- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности. Основные типы словарей
Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности. Основные типы словарей
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Каратыгина Е.Ю. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности. Основные типы словарей.
Цели:
-
познакомить уч-ся с основными типами словарей;
-
продолжить работу по совершенствованию речевых и языковых навыков учащихся;
-
воспитывать культурно-ценностное отношение к русскому языку, к родной речи;
-
развивать мышление, память, речь, логику уч-ся.
Наглядные пособия: словари, индивидуальные карточки.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Проверка домашнего задания.
а) инд. карточки - 4-5 человек;
б) проверка выполнения письменного задания.
3. Повторение пройденного материала.
а) составление речи на тему: « Что такое нравственность» 4-5 человек;
б) Письменное задание № 1: Проверить безударные гласные в корнях, объяснить пунктуацию (один ученик - у доски, ост. в тетрадях):
Небо на востоке алеет, в тишине зарождается рассвет . (Пауст.)
Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. (А. Пушкин)
Шумели деревья, и над нами по небу мчались клочки туч. (М.Г.)
Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. (Т.)
Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. (Б.Полевой).
в) Словарный диктант:
Абажур, абитуриент, абонемент, аплодисменты, балерина, бегемот, гарнизон, галерея, ветеран, винегрет, витрина, композиция, комплимент, меценат, нотариус, обаяние, обоняние, поликлиника, палисадник, чемодан, ябедничать, эпилог.
г) Прочитайте предложения и попробуйте выразить ту же мысль, «сняв» агрессивность речевых высказываний. Например: «А ну не курить здесь!» - «Вы знаете, у нас не курят».
1. Не хлопай дверью! 2. Ну и растяпа же ты! 3. Вечно ты все забываешь! 4. Сто раз тебе говорить? 5. Дверь не открывать! 6. Какую ты мелешь чушь! 6. Ты, конечно, опять руки вымыть забыла! 7. Что я, обязан, что ли, за всеми убирать? 9. Ты, что, как маленькая, ревешь? 10. Никогда не перебивай старших! Ну и молодежь пошла! 11. Грубиянка, как ты со мной разговариваешь! 12. Мать, что за платье ты себе купила? Отстой! 13. Ты постоянно клянчишь у отца деньги, нет, чтобы самой заработать! Я в твои годы...
Говорите правильно!
Класть - положить
В литературном языке нет глагола ложить, но есть положить, есть глагол класть, но нет глагола покласть. Нужно говорить: «Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол, он кладет книгу на стол» или «Я положу книгу на стол, ты положишь книгу на стол, он положит книгу на стол».
4.Объяснение нового материала.
Раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей, называется лексикографией.
Слов и фразеологизмов в русском языке неисчислимое множество: это общеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные слова, собственные имена и наименования, устаревшие слова, неологизмы.
Из слов и фразеологизмов учеными-языковедами составляются особые книги, которые называются словарями.
В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира (это словари энциклопедические), в других - разъясняются (толкуются) лексические значения слов, указываются нормы их правописания, произношения (это словари лингвистические).
Типы словарей
Энциклопедические словари
Лингвистические словари
Общие
Отраслевые
Общие
Отдельных лексических групп
Большая советская энциклопедия (БСЭ); Малая советская энциклопедия (МСЭ); Советский энциклопедический словарь; Детская энциклопедия
Литературная энциклопедия;
Театральная энциклопедия;
Словарь юного филолога и др.
Словарь современного русского литературного языка;
Словарь русских народных говоров и др.
Словарь синонимов;
Словарь омонимов; Словарь антонимов;
Крылатые слова;
Фразеологический
словарь;
Этимологический словарь русского языка
Лингвистический словарь - особая книга, сборник словарных статей, в которых описываются основные свойства слова. Словарные статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Словарная статья лингвистического словаря состоит из следующих частей: заглавное слово, грамматические формы, толкование лексического значения слова, примеры употребления этого слова в предложении или словосочетании, например:
Орех, -а, м. 1. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твердой оболочке. Колоть орехи. 2. Дерево (или кустарник), приносящее такие плоды...
В лингвистических словарях слова и фразеологические обороты описываются с разных сторон: с точки зрения лексического значения, происхождения, употребления, правописания, произношения, образования; кроме того, дается грамматическая характеристика слова (пометы).
Виды лингвистических словарей:
1) Среди лингвистических словарей самыми распространенными являются толковые словари. В них дается наиболее полное представление о слове: разъясняется его значение, указываются основные грамматические признаки, сфера употребления в речи, иногда происхождение, а также написание и произношение. Например:
Мшара, -ы, ж. Обл. Болото, поросшее мхом и кустарником. Идти по мшаре.
Из дореволюционных толковых словарей самым известным является «Толковый словарь живого великорусского языка» (1-е изд. вышло в 1863- 1866 гг.) В.И. Даля (1801-1872), который современники назвали энциклопедией русской речи. Этот словарь включает в себя все пласты лексики: книжную, разговорную, профессиональную, просторечную. Много вошло в этот словарь областных слов и оборотов, поэтому словарь Даля не является нормативным словарем литературного языка.
Первым нормативным словарем послеоктябрьского периода был «Толковый словарь русского языка» (1-е изд. вышло в 1935-1940 гг. в 4-х томах) под редакцией профессора Д.Н. Ушакова. В словарь вошла лексика главным образом художественной литературы, а также научная и общественно-политическая лексика. Узкоспециальные термины, областные слова, неологизмы писателей и поэтов не включены в словарь.
