Материалы для подготовки к сочинению единого государственного экзамена по русскому языку и литературе

   Грамотная аргументация суждения -  показатель умственной и культурной зрелости учащихся. Ученики испытывают затруднения при определении проблемы в задании 25. Цель данной работы помочь это сделать в современных условиях обучения, когда учащиеся  читают упрощенный электронный вариант, краткое содержание или критические статьи по произведению. Каждый учитель-практик сталкивается  с этим ежедневно. С целью облегчения задачи определения  учащимися проблемы произведения мною разработана авторская ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Верхнечелнинская средняя общеобразовательная школа»

Нижнекамского муниципального района














Материалы для подготовки к сочинению единого государственного экзамена по русскому языку и литературе







учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

МБОУ «Верхнечелнинская средняя

общеобразовательная школа»

Киямутдинова Гульнара Гаптенуровна







2014 г.



Содержание.



  1. Пояснительная записка

  2. Проблематика литературных произведений: опорный материал для выполнения задания 25 (список произведений, определение проблемы, позиция автора).

  3. Список использованной литературы





































Пояснительная записка

Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться.

Менандр.

Одной из самых актуальных проблем современной школы является подготовка учащихся к ЕГЭ. Значимость единого государственного экзамена, как для отдельного учащегося, так и для системы образования в целом трудно переоценить.

Задание 25 Единого государственного экзамена по русскому языку - это задание повышенной сложности, особенно для учащихся татарских школ, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Именно поэтому учащимся предлагается система работы, назначение которой - помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Дети учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения

Самой важной и в то же время сложной частью сочинения является аргументация собственного мнения по указанной проблеме. В этой части сочинения учащиеся должны сформулировать свое мнение по выделенной ими проблеме и убедить эксперта в справедливости выдвинутого тезиса. В качестве аргументов можно приводить факты, выводы науки, статистику, законы природы, юридические законы, данные экспертиз, свидетельства очевидцев, конкретный пример (жизненный, литературный, предположительный), цитаты, мнения специалистов и т.п. Но, как показывает практика анализа работ учащихся, выполнение именно этой части задания становится самой сложной задачей для выпускников. Часто аргументация подменяется расплывчатым комментарием, приводится менее двух аргументов. Приводящиеся примеры зачастую примитивны. Основным способом аргументации становится обращение экзаменуемого исключительно собственному жизненному опыту (примеры из собственной семьи, ближайшего окружения). Учащиеся редко опираются на знания, читательский опыт, сводится к пересказу событий произведения, оценке поступков героев.

Грамотная аргументация суждения - показатель умственной и культурной зрелости учащихся. Ученики испытывают затруднения при определении проблемы в задании 25. Цель данной работы помочь это сделать в современных условиях обучения, когда учащиеся читают упрощенный электронный вариант, краткое содержание или критические статьи по произведению. Каждый учитель-практик сталкивается с этим ежедневно. С целью облегчения задачи определения учащимися проблемы произведения мною разработана авторская методика подготовки к выпускному экзамену, которая включает в себя многие аспекты. И один из них используется мною на практике: это аргументы для сочинений.

Большое внимание уделено аргументам из литературы, изучаемым в школе. Зачастую, приведение литературных примеров представляет для учащихся большую трудность. Казалось бы, примеры приведены, но они не соответствуют параметрам написания задания 25. В то время как примеры, приведённые мною в этой работе, систематизируют имеющиеся у учеников знания и дают понятие об аргументации в сочинении вообще.

Древнегреческий философ Менандр сказал, что «язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться», и поэтому задачей данной работы является научить учащихся грамотно выражать свою позицию, опираясь на читательский опыт, и уверенно строить аргументационную базу при написании сочинения единого государственного экзамена.

Проблематика литературных произведений

Произведение

Проблемы

Авторская позиция

Л.Н. Толстой.

Роман-эпопея «Война и мир»

Проблема счастья.

Одной из таких поставленных им проблем была проблема счастья. До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов. И, как в большинстве романов, повестей и рассказов Толстой выразил эту проблему через своих главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова.

Жизни героев имели разное продолжение, но если взглянуть под другим углом видно, что их объединяет лишь одно - счастье, найденное в любви

Вопрос о свободе и необходимости свободы.

По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.

Вопрос о роли женщины в обществе

Он отрицательно относился к эмансипации женщины. Если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место - домашний очаг.

Тема внутренней красоты человека

По мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, духовная работа. В этом отношении Наташа Ростова - героиня, воплощающая лучшие начала человеческой природы: способность любить, сопереживать, сострадать. Однажды Наташа застала Соню в слезах и совершенно преобразилась, забыв о своих именинах, о своей радости, приняв полностью на себя «горе» подруги: «… распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала».

Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда. Так, писатель не боится постоянно напоминать о физической немощности Кутузова. По контрасту с его внешними недостатками сильнее выявляется внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армии - олицетворение добра, простоты

Поиск смысла жизни

Толстой говорил: "Люди, как реки... « - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Мысль народная

Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества.

Народ для Толстого - слишком сложное явление, чтобы было возможно управлять им таким образом. Толстой не считал простой народ легко управляемой однородной массой. Толстовское понимание народа гораздо глубже. В произведении, где «мысль народная» стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера, воплощенные в таких, например, персонажах, как Тихон Щербатый, безусловно полезный в партизанской войне, жестокий и безжалостный по отношению к врагам, характер - естественный, но Толстому малосимпатичный; и Платой Каратаев, который относился по-человечески ко всем, кто его окружал: к барину Пьеру Безухову, к французскому солдатику, к собачонке, приставшей к партии пленных. Каратаев олицетворяет для Безухова мир, покой, уют. Характеры Тихона и Каратаева контрастно противоположны, но, по Толстому, оба они - отражение разных сторон сложного и противоречивого народного характера.

