Урок по русскому языку Деепричастие и причастие в тексте

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Русский язык

Класс 6

Тема урока: Деепричастия и причастия в тексте

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал, диагностическая карта учащегося

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование гражданской позиции, воспитание любви к народным традициям.

Регулятивные действия: умение ставить цель, оценивать свои знания, саморегуляция.

Познавательные действия: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о деепричастии и причастии ; совершенствование пунктуационных навыков при деепричастном и причастном обороте.

Коммуникативные действия: развивать умение анализировать лингвистический материал, логично и последовательно излагать свои мысли, умение работать в паре.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность

обучающихся


I.

Организационный этап.

Этап мотивации

Здравствуйте, ребята. Запишите в тетрадях число, классная работа. Тему урока мы запишем позже. Сегодня на уроке в ходе работы вам предстоит заполнить «Диагностическую карту успешности», оценив свою работу на уроке. Хочу пожелать вам хорошо поработать. А начнём мы с прослушивания звуковых фрагментов.

  • Скрип снега

  • Топот копыт

  • Звук огня

  • Народное гуляние

-Какие ассоциации вызвали у вас услышанные звуковые фрагменты?

Учитель предлагает обучающимся составить с ними предложения.

Возможен на доске синтаксический и морфологический разбор

На каждом этапе учащиеся заполняют диагностическую карту.


Учащиеся должны прослушать звуковые фрагменты и составить предложения на основе ассоциаций.

Учащиеся зачитывают свои предложения и объясняют, чем осложнены их предложения.

учащиеся заполняют диагностическую карту.

II.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель предлагает учащимся поработать в паре и провести взаимоопрос по вопросам, которые представлены на слайде.



Сформулируйте тему нашего урока.

- Что мы с вами будем сегодня делать на уроке? Для чего?

Конечно, мы с вами сегодня должны поработать с текстами, в которых встречаются эти формы глагола.

Я предлагаю вам послушать отрывок А. С. Пушкина «Зима, крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь...»,

Выпишите причастия и деепричастия и разберите по составу.

- Определите лексическое значение слов дровни, кибитка, салазки (работа со словариком)

-Какое настроение передаёт автор в этом отрывке?

Для каждого русского человека эти пушкинские строки - символ зимнего времени года. И сейчас по-прежнему, несмотря на новые средства передвижения, мы также «торжествуем», стоит выпасть первому - настоящему снегу. И радуемся все одинаково - и дети, и взрослые.

Я думаю, пришло время немного отдохнуть.

Физминутка (текст на слайде)

Что мы можем сделать за минуту?
• Поморгав и потянувшись,
• И при этом улыбнувшись,
• Мы немного отдохнем.
• И налево повернувшись;
• И направо повернувшись;
• Не забудем улыбнуться!
• Покачаться, повертеться!
• 3 сек. помолчать;
• Взявшись за руки, друг другу только мира пожелать

Учащиеся рассказывают друг другу ранее изученный материал, опираясь на предложенные учителем вопросы:

  1. Что такое причастие и деепричастие?

  2. Чем различаются причастия и деепричастия?

  3. Как обособляются причастные и деепричастные обороты на письме?

В ходе опроса учащиеся выставляют друг другу оценки и заполняют диагностическую карту.

Учащиеся формулируют тему урока Деепричастия и причастия в тексте.

  1. Повторить материал о причастии и деепричастии.

  2. Уметь отличать эти формы глагола.

  3. Знать условия постановки знаков препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.

  4. Уметь использовать причастия и деепричастия в тексте.

* один ученик работает у доски

Учащиеся выписывают деепричастия и разбирают по составу (причастий в этом тексте нет):

Торжеств-у-я, по-чу-я, вз-рыв-а-я, по-сад-и-в, пре-образ-и-в. (МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ СЛОВАРЮ)

Учащиеся заполняют диагностическую карту

Физминутка

III

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Вспомните, какие звуковые фрагменты вы слушали в начале урока?

Далее учитель предлагает ребятам посмотреть на слайды.

- Как вы думаете, какая тема объединяет эти слайды и звуковые фрагменты?

- Какой праздник прошёл совсем недавно?

-Какие забавы любил русский народ на Масленицу?

Перед вами деформированный текст. Прочитайте его.

-Назовите признаки теста (Текст об одной народной забаве, которую изобразил В. И. Суриков на картине «Взятие снежного городка»).

- Прочитайте фразы, которые даны ниже и определите, на какие группы можно разделить все причастия и деепричастия?

Скрип снега, звуки костра, топот копыт, народный танец.

Тема праздника, зимних народных развлечений.

Праздник Масленицы.

Различные состязания в ловкости и силе, катание на лошадях, прыгать через костер, сжигание чучела, угощение блинами.

Учащиеся читают текст, называют его признаки, определяют тему теста. Читают фразы и устно распределяют причастия и деепричастия на группы.

