- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-семинар по лирике М. Цветаевой Поэтам от поэта
Урок-семинар по лирике М. Цветаевой Поэтам от поэта
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Денисова В.Ф. |
Дата | 20.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
урок-семинар в 11 классе
«ПОЭТАМ ОТ ПОЭТА» по лирике М. Цветаевой
Вступление.
В истории русской культуры и поэзии 20 века М. Цветаева занимает особое место. Ее поэтическая личность сформировалась в уникальный атмосфере «Серебряного века» . Вместе со своими современниками: А. Ахматова, О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, Маяковским Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности по этической речи. В нашей литературе она оказалась последним великим трагическим романтиком. Творчество М. Цветаевой необычайно интересно и сложно. Уроков о жизни, судьбе и творчестве поэтессы довольно много. Много сказано о теме Родины в ее лирике, ноя не нашла ничего, связанного с поэтической перепиской М.Цветаевой с ее современниками (кроме стихов о Блоке) . Мне представляется интересной эта тема . В результате получился урок, предназначенный для профильного класса (там есть ресурс времени), цель которого познакомить ребят со стихотворениями М.Цветаевой к другим поэтам и о роли этих людей в жизни и творчестве самой Цветаевой.
ЦЕЛЬ урока: познакомить учащихся со стихами М.Цветаевой, посвященными поэтам - современникам, рассказать о роли этих людей в жизни и творчестве поэтессы.
Задачи:
-
Повторить порядок разбора стихотворения,
-
Отработать навык самостоятельного анализа лирического стихотворения
Оформление: на доске портреты М.Цветаевой, Б.Пастернака, В. Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой.
Эпиграф: «Мои стихи - дневник. Моя поэзия - поэзия собственных имен».
М.Цветаева
«Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила - которые любили меня - или не любили».
М. Цветаева
Задание к уроку творческим группам:
1группа анализирует цикл стихотворений М.Цветаевой «Стихи Блоку»
2 группа анализирует цикл стихотворений М.Цветаевой «Ахматовой»
3 группа анализирует цикл стихотворений М.Цветаевой «Провода»
4 группа анализирует цикл стихотворений М.Цветаевой «Маяковскому»
План анализа.
- основные темы, идеи цикла, посвященного поэту-современнику;
- через какие образы, художественные средства автор пытается донести до читателя эти темы и идеи;
- какими символическими именами наделяет лирический герой поэта;
- какое стихотворение цикла больше всего понравилось, чтение его наизусть и краткий литературный анализ поэтического произведения.
Урок рассчитан на 2 часа
Примечание: цифры после стихотворных строчек - это порядковый номер стихотворения в соответствующем цикле
ХОД УРОКА.
-
Слово учителя:
«Мои стихи -дневник. Моя поэзия - поэзия собственных имен,» - говорила М.Цветаева. И имен этих было много. Известных и неизвестных, великих поэтов и простых смертных. Они прошли через жизнь поэтессы, каждый оставив или подарив что-то, научив или научившись.
Сегодня мы поговорим о поэтах-современниках Цветаевой, об их роли в ее судьбе и творчестве.
Марина Цветаева обладала редким даром - удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Соприкосновение с чужим вдохновенным словом рождало в ответ «небесный пожар» души.
Птица - Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю и горю дотла,
И да будет вам ночь светла.
-
Группа.
Особое место занимал в душе Цветаевой А.Блок.
«Божий праведник мой прекрасный»,- называла его Цветаева. Личность Блока притягивала. Он виделся ей не просто поэтом, а существом высшего порядка. Он был идеальным воплощением «взыскательного художника», поднявшегося на огромную нравственную высоту. Цветаева посвятила ему цикл стихов в книге «Версты».
С Блоком Цветаева не была знакома лично, она слушала его в Политехническом музее в 1920 году, тогда, когда цикл стихов (1916) о нем уже сформировался.
« Я в жизни - волею стиха - пропустила большую встречу с Блоком… сама легкомысленно наколдовала: «И руками не потянусь…» и была же секунда… когда я стояла с ним рядом, в толпе, плечо с плечом… глядела на впалый висок…Стихи в кармане - руку протянуть - но дрогнула. Передала через Алю без адреса, накануне его отъезда».
