Научно-исследовательская работа по литературоведению

"художественный образ дождя в диахроническом аспекте как способ развития креативного мышления" В данной работе исследуется художественный образ дождя в поэзии 19-20 веков. Особая роль принадлежит метафоре, её эволюции, т.е. диахронии, позволяющей рассмотреть, как менялся ассоциативный ряд при создании образа в зависимости от изменений материального мира.Работа основана на исследовании Поэтическогословаря Н.Павлович.Разработаны рекомендации для учащихся по созданию собственных поэтических образов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-исследовательская работа по литературоведениюНаучно-исследовательская работа по литературоведениюМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 9 города Кузнецка

Областная научно-практическая конференция школьников

«Старт в науку»

Секция литературоведения

Поэтический образ дождя в диахроническом аспекте

как способ развития креативного мышления

Работа подготовлена

учащимся 10 класса

Фарафоновым Андреем

Анатольевичем

Научный руководитель

учитель литературы

Дегтярёва Ольга Васильевна

Кузнецк 2015

1.Введение………………………………………………………………….

О двух языковых мирах- рациональном и поэтическом………….

2. Основная часть………………………………………………………….

1) Парадигмы образов………………………………………………..

2) Смысловой вариант образа, его парадигма……………………….

3. Исследование……………………………………………………………..

4. Выводы……………………………………………………………………

5. Алгоритмы-рекомендации при работе с творческими задачами

6. Список использованной литературы……………………………………

7. Приложения………………………………………………………………






Введение .

Человек живет в двух языковых мирах - в рациональном и иррациональном. Первый - рациональный мир - это нормативный, или общелитературный язык, а также язык терминологии, или язык науки. Для выживания человеку, видимо, вполне достаточно этого мира, языковым идеалом которого является точность и однозначность высказывания. Лектор в университете, депутат в думе, покупатель в магазине, -все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно. Второй языковой мир - иррациональный, или поэтический - это мир необычных, нестандартных смыслов - поэтические образы, каламбуры, шутки, намеки, придумывание слов, жаргонные, детские слова - все то, где происходят смысловые сдвиги и нарушение логики - несходное становится сходным, а противоречащее - тождественным. Это и серьезный, и несерьезный мир, и его идеал - в одновременном совмещении как можно большего числа разных смыслов на как можно меньшем языковом пространстве - иными словами, в максимальном богатстве смыслов. Никто из нас не принадлежит полностью только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас, и в каждом из них мы проявляем себя в той или иной степени.

Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Однако любить можно только в какой-то степени понятное. Хорошо это видно в музыке, где непрофессионал может получить радость, если есть что-то узнаваемое - ритм, мелодия. Поэтому, чтобы получать радость от поэзии, необходимо понимать ее язык. Это расширяет мир тонких смыслов и увеличивает духовное пространство жизни. Поэтический образ - путь из рационального мира в поэтический Всякий раз, когда мы сталкиваемся со словесным искусством - будь то в детстве, когда ребенок только входит в мир сказок, мифов, загадок, словесной игры, либо во взрослом возрасте при чтении поэзии, -возникает проблема понимания образного языка. Что такое черное солнце, дневная ночь, звонкозвучная тишина или яркий сумрак! Что означает костер сплетенных рук, лунный коготь, созвучья-зеркала, бивни звезд, солнце-колокол, огонь метели, снежная нежность, полей зеленые открытки и т. д.?

Чтобы понять тот или иной образ, читатель ищет помощи литературной критики, где конкретное произведение анализируется профессионально и многопланово. При этом собственно значение образа может толковаться с двух точек зрения. Первая - точка зрения на образ как на явление текста и отсюда истолкование образа в данном художественном произведении («что хотел автор этим сказать») с учетом всех тонкостей и деталей именно этого конкретного текста.

Вторая - точка зрения на образ как на то, что несет смысл и вне данного текста, имеет историю, прототипы, и отсюда пояснение значения образа на основе его аналогов в прошлом. По сути, это взгляд на образ как на некий смысловой инвариант. Если искать похожие образы в других текстах, можно найти ряд образов, устроенных по одной модели, или парадигме, и это помогает понять некий глубинный смысл, лежащий в основе данной группы образов. Так, у образа дождь-стихия есть подобные: дождь-свистопляска, дождь-прах, дождь-стружка и т.д.

