• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Методическая разработка урока русского языка на тему урока: Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов

Методическая разработка урока русского языка на тему урока: Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка для 10 класса по учебнику

«Русский язык» (учебник - практикум для старших классов). Авторы А.Д. Дейкина, Т. М. Пахнова.

Раздел: «Синтаксис».

Тема урока: Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Цель: систематизация знаний учащихся о видах сложных предложений.

Задачи урока:

Дидактическая (образовательная): - раскрыть своеобразие сложных предложений: их

семантики, структуры и функции;

- закрепить знания учащихся о сложном

предложении;

- усвоить новые знания о сложном предложении.

Развивающая: - развивать умения строить сложные предложения разных видов;

- развивать умения выражать мысли, используя синонимичные

конструкции;

- активизировать все виды деятельности, связанные с

совершенствованием речи учащихся.

Воспитывающая: - помочь понять, как разнообразны сложные предложения,

как важно уметь пользоваться разными видами предложений

для того, чтобы речь была яркой, образной, выразительной;

- помочь выработать бережное отношение к языку.

Тип урока: - обобщающее повторение.

Методы и приемы: - беседа;

- творческие задания;

- слово учителя;

- проблемные задания и вопросы.

Форма работы: - групповая

Оборудование урока: - таблицы, опорные схемы;

- карточки с текстами, предложениями;

- тексты, спроецированные на экран.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: дома, готовясь к уроку, повторили изученное о

сложном предложении и составили таблицы

«Виды сложных предложений». Опираясь на составленные таблицы, отвечают на вопросы: - в чем заключается разница между союзом и союзным словом, каковы их стилистические функции?

- в каких стилях речи могут быть использованы различные типы сложного предложения?

- отметьте стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи.

Слово учителя: - А сейчас рубрика «Это интересно».

Как вы думаете, есть ли существенная смысловая разница между союзными словами который и какой? Трудно сказать, не видя слов в предложениях. Посмотрите на экран.

На нем два предложения : Это была редкая почтовая марка, какой я еще никогда не видел. В данном случае как будто существенной разницы нет, хотя и здесь улавливается различие: лучше сказать какой, чем которой, потому что именно этой марки мог не видеть и тот, кто знаком с такой маркой.

Прочитайте другое предложение: Хлынул ливень, какой бывает лишь в тропических странах. Здесь уж никак не скажешь который: ведь ливень бывает и в других странах, но именно такой сильный - только в тропических. Таким образом, придаточное определительное с союзным словом КАКОЙ подчеркивает некий особый признак.

III. Работа в группах. (Класс делится на 2-е группы, каждая группа получает задание, для выполнения которого используются домашние заготовки, допускается презентация указанной темы).

1 группа. Составьте сообщение - рассказ на лингвистическую тему «Сложные предложения» (возможна презентация темы).

2 группа. Докажите, что сложное предложение не есть сумма простых предложений, что это самостоятельная цельная синтаксическая единица.

(Члены группы обсуждают ответ, подбирают сложные предложения, решают, кому предоставят право быть выступающим).

Выступления представителей групп обсуждается, дополняется, оценивается, также оценивается работа каждой группы).

IV. Практическая работа.

(Задания общие для обеих групп. Учитывается скорость выполнения заданий, точность, правильность).

Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибки. Выясните возможность синонимичных замен.

I. 1. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 2. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто их критиков проекта не предложил. 4. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5. В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм». 6. Председатель крестьянского кооператива сказал, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше сорока тонн.

II. 1. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путем наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 2. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 3. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 4. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача. 5. Следовало бы конкретно узнать, кто именно неправильно организовал строительные работы, где и когда принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление.

III. 1. Клуб наметил проведение широкой просветительной работы путем расширения библиотеки. 2. Необходимость усиления внимания, изучению иностранных языков никем не оспаривается. 3. Принять такое решение его заставило непредставление ему квартиры вопреки договоренности с руководством завода. 4. Работу необходимо проводить в направлении выявления недостатков. 5. Во исполнение вашего распоряжения мною было проведено обследование деятельности комбината бытового обслуживания, каковой оказался недоукомплектованным штатными единицами.

V. Анализ текста.

- Прочитайте текст (он спроецирован на экран).

- Определите тему, основные мысли.

- Докажите, что это текст.

- Укажите признаки публицистического стиля, которые вы видите в тексте.

- Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

- Выпишите из предложений текста грамматические основы.

- Составьте схему последнего предложения.

- Замените предложение с прямой речью синонимичной конструкцией.

VI. Домашнее задание. - Как бы вы объяснили замечание Чернышевского?

Для этого сформулируйте свой тезис, выражая согласие с мыслью автора, и обоснуйте его. Понаблюдайте за разными видами предложений.

(Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Толстым - они часть его живой души… Важнее всего для нас, пожалуй, то. Как побеги внутреннего, духовного развития Толстого в дневнике прорастают в его творчестве. «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»,- замечал Чернышевский в рецензии на литературные дебюты Толстого. «Диалектика души», прежде чем она была воплощена в толстовском творчестве, оказалась предметом ошеломляющего личного открытия. Толстой сделал его в потаенном юношеском дневнике, когда бился над тем, как улучшить себя.

Вспоминая впоследствии два года, проведенные им в молодости, на Кавказе, Толстой говорил, что никогда потом за всю жизнь он не думал обо всем на свете так сильно и напряженно, как в ту пору, и что все главные свои идеи вынес оттуда.)


Методическая разработка урока русского языка для 10 класса по учебнику «Русский язык» (учебник - практикум для старших классов).

Авторы учебника: А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.

Раздел: «Синтаксис и пунктуация».

Тема: Особенности строения СП с разными видами связи. Знаки препинания в них.

Цель: актуализация знаний обучающихся о структурных особенностях СП с разными видами связи - союзной и бессоюзной; формирование умения анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

Задачи урока:

Дидактическая - закрепить знания учащихся о СП;

- продолжить обучение лингвистическому анализу поэтического

текста;

- усвоить новые знания о строении СП с разными видами связи

Развивающая - развивать умения исследования текста, творческое воображение.

Воспитывающая - помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону текста,

его смысл, но и красоту слова.

Тип урока - тренировочный

Методы и приемы - лингвистический анализ текста;

- проблемные вопросы;

- творческие задания.

Форма работы - индивидуальная;

- групповая;

- беседа с учащимися по проблемным вопросам.

Оборудование урока - таблицы, схемы

- экран, проектор.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней работы. Обобщение, закрепление изученного о СП.

Беседа по вопросам.

- Дома, работая над теоретическим материалом, помещенным на 331 странице учебника, вы вспомнили основные ключевые понятия темы «Сложное предложение» и заполнили таблицу из упражнения №429 собственными примерами из произведений художественной литературы.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что вы знаете о сложном предложении? Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

2. Как в многочленных СП могут быть соединены простые предложения?

3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных СП? Приведите примеры.

4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в СП? Приведите примеры. За

III. Закрепление полученных знаний.

1.Графический диктант: определите тип СП и вид связи между частями СП.

(Папоротник еще совсем зеленый стоял, но его теперь доверху завалило листвой.

Где нет труда, сады там не цветут.

Светлая майская ночь сменила уже сумерки, небо усеяно было звездами.

Приречные луга оказались затопленными, русло реки исчезло.

Где нет любви к труду, там мир - пустыня.

Небо было безоблачно, и луна ярко светила, сверкая в широкой глади вод.)

2. Проанализируйте следующее предложение:

Приречные луга оказались затопленными, русло реки исчезло; казалось, где-то в нижнем течении ее перекрыли плотиной, и еще одно рукотворное море начало плескаться среди сосновых лесов.

- подчеркните грамматические основы;

- сделайте пунктуационный разбор данного предложения, прокомментируйте расставленные знаки препинания;

- Какие из простых предложений в составе сложного двусоставные, а какие - односоставные? Определите тип односоставного предложения.

- В чем заключается особенность строения данного предложения?

3. Обратите внимания на особенности строения предложений следующего текста.

(на экран проецируется текст М. Пришвина. Темный лес.

Темный лес хорош в яркий солнечный день - тут и прохлада и чудеса световые; райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зеленым светом, как в сказках Шехерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснет вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьет воду. После на песке можно любоваться отпечатками ее лапок и рядом - всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла…

Оттого лес называется темным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не все видит. Так вот нельзя ему увидеть барсучьи норы и возле них хорошо утрамбованную песчаную площадку, где катаются молодые барсуки. Нор тут нарыто множество, и, по-видимому, все из-за лисы, которая поселяется в барсучьих норах и вонью своей, неопрятностью выживает барсука. Но место замечательное, переменить не хочется: песчаный холм, со всех сторон овраги, и все такой чащей заросло, что солнце смотрит и ничего видеть не может в свое небольшое окошко.)

Задания: 1. Текст прочитайте, определите тип речи. В каком из предложений текста выражена основная мысль?

2. Дайте характеристику каждого предложения (по цепочке анализируется каждое предложение; все остальные составляют их схемы. )

3. Итак, в чем же особенность строения предложений текста?

4. Напишите небольшой текст-зарисовку «Лес ранней весной».

Какими типами предложений вы пользовались.

4. Следующие задания выполняются по группам:

I. - Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы.

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе.

3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости.

4) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.

5) Я спал долго, потому что когда проснулся, была уже ночь.