Подвиг человека на войне

Проблема подвига волновала людей искусства, писателей, поэтов, живописцев. Ей посвящены многие страницы русской литературы. Особое место занимает эта тема в творчестве Л. Н. Толстого, который переосмыслил понятие подвига в духе своей философии. Он считал, что любая война противоестественна, противна человеческой натуре. Героизм Толстой видел в способности человека остаться самим собой в нечеловеческих условиях. По Толстому, даже самые мыслящие люди не сразу понимают ту степень бесчеловечности, жестокости, которую несет война. Олицетворением этого зла является в романе «Война и мир» Наполеон. «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его во всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения». Завороженный комплексом «наполеонизма», князь Андрей едет на войну 1805 года, мечтая повторить путь своего кумира. Подвиг видится ему в героическом деянии, которое должно его прославить и поэтому должно быть замечено окружающими. Поле битвы для него - это сцена. Шенграбенское сражение и истинный героизм капитана Тушина поколебали его представления о подвиге, но не разрушили их.

Что же такое истинный подвиг, по мнению Толстого? Кто может совершить его? Тот, кто, забыв о себе, способен буднично и просто делать то, что подсказывает ему его естество. Это капитан Тушин, поразивший князя Андрея невзрачностью своего невоенного облика накануне сражения, это капитан Тимохин, «с красным носом и подтянутым животом», фигура которого вызвала смех блестящих штабных офицеров. Именно Тушин и Тимохин стали героями Шенграбенского сражения, в котором решилась судьба русской армии.

Духовные искания

Жизненный путь князя Андрея - это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий - стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразований далее в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством.

Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.

Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный перед собой, Андрей хочет такой же откровенности и ясности

Историческая личность в романе

И в образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный Провидением во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только стремится не мешать совершению подлинно исторического события, он постигает народную жизнь особым способом и только поэтому оказывается в состоянии выразить ее. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Наполеон же благодаря полному равнодушию к человеку и отсутствию нравственного чувства был поставлен историей во главе захватнической войны. По своим субъективным качествам Наполеон является выразителем печальной исторической необходимости - «движения народов с запада на восток », в результате которого произошла гибель наполеоновской армии. Наполеон, по словам Толстого, предназначен был «провидением на печальную, несвободную роль палача народов», исполнял «ту жестокую, печальную и тяжелую нечеловеческую роль, которая ему была предназначена

Тема жизни и смерти

Понятия «жизни и смерти» являются ключевыми для понимания и философской концепции писателя, и психологии героев, и исторической судьбы страны.

Тему жизни и смерти можно рассматривать в романе с разных точек зрения: это и военные события, несущие разрушение, ужас, кровь невинных; это и бессмысленно прожитая жизнь, подобная смерти; это и смерть ради жизни. Отношение к жизни и смерти героев является одним из критериев нравственной оценки персонажей романа.

Прежде чем говорить о жизни и смерти героев, нужно заметить, что смерть действует на них по-разному. Одни умирают тихо, почти бесследно проходит их жизнь. Так изображена смерть старого графа Безухова и Элен. Другие персонажи близки автору и любимы им, поэтому расставание с ними очень болезненно. Таково описание смерти князя Андрея и Лизы Болконской

Проблема истинного и ложного патриотизма

Автор затрагивает в своем романе проблему патриотизма, но рассматривает ее неоднозначно. Он доказывает, что в дни, тяжелые для России, большинство русских людей проявляли подлинный патриотизм и мужество, защищая родину. Но были и такие - их меньшинство, - кто только играли в патриотизм и мужество. Это ненавистное Толстому светское общество, завсегдатаи салонов Шерер, Курагиной, Безуховой. Их так называемый патриотизм выразился в том, что они перестали говорить по-французски, на стол у них не подавались французские блюда, а в салоне Элен и от этого не отказались и сочувствовали Наполеону. Были люди, подобные Борису Трубецкому, которые делали карьеру в дни страданий отечества. Толстой противопоставляет этой кучке лжепатриотов истинных сынов отечества, для который в годину испытаний главным была родина. Народ и лучшая часть дворянства, в понимании Толстого, составляли нацию. В дни войны свою истинную любовь к родине проявили дворяне Болконские, Ростовы и многие другие.

Проблема войны и мира

По убеждению самого Толстого, мир возможен только через мир в миру. Следует объяснить эту мысль: мир (не война) можно получить только через мир (согласие) в миру (человечество)! Такая, казалось бы, тавтология, но, сколько глубокого философского содержания!

Война, для Л. Толстым, противопоставляется не только мирному залогу, т.е. не войне, но и человечеству, самому бытию людей. Итак, война - это явление, которое противоречит самому естеству человека, ее натуре, а так же определенная историческая ситуация!

Проблема героизма

В романе Толстой пытается передать атмосферу боя, где каждый солдат своей волей и героизмом спасает свою Родину.

Здесь представлены образы тех героев, что готовы отдать себя целиком, ради спасения Родины, перешагнуть через собственный страх и не побояться вступить в борьбу с врагом.
Шенграбенское сражение заставило задуматься, что такое героизм и воинский долг.
Под небом Аустерлица князь Андрей понял всю суетность мира, и осознает, что есть смысл жить ради других целей.

