Статья Почему дети не читают и как их приобщить к чтению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Почему дети не читают и как их приобщить к чтению.

Большинству современным подросткам, к сожалению, не нравится читать. Я уже не говорю о дополнительной литературе, нет: не прочитываются даже тексты, помещенные в учебные хрестоматии. Лет 30-20 назад дела обстояли куда лучше. С увлечением ребенок читал дома, в парке, у бабушки в гостях, в поезде. Поход в библиотеку был не делом, нет, - обычным увлекательным занятием, приносящим массу удовольствия, а впоследствии и эмоций. Сейчас книга отодвинута на второй, и даже третий, план интернетом и телевидением. В связи с этим можно выделить несколько групп детей:

- те, которые просто не читают

- замещают процесс чтения просмотром фильма

-ограничиваются кратким содержанием, найденным в интернете

- торопясь успеть к назначенному учителем сроку, выхватывают из текста лишь ту сюжетную линию, которая лежит на поверхности, не вникая в смысл произведения

-качественно прочитывают текст к уроку

-качественно прочитывают текст, заданный учителем, и находят время на дополнительное чтение.

Последние две группы подростков - это, скорее исключение из правила. В чем же причина и как приобщить детей не просто к чтению, а к осмысленному чтению? Постараемся разобраться.

Итак, почему дети не читают?

  1. Если подросток воспитывается в нечитающей семье, то родителям не стоит ждать, что ребенок вдруг подойдет к книжной полке (если таковая имеется в доме) и возьмет почитать Пушкина или Толстого.

  2. В некогда самой читаемой стране стало немодным иметь домашнюю библиотеку - в последние два десятилетия полки с книгами перестали вписываться в интерьер квартиры. У ребенка отняли возможность полистать, пусть иногда, томики книг, на которых воспитывались многие поколения людей.

  3. Занятость родителей. Немногие мамы и папы могут и считают нужным найти все-таки время и проконтролировать прочтение книги чадом (имеется ввиду обязательная школьная литература).

  4. Не все родители готовы к обсуждению с подростком прочитанной им книги, - проще столкнуть это на школу и учителя.

  5. Отсутствие «привычки» читать, которая должна воспитываться родителями с раннего детского возраста: сначала чтение родителями детям, затем ежедневное самостоятельное чтение.

  6. Отсутствие строгого режима дня у подростка, который в силу загруженности современных детей не только школьной программой, но кружковой и секционной занятостью позволял бы найти время на чтение.

  7. Логопедические проблемы детей, превращающие процесс чтения в неимоверно сложное, а, следовательно, и неинтересное занятие.

Как же приобщить подростка к чтению?

Цепочка ребенок - книга - учитель будет неполной, если не включить в нее родителей. Из сказанного выше каждый родитель должен вынести свой урок. Если же мама и папа считают, что сын или дочь уже взрослые и сами, БЕЗ ИХ вмешательства, могут прочитать, то правильность или неправильность этого вывода покажет та лакмусовая бумажка, которую просто нельзя не брать во внимание - успеваемость по литературе и русскому языку («При чем тут русский язык?» - спросите вы. Поясню: «Чем больше ребенок читает, тем он грамотнее пишет».). Нужно учесть, что 10-12-14 лет - это тот возраст, когда подростку нужен не просто контроль, но и осознание того, что их проблемами, их жизнью интересуются. Не стоит полностью полагаться на школу. Только сотрудничество родителя и педагога даст плодотворные результаты.

Каждому ребенку нужно иметь ответ на вопрос: «Что и зачем читать?» В массе современной детской литературы, которая не отличается содержательностью и духовностью, подросток может потеряться. Родитель и педагог в силах предложить ребенку целый диапазон книг, способных разбудить интерес к чтению, а затем и поддержать его. Учитель должен использовать те методы и приемы, например, очень распространенный сейчас метод проекта, которые будут развивать этот интерес. Научиться уважать книгу и воспитать любовь к ней поможет школьная библиотека, на базе которой литературные викторины, конференции, мини-семинары, клубы знатоков будут способствовать формированию читательской культуры у учащихся.

Зачастую процесс чтения не привлекает, так как содержание трудно для восприятия. Чтение - это труд, которому нужно детей учить, оно должно быть не механическим, а осознанным процессом, результатом которого и является интерес. Как этого добиться? Как понимать прочитанное? Ведь именно через понимание приходит осознание авторского замысла, идеи и постижение красоты языка художественного произведения. Прежде всего, это проведение словарной работы, так как многие классические тексты содержат массу непонятных для современного читателя слов. Она может иметь место как в процессе чтения, так и перед ним. Учащимся можно дать задание отмечать слова с непонятным для них лексическим значением, а затем в процессе обсуждения на уроке или через работу с контекстом выяснить его. Нередко смысл слова становится понятен через подбор синонимов. Эта работа обогащает словарный запас учащихся, этому же способствует и работа с толковым словарем. Как результат - развитие такого явления как «смысловая догадка».

Составление вопросов к тексту - еще один очень важный прием для понимания прочитанного и развития логического мышления. Школьник выступает исследователем текста, что позволяет глубже проникнуть в текст. Кроме того, развивается наблюдательность и внимание к слову. Результативность чтения повышается и через метод взаимоопроса школьников (работа в парах). Вопрос может быт поставлен и самим учителем перед изучением произведения, на него ребята должны будут ответить после изучения текста.

Следующее умение - умение составлять план (простой и сложный) - поможет проанализировать структуру текста, его содержание и осуществить пересказ. Школьник разбивает произведение на смысловые части, а потом дает им заглавие. Итог работы - основные части текста в определенной последовательности. Важно, чтобы учащиеся осознавали роль плана в проникновение смысла произведения - именно это позволит повысить мотивацию к данному виду работы.

Хочется сказать несколько слов о читательском дневнике. Он почему-то в последнее время не используется в работе многими педагогами, а напрасно. Это прежде всего стимул к прочтению произведения. Кроме того, учащийся, зная о необходимости написать отзыв, будет работать с текстом внимательно, воспринимать не только то, что лежит на поверхности, но и детали.

Осознанное прочтение произведений способствует пробуждению интереса к чтению, к получению новых знаний, эмоций, впечатлений. Современный школьник должен не только обладать определенным багажом умений, но и способностью пользоваться ими. Он должен уметь анализировать, делать выводы, рассуждать. Чтение - основа всего.

© 2010-2022