II. - Сопоставьте предложения, сделайте вывод.

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. - Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. - Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

(Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед И не ставится).

3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. - С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. - Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

(Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза ( то, так) или союза НО).

IV. Итоги урока. Домашнее задание:

1. Текст-зарисовка «Лес ранней весной».

2. Придумать и записать предложение по схеме: (что…), I I: I I..

3. Составьте опору - конспект темы «Строение СП с разными видами связи».



Методическая разработка урока русского языка для 11 класса

по учебнику «Русский язык» (учебник - практикум для старших классов).

Авторы: А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова

Раздел: «Синтаксис и пунктуация»

Тема: «Анализ синтаксической структуры и средств выразительности

художественного и публицистического текстов».

Цель: анализ и интерпретация текста на основе целостного восприятия.

Задачи:

- дидактическая:

- познакомить с особенностями синтаксического строя

текстов публицистического и художественного стиля;

-закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи;

-усвоить новые знания об образно - выразительных

средствах и стилистических фигурах;

- разобрать задания ЕГЭ А 26, 27, 29 и В8 (умение находить

средства художественной выразительности,

использованные автором в тексте)

-развивающая:

- развивать умения исследования текста, творческое воображение;

-- воспитывающая:

- воспитать бережное отношение к языку, способность думать о том,

как построить свои мысли, чтоб смысл их был понятен

слушающим.

Тип урока: урок - практикум

Методы и приемы: слово учителя;

проблемные задания и вопросы;

творческие задания;

лингвистическое исследование.

Форма работы: - групповая;

- индивидуальная.

Оборудование урока:

- таблицы, опорные схемы, тексты разных стилей, экран,

проектор, тексты тестов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа в группах: каждая группа (их две) получает текст и задания к нему, дается время на выполнение заданий, представители группы решают, как будут защищать свое исследование.

Общее задание для каждой группы: проанализировать синтаксическую структуру предложенного текста. (Текст может быть спроецирован на экран или распечатан на отдельных листах).

I группа. Текст.

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось и с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

(В.П. Астафьев).

1. Прочитайте, определите тему и стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Объясните постановку знаков препинания в тексте. Выполните синтаксический разбор 1-го и 3-го предложений. Укажите предложение с обособленными уточняющими членами.

3. Сделайте вывод, какие синтаксические и лексические средства используются в тексте и почему.

(Текст В.П.Астафьева написан художественным стилем. Это лирическая миниатюра, отличающаяся образностью, широким использованием разнообразных средств художественной выразительности, воздействующих на читателей. Можно отметить художественные сравнения (извивался змейкой, прыгал головастиком), эпитеты (гладкая вода, далекая луна, живая тень луны), фразеологизмы (вечная загадка бытия). Все средства художественной выразительности подчиняются основной функции стиля - эстетической. В тексте создается поэтический образ таинственной, живой лунной ночи, способной пробудить в человеке что-то необычное, заставить его яснее почувствовать свою связь с природой, ощутить себя частичкой земного бытия и постараться понять, прочувствовать его смысл.

В тексте много предложений с однородными сказуемыми (2,3,5); в состав сложных предложений вошли простые односоставные - безличное ( 3,5), обобщенно-личное (5); между простыми частями в сложных предложениях связь союзная (4) и бессоюзная (3,5).)

II группа. Текст.

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, Что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин…» А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!

(В. Непомнящий).

1. Прочитайте, определите тему и стиль текста. Свое мнение обоснуйте.

2. Объясните расстановку знаков препинания во втором абзаце.

3. Какие синтаксические конструкции преимущественно использованы в тексте?

(Текст В. Непомнящего - это текст публицистического стиля, т.к. сфера его употребления - культурные отношения (это может быть статья в газете, выступление по радио/телевидению).

Цель - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя/слушателя, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Особенности - общественно-политическая лексика, эмоциональность, экспрессия, оценочность, риторические вопросы.

Синтаксическая структура текста: в 1 - 2 предложениях экспрессивный повтор (Что такое культура), ряды однородных членов (в 6 и 7 предложениях), газетно-публицистические фразеологизмы (наша система образования лучшая в мире - в 4, феномен «русских мозгов» в 5 и, наконец, разговорные синтаксические конструкции (6, 4, 1).

III. Заслушиваются выступления представителей групп, обсуждаются, оцениваются.

IV. Индивидуальная работа с тестовыми заданиями. Идет погружение в материал заданий под А26, 27, 29 вариантов 3, 4, 5 и В8 варианта 3.

После выполнения задания проверяются, комментируются, исправляются допущенные ошибки.

V. Подводятся итоги. Домашнее задание: перечитайте текст варианта 3 «Любите ли вы литературу так, как люблю ее я?». Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.

Устно проанализируйте синтаксическую структуру созданного текста.

© 2010-2022