Что это были за стихи, нам поможет разобраться первая творческая группа.
Примерный ответ учащихся.
Основные темы цикла - преклонение перед талантом великого поэта, стремление постичь тайну духовной жизни художника, рассказ о любви, в котором переданы тончайшие оттенки чувств. Блок для Цветаевой - «рыцарь без укоризны», божество, «нежный призрак» ,«божий праведник мой прекрасный» ,«имя твое, звучащее словно: ангел»
Она говорит о его великой миссии - поэт, о его роли в своей поэтической жизни: «кем ты призван в мою молодую жизнь?»
Он - «вседержитель моей души» . Она «славит» имя Блока, не называя его, словно Бога:
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.
Или: И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег…
Имя поэта для героини - святое. Приобщение к творчеству своего кумира дарит любящему сердцу неповторимое ощущение гармонии, дает возможность обрести душевный покой, умиротворение, поэтому и завершается стихотворение просветленным
Свете тихий - святыя славы -
Вседержитель моей души.
Молитвенные интонации есть и в 5 стих. Цикла.
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе - до зари.
Славит Цветаева его, его высокую миссию, обожествляет и во всем ощущается неподдельная искренность героини, ее преклонение.
Предстало нам - всей площади широкой!-
Святое сердце Александра Блока.
Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего.
Русь - Пасхою к тебе плывет,
Разливом тысячеголосым.
Узнав о смерти Блока в 1921 году, Цветаева сразу же написала письмо Ахматовой: «смерть блока. Еще ничего не понимаю и долго не буду понимать . …удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Мало земных примет, мало платья. Он как-то сразу стал ликом заживо -посмертным ( в наше любви). … Смерть Блока я чувствую как вознесение. Не хочу его в гробу, хочу в зорях ( вытянувших на той туче)»
В этом цикле два мотива: любовь и смерть.
Поэт умер, и сердце лирической героини обливается кровью: ведь его не вернешь, это боль не только одного, но тысяч, всей России: « пою своей отчизны рану» (16),
«и проволока под небом
поет и поет смерть»
Но умер человек: «думали - человек!
И умереть заставили» , а поэт остался, остались его стихи, его любовь к России, к людям - и это главное.
И вот в громах, как, некий серафим,
Оповещает голосом глухим,-
Откуда-то из древних утр туманных-
Кто нас любил, слепых и безымянных,
За синий плащ, за вероломства - грех…
И как нежнее всех - ту, глубже всех
В ночь канувшую - не дела лихие!
И как не разлюбил тебя, Россия!
Мотив смерти сопровождается образами Метели, Снега, Тишины, Мглы: «снеговая тишь», «во мгле - сизой
Стоишь, ризой
Снеговой одет».
«вещие вьюги кружились вдоль жил…» . А еще мотив смерти переплетается с образом - символом птицы с переломанными крыльями: оборвалась жизнь поэта, сломаны крылья, не полетит никуда.
В стихотворениях ярко прослеживается образ Лебедя.
«длинным криком, лебединым кликом зовет», « О, поглядите - как крылья его поломаны!» , вещие вьюги кружились вдоль жил,
Плечи сутулые гнулись от крыл,
В певчую прорезь, в запекшийся пыл -
Лебедем душу свою упустил!
И над равниной -
Крик лебединый .
Этот образ - символ отсылает, напоминает нам цикл стихов Блока « На поле Куликовом» : Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
«За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…»
Такая перекличка не случайна, ведь лебедь - образ - символ верности, честности, чистоты, любви, величия, - всего того, с чем ассоциируется образ Блока в стихах Цветаевой.
Отличительная черта цикла - музыкальность, что символично, ведь и сам Блок, и Цветаева придавали огромное значение музыке, которую воспринимал как мировую стихию ( вспомним хотя бы «Двенадцать» - музыка революции).
Работа с классом:
Читаем 1 стих цикла «Имя твое - птица в руке».
Ваши впечатления от стихотворения.
Какова тема стихотворения?
Лирический герой трепетно воспринимает звук самого имени Блока. АНАФОРА (повтор) усиливает восхищение поэтом, подчеркивает, сколько драгоценного заключает в себе для нее даже звучание его имени:
Имя твое - птица в руке,
Имя твое - Льдинка на языке.