Нам захотелось выяснить, умеют ли учащиеся нашей гимназии создать свой необычный , красивый и точный образ. Насколько они владеют специальными приемами при создании образа и, исходя из полученных результатов, разработать рекомендации для создания собственного словаря поэтических образов. Мы предложили анкету «Когда я слышу дождь..», состоящую из двух вопросов:

Представьте дождь, который Вас раздражает. На что он похож?

Представьте дождь, который Вам приятен. На что он похож?

В опросе приняли участие 49 учеников 9-11 классов гимназии.

На основе проведенного опроса было выявлено, что большинство опрошенных учащихся не способно красочно описать свои ассоциации с дождем, используя выразительные средства. В основе ответов лишь одиннадцати опрошенных лежало употребление эпитетов, еще десять опрошенных употребили сравнения.

.

Научно-исследовательская работа по литературоведению

Таким образом мы выявили у старшеклассников проблему при создании образа , В создании поэтического образа лежит метафора. Это навело нас на мысль рассмотреть с исторической точки зрения художественный образ дождя , парадигмы образов вообще и их смысловых вариантов , так как современная метафорическая система является результатом длительной эволюции. Изучении метафоры в диахронии позволяет установить, как одна и та же метафорическая модель функционировала в разные эпохи, как менялся её смысловой и оценочный потенциал. Изменение значения компонента, входящего в метафору, приводит к тому, что метафора придает особый стилистический оттенок образу с точки зрения современного читателя и дает возможности экспериментировать с метафорой , создавая собственный образ , взяв за образец уже имеющиеся варианты из классической литературы.











Цели исследования:

1)выявление роли метафоры в эволюции образа дождя в русской литературе 19-20 веков с целью обогащения учащихся приемам анализа текста;

2)разработка рекомендаций для учащихся по созданию упрощенного варианта словаря поэтических образов на примере образа дождя , интерпретируемого авторами 19-20 века

Задачи исследования:

1)изучить приемы создания образов в литературоведении;

2)исследовать модели поэтических образов и классифицировать структуру образа дождя на примере литературы 19-20 веков, используя Словарь поэтических образов Н.Павлович;

3)проанализировать результаты анкетирования учащихся «Когда я слышу дождь…» с целью выявления уровня словарного запаса при описании образа дождя и умения использовать выразительные средства

Гипотеза:

если научить анализировать и описывать систему связей образа через объекты материального мира эпохи, используя метафоры, её возможности и комбинации, то это даст возможности учащимся в рамках традиционных изобразительно-выразительных средств создавать собственный поэтический образ и в конечном итоге язык

Методы исследования:

сравнительный анализ парадигм образа дождя в литературе 19-20 веков ; анализ изобразительно-выразительных средств при создании поэтического образа дождя, анкетирование учащихся

Предмет исследования:

Словарь поэтических образов Н.Павлович ; отрывки из произведений русских поэтов и писателей, содержащих образ дождя.

Новизна работы:

предложить учащимся разновидность метафоры как приема, позволяющего формулировать творчески собственные ассоциации , возникающие при восприятии художественных произведений.

Актуальность исследования:

В новых образовательных стандартах закреплены существенно возросшие требования к выпускникам школ. Актуальным требованием является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся. Поэтому большое внимание уделяется творческим заданиям по литературе « В преподавании предмета практически не разработан комплексный, системный подход к проблеме обучения работе над творческими заданиями повышенного уровня сложности с использованием литературных понятий, в том числе метафор»1

Креативным развитием личности является метафорическое творчество, цель которого-разрешение с помощью метафор проблемных ситуаций, позволяющих рассматривать моделирование метафоры как креативный процесс. Креативность способна порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем и быстро разрешать проблемные ситуации, это требует от ученика наличия определенного комплекса мыслительных и личностных качеств.