Этап включения изученного в систему знаний

Приём Группировка грамматического материала.

Письменно вставьте данные фразы (см. приложение) на месте пропусков. Прочитайте текст снова.

- Что изменилось, на ваш взгляд?

-Определите тип текста (описание с элементами повествования).

-Что вам помогло правильно вставить фразы? (Смысл предложений и окончание причастий).

- Объясните окончание причастий.

-Какие пунктуационные правила вы применили, выполняя это задание?

Вывод:

Сделайте вывод, какую роль играют причастия и деепричастия в тексте?

Домашнее задание (на выбор):

  1. Проведите синтаксический разбор предложения № 1, морфологический разбор причастия или деепричастия из текста.

  2. Найдите отрывки из художественных текстов, в которых содержатся причастные и деепричастные обороты.

  3. Найдите дополнительный материал и напишите об одной народной забаве, включая в свой текст предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Учащиеся работают в парах, распределяют фразы, читают полученный текст и объясняют различия.


Учащиеся объясняют окончание причастий.

Учащиеся объясняют постанову знаков препинания при причастном и деепричастном обороте.

Учащиеся делают вывод, что деепричастия вносят добавочное действие, а причастия помогают описать действие.

Этап рефлексии учебной деятельности

Учитель просит учащихся до конца заполнить «Диагностическую карту успешности», оценив свою работу на уроке.

Учащиеся заполняют диагностическую карту

Диагностическая карта успеха учени__ 6г класса_____________ Диагностическая карта успеха учени__ 6г класса___________

Знаю /умею хорошо

Сомневаюсь

Не знаю/ не умею

Знаю /умею хорошо

Сомневаюсь

Не знаю/ не умею

1. Составление предложений с причастным или деепричастным оборотом.

1. Составление предложений с причастным или деепричастным оборотом.

2. Знание теоретического материала

2. Знание теоретического материала

3. Умение выполнять виды разбора

3. Умение выполнять виды разбора

4. Умение работать с тестом, понимание смысла текста.

4. Умение работать с тестом, понимание смысла текста.

5. Умение применять пунктуационные навыки при работе с текстом.

5. Умение применять пунктуационные навыки при работе с текстом.

6. Умение самостоятельно в паре выполнять задания.

6. Умение самостоятельно в паре выполнять задания.


Диагностическая карта успеха учени__ 6г класса_____________ Диагностическая карта успеха учени__ 6г класса___________

Знаю /умею хорошо

Сомневаюсь

Не знаю/ не умею

Знаю /умею хорошо

Сомневаюсь

Не знаю/ не умею

1. Составление предложений с причастным или деепричастным оборотом.

1. Составление предложений с причастным или деепричастным оборотом.

2. Знание теоретического материала

2. Знание теоретического материала

3. Умение выполнять виды разбора

3. Умение выполнять виды разбора

4. Умение работать с тестом, понимание смысла текста.

4. Умение работать с тестом, понимание смысла текста.

5. Умение применять пунктуационные навыки при работе с текстом.

5. Умение применять пунктуационные навыки при работе с текстом.

6. Умение самостоятельно в паре выполнять задания.

6. Умение самостоятельно в паре выполнять задания.


«Снежный городок» - старинная народная игра_______________________________________. Это память людей о покорении Сибири казаками. На площади или на берегу реки строили снежную крепость с зубцами, воротами, снежными фигурами____________________________. Нападающие - верхом на лошади - стремились ворваться в городок_____________________________________________. А защитники городка трещотками и метлами отгоняли лошадей.

Эту игру изобразил В. Суриков на картине «Взятие снежного городка».

Центральная фигура картины - казак______________________________. Всадник несётся прямо на зрителя. Конь его вломился в снежную стену, комья снега летят из-под копыт, и глаз дико косится. А за всадником сомкнулся___________________________ молодой народ. Люди смеются, кричат_____________________________. Неподалёку, в пёстром возке, сидит казак________________________________________________________________. ________________________________________________женщины стоят рядом и радуются зимней забаве.

Художник_________________________________передал в картине краски сибирской зимы, веселой, праздничной жизни. Лица людей разрумянились от мороза и полны воодушевления. Кажется, что зритель тоже участвует в этой старинной игре______________________________________________________.

В.И.Суриков______________________________________________________обратился к народным традициям, воспел их красоту. Ему удалось передать зрителю светлое, радостное настроение и свою любовь к родной земле.

Примечание: штурмующий городок, возникшая в сибирских деревнях, стоявший в два ряда, облитыми водой, разрушив верхнюю перекладину, размахивая хворостинами, принарядившиеся в разноцветные платки, заинтересованно наблюдающий за ходом игры, запечатлев миг победы, проводимой в последние дни масленичной недели, работая над картиной «Взятие снежного городка».

© 2010-2022