Богатство душевного мира

А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман "Война и мир", в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство. Примером могут служить любимые герои Толстого, такие, как князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Писатель показывает нам духовные искания Андрея и Пьера, их отношение к жизни, их любовь, подвиги на войне.

Героиня романа Наташа Ростова, которая также наделена богатым внутренним миром. Наташа некрасива, но умна, чувственна, и, конечно же, прекрасна душой. Она хорошо понимает людей, чувствует боль и помогает всем, чем может. У нее очень развита интуиция и душевная чуткость, это помогает ей прекрасно ладить с мужем Пьером, и быть замечательной матерью большого семейства.

Мысль семейная

История семей Болконских и Курагиных, представленная в романе, каждая имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Толстой.

Курагиных объединяет аморальность (Толстой намекает на некие тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка втянуть Наташу в авантюру с побегом, зная, что она помолвлена), недалекость ума, расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Жизненные духовные потребности Болконских - сплоченность, любовь. Рисуя Курагиных, Толстой не дает нам точной их семейной картины, не показывает их всех вместе; непонятно, живут они вместе или нет.

У Болконских видна динамика их развития, они движутся, совершенствуются. У них богатый, насыщенный и сложный внутренний монолог, глубокий духовный мир, в отличие от Курагиных, которые не обладают ни тем, ни другим. Они неподвижны, искусственны; их портреты подробны, но статичны. Символично сравнение их с неживым, холодным материалом (мраморные плечи Элен). Никто из Курагиных ни разу не показан на лоне природы, тогда как Андрей часто присутствует в пейзажных описаниях. Он часть природы; умеет ее чувствовать и понимать, пропускать через душу, переживать вместе с ней. Это приближает его к естественности, к простоте, которые, по мнению Толстого, были идеалами жизни человека

Тема чести и бесчестия

Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Честь и достоинство - главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л.Н. Толстого.

Одной из задач "Войны и мира". Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пути - "дороге чести" - одного из своих любимых героев - Андрея Болконского.

Тема любви

Автор говорит, что любовь - это чувство, которое испытывается трудностями. Пройдя через все испытания, выстрадав, Наташа только тогда понимает, что она любила одного Андрея Болконского.

Дружба

На примере дружбы князя Андрея и Пьера можно увидеть, что такое настоящая человеческая дружба.

Карьеризм

В произведении Толстой разоблачает карьеристов. К ним относится Борис Друбецкой. Используя низкие качества своей души, этот человек ищет влиятельных знакомств, цель его жизни--пробиться вверх по служебной лестнице. Он отвергает женитьбу на Наташе Ростовой, так как она бы была крахом его карьеры.

«Чистый свет

высокой

нравственной идеи»

Среди авторов, поднимавших эту проблему, на одном из первых мест, несомненно, Л, Н. Толстой. Роман «Война и мир»- книга жизни, в которой живые люди обязательно приходят к открытию нравственных истин, к счастью, но всегда через страдания, через искания.

В своем произведении Л. Н. Толстой знакомит нас со множеством самых разных людей. Любимые герои Л. Н. Толстого - Андрей Болконский, Пьер, Наташа - никогда не стоят на месте, они находятся в вечном поиске, в вечном движении. И представляются они нам живыми в первую очередь потому, что они имеют право на ошибку, они далеко не идеальны. Из всех героев этого романа мне больше всего нравится Андрей Болконский. Именно его имя для меня означает поиск истинного смысла жизни, становление нравственной позиции, порядочного человека. Князь Андрей совсем не похож на людей того общества, в котором читатель его видит. Он одет по моде, учтив и галантен, внешне выполняет законы, которые выполняют все, но мы видим сразу же, до того как он начинает говорить: ему здесь плохо. И так хочется, чтобы стало хорошо. И мы внимательно следим за судьбой этого человека, радуясь вместе с ним минутам его счастья, моментам его жизни, когда поиск его нравственного идеала торжествует.

Наверное, чем сложнее и глубже человеческая личность, тем труднее ее путь к поиску нравственного идеала, потому что представление о нем у таких людей слишком многогранно и цельно. У них все чувства больше, глубже, сильнее, чем у людей обыкновенных. Но до чего же серой и будничной была бы жизнь, если бы не было в ней людей необычных, ярких, таких, как князь Андрей, Пьер, Наташа, созданных гениальным Л. Н. Толстым и вот уже второй век живущих в наших умах и думах, заставляя страдать и радоваться вместе с ними.

Ф.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Религия как способ разрешения нравственных проблем

Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг. Итак, роман Достоевского "Преступление и наказание" - это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. "Не убий", - гласит заповедь Христа. "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", и тогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно только пройдя через страдания и лишения. Чтобы можно было любить людей, они должны стать чистыми, преисполненными милосердия. "Душа хочет любить только прекрасное", и люди должны стать прекрасными, все уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно только веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность последнего романа Достоевского "Преступление и наказание".

Проблема добра и зла

Проблема всего творчества Достоевского - определение границ между добром и злом. Это центральный философский вопрос, волновавший писателя всю жизнь.

В столкновении своих героев Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Писатель показывает необыкновенную доброту своего героя: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им; он один понял трагедию этого человека, услышав его исповедь в распивочной; отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не может бросить пьяную девушку на бульваре; заботится об отце умершего университетского товарища. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает.

В романе Раскольникову и его идее «крови по совести» противостоит Соня Мармеладова. И все же в поступках Сони сама жизнь стирает грань между добрым и злым. Она продает себя (поступок безнравственный), чтобы прокормить больную мачеху и ее детей (что заслуживает только добрых слов в ее адрес). Однако своей душе своей совести она причиняет непоправимое зло.