Одно - единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Какие удивительные сравнения использует автор!
Обратите внимание на определения. Что они передают?
Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту,; камень, кинутый в тихий пруд; звонко щелкающий курок. Они предают то, что длится не более короткого мига, но оставляет долгий след в сердце. Все эти определения отражают извечное стремление человека остановить прекрасное мгновение.
В чем проявляется музыкальность стих.?
Музыкальная палитра стих. Чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелк курка, звук поцелуя, плеск упавшего в реку камня.
Следующая наша страничка посвящена Анне Ахматовой.
Учитель: О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой! - писала Цветаева.
Ахматова много значила в жизни Цветаевой. Восхищение Ахматовой было искренним. Цветаева никогда не рассматривала Ахматову как соперницу - скорее как союзницу, соратницу в деле служения поэзии. Ахматова благосклонно принимала это поклонение, подписывала книги, присылаемые ей Цветаевой. Они переписывались, но не встречались. Их первая встреча произошла в 1941 году , в июне, и была организована друзьями в квартире Ардовых.
Но до этого было еще далеко, а пока в 1916 году Цветаева посвятила Ахматовой цикл стихотворений.
Послушаем 2-ю творческую группу.
Весь цикл - восхищение перед талантом и славословие ему.
Героиня - адресат символически названа «царскосельской музой», «раненой музой», «музой плача», «разорительницей ветров», «насылательницей метелей, лихорадок, стихов, войн», «Златоустой Анной всея Руси», «чернокнижницей».
Все стихи цикла - преклонение.
Ах, я счастлива! Никогда заря
Не сгорала - чище.
Ах, я счастлива, что, тебя даря,
Удаляюсь - нищей…
Златоустой Анне - всея Руси
Искупительному глаголу, -
Ветер, голос мой донеси
И вот этот вздох мой тяжелый.
В цикле ясно прослеживаются и портретные черты Ахматовой:
О, тело милое! О, прах
Легчайшей птицы!
Так много вздоха было в ней,
Так мало - тела.
От ангела и от орла
В ней было что-то…
и факты ее жизни, трудной, подчас трагической:
Как цыганка тебе дала
Камень в простой оправе,
Как цыганка тебе врала
Что - то о славе…
Ахматова предстает в стихах как «земная женщина» и неземная, как мученица и как поэтесса.
Для всех, в томленье славящих твой
Подъезд,
Земная женщина, мне же - небесный
Крест!
Тебе одной ночами кладу поклоны,-
И все твоими очами глядят иконы!
Ты, срывающая покров
С катафалков и с колыбелей,
Разъярительница ветров,
Насылательница метелей… в 7 стихотворении цикла, а (8) Ты, потупленная в толпе Богомолок у Сергий-Троицы
Интересно (4) стих. Цикла, посвященное сыну Ахматовой и Гумилева, - Льву. Он воплотил в себе все лучшее от родителей, двух поэтов
Он - «маленький царь», «царский сын»
Дай ему бог - вздох
И улыбку матери,
Взгляд - искателя жемчугов.
Северный океан и Южный
И нить жемчужных
Черных четок - в твоей горсти.
Упоминание жемчугов и четок неслучайно. Вспомним, что первая книга Ахматовой называлась «Четки », а у Гумилева была книга стихов «Жемчуга».
Обратимся к первому стихотворению цикла.
Необычная контрастная двухцветная характеристика в начале стиха выявляет двойственную природу:
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
Автор видит глобальное воздействие поэтического дара Ахматовой на окружающий мир:
И мы шарахаемся, и глухое: Ох! -
Стотысячное - тебе присягает, Анна
Ахматова!..
Приобщение к судьбе героини несет в себе и сладость, и угрозу: «вопли твои вонзаются в нас, как стрелы», но «мы коронованы тем, что одну с тобой/ Мы землю топчем, что небо над нами - то же».
Даже имя несет на себе в восприятии автора, мету «смертельной судьбы»:
…Это имя - огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Чувство восхищения поэтом рождает стремление одарить в ответ, отдать в благодарность поэту нечто столь же бесценное:
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! - и сердце свое в придачу.
