Конспект урока русского языка на тему Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 9 классе

Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

Цели урока:

1. Образовательная: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.

2. Развивающая: совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике.

3.Развитие речи и творческих способностей обучающихся.

4.Воспитательная: воспитание и привитие чувства любви к родному языку и литературе

1. Орг.момент, целеполагание

- Здравствуйте! Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках? С чем знакомились? Изучили ли мы до конца особенности БСП и знаки препинания в них? (слайд 1)

- Сформулируйте цель урока по опорным словам (первые слова на доске) (слайд 2)

- осмысление …специфики БС предложений;

- усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;

-отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.

Так вот, сегодня мы с вами продолжим знакомство с БСП, знаками препинания в них. А для этого мы поработаем в грппах, повторим то, что уже изучили о видах сложного предложения, особенностях БСП, познакомимся с правилами постановки запятой и точки с запятой в БСП и закрепим ваши знания и умения. В результате всей работы на уроке мы должны научиться расставлять запятые и точку с запятой в БСП. Для реализации нашей цели работать мы будем по следующему плану: (слайд 3)

1. Орг.момент, целеполагание

2. Синтаксическая разминка

3. Повторение (Подготовка к ОГЭ)

4. Изучение нового

5. Закрепление изученного

6. Итог урока

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

9. Оценивание

(учащиеся делятся на две группы)

2. Синтаксическая разминка (слайд 4)

(работа по карточкам: учащиеся расставляют знаки препинания, определяют вид СП и подчеркивают грамматические основы)

1. Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. 2. Он - эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. 3. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.

(Ю. Айхенвальд)

1-е пр-е - СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.

2-е пр-е -Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.

3-е пр-е - СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий. (к/у)

3. Повторение. Подготовка к ОГЭ (слайды 5-8)

(выполнение типовых тестовых заданий) (в/к по группам)

4. Изучение новой темы (слайд 9).

- Прочитайте предложения, спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните их.

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны. (с/к) (предложения на доске)

- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).

- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

- Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. (Слайд 10).

- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 - с союзом и, 2 - если, когда, так как) (слайд 11)

- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).

- Какие?

(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.

В СПП отношения неравноправные - временные, условные, причинные и т.д.)

- А какие отношения между частями в БСП? От чего это зависит? (от самих простых предложений)

- Какие знаки препинания могут быть в БСП между частями?

Вывод: В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.

- В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?

- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении? Почему?

- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.

- Проверьте предложение.

- Выделите грамматические основы в нем, начертите схему этого предложения. [ ]; [ ] (на доске 1 человек составляет схему, 1 - устно называет грамм. основы).

(Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ).

- Какой вывод мы можем сделать о правилах постановки точки с запятой между частями БСП? А когда тогда мы ставим запятую? (высказывают мнения). Сверим наш вывод с материалом учебника.

Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.

- Итак, запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:

Запятая:(слайд 12)

Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.

1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.

Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.

Точка с запятой: (слайд 13)

Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.

1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.

Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

5. Закрепление материала. (слайд 14)

- Бессоюзные сложные предложения с запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы. Запишем текст.

1. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. 2. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.3. Вот и лес. 4.Тень и тишина. 5. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

- Проверьте записанный текст. (с/к) (Слайд 15).

- Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении - точку с запятой?

(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).

- К творчеству какого писателя обращались мы на уроке, изучая знаки препинания в БСП?

Хотелось бы на это обратить особое внимание: у каждого писателя есть свой любимый знак препинания - у Тургенева - это точка с запятой, чтобы показать динамизм, стремительность происходящего или смену впечатлений, или перечисляет свои наблюдения.

Подготовка к ОГЭ по зад.14 (на в/к в группе) - тестовое задание по БСП (слайд 16)

6. Итог урока (слайд 17)

- Итак, какие предложения называются бессоюзными?

- Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?

- Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой? (Слайд 18).

7. Домашнее задание (слайд 19)

Сочинение-миниатюра - пейзажная зарисовка «На восходе солнца», «На вечерней зорьке», «По дороге к речке» и другие с использованием БСП.

8. Рефлексия (слайд 20)

- Жеcтaми oпpеделите вашу cтепень учacтия на уроке:

«Три пальца» - я мог бы быть более активным.

«Пять пальцев» - сегодня на уроке я больше работал самостоятельно.

«Кулак» - я продуктивно поработал для общего успеха группы.

9. Оценивание

(выставление итоговых отметок в листы контроля)

© 2010-2022