Проблема вседозволенности

Впервые идея вседозволенности появляется у Достоевского на страницах романа "Двойник", и она же раскрывается более глубоко в "Преступлении и наказании". В обоих произведениях показано крушение этой теории. Что же собственно представляет собой эта теория. По мысли Раскольникова, главного героя романа, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым позволено даже убить. И вот Раскольников решает преступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки-ростовщицы

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Проблема беззаветной любви к людям

В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький утверждает нравственные начала: любовь к людям, доброту, милосердие, терпимость. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, - беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий герой - мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему народу - он способен на подвиг

Проблема места подвига в жизни

Данко - герой рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького - совершает подвиг во имя людей. Ради их спасения вырывает из груди своё сердце и освещает путь к свободе. Он настоящий подвижник, отдавший свое сердце людям. Данко погибает, чтобы жить в благодарной памяти людей, в их песнях и легендах.

Самопожертвование.

Сильный и смелый Данко совершает подвиг самопожертвования и любви во имя своего племени, выводя людей своего племени к свету. Он настоящий подвижник, отдавший свое сердце людям. Данко погибает, чтобы жить в благодарной памяти людей, в их песнях и легендах.

Каков будет выбор человека - жертвовать собой ради людей или противопоставлять себя людям - это решать человеку самому. А Горький прославляет в своих произведениях характеры смелые, сильные, способные к самопожертвованию.

Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм

Ларра, ведущий образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё "я" выше окружающих его людей, чем обрекает себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являются для него странным и неизбежным наказанием.

Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль.

Гордость

Гордость Данко - это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

Проблема личности


Проблема личности - центральная в романе. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время противодействии им - таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность - все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение. "Герой нашего времени" - первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь как процесс.

Гордыня

Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу. Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить. Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.

Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения

Человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он ощущает
себя сильным. Печорин, по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого», - рассуждает он. «Я иногда сам себя презираю... Не оттого ли я презираю и других?» Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». Он говорит о том, что «его душа
испорчена светом», разорвана на две половины, лучшая из которых «высохла, испарилась, умерла, тогда как другая жива к услугам каждого».

Проблема лишнего человека.

Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы моей не продам». Но истинной свободы - свободы духовной - он не знает. Он ищет ее в одиночестве, в бесконечных скитаниях, в перемене мест.

Н.М. Карамзин.

Повесть «Бедная Лиза»

Внесословная ценность человеческой личности

Карамзин проповедует о том. как все люди могут чувствовать одинаково, и крестьянам, так же как помещикам, доступны сладостные переживания любви, семейных радостей, «добродетелей», чувство природы, то незачем волноваться и стремиться к изменению участи крестьян: они и в крепостничестве могут быть счастливы. Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти.

Столкновение естественного чувства с законами

Для Карамзина, задумывавшегося в эти годы над проблемой любви как чувства, вкладываемого в человека природой, и над противоречиями, которые возникают при столкновении этого естественного чувства с законами, повесть «Бедная Лиза» была важна в качестве первоначальной постановки данного вопроса. В сознании Карамзина история молодого дворянина, человека от природы неплохого, но испорченного светской жизнью и в то же время искренне - пусть в отдельный только минуты - стремящегося выйти за пределы крепостнической морали окружавшего его общества, представляет большую драму. Эраст, по словам Карамзина, «был до конца своей жизни несчастлив». Осуждение своего преступления в отношении Лизы, постоянные посещения ее могилы - пожизненное наказание для Эраста, «дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». . Еще более сложно, чем отношение к Эрасту, отношение Карамзина к героине повести. Лиза не только прекрасна внешностью, но и чиста помыслами, невинна. В изображении Карамзина Лиза - идеальный, не испорченный культурой, «естественный» человек. Именно поэтому Эраст и называет ее своей пастушкой. Он говорит ей: «Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа - и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу». И крестьянка Лиза верит его словам. Она полностью живет чистыми, искренними человеческими чувствами. Автор находит оправдание этому чувству Лизы к Эрасту.

М. Горький.

Драма «На дне»










Проблема лжи



Чтобы утешить себя, человек хочет услышать ложь, боится жизни, боится сделать выбор. Писатель нам говорит, что если человек не готов к тому, чтобы двигаться по выбранному сложному жизненному пути, то ему нужна ложь «во спасение». Горький словами Сатина утверждает мысль, что ложь может унизить только тех, кто силен духом, для кого слово «человек» «звучит гордо». А для слабых духовно, кто не борется за право называться человеком, необходимы самообман, жалость, ложь и сострадание.

Лука вносит в жизнь людей «дна» возникновение иллюзий о другой, лучшей жизни, с еще большей силой. А применяет он при этом сладкую ложь. Разбираясь хорошо в людях, он знает кому и что нужно сказать и в какой момент. Послушав Луку, Анна начинает верить в покой и отдых, которые ждут ее на том свете. Актер ждет появления бесплатных лечебниц, в которых лечат о алкоголизма. Васька Пепел уверовал в то, что попав в Сибирь, его ожидает вольная жизнь.

Роль в пьесе образа Луки двояка: с одной стороны, может показаться, что он очень жесток к людям «дна». Ведь их и так сложная жизнь не станет лучше в дальнейшем, а обещанное Лукой никогда не сбудется. Именно писатель показывает, что ложь, которой Лука утешает людей «дна», не в состоянии спасти кого-либо из них. Кроме того, автор пытается показать, что жизнь среди иллюзий - не выход из положения. Иллюзии приводят лишь к тому, что человек со временем полностью смириться со своим положением и не захочет что-либо реально менять.