Основная часть

1) Парадигма образов

Каждая парадигма образов живет в культуре своей жизнью: появляется и развивается в образах многих авторов. Мы решили проследить , как развивается парадигма образа дождя, так как данный образ существует давно, уходя своими корнями в старину

Первые произведения о дожде уходят своими корнями в древнюю старину. Наши далекие предки-славяне часто использовали образ дождя для написания языческих гимнов и молитв об урожае и плодородии. Живительные капли дождя воспринимались древними как главный источник жизни, и это вполне объяснимо, ведь жизнь наших далеких предков полностью зависела от благосклонности природы.

Первые стихотворения о дожде также воплотились в песнях-заклинаниях древних греков. Отголоски этих произведений далекой языческой культуры нашли свое отражения в «Мире» Аристофана, «Одиссее» Гомера, а также в «Георгиках» и «Буколиках» Вергилия, а также во многих других работах античных мыслителей.

Стихи о дожде и о природе в целом всегда переплетены с человеческими чувствами и полны лиризма и романтики С приходом христианства образ дождя стал восприниматься людьми как символ очищения, плодородия и божественной благодати. В связи с этим в мировой поэзии появились стихи о дожде, наделяющие это явление природы чудотворными свойствами: поэты прославляли дождь, акцентируя внимание на том, что он дарует шанс на раскаяние и искупление грехов. В русской поэзии эту традицию европейских поэтов продолжили представители поэзии «Золотого века»: Батюшков, Баратынский, Пушкин Какими свойствами наделяли дождь поэты разного времени?

Интересно, что каждый поэт воспринимает дождь по-своему. К примеру, у Пушкина дождь представляется не только легким, радостным и светлым, но и опасным природным явлением. Губителен и страшен для человека дождь, рассматриваемый в поэме «Медный всадник». Такое природное явление поэт наделил чертами человеческого характера: беспощадностью, резкостью и жестокостью. Иными словами, великий Пушкин предостерегает, что дождь может быть не только благодатью, но и карой.

Очень разнообразна «дождевая тема» у Афанасия Фета. В своей поэзии он не раз прибегал к образу весеннего дождика, проникался тревогой ночного ливня, красочно описывал сырость ноября, когда неприятный осенний дождь барабанит по крыше дома и не облетевшим с деревьев листьям. Все эти стихи о дожде раскрывают перед читателем многогранность этого атмосферного явления. С помощью образа дождя можно выразить всю гамму чувств: от растерянности, страха и смятения до гармонии, покоя и умиротворенности Замечательное описание дождя у А.А. Фета в этих строчках:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

А.Фет

Фет использует олицетворение, но все же дождь в этом стихотворении остается неодушевленным природным явлением. Дождь у Фета не «кто-то», а именно «что-то»:

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Своеобразен и необычен дождь у Пастернака. Поэт наделяет его цветовыми оттенками: то он черен, то лилов, то сиренев. Стук капель дождя, по мнению поэта, напоминает игру на рояле. Его стихи о дожде перекликаются с темой жизненных перемен. Для Пастернака дождь - это образ, предшествующий началу каких-то преобразований и событий. «После дождя приходит вдохновение», - так писал поэт в одном из своих стихотворений. Для известной русской поэтессы Марины Цветаевой дождь является своеобразным образом времени. Под шум дождя ее герои понимают нечто ценное и неизведанное. Цветаевский дождь обладает мистическими свойствами, он успокаивает боль и лечит душевные раны. Своеобразные, необычные и глубоко эмоциональные стихи про дождь у Б.А. Ахмадулиной. Поэтесса ощущала это природное явление цельно, всем своим существом.

В «Сказке о дожде» природное явление - дождь является сквозным мотивом и в то же время действующим лицом.

В другом стихотворении Б. Ахмадулиной - «Дождь и сад» - дождь и любовь сливаются воедино:

Где дождь, где сад - не различить.

Здесь свадьба двух стихий творится.

Их совпаденье разлучить

не властно зренье очевидца.

Так обнялись, что и ладонь

не вклинится! Им не заметен

медопролитный крах плодов,

расплющенных объятьем этим.


2) Смысловой вариант образа, его парадигма.

Составить парадигму образов - это попытка с помощью первого - рационального - мира облегчить читателю путь во второй - поэтический. Зачем нужно это делать?

Поэтический образ - это небольшой фрагмент текста (слово, несколько строк, предложение, строфа и т. д.), в котором сближаются противоречащие в широком смысле понятия (логически противоречивые, противоположные, несовместимые и т. д.), т. е. такие понятия, которые обычно не сближаются в общелитературном языке. Примеры образов: река времен (сближаются время и вода), солнце - желтый жираф (солнечный свет и животное), зеленые пики осоки (растение и оружие), черное солнце (свет и тьма), в коробке рта языка сигара (язык во рту - сигара в коробке).

Каждый образ существует в языке не сам по себе, а в ряду других - внешне, возможно, различных, но в глубинном смысле сходных образов - и вместе с ними реализует

некий общий для них смысловой инвариант, т. е. модель, или парадигму.

Так, образ глаза-рубины входит в ряд: алмазные глаза; агатовые глазки; агатовоокая дева; очи светлые сапфирны; бриллиантовый взгляд; хризопраз глаз; аметистовый взор; глаза, как яхонты, горят; глаза из изумруда; бирюзинка глаза; глаза стали яшмами; драгоценные каменья его глаз переливались и таяли и т. д.,где глаза, они, взор, взгляд... уподобляются драгоценным камням - алмазу, агату, хризопразу и т. д.

Образ река времени - входит в ряд: пучина веков; времени стремнина; вода журчащих столетий; из океана своего текут лета; веков струевой водопад; море лет; И била времени волна; Годы плыли, как вода; Дни мои, как маленькие волны; минуты капают; секунды-капельки времени...

Здесь время (века, годы, часы, минуты, секунды...) отождествляется с водой (океаном, морем, рекой,озером, потоком, водоворотом и т. д.).

Обозначив условно эти смыслы, получим две парадигмы - инварианты двух рядов: "Глаза -► драгоценное" и "Время -► вода". Парадигма образа - это инвариант ряда сходных с ним образов, который состоит из двух устойчивых смыслов, связанных отношением отождествления ("Время -► вода"). Эти смыслы: левый элемент парадигмы, который отождествляется с чем-то (Время) и правый элемент парадигмы, с которым происходит отождествление (Вода), стрелка показывает направление отождествления. Примеры других парадигм:

"Человек -► растение", "Время -*■ пространство", "Свет -» ткань", "Свет -► вода", "Жизнь -*■ битва","Жизнь -► транспорт", "Глаза -» плоды", "Рука -» растение", "Грудь -► пена", "Листья -► деньги", "Зубы -»• строение", "Постель -*■ гроб", "Смерть -» свадьба", "Словотворчество -► строительство", "Мышление -» рукоделие" и т. д.

Парадигма образов - это маленький смысловой закон, действующий в поэтическом языке. Разные парадигмы характеризуются разной степенью устойчивости. Одни широко распространены, известны и хорошо узнаваемы ("Человек -»• растение", "Жизнь -► плавание"), другие встречаются относительно редко ("Глаза -► транспорт", "Грудь -*■ существо") и обнаружить их достаточно трудно. Мы предполагаем,что парадигмы образов обеспечивают единство нашего духовного мира, взаимопонимание и преемственность в культуре. Сознательно или бессознательно, но человек владеет парадигмами, возможно,

обучаясь им на протяжении своей жизни. 2

Понять образ - это значит узнать его смысловой инвариант -парадигму

образного мира и начинаем все глубже проникать в мир тонких и глубоких смыслов. Слушая сказки о живой и мертвой воде, постигая древние мифы о смерти как о путешествии по реке времени, переезде на тот берег Леты и пр., читая классическую поэзию, где время уподобляется водопаду, океану, реке..., а водопад, в свою очередь, - времени, мы овладеваем закономерностью, согласно которой жизнь, смерть, время отождествляются с водой, а вода, соответственно, - с жизнью, смертью и временем. Поэтому образы поэзии XX в., которые могут показаться непривычными и неоправданными, воспринимаются нами уже в рамках этой парадигмы. Если Державин строит две картины: водопада и времени, а затем сближает их классическим приемом параллелизма, иными словами, рисуя водопад, спрашивает: Не так ли с неба время льется

״> .>, то в XX веке отождествление времени и воды уже прямое и сильное, иногда - просто грубое. Поэты заявляют, что «вода равна времени». Вода и время перепутаны внутри фразы, это - просто одно и то же: Море перекатывает время; Поток клокочет бездной дней; Фонтан бьет хрустальным временем; В луже вечность лежала; Времяобразная река и т. д.

