Урок русского языка в 8 классе «Обобщающие слова и знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок русского языка в восьмом классе «Обобщающие слова и знаки препинания при однородных членах предложения». Урок содержит организационный момент, проверку домашнего задания, словарную работу, синтаксическую пятиминутку, изучение нового материала, закрепление изученного данного материала, подведение итогов, рефлексию и домашнее задание. На уроке использованы работа в парах, фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, выполнение тестовых заданий, элементы развития речи: составление пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них










Учитель русского языка и литературы СОШ №60

Акатьева Н.Н.

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них


Цель: формировать умения находить обобщающие слова при однородных членах.

Задачи: 1) отработать умения правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами пи однородных членах;

2) развивать навыки грамотного письма;

3) воспитывать трудолюбие, аккуратность, любознательность.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Словарная работа: резкий, праздник, местность, известный, поздно, счастливый, тростник, здравствуй, честный, прелестный, устный, чуткий.

( орфограмма «Непроизносимая согласная», найти лишнее слово)

Праздник (заимствовано из старославянского языка) - образовано при помощи суффикса -икъ от праздьнъ - «праздничный». Буквально «незанятый делами, свободный от работы».

4.Изучение нового материала.

1) Синтаксический разбор предложения:

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Н.Гоголь)

(пов., невоск., двусост., полное, распростр., с одн. членами)

( … и О, и О, и О)

2) Записать предложения.

Снег лежал на склонах горы, на ветвях деревьев. ( О, О)

Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. ( … О: О, О)

Чем отличаются эти предложения?( появилось слово «везде», оно имеет общее значение)

Обобщающее слово - это более широкое обобщающее значение, например: фрукты, инструменты и др. В качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоименные наречия: все, всё, это всё, вот что, никто, ничто, всюду, везде, повсюду, нигде, никогда.

3) Работа со схемами. (флипчарт)

(Урок русского языка в 8 классе «Обобщающие слова и знаки препинания при однородных членах предложения» … О : О, О и О)

(Урок русского языка в 8 классе «Обобщающие слова и знаки препинания при однородных членах предложения»О, О - )

(Урок русского языка в 8 классе «Обобщающие слова и знаки препинания при однородных членах предложения»О : О и О, О и О - …)

Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)

Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)

Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза - растут дружно и тесно. (Паустовский)

4) Работа с текстом (расставить пропущенные знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, составить схемы предложений с обобщающими словами)

Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

В России март не всегда бывает тёплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов - блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ - везде слышатся шорохи. Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из плена деревья.

5.Закрепление материала.

1) работа с учебником.

П. 32 с 182

д/з п.32 выуч. правило, упр. 375

Выполнение упражнений

2) индивидуальная работа

Работа по карточкам

6. Подведение итогов (задание выполняется в парах )

Задание:

  1. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:

  1. Из предложения: Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу. - взять обстоятельство места;

  2. Добавить сказуемое из предложения: Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;

  3. Добавить подлежащее из предложения: В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце.


  1. Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову.

( В лесу поражает всё …….)

7.Рефлексия.







Карточка№1

Записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.

Всё было полно живой радости звук и блеск солнца ветер и солёный аромат воды жаркий воздух и жёлтый песок.

И жалкие кусты ив и перламутровые облака и облака набегавшие на берег всё готовится к ночному покою.

Карточка №2

Вставить в предложения обобщающие слова.

Луг, поле, деревья … было покрыто снегом.

Ни холод, ни снег … не могло остановить отца в его стремлении во чтобы то ни стало к вечеру добраться до геологов.

Карточка №3


Вставить в предложения однородные члены.

Весной в лесах поют мастера птичьих песен….

Туман накрыл всё …..

Карточка №4

Записать предложения, составить схемы

.

Широкие поля, бескрайние леса, несущие людям радость и здоровье, - наше национальное богатство.

Наше национальное богатство: леса, земля, залежи полезных ископаемых - охраняется законом.








Карточка №5

Записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы

Буран и вьюга и холода задерживали наше продвижение.

Эта мельница и кустарник и запах листьев всё было ново необычно.

Со всех сторон из-за заборов из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

И кажется что всё железо камни вода полно протеста против жизни без солнца.

Она хорошо знала языки немецкий французский и английский и учила этому своих детей.



Карточка №6

Записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы

Синицы скворцы живущие в наших лесах истребители вредных насекомых.

Боры и дубравы березняки с живописными озёрами всё больше привлекают горожан.

Белые облака бор тянувшийся по сторонам дороги - всё радовало глаз.

По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал или уходил в театр или к соседу поиграть в шахматы.

Жёлтая акация и сирень растущие в наших лесах - декоративные кустарники.

© 2010-2022