Проблема самообмана

Невыносима и беспросветна жизнь в ночлежке. Каждый из обитателей «дна», ищет для себя отдушину, чтобы хоть на время забыть о своем безрадостном существовании. Актер и картузник Бубнов пьянствуют, проститутка Настя читает сентиментальные романы и фантазирует о настоящей любви, умирающая Анна мечтает о спокойной загробной жизни. Все это прекрасно понимает странник Лука. Он внезапно появился в ночлежке и так неожиданно исчез. Он жалеет людей, успокаивает их. Лука утешает Анну, говорит ее о светлой райской жизни, Настю убеждает, что она найдет свою настоящую и чистую любовь. Спившемуся Актеру рассказывает о том, что есть специальные бесплатные лечебницы для алкоголиков, и там его вылечат, и он обязательно будет еще играть на сцене. Но постепенно Горький обнажает пагубность этого самообмана для слабохарактерных людей.

Вера в себя, в свои силы.

Самое главное - это верить в себя, в свои силы. Активное, жизнеутверждающее начало заключено в самом человеке. И только движение по пути может привести к счастливой жизни. Пьеса «На дне» показала сложный этап в судьбе самого писателя. Герои пьесы демонстрируют противоречивость мятежной натуры и самого М. Горького. Главные проблемы, которые решал драматург на страницах этого произведения - проблемы духовной отчужденности людей, реального и иллюзорного преодоления кошмарного положения вещей, утопических мыслей и пробуждения души. Но самая главная мысль этой пьесы - вера писателя в Человека.

Спор о правде

Каждый герой несет свою философию, свою идею. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки - вера в человека: "Человека уважать надо!". Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Философию Луки отвергает Сатин: "Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - для свободного человека!". Из философии Луки Сатин берет веру в человека: "Человек - вот правда!", но без жалости.

Вера и безверие

Героев пьесы можно разделить на «верующих» и «неверующих». Анна верит в Бога, татарин - в Аллаха, Настя - в роковую любовь, Барон в свое прошлое, возможно, придуманное. Клещ уже ни во что не верит, а Бубнов и не верил никогда и ничему.

Бытие человека в безбожном пространстве обессмысливается, по мнению М. Горького. То, что пространство пьесы о босяках строится автором вне Бога, о том свидетельствует реплика Луки:

Пепел. Слушай, старик: Бог есть?

Лука (негромко). Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть...

А.С. Грибоедов.

Комедия «Горе от ума»

Проблема ума и безумия

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.
Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия "Горе от ума", написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это.

Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: "И в чтенье прок-то невелик". Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: "Ученье - вот чума, ученость - вот причина". Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.

Грибоедов впервые заставил задуматься не только о количестве ума, в чем явно лидирует Александр Андреевич Чацкий, но и о его качестве.

Патриотизм

Александр Андреевич Чацкий - патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства.

Лицемерие, неискренность

Единственный человек, видящий истинную натуру Молчалина, - Чацкий. Он всем своим существом отрицает таких людей, Чацкий дает точное определение Молчалину и ему подобных: «… не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Главный герой видит основную проблему Молчалина - его неспособность быть искренним из-за чрезмерного эгоизма и стремления из всего извлечь выгоду.

Угодничество, низкопоклонство

Чацкий ненавидит все пошлое, в т.ч. рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Стремление Чацкого - служить Отечеству, делу, а не отдельным лицам. Как истинный патриот Чацкий прежде всего желал исполнить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно поэтому он расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Но государству, оказывается, требуется прислуживание. Чацкий видит вокруг себя людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь".

Карьеризм, почести, богатство

Цель в жизни для Фамусова и его гостей - карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора, - вот образцы для подражания. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь Молчалин. Он сам в этом признаётся:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Воспитание детей

Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским», с детства прививалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил».

Ложное воспитание

Хорошие черты и природные задатки Софьи не могли получить в фамусовском обществе своего развития. Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательного, сделало её' представительницей общепринятых в этом кругу взглядов, приучило её ко лжи и лицемерию. И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно говорит о Софье: «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Представления о людях, о жизни Софья почерпнула из наблюдений над бытом людей своего круга да из французских сентиментальных романов, которые были тогда очень популярны в дворянской среде, особенно среди девушек.

Н.С. Лесков.

Рассказ «Левша»

Русская история в рассказе

В рассказе «Левша» Лесков обращается к русской истории, изображает жизнь дореформенной, крепостнической России. В «Левше» автор использует «вымышленный мемуарный жанр», «мемуарность» является лишь художественным средством, у большинства его героев не было живых прототипов. Создавая колорит достоверности, упоминает подлинные исторические имена (император Александр Павлович, жена его - Елизавета Алексеевна, брат императора - Николай Павлович, дочь Николая - Александра Николаевна), события (Великий совет, поездка Александра Павловича по Европе). Этот «исторический» фон также один из приемов художественного изображения в творчестве Лескова. Оба императора и атаман Платов в «Левше» действуют как вымышленные персонажи в соответствии с сюжетным планом произведения.

Изображение императоров. Патриотизм.

Лесков изображает императора Александра II как ласкового человека, который всегда имел «междоусобные» разговоры со всякими людьми, преклонялся и восхищался вещами, мало верил в русский народ, в то, что и у нас есть великолепные мастера, на безделушку готов тратить деньги, и немалые. Императрица Елизавета Алексеевна, ставшая вдовой, лишь усмехалась, слыша о забавах мужа, говорила, что не вдовье дело развлекаться с помощью диковинных вещей. Новый император в отличие от предыдущего был уверен в русских людях, был настоящим патриотом, ценил русский народ, верил в него. Лесков показывает его простодушным: он, государь, император, обнял и поцеловал левшу - тульского мастера, бедняка, всего оборванного, потного, неубранного, всего в пыли. Кроме реальных героев - монархов России, писатель затрагивает реальное событие, происходящее в годы царствования Николая I - Крымскую войну.