Встречаясь с редким и не очень понятным образом, мы можем его понять, если уже знакомы с похожими (т. е. с образами-представителями этой же парадигмы). Арбуз очень мало напоминает дилижанс, а дилижанс - арбуз, однако образы экипажа-арбуза, автобуса-дыни воспринимаются нами, так как в детстве все мы читали сказки, где фея превращает тыкву в карету, а карету - в тыкву. «Луна - гильотина» и «луна - резак» понятны, так как известны образы, где луна - серп, а лунные лучи - стрелы. «Солнце -грузовик» воспринимается потому, что мы знакомы с «солнцем-колесницей» - с солнечными мифами, где бог света едет на колеснице с востока на запад. «Пуговицы на кафтане - глаза» воспринимаются, потому что есть более понятные и знакомые образы, где глаза уподобляются пуговицам (глупые жадные пуговицы) и пр.

Знакомясь с поэзией, мы, по сути, осваиваем парадигмы образов. Мы узнаем, ЧТО с ЧЕМ сравнивается, или отождествляется в русской культуре (время - с водой, свет - с тканью и т. д.). Словарь Н Павлович дает свод всех парадигм образов русской художественной литературы ХУШ-ХХ вв. «Свод парадигм» означает, что для каждой парадигмы сформулирована ее модель - закономерность, лежащая в основе данной группы образов - в некотором условном, но достаточно понятном виде, например:

Глаза - > огонь ИЛИ Листья - > деньги ИЛИ Солнечный свет - ► ткань,

и к каждому такому сформулированному названию парадигмы приведены образы, реализующие эту закономерность в русской литературе. Так, для парадигмы "Глаза -► огонь" это образы, где глаза (взгляд, взор, зрение, зенки, буркалы...) уподобляются огню, пламени, костру, пожару, искрам и т. д. Например:

Глаза - ► огонь

Глаза - огонь, огнь Воззренье - огнь Огонь очей Огонь взора о Голубой огонь

Небесный огонь Огненные глаза Черноогненный взор Мокроогненные очи

Огнеглазый человек Огоньковые глазки

Глаза - огонь. Огонь глаз. Огонь очей. Огонь взора. Да Павлово одно воззренье, / Как огнь из туч, врагов сразит [о Павле I] (Державин). Мне памятен огонь пронзительных очей, / Сей вестник нежности глубокой (Нечаев С. Д.). Огонь ее приветливого взора (Языков). <...> И потух огонь очей. (Пушкин). <. ״> а глаза какие! черные и светлые, как огонь! (Гоголь). <...> живые, как огонь, глаза и беспрестанно меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов (Гоголь).Огонь порою показывался в глазах его (Гоголь). Красное пятно может быть был огонь, а может быть глаз огромного чудовища. (Толстой Л.). <...> за облаком флера / Я угадывал девственный мрамор чела / И огонь вдохновенного взора [о Музе] (Надсон). <...> огнем черных глаз (Бунин).<...> С огнем потупленного взгляда. (Бунин). <. ״> с глазами, как огонь, красными (Бунин).״.> > Огонь жестоких, желтых глаз, [о филине] (Белый). Твой быстрый взор огнем докучным /Меня обжег и ослепил. (Блок). А глаза - глаза чисто огонь, право! (Хлебников). <. ״> И глаз огонь моих бесстыжий (Хлебников). <. ״> Горят в глазах огонь и темь (Хлебников). <...> Два огня горят в его очах (Сологуб). Закрыл прозрачные веки шаман, и за ними глаз просвечивает,как огонь в золе. (Иванов Всев.). <...> глаз, как огонь. (Белый). Голубой огонь. Не сожигай меня, Пламида, / Ты тихим голубым огнем / Очей твоих (Державин). