Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А. Т. Твардовского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Он сердцем принял боль времен и сделал собственною боль…»

(ко дню рождения А.Т. Твардовского)

Форма занятия: литературно-музыкальная композиция.

Цель: ознакомить учащихся с творчеством А.Т.Твардовского, совершенствование навыков выразительного чтения, воспитание чувства сопереживания, патриотическое воспитание, развивать навыки анализа поэтического текста, показать, что характерно для стихов Твардовского на военную тему.

Оборудование:

фотографии Твардовского разных лет, кассеты с записью песен "Он не вернулся из боя", "Братские могилы".

Эпиграф:

К вам, павшие в той битве мировой
За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Я обращаю в каждой песне новой… А.Твардовский

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Сегодня наш урок посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 105-летию со дня рождения советского поэта Александра Трифоновича Твардовского.

Вы познакомитесь с творчеством А.Твардовского, послушаете стихи поэта на военную тему.

Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня1941 года, длившаяся 1418 дней и ночей, унесла 27миллионов жизней.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев заявил:"Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером". Более 1000 писателей и поэтов ушли на фронт (свыше 400 не вернулись назад).Значительная часть советских писателей находилась на фронтах В.О.В. в качестве политработников, сотрудников армейских газет, военных корреспондентов. К их числу относился и А.Твардовский. Он ушёл на фронт на второй день войны. Прокомментировать фотографии.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.Т. Твардовского.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.Т. Твардовского.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.Т. Твардовского.

II.Послушаем стихотворение Михаила Дудина"Памяти Александра Трифоновича Твардовского":

1. Он был на первом рубеже
Той полковой разведки боем,
Где нет возможности уже
Для отступления героям

2. Поэзия особняком
Его прозрением дарила
Его свободным языком
Стихия жизни говорила

3. Сочувствием обременён
И в песне верный своеволью,
Он сердцем принял боль времён
И сделал собственною болью

4. Пусть память, словно сон, во сне
Хранит для чести и укора
Всю глубину в голубизне
Его младенческого взора.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.Т. Твардовского.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.Т. Твардовского.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.Т. Твардовского.

Прокомментировать фотографии А.Твардовского.

III. 1. Александр Трифонович Твардовский,советский поэт, родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье (ныне Починковский район Смоленской области) в семье сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года - селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации - тема первых поэм Твардовского "Путь к социализму"(1931) и "Вступление" (1933), "Сборника стихов 1930 -1935" (1935), повести "Дневник председателя колхоза"(1932), поэмы "Страна Муравия" (1936). В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940).

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945)Твардовский работал во фронтовых газетах,публикуя в них стихи ("Фронтовая хроника") и очерки. В поэме "Василий Тёркин (Книга про бойца)" (1941-1945) фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени. Поэма "Василий Тёркин" - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи В.О.В. Богатству натуры героя отвечает гибкость избранного поэтом жанра;картины, исполненные огромного трагизма,перемежаются проникновенными лирическими отступлениями или лукавой, сердечной шуткой. 2."Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. -Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык!" Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные"продолжения".

3. В послевоенные годы Твардовский всё глубже и разносторонне осмысливает исторические судьбы народа, "мир большой и трудный". Широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма "За далью - даль" (1953-1960), где путевой дневник перерастает в страстную исповедь сына века. Напряжённые раздумья о жизни,времени, людях характерны и для прозы Твардовского (книга "Родина и чужбина"(1947);рассказ "Печники" (1958) и др.) Вдумчивым критиком, верным традициям классической литературы, проявил себя Твардовский в книгах"Статьи и заметки о литературе"(1961), "Поэзия Михаила Исаковского"(1969), в статьях о творчестве С.Я.Маршака, И.А.Бунина.

4. Народность и доступность поэзии Твардовского, правдиво и страстно запечатлевший многие ключевые события народной истории,достигаются богатыми и разнообразными художественными средствами. Простой народный слог органически сплавлен в поэзии Твардовского с высокой языковой культурой, идущей от традиции А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова, лучших достижении русской прозы XIX-XX вв. Реалистическая чёткость образа, интонационная гибкость, богатство и смелое варьирование строфического построения стихов, умело и с тонким чувством меры применяемая зукопись - всё это сочетается в стихах Твардовского экономно и гармонично, делая его поэзию одним из самых выдающихся явлении советской литературы.

Твардовский обогатил, актуализировал традиции русской классической поэзии. Журнал "Новый мир", в котором Александр Трифонович был главным редактором (1950-1954 и 1958-1970), стал символом"шестидесятничества", духовным оазисом тех лет.Поэт награждён 3 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями; неоднократно становился лауреатом Государственной премии СССР (1941, 1946, 1947, 1971).