Талант, мастерство

Главный герой рассказа - человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием». Однако основное свойство Левши - необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

Преданность Родине

Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся». Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипер» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», с нами говорит уже сам автор рассказа.

Праведность

Автор считает, что нравственную опору России составляют «праведные» - люди такие, как главный герой, левша, тульский оружейный мастер. У Лескова левша - простолюдин, все более властно утверждающий свое общественное значение, стремящийся определить судьбу России, ее дальнейшую историю. Один человек не делает истории, историю делает народ, обычный, простой, такой как левша. В своих произведениях Лесков как никогда прежде выразительно подчеркнул единство общечеловеческих моральных идеалов.

Проблема невостребованности талантов

Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Лескова переполняют не только чувства любви и привязанности к своему народу, но и гордость за таланты соотечественников, за их нескрываемый искренний патриотизм.
В главном герое Левше подразумеваются все небогатые талантливые люди того времени, которые не имели возможности развивать свой талант и применять свои умения. Эти люди, обладая природным даром, выполняли такие вещи, которые и не снились хваленым англичанам. Имей Левша хоть немного знаний из арифметики, так блоха бы еще и танцевала. Будь Левша корыстнее и ленивее, он мог выкрасть блоху и продать, ведь за работу ему ни гроша не заплатили.
Однако, государь, изумляясь искусству заморских мастеров, даже и не вспомнил о талантах своего народа. И даже когда Платов доказал, что оружие сделано тульскими умельцами, царю стало жаль, что они сконфузили гостеприимных англичан.
В тоже время Левша, находясь за границей, ни на минуту не забывал о Родине и родителях. На все заманчивые предложения англичан он отвечал отказом: «Мы к своей родине привержены ..»

А.И. Солженицын.

Рассказ «Матренин двор»

Образ крестьянки

Солженицын создал образ крестьянки, заставляющий
вспомнить крестьянок Некрасова, на плечи которых всегда на Руси ложилась тяжкая ноша хозяйства, семьи. Несмотря на непосильный труд и заботы, русские женщины оставались и остаются хранительницами вечных духовных ценностей: добра, сострадания, бескорыстности, самоотверженности.

Проблема объединения
русского языка

В начале рассказа авторский герой Игнатьич устраивается после лагеря учительствовать в селе с поэтичным названием - Высокое Поле. Но жить там, как выясняется, невозможно: крестьяне не пекут хлеб, а везут его мешками из города. Разве нынешнее положение нашей страны, вынужденной покупать импортные продукты, не является следствием разорения сельского хозяйства? Следующее место, куда попадает герой, называется Торфопродукт. Вроде бы маленькая деталь, но в ней отразилась глобальная проблема обеднения русского языка, которая сейчас решается на президентском уровне, потому что приняла катастрофические размеры. Сам Солженицын всегда стремился вернуть языку самобытность, яркость. Он активно использует народные выражения, пословицы.

Проблемы духовности,
внутренней красоты

Наряду с публицистической остротой в произведении присутствует художественная глубина. Проблемы духовности, внутренней красоты человека раскрываются на примере образа Матрены.

Только после смерти Матрены автор понимает, каким человеком она была: «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами.

За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Матрена, в отличие от односельчан, понимала слово «добро» как доброе чувство, а не как нажитые вещи. Первоначально Солженицын хотел назвать рассказ «Не стоит село без праведника». Писатель сумел разглядеть в смешной и жалкой, по мнению окружающих, старухе праведницу.

Несмотря на тяжелую жизнь, многочисленные обиды и несправедливости, Матрена до конца оставалась добрым, светлым человеком.

Проблема нравственного выбора

Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.

Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: «Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:
- Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная.

Потеря нравственных, моральных ценностей

Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Так люди утрачивают моральные ценности. Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несётся брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.


Ни город.


Ни вся земля наша».

Этими словами и заканчивается рассказ.
В своём произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Матрёна же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны её русский характер, её доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрёны. Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.
Рассказ «Матрёнин двор» призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!

Несправедливое отношение власти к людям

Мы знакомимся с женщиной, пережившей очень многое в жизни и даже не удостоившейся заслуженной пенсии: "Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца". Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для своей страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без пенсии. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб человека, чем обеспечит его материальное положение.

М.А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека

Проблема нравственного выбора

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году - в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. Он посвящён недавним событиям Великой Отечественной войны и послевоенных лет и представляет собой повествование простого человека, шофёра Андрея Соколова о своей жизни. В этом бесхитростном рассказе - типичная история тысяч людей: в юности батрачил, воевал в Гражданскую, работал на заводе, обзавёлся семьёй, построили домишко. Война перечеркнула всё его мирное счастье: погибла семья, убили старшего сына-офицера. Всё это обычно для того времени, как обычно и то, что, подобно тысячам других людей, для Андрея Соколова в этой ситуации был единственно возможный нравственный выбор: мужественно защищать свою Родину. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», - говорит он своему собеседнику. Когда надо подвезти снаряды артиллеристам и командир спрашивает Соколова, проскочит ли он, для Андрея не может быть даже сомнения в этом: «Я должен проскочить, и баста!» Он не привык думать о себе, он прежде всего думает о погибающих товарищах. Но контузия и плен ставят его в совершенно новые, непривычные для него условия. Он готов к смерти, и для него важнее не уронить своего достоинства, остаться человеком, верным нравственному закону собственной совести. Ему нелегко принять решение убить предателя, готового выдать своего командира. Но жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» он не может, и для спасения худенького парнишки-командира Соколов своими руками задушил предателя. Он переживает это событие: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Ситуация нравственного выбора разрешается героем по законам социалистического реализма: гибелью предателя предотвратить гибель многих честных людей.

