Рабочая программа по литературе в 8 классе, учебник В. Коровина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

  1. Нормативная основа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Устав МОБУ ООШ с. Николаевка МР Благовещенский район;

  • Основные образовательные программа МОБУ ООШ с. Николаевка МР Благовещенский район;

  • Программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной и учебного плана школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной «Литература 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

  • Учебный план МОБУ ООШ с. Николаевка МР Благовещенский район ;

  • Положение о рабочей программе учителя;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.


  1. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 овладение навыками развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


  1. Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Программа изучения литературы в 8 классе рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2часа в неделю (35 учебных недель). Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной «Литература 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.


  1. Общая характеристика курса

В основу программы заложен системно деятельностный подход. Основная задача обучения литературе в 8 классе - показать учащимся связь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.

Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу - первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

В 8 классе на уроках литературы на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы. В 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера.

Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы). Особое внимание на уроках уделяется совершенствованию речи учащихся. В программу включены необходимые виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Реализация программы предполагает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

  1. Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения: использование технологий развивающего обучения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, игровая, здоровьесбережения.

Формы организации образовательного процесса

При составлении данной рабочей программы предполагаются следующие типы и виды уроков:

  • уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки;

  • уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей;

  • уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям;

  • уроки внеклассного чтения.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

Содержание курса


Содержание

Кол-во часов

Русская литература и история

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы 18 века

1

Из литературы 19 века

36

Из литературы 20 века

23

Из зарубежной литературы

4

Выявление уровня литературного развития учащихся

1

ИТОГО:

70


Содержание: Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Раздел 3. Планируемые результаты освоения предмета

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

• выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение и сопоставление;
• умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезиса, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
• обогащение словарного запаса

Предполагаемые результаты освоения программы по литературе

Предметные результаты:

- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы

- овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания, соотнести содержание произведения с историческими событиями отражаемой эпохи);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция,,жанр, авторская позиция, исторический прототип и литературный герой, изобразительные средства и др.).

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.

Метапредметные результаты:

-развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

- владение техникой составления плана,конспекта, тезисов

- владение различными типами пересказа;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы,используя литературные, исторические, публицистические источники;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, самообразованию, саморазвитию;

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы, осмысление историко-культурных сведений;

- формирование читательского мастерства, нравственно-эстетических представлений и ценностей

-умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

-формирование собственного мнения;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- воспитание гражданской идентичности, чувства ответственности и долга перед Родиной

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Дата по плану/по факту

Тема раздела, урока

Вид контроля

примечания

1 четверть - 17 часов

1

Вводный урок.

Русская литература и история.

входной

Устное народное творчество.

2

Русские народные песни. Хороводные и лирические песни.

Тематический

3

Исторические песни. Частушки.

Тематический

4

Предания. «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком».

Тематический

Из древнерусской литературы.

5

Повесть о житии князя Александра Невского. Русская история в картинах.

Тематический

6

Повесть о Шемякином суде.

Тематический

Из русской литературы 18 века.

7

Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»

Тематический

8

«Наталья, боярская дочь».

Картины природы в повести.

Тематический

Из русской литературы 19 века.

9

И.А. Крылов. Басни.

Тематический

10

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

Тематический

11

А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта»

Тематический

12

История создания повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Тематический

13

Образ Петра Гринева в произведении.

Тематический

14

Гринев в Белогорской крепости.

Тематический

15

Встречи Гринева с Пугачевым.

Тематический

16

Петр Гринев и Маша Миронова.

Тематический

17

Художественные особенности повести «Капитанская дочка».

Тематический

2 четверть - 16 часов

18

Р\Р Сочинение «Белогорская крепость в жизни Гринева».

Тематический

19

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

Тематический

20

История создания «Мцыри». Образ главного героя.

Тематический

21

Тема и идея произведения. «Мцыри» в оценке критики.

Тематический

22

Вн.чт. М.Лермонтов «Демон».

Тематический

23

Н.В. Гоголь. О замысле, написании и постановке «Ревизора».

Тематический

24

«К нам едет…ревизор!»

Тематический

25

«меня принимают за государева человека»

Тематический

26

Образ городничего и городских чиновников в комедии.

Тематический

27

Образ Хлестакова.

Тематический

28

Художественные особенности комедии.

Тематический

29

О новизне «Ревизора».

Тематический

30

Вн.чт. н.Гоголь «Женитьба»

Тематический

31

Р\Р Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Тематический

32

Контрольная работа по творчеству А. Пушкина, м. Лермонтова, н. Гоголя.

Тематический

33

И.С. Тургегев «Ася». История создания повести.

Тематический

3 четверть - 20 часов

Тематический

34

«Ася». Господин NN

Тематический

35

«Ася». «Что за хамелеон эта девушка…»

Тематический

36

«Ася». «У счастья нет завтрашнего дня»

Тематический

37

«Ася». Идеи и образы.

Тематический

38

Вн. Чт. И.С. Тургенев «Вешние воды».

Тематический

39

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».

Тематический

40

Н.С. Лесков «Старый гений».

Тематический

41

Л.Н. Толстой «После бала».

Тематический

42

Композиция произведения «После бала», идеи и образы.

Тематический

43

Р\Р Сочинение по рассказу «После бала». «Утро, изменившее жизнь».

Тематический

44

Поэзия родной природы.

Тематический

45

А.П. Чехов «О любви».

Тематический

Из литературы 20 века.

Тематический

46

И.А. Бунин «Кавказ».

Тематический

47

А.И. Куприн «Куст сирени».

Тематический

48

М. Горький «Челкаш».

Тематический

49

М. Горький «Челкаш». Образ главного героя.

Тематический

50

А.А. Блок «Мир на Куликовом поле».

Тематический

51

С.А. Есенин «Пугачев».

Тематический

52

М.А. Осоргин «Пенсне».

Тематический

53

И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

Тематический

4 четверть - 17 часов

Тематический

54

Вн.чт. А. Куприн «Олеся».

Тематический

55

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон».

Тематический

56

Тэффи «Жизнь и воротник». М. Зощенко «История болезни».

Тематический

57

А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

Тематический

58-59

Образ главного героя поэмы «Василий Теркин».

Тематический

60

А.П. Платонов «Возвращение».

Тематический

61

Стихотворения и песни о ВОв.

Тематический

62-63

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Тематический

64

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

Тематический

65

«Мне трудно без России…» Поэты русского зарубежья о Родине.

Тематический

66

Вн. Чт. Публицистика времен Вов.

Тематический

Из зарубежной литературы.

Тематический

67

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Тематический

68

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

Тематический

69

В. Скотт «Айвенго».

Тематический

70

В. Скотт «Айвенго».

Задания на лето.

итоговый

Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В. П.,И., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. - М.: Просвещение, 2004

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2002, 2003.

Литература


  1. 1. Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И С., Полухин В.П. - М.:Просвещение, 2009

  2. 2. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / авт. - сост. В. Я. Коровина. - М.: Просвещение. 2012

  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс - М.: ВАКО, 2012.

  4. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2004.

  5. Шадрина С.Б. Литература. 8 класс: Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. - Волгоград: Учитель, 2013

  6. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)


© 2010-2022