Статья Роль книги в воспитании человека на примере пьесы Вампилова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль книги в воспитании человека

(на примере пьес А. В. Вампилова)

Ударцева Л. А.

(Иркутск, Россия, МБОУ СШ № 77

[email protected])


Развитие интеллекта обучающихся во все времена было связано с воспитанием души человека. И огромная роль в этом принадлежит книге.

Со страниц книг писатель разговаривает с читателем, заставляет над чем-то задуматься, переосмыслить свою жизнь, в отдельных случаях подталкивает сделать нравственный выбор. И в этой связи большую ценность представляет из себя творчество А. В. Вампилова, в частности драматургия, которая по своей силе нравственного воздействия не имеет рамок ограничения ни во времени, ни в пространстве.

Велико воспитательное значение пьес А. В. Вампилова в плане постановки жизненных проблем, в плане их решения через взаимоотношения героев, поскольку вопросы чести и совести, смысла жизни, истинной и ложной любви, ответственности за судьбы близких, доброты и взаимопонимания в семье будут волновать людей вечно.

Я хочу остановить свое внимание на пьесах А. В. Вампилова: «Старший сын» и «Утиная охота».

Пьеса «Старший сын» - это пьеса, прежде всего, об одиночестве человека, о смысле жизни, о счастье.

Автор заставляет читателей задуматься над тем, что дети не должны расти эгоистами, черствыми, расчетливыми, неблагодарными. Драматург подчеркивает, что всякому человеку необходимы понимание и человеческая любовь.

Главный герой пьесы - Андрей Григорьевич Сарафанов - четырнадцать лет воспитывает детей один, жена сбежала с другим. Он играет на кларнете и, в силу сложившихся обстоятельств, работает не в филармонии, а в кинотеатрах, на танцах и на похоронах. И работает ради своих детей. Но понимания в семье нет, каждый занят своими проблемами. Жена называла его «блаженный», дети считают неудачником. А Сарафанов - человек творческой натуры, у него есть мечта - завершить собственное творение - ораторию. Его жизненное кредо заключено в словах «Зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете - нет, нет, никогда.… Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него». (1, с.40) И понимание, сочувствие главный герой находит в Бусыгине - в чужом человеке, студенте, который по причине случайных обстоятельств назвался его сыном. Для Сарафанова это настоящее счастье, так он и говорит: «То, что ты появился - это настоящее счастье». (1, с.43) И именно Бусыгин а не собственные дети, дает ему высокую оценку: «Этот папаша - святой человек». (1, с.46)

В центре пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота» - главный герой Зилов. Его облик складывается из поведения в быту, отношения родителям, к жене, выполнения своих профессиональных обязанностей. Зилов - легкомысленный муж, неблагодарный сын, никчемный работник.

Будучи женатым, он проводит вечера с любовницами: то с Верой, то с Ириной. Иногда приходит домой под утро, жене сочиняет истории про командировки. Галина, его жена, говорит про него: «Мы прожили с ним шесть лет, но я его так и не поняла». (2, с. 214) Своих родителей он не видел уже четыре года, считает, что отпуск лучше потратить на охоту, чем на поездку к родным. Отца, который просит его приехать, он называет «старый дурак», «собака», точно даже не знает, сколько ему лет.

Как работник Зилов совсем никудышный. Занимая должность в ЦБТИ, не проявляет никакого усердия, создает видимость работы, готов подтасовать факты, лишь бы ничего не делать и пораньше убежать.

Слова отца Зилова: «ленив и развратен» (2, с.262) точно характеризуют главного героя.

Ему тридцать лет, а на уме лишь винишко, друзья, охота и девочки.

В конце пьесы герой заходит в тупик, всех гонит прочь. Он во всем запутался: жил как прожигатель жизни; на работе дискредитировал себя в глазах начальника с подлогом статьи о реконструкции завода; испортил жизнь своей жене Галине и еще совсем юной Ирине; скомпрометировал в глазах друзей Веру, с которой у него тоже были личные отношения; не смог встретиться с отцом до его смерти. Такая жизнь ему надоела. Как жить по-другому - он пока еще не знает, поэтому делает попытку свести счеты с жизнью. Кузаков говорит Зилову: «…Чем ты еще недоволен?... Чего тебе не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, женщины тебя любят. Живи да радуйся. Чего тебе еще надо?» (2, с.305), «… если тебе не нравится твоя жизнь,… живи по-другому, кто тебе мешает?» (2, с.307)

Сможет ли Зилов начать жить по- новому - автор оставляет эту возможность домыслить читателю, поэтому заканчивает пьесу открытым финалом.

Существует мнение, что образ Зилова неоднозначен, что он подобен Печорину. Марк Липовецкий в своей статье пишет: «… центральный персонаж, Виктор Зилов, в полной мере отвечает характеристике «героя нашего времени»,

представляя собой «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». (3)

Действительно, с этой точкой зрения можно согласиться: в ремарках автор дает характеристику Зилову сродни Печорину: «В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука». (2, с.210) А начальник отдела, где работает Зилов, говорит, защищая его в глазах друзей: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень…» (2, с.235)

Но, конечно же, главное не в том, каким героем - положительным или отрицательным - признать Зилова. Важно, что за образом Зилова стоит не только проблема легкомысленного отношения к жизни, но и проблема почти поголовного пьянства среди молодых людей. На протяжении всей пьесы мы прочитываем: «Надо выпить и закусить» (2, с.217), «мне надо выпить» 2, с. 271), «Выпей, Дима…» (2, с.289) «А теперь давайте выпьем» (2, с.294)

В этом отношении Зилова можно поставить в один ряд с Ноздревым Н. В. Гоголя, («Мертвые души») и с Петрухой В. Г. Распутина («Прощание с Матерой).

Часто молодые люди не задумываются о своей жизни, плывут по течению, совершают необдуманные поступки, а потом заходят в тупик, как Зилов, и, если не находят выхода, или спиваются, или совершают самоубийство.

К сожалению, пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота» - это суровая правда жизни. И молодежь нужно воспитывать, решая вместе с автором насущные вопросы: для чего жить, как жить, каковы должны быть нравственные ценности человека.

В заключение хочу подчеркнуть, что хотя пьесы «Старший сын» и «Утиная охота» написаны более сорока лет назад, проблемы, поставленные автором, актуальны и по сей день.



Список литературы:


  1. А. В. Вампилов Старший сын. - М.: Пушкинская библиотека, АСТ АСТРЕЛЬ, 2006. - 315 с.

  2. А. В. Вампилов. - Старший сын: Пьесы. Рассказы. -М.: ЭКСМО, 2006. - 576 с.

  3. Липовецкий М. М. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература, - 2001. - № 2. - С. 5-7

© 2010-2022