Нравственный подвиг человека - гуманизм

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества - эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.
Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.

Мужество, стойкость, героизм и патриотизм.

Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. Две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единое целое. Страдания и подвиги Соколова - это не эпизод, связанный с судьбой одного человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл рассказа «Судьба человека». Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том, каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

И.А. Гончаров.

Роман «Обломов»

Проблема лени

Лень Обломова связана в первую очередь с неумением осмыслить поставленную перед ним задачу. Он бы, может быть, даже стал и работать, если бы нашел дело по себе, но для этого, конечно, ему надо было бы развиться в несколько других условиях, нежели в каких развивался он. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство. Рабство это так переплетается с барством Обломова, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории. Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже самое отвлеченное рассуждение Обломова имело способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого состояния, несмотря ни на какие убеждения. Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он - и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он - и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество - и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к "муравьиной работе людей", убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего...

Его лень и апатия - это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а "обломовщина". В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.

Проблема ответственности личности за свою судьбу

Стремясь только к покою, Обломов к 32 годам превращается в байбака, в существо апатичное и инертное. Для того чтобы еще больше подчеркнуть силу инерции в своем герое, Гончаров показывает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: "Прирос к этой яме больным местом, попробуй оторвать - будет смерть". Даже любовь к женщине не может возродить Обломова и вернуть к активной жизни. Драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение: "Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова. Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью… - он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее".

С обломовщиной, как с явлением глубоко чуждым и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая самую почву, на которой она может произрастать.

Детство, воспитание.

Как показывает Гончаров, жизнь обитателей Обломовки оказывает губительное воздействие на формирование их характеров. Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика Илюши Обломова и показывает вредное влияние на него среды и обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем чувство превосходства над другими. Илюша не ездил на уроки в Верхлево: "Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь". Позже Обломов в столичном учебном заведении изучает науки лишь в той степени, в какой они сами без труда укладывались в голове. Обломов служил, но не потому, что ему хотелось работать и чего-то добиться, а потому, что так было принято в среде дворянской молодежи, и при первом же затруднении и ответственности за свою ошибку он оставил службу.

Проблема любви

Рассуждает автор и о проблеме любви, о том, что у любви свои законы. Почему не состоялась любовь Обломова и Ольги? Виноваты оба. Каждый из них не жертвовал своими сложившимися взглядами на жизнь. А в любви надо принимать человека, каков он есть. "Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Так понимает это Ольга". Но у Обломова свое понимание.

Мысль семейная

Ещё одна мысль романа - мысль семейная. Она раскрыта на примере двух семей. Обломов и Пшеницына. В этой семье есть любовь со стороны Пшеницыной и благодарность со стороны Обломова, не было общности мысли и взглядов. В этом случае нет полного семейного счастья и благополучия. Семья Ольги Ильинской и Штольца - это идеальная, по мнению автора, семья. Она основана на общности духовных интересов. Эти люди интересны друг другу, они пытаются понять друг друга, доверяют друг другу свои переживания, анализируют свои чувства, поэтому нет ссор и раздоров. Всё это подкрепляется материальным благополучием.

Социальные проблемы

Критика в отношении к обществу дана через восприятие их таким духовно чистым и честным человеком, как Обломов. Он отгородился от общества: не посещает собрания, вечера. Объясняет он это тем, что ему неприятно, что собираются там, чтобы завести выгодные знакомства, выгодно решить проблемы. Они не любят друг друга, не лицеприятно отзываются о тех, кто сейчас не присутствует.

Настоящая дружба

Почему крепка дружба таких разных людей, как Обломов и Штольц? Потому что она взаимовыгодна. Штольц не даёт Обломову окончательно опуститься, взбадривает его, поддерживает активность. Нужен и Обломов Штольцу. После своей трудной работы Андрей отдыхает у Ильи Ильича, восстанавливает душевный покой.

Сон героя и его роль в романе

Описание сна героя (героини) имеет в русской литературе давнюю традицию; к теме сна обращались в своем творчестве Жуковский ("Светлана") и Пушкин ("Капитанская дочка", "Евгений Онегин"), Лермонтов ("Мцыри") и Достоевский ("Преступление и наказание"). Сои раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, позволяет выразить "невыразимое", ускользающее от рационального анализа.

Таков и "Сон Обломова" - один из ключевых эпизодов знаменитого романа Гончарова. В Обломовке, которую герой видит во сне, формируется душевный склад Ильи Ильича, предопределивший его судьбу. Здесь лежат причины такого удручающего и неискоренимого в русской жизни явления, как "обломовщина", а с другой стороны - здесь же можно обнаружить истоки той "голубиной кротости" и незамутненной ясности души, которыми столь разительно отличался Илья Ильич от окружающего его предприимчивого и меркантильного мира.
Отношение автора "Обломова" к своему герою неоднозначно. В романе писатель с горечью и грустью пишет о "свете", которым была наполнена душа Ильи Ильича, и о постепенном умирании личности. Автором многократно подчеркнуто, что Обломов не может быть сведен к одной только "обломовщине", что в этой душе есть много бесценных, редких качеств (ведь прав был Захар, сказавший о своем покойном барине: "На радость людям жил, жить бы ему сто лет... ")

А. Грин.