Восхищение было взаимным , Ахматова тоже писала стихи о Цветаевой.
И отступилась я здесь от всего,
От земного всякого блага,
Духом, хранителем места сего
Стала лесная коряга.
Все мы немного у жизни в гостях,
Жить - это только привычка.
Чудится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка.
Двух? А еще у восточной стены,
В зарослях крепкой малины,
Темная, свежая ветвь бузины…
Это письмо от Марины.
Или еще:
…Мы с тобой, Марина,
По столице полночной идем.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет.
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающий след.
Москва становится знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии.
Учитель: БОРИС ПАСТЕРНАК… с этим именем много связано в жизни Цветаевой . началось все с книги Пастернака «Сестра моя - жизнь». Цветаева причитала ее, когда жила в Берлине, по словам самой Цветаевой, книга эта стала одним из сильнейших литературных впечатлений, « я тогда жила ею, пила ее, не отрываясь».
Всегда искавшая себе друзей и собеседников, родственных по духу, она нашла такого в друга в Пастернаке. Пожалуй, никто не был ей так близок и внятен. Она читала его стихи, как свои, дивясь глубинному сходству, музыкальности, стекавшей с их душ в слова.
Безутешная из-за отъезда в 1923 году в Россию своего «заоблачного», «вершинного брата», Цветаева посвящает ему один за другим два цикла стихов - «Провода» и «Поэты».
Слушаем 3-ю творческую группу.
Основная тема цикла - фатальная безысходность, незримость возлюбленного, нескончаемая разлука.
Обратите внимание на эпиграф цикла: «Сердечная волна не вздымалась бы так высоко, когда бы ей не преграждала путь старая немая скала - Судьба» Гельдерлин.
Судьба - разлучница, но союзница Духа. Это и есть идея цикла.
Сила страдания, боль разъединения с любимым, и родиной невозможно высказать. Они безмерны, и героине не хватает ни технических (телеграф), гни самых мощных поэтических средств (« Боюсь, что мало для такой беды всего Расина и всего Шекспира»), ни превосходных степеней слова.
Провода - символ противоречивый: провода связывают, но на расстоянии, а расстояние не только выматывает - еще и спасает, усиливает чувство.
О, по каким морям и городам
Тебя искать? (Незримого - незрячей!)
Я проводы доверю проводам,
И в телеграфный столб упершись - плачу.
Здесь обыгрывается фонетическое сходство между словом «проводы», означающее прощание, и «провода» - телеграфные линии.
- Без стыда!
Гудят моей высокой тяги
Лирические провода.
«столб телеграфный» - «чувств непреложный передатчик», «уст осязаемая весть». Лирическая героиня ждет встречи, надеется на нее. «Без любимого мир пуст» (4). Из души рвется «вопль» отчаяния: «словеса сии - лишь вопль».
Вожделений - моих - выспренних,
Крик - из чрева и на ветер!
Это сердце мое, искрою
Магнетической - рвет метр.
И ритмика стихотворения, и звукопись (аллитерация «р»), четкая, рубленая фраза, что подчеркивается использованием тире почти в каждой строке, - все должно передать именно «рвущееся» страдание. Оно создается сочетанием акцентного стиха с обилием внутренних пауз, разрывающими фразы, отдельные слова, а также переносами. Именно здесь и проявляется цветаевская безмерность. Драматизм как бы постоянно нарастает и становится основным принципом развертывающегося лирического сюжета:
- «метр и меру?» но чет - вертое
Измерение мстит: - Мчись
Над метрическими - мертвыми -
Лжесвидетельствами - свист!
Вот, например, 2 стихотворение совмещает интонации народного причитания и классической традиции - единство протяженности и чеканности, при этом разрывающие фразы и слова подчеркивают захлебывающуюся прерывистость нескончаемой речи.
По аллее
Вздохов - проволокой к столбу -
Телеграфное: лю -ю - блюю…
Вдоль свай
Телеграфное: про - о - щай…
Слышишь? Это последний срыв
Глотки сорванной: про - о - стите…
Для того, чтобы передать всю безграничность отчаяния от разлуки с любимым, из культурной памяти человечества поэтесса извлекает наиболее трагические, колоритные в своей безысходности образы. Лирическая героиня и Ариадна, и Эвредика, и Федра. За счет мифологических и литературных параллелей «я» превращается в образ Женщины с большой буквы, «ты» - в образ всех несостоявшихся встреч и союзов.
