Урок внеклассного чтения Не опоздать с добротой по рассказу В. П. Астафьева Бабушка с малиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Тема урока: Не опоздать с добротой. (Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»)

Виктор Петрович Астафьев - известный современный писатель, заслуживший признание как взрослой, так и детской читательской аудитории. Много интересных рассказов написано Астафьевым для юных читателей. « Для детей я всегда пишу со светлой радостью, - говорил Виктор Петрович, - и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».

Традиционно для чтения и обсуждения в 5 - 6 классах учитель выбирает такие рассказы писателя, как «Конь с розовой гривой» и «Фотография, на которой меня нет».
А ведь у В.П.Астафьева есть произведения и о бережном отношении к животным и природе, добром отношении к человеку, находящемуся рядом. На мой взгляд, именно эти рассказы звучат сегодня очень современно, даже злободневно. Хочется выделить, прежде всего, такие произведения известного писателя, как «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Зорькина песня», «Бабушка с малиной» и другие.

Сегодня просто необходимо жить в мире и согласии - вот что внушает нам, живущим в XXI, несомненно, гуманный человек В.П.Астафьев.
Рассказы Виктора Петровича Астафьева учитывают возрастные и психологические особенности школьников младшего и среднего звена, находят живой отклик в детских сердцах.

Для уроков внеклассного чтения по рассказам «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Капалуха» использую разнообразные формы: беседу, урок - взгляд, урок - размышление. Уроки внеклассного чтения в подобной форме проходят живо и интересно, отличаются особой активностью учащихся, надолго остаются в их душах. Например, «Если читать, то….» (урок - реклама произведения), «Я - читатель!», «Моя первая встреча с рассказами В.П.Астафьева» и другие.

Цели урока:

образовательные:

1) продолжить знакомить обучающихся с творчеством писателя, особенностями прозы В. П. Астафьева;

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора;

развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

2) развивать коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие способности.

воспитательные:

  1. помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения

  2. подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть.


И я даю себе слово: отныне помогать любому и

каждому сколько хватит сил. Не быть ленивым,

равнодушным, разделять судьбу каждого,

постигая и превозмогая страдание могучей

силой сострадания.

Стефан Цвейг


Вы не знали или забыли, что в каждом человеке, звере,

в каждой птице живет маленький теплый солнечный

зайчик. И если ко всякому живому существу

отнестись с добром (только не притворяться,

только по-настоящему!), то в нем этот солнечный

зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром,

потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.

Ирина Токмакова «Счастливо, Ивушкин!»


  1. Вступительная беседа.

- Какие произведения В.П. Астафьева вам знакомы?

- Кто является героями рассказов Астафьева?

- Интересно было вам читать рассказы писателя?

Учитель обобщает ответы обучающихся


II. Анализ рассказа.


-О чем рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»?


Учитель: Произошло самое обыкновенное происшествие. Мастерство писателя состоит в том, чтобы в каждодневном, ничем не выделяющемся случае видеть необычное.

1. - Где разворачиваются события рассказа?

(На станции)

- Как описывает писатель состояние пассажиров? (Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда - поезд стоит всего минуту)

- Кто из пассажиров особо привлекает внимание читателей? (бабка)

- Каким словом Астафьев называет героиню рассказа? (старушонка)

- Помогает ли это слово представить героиню? (Да, перед нами сухонькая, маленькая, юркая бабка, именно бабка, а не бабушка)

- Какие слова использует писатель, чтобы описать то, что случилось на перроне? (Авария. Да что там авария - трагедия!)


2. Работа со словарем


Трагедия - 1. Драматическое произведение, изображающее личную или общественную

катастрофу.

2. потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.

- В каком значении использует писатель в рассказе это слово?


3. - Найдите в тексте и зачитайте, какими словами передает писатель состояние бабки после случившегося. (Бабка оцепенела, схватилась за сердце; потрясенно смотрела; сухие, сморщенные губы дрожали; руки тряслись)


Учитель: Всего несколько слов - и читатели воочию представляют весь трагизм случившегося. Но автор идет дальше, отмечает, что «бабка - старая крестьянка и ягодница». И вот уже мы вполне можем осознать и горе бабки, и ее конфуз (ведь от предложенной помощи героиня отказалась!)

4. - Давайте вернемся в вагон.


- Как повели себя пассажиры - ребята, ехавшие в этом вагоне?

(поспешно освободили место, притихли, хотя и не чувствовали вины - ведь предлагали же помощь)

- Какая деталь помогает читателям представить состояние бабки? (пустой фонарь с открытой дверцей)


5. - Какое средство выразительности использует автор? (антитезу: горе у бабки - а час назад была совершенно счастлива)


6. -Кому удается изменить случившееся, а заодно и настроение в вагоне?

- Как это происходит?

- Зачитайте. ( В вагоне все разом оживилось, школьники засуетились, заговорили)


- Что теперь испытывает бабка? (Обняла посудину руками, пошмыгивая носом, повторяла,: «- Да милыя, да родимыя!.. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои!..»)


7. - Какую роль играет песня в рассказе?

- Когда хочется петь?

(Она органично вписывается в повествование, следует за ним, тонко реагирует на настроение пассажиров. Недаром рыбаки, узнав про горе бабки, смолкли.)


III. Подведение итогов

1. Учитель: Случаю столь незначительному, обыденному, автор придает большое значение, берет за основу сюжета. Почему?


Ответы детей: доброта, отзывчивость, чуткость уходят из жизни современного человека; ему некогда остановиться, присмотреться к окружающим людям - а вдруг им нужна моя помощь; если бы окружающие не помогли бы бабке, то не только она ехала бы с «пустотой» в душе, испорченным настроением, ведь и у ребят была тяжесть на сердце; нельзя, чтобы кому-то одному было плохо.


2. - Случались ли с вами похожие ситуации?

- Знакомо ли вам чувство, которое испытывает человек, оказавший помощь и поддержку другому?

(Радость, счастье, легкость, хочется петь. И у Астафьева в рассказе читаем: «Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подтянули ее»


Учитель: Что испытывает героиня рассказа?

(А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую песню и с улыбкой покачивала головой:

- И придумают же! Придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ пошёл!..)

3. Работа с эпиграфами.

- Внимательно прочитайте слова С. Цвейга и Ирины Токмаковой.

- Как вы объясните значение слова сострадание, равнодушие?

- Можно ли их соотнести с содержанием рассказа?

- Чьи слова вам больше нравятся? Обоснуйте ответ.

- Запишите понравившееся высказывание в тетрадь.


- Почему так важно не опоздать с добротой?


Обобщение ответов детей

IV. Домашнее задание.


Творческая работа: сочинение-размышление «Почему так важно не опоздать с добротой?»







© 2010-2022