Повесть «Алые паруса»

Мечта - могучая творящая сила

Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека.

Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль. Как грубый анекдот, рассказывают Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.
Как будто две струны зазвучали вместе. Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: "Я здесь! Вот я!" - и бросится бежать прямо по воде.
Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили "благоразумные" люди, становится могучей творящей силой.

Чувство прекрасного

Прекрасная мечта помогает Ассоль выжить в серых буднях. Ассоль и ее отец жили очень бедно. Их окружали люди, нечуткие к прекрасному. Жители Каперны не рассказывали сказок, не пели песен, они заботились только о повседневных делах. Ассоль тоже заботится о хлебе насущном, но мечта возвышает ее над будничной жизнью. Несмотря на бедность, ее сердце преисполнено добротой, она способна видеть прекрасное во всем.

Любовь и ненависть

Мы знаем множество произведений, посвященных любви, но ни одно из них так не трогает душу, как повесть-феерия А. Грина «Алые паруса».

Повесть «Алые паруса» многое может рассказать нам о любви и ненависти, вере и неверии. Ассоль - главная героиня этой феерии - в своей жизни успела столкнуться и с тем, и с другим. Любовь и умение любить подарил ей отец - могучий

моряк, мастер на все руки. Казалось, нет на свете тайн для этого человека. Потеряв жену, он перенес всю свою любовь на маленькую дочь.
Любовь, по мнению Лонгрена, это было нечто, недоступное мямлям и легкомысленным болтунам. Моряк знал, что человек, в чьем сердце живет это чувство, обладает огромной силой, которую он никогда не будет использовать во зло. Вот почему он уверен, что окружающие их с дочерью люди лишены любви. Утешая маленькую Ассоль, возвращающуюся домой с синяками и ссадинами, плачущую от обидных прозвищ и несправедливых насмешек со стороны сверстников и взрослых, Лонгрен говорил: «Э, Ассоль... разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут»

Так и росла Ассоль, окруженная лаской и заботой отца, впитывая его любовь, как корни цветка в засушливой местности впитывают влагу. Вера в правоту отца помогала девочке, а после - девушке справляться с многочисленными тяготами жизни.

Повесть «Алые паруса» помогает нам понять, что злоба, ненависть, жестокость сильны только внешне. На самом деле, одной капли любви достаточно, чтобы не только не обращать на них внимания, но и превратить свою жизнь в постоянное чудо.











Список использованной литературы


1. Ахметов М.Г., Ведишенкова М.В., Шакирова Д.И. Русская литература в 9 классе татарской школы : Методическое руководство к хрестоматии. - Казань: Магариф, 2009,-340 с.

2. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове. Гоголе. - М.: Просвещение, 1938,-272 с.

3. Чалмаев В.А., Мушинская Т.Ф., Странков С.Л. Уроки литературы в 11 классе : Сост. Пронина Е.П.; под ред. Журавлева В.П. - 3-е изд. -М.: Просвещение, 2002,-237 с.

4. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовке к ЕГЭ. Русский язык : Выполнение части 3 (часть С). - М.: Астрель : Олимп, 2009.- 142,(2) с.

5. Логунова Н.В., Секачева Е.В., Скрипка Т.В. литература. Подготовка к ЕГЭ - 2010. В помощь учителю и ученику.; под ред. Сениной Н.А.- Изд. 2-е, испр.- Ростов н/Д: Легион, 2010.-236 с.-

( Готовимся к ЕГЭ)

6. Надозирная Т.В., Скубачевская Л.А. ЕГЭ. 2009. литература . Справочник .- М.: Эксмо, 2009.- 624 с.

7. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX век : 11 класс. - М.: « ВАКО», 2005.-368 с.

8.Золоторева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс. - М.: « ВАКО», 2005.-336 с.

9. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе : 5 класс. - М. «ВАКО», 2009.- 416 с.

10.Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по русской литературе 9 класс. - М.: « ВАКО», 2004.- 400 с.

11.Агеносов Р.Р., Безносов Э.Л., Выгон Н.С. Русская литература XX века. 11 кл.; Поурочные разработки,- М: «Дрофа», 2000. - 400 с.

12.Чуковский М.Н. Литературные воспоминания. Издательство «Советский писатель»,1989.-327 с.

Лютова З.Н., Скворцов Л.И., Деражне В.Я. Беседа о русском слове.-М., издательство «Знания», 1976 г.

13. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части (С). - М.: Экзамен. 2008.

14.Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С): учебно - методическое пособие, -М.: Экзамен, 2007.

15.Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем.-http: // pedsovet.org.

16.Архарова Д.И., Долина Т.Ф., Чудинов А.П. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии.- 3-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2007.

17.Егоров Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки.- М.: ВАКО, 2004.-304 с.

Материалы сайтов:

http: // ilya -ya.ru

http: // yandex.ru.

http: //abiturient.

http: //Iivetheme.ru

voinaumir.ru/tapilog.html

litra.ru/composition/get/coid/00488501223556155224

refak.ru/referat/7190/

levtolstoy.ru/book/44

school-essay.ru/semya-bolkonskix-i-semya-kuraginyx-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir.html

school-essay.ru/semya-bolkonskix-i-semya-kuraginyx-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir.html

soch.na5.ru/HTML/20/w49_104029074571039.shtml

maximgorkiy.narod.ru/DOKLADY/staruha.htm

bibliofond.ru/view.aspx?id=18766

sanekdogmmx.chat.ru/litra/vopr_10.html





© 2010-2022