Что я в тебе утрачиваю всех
Когда - либо и где-либо не бывших!
Но для женщины главное уметь ждать
Терпеливо, как щебень бьют,
Терпеливо, как смерти ждут,
Терпеливо, как вести зреют,
Терпеливо, как месть лелеют -
Беде ждать тебя…
Рефреном звучит слово Терпеливо в 8 стихе:
Терпеливо, как рифмы ждут,
Терпеливо, как руки гложут.
Терпеливо, как негу длят,
Терпеливо, как бисер нижут,
Буду ждать тебя…
И она обязательно дождется. Сразу на память приходит множество ассоциаций и из мифологии, и из литературы, и симоновское стихотворение «Жди меня»: жди меня, и я вернусь.
Вот и лирическая героиня восклицает: « Где бы ты ни был - тебя достигну,
Выстрадаю - и верну назад».
Только надежда на встречу поддерживает ее. Сила ее любви безгранична, и она всюду:
…Я всюду:
Зори и руды я, хлеб и вздох,
Есмь я и буду я, и добуду
Губы - как душу добудет Бог:
Через дыхание - в час твой хриплый,
Через архангельского суда
Изгороди!
А 9 стихе звучит мотив сна и опять надежда:
Все разрозненности сводит сон.
Авось увидимся во сне.
Судьбы людей в руках Творца: «Всевидящий, он знает, чью/ Ладонь - и в чью, кого - и с кем». Судьба героини - разлучница, и печаль поселилась в сердце героини: «предвечная… печаль / Плачущих без плеча!»
На протяжении цикла страдание нарастает, развертывается, становится гиперболическим.
В час, когда милый друг
Огибал последний мыс
(Вздохов мысленных: вернись!)
Были взмахи - больше рук.
Точно руки - вслед - от плеч!
Точно губы - вслед - заклясть!
Звуки растеряла речь,
Пальцы растеряла пясть.
…Были слезы больше глаз
человеческих и звезд
Атлантических.
Все стихи цикла - особые ступени градации страдания. Восклицательный знак ставит заключительное стихотворение:
С другими - в розовые груды
Грудей…В гадательные дроби
Недель…
А я тебе пребуду
Сокровищницею подобий…
- недр достовернейшую гущу
Я мнимостями пересилю!
Пастернак стал для Цветаевой Всадником на красном коне поэзии, Вожатым, Георгием - Победоносцем, пронзившим насмерть своим копьем и одиночество, и сомненья в своих силах, и то непонимание со стороны эмигранта читателя, которое ощущалось все сильнее.
А вот стихотворение, посвященное Цветаевой самим Пастернаком.
Марина!
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
Всегда загадочны утраты.
В бесплодных розысках в ответ
Я мучаюсь без результата:
У смерти очертаний нет.
Тут все - полуслова и тени,
Обмолвка и самообман,
И только верой в воскресенье
Какой-то указатель дан.
Лицом повернутая к Богу.
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.
Учитель: И еще одна фигура, колоссальная по своему масштабу, которой мы не можем не коснуться, - МАЯКОВСКИЙ!
Очень рано, в годы революции, оценила Цветаева по достоинству трубный глас Маяковского: она высоко чтила в нем олицетворенную мощь и размах Рев. России :
Повыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел - тяжелоступ -
Здорово, в веках, Владимир!..
«Маяковскому», 1921 год
« Маяковский, -писала Цветаева, - первый в мире поэт масс». Его всемирная роль и значение настолько велики, что не только «нам», но и «нашим внукам» придется «оборачиваться на Маяковского», - причем оборачиваться « придется не назад, а вперед».
Цветаева посвящает Маяковскому цикл стихотворений, узнав в апреле 1930 года о его самоубийстве, и стих в 1921 году, упоминала в своих статьях и письмах, отвела много места в статье «Эпос и лирика современной России. Владимир Маяковский и Борис Пастернак».
Слушаем 4-ю творческую группу.
Примерный ответ.
Цикл начинается стихотворением
Чтоб край земной не вымер
Без отчаянных дядей,
Будь, младенец, Владимир:
Целым миром Володей!
И сразу видно отношение лирического героя к поэту - отчаянный, на таких земля держится.
Маяковский предстает в стихах бойцом на передовой литературного фронта. И если литературная газета «Известия» выходит каждые семь дней, то такой, как Маяковский, - «раз в столетие» .
Кровь «первого его бойца» на страницах газет. Перед 3-им стихом дается отрывок из «Однодневной газеты» о смерти Маяковского, где его называют «величайшим поэтом революции». И все 3-е стихотворение как раз и подтверждает это. Маяковский взвалил на себя ношу быть «глашатаем революции»
Гору пролетарского Синая,
На котором праводатель - он.
Образ-символ многотрудного пути в этом стихе - «сапоги», в которых поэт прошел весь свой «двадцатилетний прегон» - 20 лет творчества, сапоги, «израсходованы до сияния», в которых «гору брал»,
В сапогах великого похода,
На донбассовских, небось, гвоздях.
Гору горя своего народа… миллионного.
В цикле много перекличек со стихами самого Маяковского «любовная лодка…», ощущается сходство ритма, стихи словно выстрел звучат:
Вроде юнкера на Тоске
Выстрелившего - с тоски!
Парень! Не по-маяковски
Действуешь: по-шаховски.
Выстрел - в самую душу
Как только что по врагам.
Богоборцем разрушен
Сегодня последний храм.
В 5-м стихе Цветаева подчеркивает, что смерть Маяковского - это «выстрел - в самую душу», «выстрел- в самую точку», «выстрел в левую створку: /Ну в самый-те Центропев!». Смерть Маяковского - потеря для литературы, для всего народа и всей русской культуры.
Очень интересно 6-е стихотворение. Сюжет фантастически - иронический. Диалог между Маяковским и Есениным, встретившимися на том свете. Они делятся причинами, побудившими их покончить жизнь самоубийством.
- Стрелялось? - Привычно.
- Горелось? - Отлично.
…Вот-те и шлюпка
Любовная лодка! Ужель из-за юбки?
- Хужей из-за водки.
Герои обмениваются последними новостями.
Есенин интересуется:
А что на Рассее -
На матушке? - То есть
Где? - в ЭССЕСЕСЕРЕ
Что нового? - Строят.
Родители - родят,
Вредители - топчут,
Издатели - водят,
Писатели - строчат.
А как писатели и поэты, начинавшие вместе с ними свой путь? Все печально. Из настоящих поэтов остался один Пастернак.
Блок - «ангелом»,
Сологуб - на канале: по красные щеки пошел.
Гумилев - на востоке (« в кровавой рогоже, на полной подводе…»)_
«Все то же» - звучит рефреном на протяжении всего стихотворения, ничего не изменилось за 5 лет со дня смерти Есенина до гибели Маяковского, но они готовы « под царство и это подложим гранату».
Заключительное слово учителя.
На Руси издавна считалось, что каждая встреча, каждый человек дается Творцом на жизненном пути не случайно - для обучения ли, для прощения, для самосовершенствования, для экзаменов. Надо только понимать это, быть мудрыми и не сетовать зря на судьбу. Вот Марина Цветаева это хорошо понимала. Она говорила: «Всеми своими стихами я обязана людям, которых любила - которые любили меня - или не любили». На протяжении 3- х уроков мы знакомились с этими людьми - родители, сестра, муж, дети, а вот сегодня - литературное окружение, ее поэтические соратники-друзья. Конечно, не о всех мы поговорили. Были еще и Осип Мандельштам, и Эрих Мария Рильке, и многие другие. О них вы почитаете самостоятельно. Главное, что мы имеем возможность познакомиться с этими посланиями поэта - поэтам. И в конце урока мне бы хотелось узнать, что же вы увидели в стихах Цветаевой, какую Марину Цветаеву открыл для себя каждый из вас.
-
Задание на 5-7 минут: написать сочинение-миниатюру «Мое открытие Цветаевой».
-
Чтение и обсуждение миниатюр - 10-15 минут