5. В далёком прошлом остались суровые годы Великой Отечественной войны, полные горя и страдании миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: "Зачем снова говорить о войне,после которой прошло более полувека?" Но правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

6. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.

7. Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского,прошедшего Финскую и Великую Отечественную войны. Уже в записях "С Карельского перешейка"обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной.

8. Сжималось сердце при виде своих убитых.Причём особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои,другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают.

9. Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

10. Так писал Твардовский в стихотворении "Две строчки" в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского. Сам автор впоследствии определил владевшее им во время войны и после неё мысли и чувства как "навечное обязательство живых перед павшими за общее дело,невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе".

IV.Прослушивание песни "Он не вернулся из боя" в исполнении Владимира Высоцкого.

11. Писатель Григорий Бакланов вспоминал:

"В Твардовском неколебимо и свято было отношение ко всему, что пережил народ, вынесший на себе такую войну. А перед теми, кто с войны не вернулся, кто за всех нас остался там, жило в нём сознание вины живого перед павшими. Потому-то на отдалении лет, после "Я убит подо Ржевом", после"В тот день, когда окончилась война", написал он"Я знаю, никакой моей вины"…, заканчивающееся пронзительно - искренне "… но всё же, всё же, всё же…"

Это "всё же…" не одного его сопровождало и сопровождает в послевоенной выпавшей нам жизни.Но только он смог так за всех сказать".

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

12. И после победы тема войны не сразу оставила лирику поэта. Как торжественный реквием звучат лучшие стихотворения этого периода: "В тот день,когда окончилась война"…, "Лежат они, глухие и немые"…, посвящённые солдатам, павшим на полях Великой Отечественной.

13. В 1945 г. Твардовский создаёт одно из самых сильных произведении о войне - "Я убит подо Ржевом". Бои подо Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали её самой трагической страницей. Общие потери Красной Армии, только по официальным данным, превысили миллион человек. Бойцы из Якутии сражались здесь в составе двух дивизии, более 400 сынов Якутии погибло. Подвиг якутских солдат не забыт на священной Ржевской земле. В 1994 году возле деревни Филькино был возведён мемориал войнам из Якутии.

14. Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна, ни покрышки.

15. Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядёт -
Там, куда на поминки
Даже мать не придёт.

16. Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
Этот месяц был страшен,
Было всё на кону.
И у мёртвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.

17. И врага обратили
Вы на запад, назад.
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже,
Может быть, вы к границе
Подступили уже!
Может быть.… Да исполнится
Слово клятвы святой! -
Ведь Берлин, если помните,
Назван был под Москвой.

18. Братья, ныне поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мёртвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы,
Воскрешали на миг, -
О, товарищи верные,
Лишь тогда б на войне
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне!
В нём, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше всё! Не слукавим
Мы в суровой борьбе,
Всё отдав, не оставим
Ничего при себе.

19. Я убит подо Ржевом,
Тот ещё под Москвой!
Где-то, войны, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В сёлах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жить завещаю, -
Что я больше могу?

20. Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать - горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать - не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё -
В память воина - брата,
Что погиб за неё.

V.Звучит аудиозапись песни "Братские могилы" в исполнении Григория Лепса.

21. В годы войны Твардовским была создана самая знаменитая поэма "Василий Тёркин". Рядового солдата нашей армии, простого советского человека поэт сделал героем задуманной им"Книги про бойца".

22. Тёркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат -балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале. Даже в самых драматических ситуациях Василий Тёркин сохраняет чувство юмора, шутит, смотрит на происходящее как человек сильный и мужественный.

23. Свою любовь к Родине Тёркин доказывает не словами, а делами, неустанным ратным трудом и подвигами, среди которых самые разные: то он "в одиночку держит фронт" в неравной схватке с вражеским солдатом, то выходит победителем в бою с фашистским самолётом, то дерзкой выходкой поднимает дух товарищей. А вот как сам автор сказал о своей "Книге про бойца":

24. "Каково бы ни было её собственное литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда"…

VI.Учитель: А сейчас мы услышим знаменитые строки из поэмы "Василий Тёркин":

1. С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.

2. Тёркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

3. Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

4. А война - про всё забудь
И пенять не вправе.
Собирался в дальний путь,
Дан приказ: "Отставить!"
Грянул год, прошёл черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете
От Ивана до Фомы,
Мёртвые ль, живые,
Все мы вместе - это мы,
Тот народ, Россия.

5. Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

6. Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне Родина,
Родная сторона!

7. Мать - земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край, страдающий в плену!
Я приду - лишь дня не знаю,
Но приду, тебя верну.

8. Не звериным робким следом
Я приду, твой кровный сын,
Вместе с нашею победой
Я иду, а не один.

9. Мать - земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше
И желанней сердцу нет!

