способы сжатия текста
1
23.01
3
Способы сжатия текста
1
30.01
4
Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения
1
06.02
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом
7
5
Тестовые задания. Фонетика и графика.
1
13.02
6
Лексика и фразеология.
1
20.02
7
Орфография.
1
27.02
8
Синтаксис и пунктуация.
1
06.03
9
Синтаксис и пунктуация.
1
13.03
10
Синтаксис и пунктуация.
1
20.03
11
Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами.
1
4 четверть
03.04
Раздел 3 Сочинение
6
12
Задание 15. Структура сочинения-рассуждения.
1
10.04
13
Строим тезис.
1
17.04
14
Приводим аргументы.
1
24.04
15
Пишем заключение.
1
08.04
16
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
1
15.05
17
Работа с вариантом ОГЭ.
1
22.05
VII Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Рекомендуемая литература для учителя
1.ГИА 2012. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ под редакцией И.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, 2011
2. ГИА 2014. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ И.П. Цыбулько, Е.Н. Зверева. - М.: Эксмо, 2013.
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Материалы сайта ФИПИ fipi.ru.
7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1968
Литература для учащихся
Егораева Г.Т. ЕГЭ. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ М. «Экзамен», 2009, 2010.
С.И.Львова «Уроки словесности», «Дрофа», 1996.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М. Просвещение. 2001
№ п/п
Вид ресурса
Примечания
Газета «Русский язык»
Электронная версия газеты «Русский язык».
Сайт газеты (lit.1september.ru) разделён на две части: архив номеров и копилка педагогических идей «Я иду на урок» - по сути, копилка статей по тому или иному вопросу.
lit.1september.ru/
Русские словари
slovari.ru/
Программно-педагогические средства
-
электронный репетитор «Литература»(система обучающих тестов);
-
репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
-
репетитор «Литература» (весь школьный курс);
-
программа «Домашний репетитор».
Электронное приложение, методическая поддержка
fipi.ru
Презентации по изучаемым темам
Электронный банк презентаций по русскому языку Беловой Е.Т.
Демонстрационно-наглядные пособия
Таблицы по изучаемым темам Кабинеты № 19
Диски с программным обеспечением по русскому языку
Библиотечный фонд
Компьютерное место учителя
Кабинет № 19
Медиа оборудование
Кабинет № 19
Интерактивная доска
Кабинет № 19
VIII Раздел «Результаты освоения факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса и система его оценки»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-
владение разными видами чтения;
-
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
-
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
-
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
-
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
-
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
-
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
-
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
-
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
-
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
-
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
-
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Критерии оценивания
Применяются критерии проверки сжатого изложения, сочинения и тестов ОГЭ-2015
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО