Урок-семинар по лирике М. Цветаевой Поэтам от поэта

В истории русской культуры и поэзии 20 века М. Цветаева занимает особое место. Ее поэтическая личность сформировалась в уникальный атмосфере «Серебряного века» . Вместе со своими современниками: А. Ахматова, О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, Маяковским Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности по этической речи. В нашей литературе она оказалась последним великим трагическим романтиком. Творчество М. Цветаевой необычайно интересно и сложно. Уроков о жизни, судьбе и творчестве поэт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



урок-семинар в 11 классе

«ПОЭТАМ ОТ ПОЭТА» по лирике М. Цветаевой

Вступление.

В истории русской культуры и поэзии 20 века М. Цветаева занимает особое место. Ее поэтическая личность сформировалась в уникальный атмосфере «Серебряного века» . Вместе со своими современниками: А. Ахматова, О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, Маяковским Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности по этической речи. В нашей литературе она оказалась последним великим трагическим романтиком. Творчество М. Цветаевой необычайно интересно и сложно. Уроков о жизни, судьбе и творчестве поэтессы довольно много. Много сказано о теме Родины в ее лирике, ноя не нашла ничего, связанного с поэтической перепиской М.Цветаевой с ее современниками (кроме стихов о Блоке) . Мне представляется интересной эта тема . В результате получился урок, предназначенный для профильного класса (там есть ресурс времени), цель которого познакомить ребят со стихотворениями М.Цветаевой к другим поэтам и о роли этих людей в жизни и творчестве самой Цветаевой.

ЦЕЛЬ урока: познакомить учащихся со стихами М.Цветаевой, посвященными поэтам - современникам, рассказать о роли этих людей в жизни и творчестве поэтессы.

Задачи:

  1. Повторить порядок разбора стихотворения,

  2. Отработать навык самостоятельного анализа лирического стихотворения

Оформление: на доске портреты М.Цветаевой, Б.Пастернака, В. Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой.

Эпиграф: «Мои стихи - дневник. Моя поэзия - поэзия собственных имен».

М.Цветаева

«Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила - которые любили меня - или не любили».

М. Цветаева

Задание к уроку творческим группам:

1группа анализирует цикл стихотворений М.Цветаевой «Стихи Блоку»

2 группа анализирует цикл стихотворений М.Цветаевой «Ахматовой»

3 группа анализирует цикл стихотворений М.Цветаевой «Провода»

4 группа анализирует цикл стихотворений М.Цветаевой «Маяковскому»

План анализа.

- основные темы, идеи цикла, посвященного поэту-современнику;

- через какие образы, художественные средства автор пытается донести до читателя эти темы и идеи;

- какими символическими именами наделяет лирический герой поэта;

- какое стихотворение цикла больше всего понравилось, чтение его наизусть и краткий литературный анализ поэтического произведения.

Урок рассчитан на 2 часа

Примечание: цифры после стихотворных строчек - это порядковый номер стихотворения в соответствующем цикле


ХОД УРОКА.

  1. Слово учителя:

«Мои стихи -дневник. Моя поэзия - поэзия собственных имен,» - говорила М.Цветаева. И имен этих было много. Известных и неизвестных, великих поэтов и простых смертных. Они прошли через жизнь поэтессы, каждый оставив или подарив что-то, научив или научившись.

Сегодня мы поговорим о поэтах-современниках Цветаевой, об их роли в ее судьбе и творчестве.

Марина Цветаева обладала редким даром - удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Соприкосновение с чужим вдохновенным словом рождало в ответ «небесный пожар» души.

Птица - Феникс я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла,

И да будет вам ночь светла.

  1. Группа.

Особое место занимал в душе Цветаевой А.Блок.

«Божий праведник мой прекрасный»,- называла его Цветаева. Личность Блока притягивала. Он виделся ей не просто поэтом, а существом высшего порядка. Он был идеальным воплощением «взыскательного художника», поднявшегося на огромную нравственную высоту. Цветаева посвятила ему цикл стихов в книге «Версты».

С Блоком Цветаева не была знакома лично, она слушала его в Политехническом музее в 1920 году, тогда, когда цикл стихов (1916) о нем уже сформировался.

« Я в жизни - волею стиха - пропустила большую встречу с Блоком… сама легкомысленно наколдовала: «И руками не потянусь…» и была же секунда… когда я стояла с ним рядом, в толпе, плечо с плечом… глядела на впалый висок…Стихи в кармане - руку протянуть - но дрогнула. Передала через Алю без адреса, накануне его отъезда».

Что это были за стихи, нам поможет разобраться первая творческая группа.

Примерный ответ учащихся.

Основные темы цикла - преклонение перед талантом великого поэта, стремление постичь тайну духовной жизни художника, рассказ о любви, в котором переданы тончайшие оттенки чувств. Блок для Цветаевой - «рыцарь без укоризны», божество, «нежный призрак» ,«божий праведник мой прекрасный» ,«имя твое, звучащее словно: ангел»

Она говорит о его великой миссии - поэт, о его роли в своей поэтической жизни: «кем ты призван в мою молодую жизнь?»

Он - «вседержитель моей души» . Она «славит» имя Блока, не называя его, словно Бога:

И по имени не окликну,

И руками не потянусь.

Восковому, святому лику

Только издали поклонюсь.

Или: И, под медленным снегом стоя,

Опущусь на колени в снег,

И во имя твое святое

Поцелую вечерний снег…

Имя поэта для героини - святое. Приобщение к творчеству своего кумира дарит любящему сердцу неповторимое ощущение гармонии, дает возможность обрести душевный покой, умиротворение, поэтому и завершается стихотворение просветленным

Свете тихий - святыя славы -

Вседержитель моей души.

Молитвенные интонации есть и в 5 стих. Цикла.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Я молюсь тебе - до зари.

Славит Цветаева его, его высокую миссию, обожествляет и во всем ощущается неподдельная искренность героини, ее преклонение.

Предстало нам - всей площади широкой!-

Святое сердце Александра Блока.

Было так ясно на лике его:

Царство мое не от мира сего.

Русь - Пасхою к тебе плывет,

Разливом тысячеголосым.

Узнав о смерти Блока в 1921 году, Цветаева сразу же написала письмо Ахматовой: «смерть блока. Еще ничего не понимаю и долго не буду понимать . …удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Мало земных примет, мало платья. Он как-то сразу стал ликом заживо -посмертным ( в наше любви). … Смерть Блока я чувствую как вознесение. Не хочу его в гробу, хочу в зорях ( вытянувших на той туче)»

В этом цикле два мотива: любовь и смерть.

Поэт умер, и сердце лирической героини обливается кровью: ведь его не вернешь, это боль не только одного, но тысяч, всей России: « пою своей отчизны рану» (16),

«и проволока под небом

поет и поет смерть»

Но умер человек: «думали - человек!

И умереть заставили» , а поэт остался, остались его стихи, его любовь к России, к людям - и это главное.

И вот в громах, как, некий серафим,

Оповещает голосом глухим,-

Откуда-то из древних утр туманных-

Кто нас любил, слепых и безымянных,

За синий плащ, за вероломства - грех…

И как нежнее всех - ту, глубже всех

В ночь канувшую - не дела лихие!

И как не разлюбил тебя, Россия!

Мотив смерти сопровождается образами Метели, Снега, Тишины, Мглы: «снеговая тишь», «во мгле - сизой

Стоишь, ризой

Снеговой одет».

«вещие вьюги кружились вдоль жил…» . А еще мотив смерти переплетается с образом - символом птицы с переломанными крыльями: оборвалась жизнь поэта, сломаны крылья, не полетит никуда.

В стихотворениях ярко прослеживается образ Лебедя.

«длинным криком, лебединым кликом зовет», « О, поглядите - как крылья его поломаны!» , вещие вьюги кружились вдоль жил,

Плечи сутулые гнулись от крыл,

В певчую прорезь, в запекшийся пыл -

Лебедем душу свою упустил!

И над равниной -

Крик лебединый .

Этот образ - символ отсылает, напоминает нам цикл стихов Блока « На поле Куликовом» : Слышал я Твой голос сердцем вещим

В криках лебедей.

«За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…»

Такая перекличка не случайна, ведь лебедь - образ - символ верности, честности, чистоты, любви, величия, - всего того, с чем ассоциируется образ Блока в стихах Цветаевой.

Отличительная черта цикла - музыкальность, что символично, ведь и сам Блок, и Цветаева придавали огромное значение музыке, которую воспринимал как мировую стихию ( вспомним хотя бы «Двенадцать» - музыка революции).

Работа с классом:

Читаем 1 стих цикла «Имя твое - птица в руке».

Ваши впечатления от стихотворения.

Какова тема стихотворения?

Лирический герой трепетно воспринимает звук самого имени Блока. АНАФОРА (повтор) усиливает восхищение поэтом, подчеркивает, сколько драгоценного заключает в себе для нее даже звучание его имени:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - Льдинка на языке.

Одно - единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Какие удивительные сравнения использует автор!

Обратите внимание на определения. Что они передают?

Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту,; камень, кинутый в тихий пруд; звонко щелкающий курок. Они предают то, что длится не более короткого мига, но оставляет долгий след в сердце. Все эти определения отражают извечное стремление человека остановить прекрасное мгновение.

В чем проявляется музыкальность стих.?

Музыкальная палитра стих. Чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелк курка, звук поцелуя, плеск упавшего в реку камня.

Следующая наша страничка посвящена Анне Ахматовой.

Учитель: О, Муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой! - писала Цветаева.

Ахматова много значила в жизни Цветаевой. Восхищение Ахматовой было искренним. Цветаева никогда не рассматривала Ахматову как соперницу - скорее как союзницу, соратницу в деле служения поэзии. Ахматова благосклонно принимала это поклонение, подписывала книги, присылаемые ей Цветаевой. Они переписывались, но не встречались. Их первая встреча произошла в 1941 году , в июне, и была организована друзьями в квартире Ардовых.

Но до этого было еще далеко, а пока в 1916 году Цветаева посвятила Ахматовой цикл стихотворений.

Послушаем 2-ю творческую группу.

Весь цикл - восхищение перед талантом и славословие ему.

Героиня - адресат символически названа «царскосельской музой», «раненой музой», «музой плача», «разорительницей ветров», «насылательницей метелей, лихорадок, стихов, войн», «Златоустой Анной всея Руси», «чернокнижницей».

Все стихи цикла - преклонение.

Ах, я счастлива! Никогда заря

Не сгорала - чище.

Ах, я счастлива, что, тебя даря,

Удаляюсь - нищей…

Златоустой Анне - всея Руси

Искупительному глаголу, -

Ветер, голос мой донеси

И вот этот вздох мой тяжелый.

В цикле ясно прослеживаются и портретные черты Ахматовой:

О, тело милое! О, прах

Легчайшей птицы!

Так много вздоха было в ней,

Так мало - тела.

От ангела и от орла

В ней было что-то…

и факты ее жизни, трудной, подчас трагической:

Как цыганка тебе дала

Камень в простой оправе,

Как цыганка тебе врала

Что - то о славе…

Ахматова предстает в стихах как «земная женщина» и неземная, как мученица и как поэтесса.

Для всех, в томленье славящих твой

Подъезд,

Земная женщина, мне же - небесный

Крест!

Тебе одной ночами кладу поклоны,-

И все твоими очами глядят иконы!

Ты, срывающая покров

С катафалков и с колыбелей,

Разъярительница ветров,

Насылательница метелей… в 7 стихотворении цикла, а (8) Ты, потупленная в толпе Богомолок у Сергий-Троицы

Интересно (4) стих. Цикла, посвященное сыну Ахматовой и Гумилева, - Льву. Он воплотил в себе все лучшее от родителей, двух поэтов

Он - «маленький царь», «царский сын»

Дай ему бог - вздох

И улыбку матери,

Взгляд - искателя жемчугов.

Северный океан и Южный

И нить жемчужных

Черных четок - в твоей горсти.

Упоминание жемчугов и четок неслучайно. Вспомним, что первая книга Ахматовой называлась «Четки », а у Гумилева была книга стихов «Жемчуга».

Обратимся к первому стихотворению цикла.

Необычная контрастная двухцветная характеристика в начале стиха выявляет двойственную природу:

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

Автор видит глобальное воздействие поэтического дара Ахматовой на окружающий мир:

И мы шарахаемся, и глухое: Ох! -

Стотысячное - тебе присягает, Анна

Ахматова!..

Приобщение к судьбе героини несет в себе и сладость, и угрозу: «вопли твои вонзаются в нас, как стрелы», но «мы коронованы тем, что одну с тобой/ Мы землю топчем, что небо над нами - то же».

Даже имя несет на себе в восприятии автора, мету «смертельной судьбы»:

…Это имя - огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Чувство восхищения поэтом рождает стремление одарить в ответ, отдать в благодарность поэту нечто столь же бесценное:

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! - и сердце свое в придачу.

Восхищение было взаимным , Ахматова тоже писала стихи о Цветаевой.

И отступилась я здесь от всего,

От земного всякого блага,

Духом, хранителем места сего

Стала лесная коряга.

Все мы немного у жизни в гостях,

Жить - это только привычка.

Чудится мне на воздушных путях

Двух голосов перекличка.

Двух? А еще у восточной стены,

В зарослях крепкой малины,

Темная, свежая ветвь бузины…

Это письмо от Марины.

Или еще:

…Мы с тобой, Марина,

По столице полночной идем.

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет.

А вокруг погребальные звоны,

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающий след.

Москва становится знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии.

Учитель: БОРИС ПАСТЕРНАК… с этим именем много связано в жизни Цветаевой . началось все с книги Пастернака «Сестра моя - жизнь». Цветаева причитала ее, когда жила в Берлине, по словам самой Цветаевой, книга эта стала одним из сильнейших литературных впечатлений, « я тогда жила ею, пила ее, не отрываясь».

Всегда искавшая себе друзей и собеседников, родственных по духу, она нашла такого в друга в Пастернаке. Пожалуй, никто не был ей так близок и внятен. Она читала его стихи, как свои, дивясь глубинному сходству, музыкальности, стекавшей с их душ в слова.

Безутешная из-за отъезда в 1923 году в Россию своего «заоблачного», «вершинного брата», Цветаева посвящает ему один за другим два цикла стихов - «Провода» и «Поэты».

Слушаем 3-ю творческую группу.

Основная тема цикла - фатальная безысходность, незримость возлюбленного, нескончаемая разлука.

Обратите внимание на эпиграф цикла: «Сердечная волна не вздымалась бы так высоко, когда бы ей не преграждала путь старая немая скала - Судьба» Гельдерлин.

Судьба - разлучница, но союзница Духа. Это и есть идея цикла.

Сила страдания, боль разъединения с любимым, и родиной невозможно высказать. Они безмерны, и героине не хватает ни технических (телеграф), гни самых мощных поэтических средств (« Боюсь, что мало для такой беды всего Расина и всего Шекспира»), ни превосходных степеней слова.

Провода - символ противоречивый: провода связывают, но на расстоянии, а расстояние не только выматывает - еще и спасает, усиливает чувство.

О, по каким морям и городам

Тебя искать? (Незримого - незрячей!)

Я проводы доверю проводам,

И в телеграфный столб упершись - плачу.

Здесь обыгрывается фонетическое сходство между словом «проводы», означающее прощание, и «провода» - телеграфные линии.

- Без стыда!

Гудят моей высокой тяги

Лирические провода.

«столб телеграфный» - «чувств непреложный передатчик», «уст осязаемая весть». Лирическая героиня ждет встречи, надеется на нее. «Без любимого мир пуст» (4). Из души рвется «вопль» отчаяния: «словеса сии - лишь вопль».

Вожделений - моих - выспренних,

Крик - из чрева и на ветер!

Это сердце мое, искрою

Магнетической - рвет метр.

И ритмика стихотворения, и звукопись (аллитерация «р»), четкая, рубленая фраза, что подчеркивается использованием тире почти в каждой строке, - все должно передать именно «рвущееся» страдание. Оно создается сочетанием акцентного стиха с обилием внутренних пауз, разрывающими фразы, отдельные слова, а также переносами. Именно здесь и проявляется цветаевская безмерность. Драматизм как бы постоянно нарастает и становится основным принципом развертывающегося лирического сюжета:

- «метр и меру?» но чет - вертое

Измерение мстит: - Мчись

Над метрическими - мертвыми -

Лжесвидетельствами - свист!

Вот, например, 2 стихотворение совмещает интонации народного причитания и классической традиции - единство протяженности и чеканности, при этом разрывающие фразы и слова подчеркивают захлебывающуюся прерывистость нескончаемой речи.

По аллее

Вздохов - проволокой к столбу -

Телеграфное: лю -ю - блюю…

Вдоль свай

Телеграфное: про - о - щай…

Слышишь? Это последний срыв

Глотки сорванной: про - о - стите…

Для того, чтобы передать всю безграничность отчаяния от разлуки с любимым, из культурной памяти человечества поэтесса извлекает наиболее трагические, колоритные в своей безысходности образы. Лирическая героиня и Ариадна, и Эвредика, и Федра. За счет мифологических и литературных параллелей «я» превращается в образ Женщины с большой буквы, «ты» - в образ всех несостоявшихся встреч и союзов.

Что я в тебе утрачиваю всех

Когда - либо и где-либо не бывших!

Но для женщины главное уметь ждать

Терпеливо, как щебень бьют,

Терпеливо, как смерти ждут,

Терпеливо, как вести зреют,

Терпеливо, как месть лелеют -

Беде ждать тебя…

Рефреном звучит слово Терпеливо в 8 стихе:

Терпеливо, как рифмы ждут,

Терпеливо, как руки гложут.

Терпеливо, как негу длят,

Терпеливо, как бисер нижут,

Буду ждать тебя…

И она обязательно дождется. Сразу на память приходит множество ассоциаций и из мифологии, и из литературы, и симоновское стихотворение «Жди меня»: жди меня, и я вернусь.

Вот и лирическая героиня восклицает: « Где бы ты ни был - тебя достигну,

Выстрадаю - и верну назад».

Только надежда на встречу поддерживает ее. Сила ее любви безгранична, и она всюду:

…Я всюду:

Зори и руды я, хлеб и вздох,

Есмь я и буду я, и добуду

Губы - как душу добудет Бог:

Через дыхание - в час твой хриплый,

Через архангельского суда

Изгороди!

А 9 стихе звучит мотив сна и опять надежда:

Все разрозненности сводит сон.

Авось увидимся во сне.

Судьбы людей в руках Творца: «Всевидящий, он знает, чью/ Ладонь - и в чью, кого - и с кем». Судьба героини - разлучница, и печаль поселилась в сердце героини: «предвечная… печаль / Плачущих без плеча!»

На протяжении цикла страдание нарастает, развертывается, становится гиперболическим.

В час, когда милый друг

Огибал последний мыс

(Вздохов мысленных: вернись!)

Были взмахи - больше рук.

Точно руки - вслед - от плеч!

Точно губы - вслед - заклясть!

Звуки растеряла речь,

Пальцы растеряла пясть.

…Были слезы больше глаз

человеческих и звезд

Атлантических.

Все стихи цикла - особые ступени градации страдания. Восклицательный знак ставит заключительное стихотворение:

С другими - в розовые груды

Грудей…В гадательные дроби
Недель…

А я тебе пребуду

Сокровищницею подобий…
- недр достовернейшую гущу

Я мнимостями пересилю!

Пастернак стал для Цветаевой Всадником на красном коне поэзии, Вожатым, Георгием - Победоносцем, пронзившим насмерть своим копьем и одиночество, и сомненья в своих силах, и то непонимание со стороны эмигранта читателя, которое ощущалось все сильнее.

А вот стихотворение, посвященное Цветаевой самим Пастернаком.

Марина!

Что сделать мне тебе в угоду?

Дай как-нибудь об этом весть.

В молчаньи твоего ухода

Упрек невысказанный есть.

Всегда загадочны утраты.

В бесплодных розысках в ответ

Я мучаюсь без результата:

У смерти очертаний нет.

Тут все - полуслова и тени,

Обмолвка и самообман,

И только верой в воскресенье

Какой-то указатель дан.

Лицом повернутая к Богу.

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели.

Учитель: И еще одна фигура, колоссальная по своему масштабу, которой мы не можем не коснуться, - МАЯКОВСКИЙ!

Очень рано, в годы революции, оценила Цветаева по достоинству трубный глас Маяковского: она высоко чтила в нем олицетворенную мощь и размах Рев. России :

Повыше крестов и труб,

Крещенный в огне и дыме,

Архангел - тяжелоступ -

Здорово, в веках, Владимир!..

«Маяковскому», 1921 год

« Маяковский, -писала Цветаева, - первый в мире поэт масс». Его всемирная роль и значение настолько велики, что не только «нам», но и «нашим внукам» придется «оборачиваться на Маяковского», - причем оборачиваться « придется не назад, а вперед».

Цветаева посвящает Маяковскому цикл стихотворений, узнав в апреле 1930 года о его самоубийстве, и стих в 1921 году, упоминала в своих статьях и письмах, отвела много места в статье «Эпос и лирика современной России. Владимир Маяковский и Борис Пастернак».

Слушаем 4-ю творческую группу.

Примерный ответ.

Цикл начинается стихотворением

Чтоб край земной не вымер

Без отчаянных дядей,

Будь, младенец, Владимир:

Целым миром Володей!

И сразу видно отношение лирического героя к поэту - отчаянный, на таких земля держится.

Маяковский предстает в стихах бойцом на передовой литературного фронта. И если литературная газета «Известия» выходит каждые семь дней, то такой, как Маяковский, - «раз в столетие» .

Кровь «первого его бойца» на страницах газет. Перед 3-им стихом дается отрывок из «Однодневной газеты» о смерти Маяковского, где его называют «величайшим поэтом революции». И все 3-е стихотворение как раз и подтверждает это. Маяковский взвалил на себя ношу быть «глашатаем революции»

Гору пролетарского Синая,

На котором праводатель - он.

Образ-символ многотрудного пути в этом стихе - «сапоги», в которых поэт прошел весь свой «двадцатилетний прегон» - 20 лет творчества, сапоги, «израсходованы до сияния», в которых «гору брал»,

В сапогах великого похода,

На донбассовских, небось, гвоздях.

Гору горя своего народа… миллионного.

В цикле много перекличек со стихами самого Маяковского «любовная лодка…», ощущается сходство ритма, стихи словно выстрел звучат:

Вроде юнкера на Тоске

Выстрелившего - с тоски!

Парень! Не по-маяковски

Действуешь: по-шаховски.

Выстрел - в самую душу

Как только что по врагам.

Богоборцем разрушен

Сегодня последний храм.

В 5-м стихе Цветаева подчеркивает, что смерть Маяковского - это «выстрел - в самую душу», «выстрел- в самую точку», «выстрел в левую створку: /Ну в самый-те Центропев!». Смерть Маяковского - потеря для литературы, для всего народа и всей русской культуры.

Очень интересно 6-е стихотворение. Сюжет фантастически - иронический. Диалог между Маяковским и Есениным, встретившимися на том свете. Они делятся причинами, побудившими их покончить жизнь самоубийством.

- Стрелялось? - Привычно.

- Горелось? - Отлично.

…Вот-те и шлюпка

Любовная лодка! Ужель из-за юбки?

- Хужей из-за водки.

Герои обмениваются последними новостями.

Есенин интересуется:

А что на Рассее -

На матушке? - То есть

Где? - в ЭССЕСЕСЕРЕ

Что нового? - Строят.

Родители - родят,

Вредители - топчут,

Издатели - водят,

Писатели - строчат.

А как писатели и поэты, начинавшие вместе с ними свой путь? Все печально. Из настоящих поэтов остался один Пастернак.

Блок - «ангелом»,

Сологуб - на канале: по красные щеки пошел.

Гумилев - на востоке (« в кровавой рогоже, на полной подводе…»)_

«Все то же» - звучит рефреном на протяжении всего стихотворения, ничего не изменилось за 5 лет со дня смерти Есенина до гибели Маяковского, но они готовы « под царство и это подложим гранату».

Заключительное слово учителя.

На Руси издавна считалось, что каждая встреча, каждый человек дается Творцом на жизненном пути не случайно - для обучения ли, для прощения, для самосовершенствования, для экзаменов. Надо только понимать это, быть мудрыми и не сетовать зря на судьбу. Вот Марина Цветаева это хорошо понимала. Она говорила: «Всеми своими стихами я обязана людям, которых любила - которые любили меня - или не любили». На протяжении 3- х уроков мы знакомились с этими людьми - родители, сестра, муж, дети, а вот сегодня - литературное окружение, ее поэтические соратники-друзья. Конечно, не о всех мы поговорили. Были еще и Осип Мандельштам, и Эрих Мария Рильке, и многие другие. О них вы почитаете самостоятельно. Главное, что мы имеем возможность познакомиться с этими посланиями поэта - поэтам. И в конце урока мне бы хотелось узнать, что же вы увидели в стихах Цветаевой, какую Марину Цветаеву открыл для себя каждый из вас.

  1. Задание на 5-7 минут: написать сочинение-миниатюру «Мое открытие Цветаевой».

  2. Чтение и обсуждение миниатюр - 10-15 минут

© 2010-2022