10. Помышляя о солдатской
Непредсказанной судьбе,
Даже лечь в могиле братской
Лучше, кажется, в тебе.

11. А всего милей до дому,
До тебя дойти живому,
Заявиться в те края:
- Здравствуй, Родина моя!

12. Воин твой, слуга народа,
С честью может доложить:
Воевал четыре года,
Воротился из похода
И теперь желает жить.

13. Он исполнил долг во славу
Боевых твоих знамён
Кто ещё имеет право
Так любить тебя, как он!

14. С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой!

15. Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца.
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павшим памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд!

VII.Анализ стихотворения "Я убит подо Ржевом", выполненный ученицей Тимофеевой Наташей:

Александр Трифонович Твардовский знал о войне не понаслышке, он с самого начала и до конца Великой Отечественной находился на фронте в качестве военного корреспондента.

Его стихи правдивы и суровы, полны оптимизма,веры в победу над врагом.

Одно из наиболее известных стихотворений Твардовского - "Я убит подо Ржевом". Написано оно сразу после войны, в 1945-1946гг. и первоначально имело другое название - "Завещание война".Однако первая строка стихотворения стала"крылатой", стала символом так трагически и просто оборвавшихся жизней. В основе его была, по словам автора, "неблизкая память поездки подо Ржев осенью 1942 года…". Твардовский писал:

"… Впечатления этой поездки были за всю войну одними из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце. Бои шли тяжёлые, потери были очень большие, боеприпасов было в обрез - их подвозили вьючными лошадьми…

… Стихи эти продиктованы мыслью и чувством,которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. На вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе - так приблизительно, можно определить эту мысль и чувство…"

Написано это стихотворение в форме монолога погибшего война, павшего за свободу и независимость нашей Родины, за наше мирное будущее. По мнению автора, "форма первого лица …показалась … наиболее соответственной идее единства живых и павших "ради жизни на земле"

Твардовский с необычайной точностью указывает конкретное место гибели героя - подо Ржевом, в безымянном болоте, в расположении пятой роты, на левом фланге. Указано и время гибели бойца:"Летом, в сорок втором, я зарыт без могилы".

Произошедшее описывается просто и страшно:

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна ни покрышки.

От человека не осталось ничего: "Ни петлички,ни лычки с гимнастёрки моей". Нет даже могилы, на которую могла бы прийти мать.

Реальны и места памятных сражений, упомянутые в стихотворении: Ржев, Сталинград, Дон, Волга,Москва, Европа, Смоленск, Берлин.

На фоне олицетворённой природы ("…корни слепые ищут корма во тьме", "с облачком пыли ходит рожь на холме", "травинку к травинке речка травы прядёт") смерть героя трагична,неестественна ("убит", "зарыт без могилы","там, куда на поминки даже мать не придёт").

Но близость героя к природе, его растворённость в ней ("я - где корни слепые ищут корма во тьме","я - где крик петушиный на заре по росе", "я -где ваши машины воздух рвут на шоссе"), его гибель за родную землю, за Родину-мать делают его образ бессмертным, героическим, вечным.

Вера воина в спасение Родины, его самопожертвование ("всё отдав, не оставим ничего при себе") достойны восхищения, преклонения.

Он не упрекает, не укоряет тех, кто остался цел:

Все на вас перечислено
Навсегда, не на срок
И живым не в упрёк
Этот голос наш мыслимый.

Он завещает жить, быть счастливыми, с честью служить родимой отчизне и "беречь её свято… в память воина-брата, что погиб за неё…".

Война и её последствия так глубоко врезались в сердце поэта, что на протяжении многих лет тема войны оставалась в его творчестве преобладающей.

VIII.Беседа по вопросам:

Учитель: Чтобы прозвучавшие в выступлении вопросы не остались риторическими, ответим на них.

1. Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?

2. Правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину?

3. Поэт Алексей Сурков писал: "Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов". Как вы думаете, почему? (Поэзия сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение,боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний.Она поддерживала, помогала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат,звали на бой с фашистами, вселяли в них твёрдую уверенность в конечной победе над врагом).

4. Кому посвящены прозвучавшие стихи Твардовского?

5. Что характерно для стихов Твардовского на военную тему? Каким чувством они пронизаны?

(Чувством сопереживания, сопричастности,сочувствия, сострадания). Слова Григория Бакланова.

IX.Учитель: И в заключение нашего урока послушаем стихотворение А.Т.Твардовского.

Ученик:

Есть имена и есть такие даты, -
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, -
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.

Использованная литература

1. Александр Твардовский: Василий Тёркин. Тёркин на том свете. Стихотворения М.: Эксмо, 2008.

2. Б.А.Макарова: Литературные поэтические вечера М.: ВАКО, 2008.



© 2010-2022