• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок по литературе на тему: В. Распутин. «Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость и чувство собственного достоинства (6 класс)

Урок по литературе на тему: В. Распутин. «Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость и чувство собственного достоинства (6 класс)

Тема: В.Распутин. «Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость и чувство собственного достоинства Цель: продолжить работу над анализом художественного произведения; показать духовные ценности и нравственные законы, по которым живут герои рассказа; способствовать формированию этических норм взаимоотношений учащихся. Оборудование: раздаточный материал для работы в микрогруппах. ХОД УРОКА I.                  Организационный этап II.               Актуализация опорных з...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе в 6 классе

Тема: В.Распутин. «Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость и чувство собственного достоинства

Цель: продолжить работу над анализом художественного произведения; показать духовные ценности и нравственные законы, по которым живут герои рассказа; способствовать формированию этических норм взаимоотношений учащихся.

Оборудование: раздаточный материал для работы в микрогруппах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

  2. Актуализация опорных знаний

  1. Беседа

-О чем повествует рассказ «Уроки французского»?

-Что привлекает вас в мальчике? В его характере?

-В каких эпизодах проявляются эти черты характера?

-Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?

-Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

-Охарактеризуйте игроков в «чику» (Вадика, Птаху, Тишкина).

2. Слушание аргументированных ответов на вопрос: «Что в характере героя вызывает уважение уже с первых страниц рассказа?»

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Подчеркивая важность детских впечатлений, В.Г.Распутин как-то заметил: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо». Продолжая эту мысль, он уточнил, что «чуть ли не упрямством всю жизнь» держался тех душевных открытий, которые им были сделаны до четырнадцати-пятнадцати лет.

И сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в рассказе «Уроки французского», выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.

IV.Работа над темой урока

  1. Работа над сжатым пересказом

Найти страницы текста, посвященные столкновению с Вадиком и Птахой при игре в «чику» и страху разоблачения.

Можно сжато пересказать текст по плану:

1)Почему мальчик играет в «чику»?

2)Почему между ним и Вадиком с Птахой происходит столкновение?

3)Почему после избиения он снова ищет возможность играть?

2. «Учимся быть читателями» (беседа)

-Чью сторону приняли бы вы?

-Кому вы сочувствуете, а кого осуждаете?

-Какие душевные свойства главного героя вы считаете главными?

-В каких эпизодах они раскрываются?

3. Работа в группах ( по уровням) по составлению плана к рассказу о герое

1 уровень. Простой план

1)Одиночество мальчика.

2)Драка.

3)Снова избили.

4)Занятия французским языком.

5)Игра в «замеряшки».

6)Лидия Михайловна уехала.

2 уровень. Цитатный план

  1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».

  2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».

  3. «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб».

  4. «Я шел туда как на пытку».

  5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».

  6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

4. Слушание рассказов о главном герое по составленному плану

5. Работа в микрогруппах («Мозговой штурм»)

Учащиеся объединяются в микрогруппы, каждая из которых получает карточку «Твое поведение в сложившейся ситуации».

  1. Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища. Какие действия ти предпримешь?

  2. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия?

  3. Сформулируйте ситуацию из этики взаимоотношений подростков и предложите решить ее классу.

Комментарий для учителя. В работе микрогрупп используется активная методика распределения заданий. Детям предлагаются задания с различными ситуациями. В ответах дети выражают собственные точки зрения. Учащиеся нацеливаются на глубокий, связный ответ, умение обобщать. Делать выводы.

V. Подведение итогов. Рефлексия

Фронтальная беседа («Микрофон»)

-Что нового о герое вы узнаёте в каждом из последующих эпизодов?

-Какие «уроки» преподносит мальчику жизнь?

VI. Домашнее задание: выписать опорные слова для устного выборочного изложения на тему «Как Лидия Михайловна помогала своему ученику».



© 2010-2022