Помимо толкования значения, в словарной статье дается грамматическая и стилистическая характеристика слова, а в необходимых случаях - происхождение и произношение, когда оно расходится с написанием.
В 50-е годы был создан однотомный толковый «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. В него вошли наиболее употребительные слова современного русского литературного языка.
Созданный на основе словаря Д.Н. Ушакова, этот словарь сохранил указания на стилистическую характеристику слова (книж., высок., офиц., разг., прост., обл.), на историческую перспективу (стар.), на произношение, а также на грамматическую характеристику.
К толковым словарям относятся 4-томный «Словарь русского языка» академии наук СССР («Малый академический», 1957-1965), «Словарь современного русского литературного языка» («Большой академический», 17 томов, 1950-1965), который является наиболее полным из всех нормативных русских словарей.
В 1977 г. специально для школ был издан «Грамматико-орфографический словарь русского языка» А.В. Текучева и Б.Т. Панова. В нем представлены разные аспекты характеристики слова: орфографическая, орфоэпическая, словообразовательная, а также толкование тех слов, которые редко употребляются в речи.
Интересен «Толковый словарь русского языка конца ХХ в.» (СПб, 1998)
2) Среди специальных словарей при изучении лексики необходим словарь синонимов русского языка. «Краткий словарь синонимов русского языка», составленный В.Н. Клюевой, вышел сначала в 1956 г. (1500 слов), а затем в 1961 г. (3000 слов).
Слова-синонимы в словаре сгруппированы в синонимические ряды. Первое слово (доминанта) в синонимическом ряду определяет его общее значение.
Словарная статья построена следующим образом:
1) общее значение слов, объединенных в синонимический ряд; 2) необходимые разъяснения отдельных (или групп) синонимов; 3) иллюстрации. Например:
Думать, мыслить, размышлять
Эти слова объединены значением - совершать мыслительный процесс. Думать - слово наиболее широкого значения - означает совершать любой мыслительный процесс. Думать - еще не значит делать какие-нибудь умозаключения. Напротив, мыслить (слово книжного стиля) - это сопоставлять мысли и делать из них выводы.
Размышлять - думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам.
Интерес также представляет «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой под редакцией Л.А. Чешко (М.,1968), в котором фиксируется около 9000 синонимических рядов. Словарная статья состоит из доминанты и синонимичных ей слов. Например:
Иностранец: иноземец, чужестранец, чужеземец, иноплеменник, немец (уст.).
Самое полное описание синонимов можно найти в двухтомном «Словаре синонимов русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой (Л., 1970- 1971), содержащем около 4000 словарных статей.
3) словари омонимов, антонимов, паронимов;
4) этимологические словари - описывается происхождение слов, самый распространенный - «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, изд. В 1961 г., переиздан в 1975 г.;
5) словари иностранных слов;
6)фразеологические словари;
7) орфографические - новый академический словарь «Русский орфографический словарь» (1999), содержит около 160000 слов и словосочетаний. Этот словарь - нормативное общеобязательное справочное пособие;
8) орфоэпические;
9) морфемные;
10)словообразовательные;
11) словари-библиотеки - «Большой словарь русского языка» (1998), в который вошли «Орфографический словарь», «Орфоэпический словарь», «Этимологический словарь», «Словарь иностранных слов» и так называемые малые словари русского языка.
5. Закрепление пройденного материала.
Задание № 1: В толковом «Словаре русского языка» С.И. Ожегова найдите слова разговорного стиля, профессиональные, диалектные. Зачитайте словарную статью, приведите свои примеры на все значения выбранных слов. Какие пометы в словаре указывают на стилистическую характеристику слова?
Задание № 2: Прочитайте словарные статьи из словаря синонимов. Расскажите, как они построены, на что обращается внимание при характеристике каждого синонима.
Задание № 3: Из «Словаря иностранных слов» выпишите слова из области науки, музыки, спорта, медицины. Из каких языков они заимствованы? Подберите к ним русские слова-синонимы.
Задание № 4: Из орфоэпического словаря выпишите несколько слов, в которых наблюдаются трудности в произношении.
Задание № 5: Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка» Л.А. Воиновой, В.П. Жукова, объясните значение следующих фразеологизмов:
бельмо в глазу, душа болит, больное место, с больной головы на здоровую, вкрутить мозги, до мозга костей, костей не соберешь, кровь играет, кровь стынет, кровь из носу, сердце кровью обливается, глаза на лоб лезут, лишний рот, заживо лечь в гроб, ломать голову, ломать спину, класть на обе лопатки, луженая глотка, помешаться умом, капать на мозги, мозолить язык, только через мой труп, вправлять мозги, раскидывать мозгами, всасывать с молоком, мороз по коже, мурашки по спине, в глазах мутится, мыть косточки, набивать глаз, воды в рот набрал, надевать маску, надуть в уши, найти доступ к сердцу, много не надышит, намазывать пятки, наступить на горло, ненасытная утроба, трепать нервы, живого места нет, ноги не будет, лечь под нож.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание: 1) из орфографического словаря выписать 10 словарных слов, написание которых нужно запомнить;
2) из орфоэпического словаря выписать 15 слов с трудным произношением;
3) во фразеологическом словаре найдите фразеологизмы, в которых употреблены следующие слова: голова, руки, слово;
4) в этимологическом словаре найдите по 3 примера иноязычных и исконно русских слов.
6