Создание и использование презентаций на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Кафедра русского языка и литературы








Создание и использование презентаций на уроках русского языка и литературы

Практическая работа

слушателя курсов

заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподающих русский язык и литературу

ГЛЕЧИК ИННЫ ВИКТОРОВНЫ

Научный руководитель -

Дорофеев Ю.В.















Симферополь - 2014


Личность человека определяется общественными связями, в которые он вступает в своей деятельности. Дети основной деятельностью занимаются в стенах школы. Поэтому сама школа должна сделать эту деятельность разнообразной, сделать ее более живой и конкретной. Это даст возможность всесторонне развиваться каждому ребенку. В практику современной школы уверенно входит урок в электронном виде, неотъемлемыми частями которого является демонстрация подобранного материала: иллюстраций, таблиц, схем, музыкальное сопровождение. Проведение блиц опросов, использование тестовых заданий, видео- и аудио фрагментов.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций.

"Презентация" - переводится с английского как "представление". Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представлять материал;

  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

  • повышать познавательную активность обучающихся.

В основном презентации я использую на уроках литературы, так как эти уроки требуют большого иллюстративного материала. Это могут быть и уроки по биографиям писателей, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Презентации наполнены различным материалом: иллюстрациями к произведению, видеофрагментами, аудиозаписями. Всё это даёт возможность более полно знакомиться с изучаемым произведением, разнообразит урок литературы и прививает интерес у ребят к нашему предмету Использую презентации и на уроках русского языка как электронное сопровождение урока, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Презентация может использоваться на всех этапах урока или на каком-то отдельном этапе: проверка домашнего задания, проведение тестов, викторин, тренажеров с целью повторения, проверки или систематизации знаний, можно систематизировать знания учащихся с помощью таблиц и схем, для закрепления ЗУН. Активно использую на уроках презентации, взятые из Интернета, часто создаю их сама с помощью программы Power Point.

Специфика подготовки урока-презентации определяется типом урока.

В нашей практике используем:

- презентации для лекционного изложения материала;

- презентации для повторительно-обобщающих уроков;

- презентации для тематического оценивания знаний;

- презентации для организации работы с текстом.

Компонование материала в этом случае служит своеобразной формой опорного конспекта. Необходимо отметить также, что учащиеся во время подготовки домашнего задания часто используют презентацию, считая, что она более понятна и логична.

Мультимедийные уроки строим по такой структуре:

1. Мотивация урока - короткий вступительный материал. Создание проблемной ситуации с помощью проблемного вопроса или задания.
2. Сообщение темы и ожидаемых результатов

3. Основная часть урока - изучение материала урока: работа с понятиями, небольшими текстовыми фрагментами, которые содержат учебную информацию, видеосюжетами, аудиозаписями, фотодокументами, таблицами, схемами (изложение необходимой информации по теме в виде слайдов).

Мультимедийные технологии позволяют подать ученикам гораздо больше информации, чем на уроке без использования компьютера.
Основная часть урока может включать и проведение небольшой учебной дискуссии, работу в группах, творческий отчет по выполнению индивидуального задания. Несомненно, используются и традиционные формы работы, методы и приемы обучения.

4. Подведение итогов урока включает рефлексию чувств (например, что понравилось на уроке больше всего), способов деятельности учащихся (рациональными ли были виды деятельности, задания), воспроизведение учениками основных понятий урока с демонстрацией слайдов с текстовыми фрагментами.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. В нашей практике используются:

- уроки-лекции;

- уроки анализа текста;

- обобщающие уроки;

- уроки контроля ЗУН.

Урок-лекция
Информационно-коммуникационные технологии этого типа урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал, привлечь смежные литературе виды искусства. На большом экране можно показать иллюстрацию фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопровождать текстом, показать ее на фоне музыки. Школьник не только видит и воспринимает, но и переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Перед тем как сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботится о том, чтоб эта эмоция была связана с новым заданием».

В среднем звене презентация позволяет научить составлять опорные конспекты и схемы в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается учениками в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопровождать слово учителя медиаформами на протяжении всего урока.

Презентация к уроку - лекции может создаваться самим учителем или на основе небольших ученических презентаций, которые иллюстрируют их сообщения. Во время урока ученики обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях. То есть ИКТ не заменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в полной мере облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учеников) технологию его создания.

Урок анализа текста.

На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя художественный текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок образов и тем. Привлечение фрагментов спектаклей, кинофильмов, опер, различных иллюстраций, дополненных выдержками из литературоведческих работ, позволяет создать проблемную ситуацию, решить которую помогает совместная работа на уроке. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задачи, фиксируются промежуточные и итоговые выводы. В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в определенной степени интерпретацией литературного текста. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио-иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста).

Выбор из ряда предложенных иллюстраций, наиболее адекватно отражает авторскую точку зрения, - это, на мой взгляд, еще один прием, направленный на развитие воспроизведения воображения (как в среднем, так и в старшем звене). В презентации могут быть использованы детские иллюстрации и традиционные способы работы с ними (сопоставление с текстом, описание по иллюстрации, защита иллюстраций). Оформление презентации к уроку анализа текста должен быть более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста. Композиция презентации может отражать своеобразие композиции произведения (антитеза, рамочная композиция, ассоциация).

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ только разнообразят методы, приемы и формы работы, которые развивают различные стороны личности учащегося, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловое значение каждого элемента формы.

Обобщающие уроки.

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задачи такого типа урока - собрать все знания, полученные в процессе изучения темы, в единую систему целостного восприятия, но уже на уровне более глубокого понимания. На уроках литературы это позволяет выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить все произведение. Решить эти задачи и позволяют ИКТ, создав некую визуальную метафору произведения, соединив эмоционально-художественный и логический виды творческой деятельности учащихся на уроке. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, глубже понять произведение. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

Презентация - лучший помощник на уроках проверки ЗУН, подготовки к ГИА, ВНО, на занятиях курсов по выбору, факультативов. Сначала даётся теоретический материал в виде таблиц и определений, необходимых для усвоения. Затем на слайдах представляется материал, соответствующий разбираемому заданию в тестовом режиме. Ребята выбирают правильный, на их взгляд, ответ: 1, 2, 3 или 4, щелчком управляемая анимированная фигура «вылетает», на ней написан правильный ответ. Если ответ неправильный, то я комментирую ответ, корректирую ошибку, подсказку записываем в тетрадь. Ребята, которые пропустили занятие, могут получить презентацию на дом и проработать самостоятельно материал, правда, уже без комментария учителя.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. Сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственным стандартом образования:

- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по нужной теме;

- умение работать в группе;

- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;

- осознание полезности полученных знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самореализации личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.


© 2010-2022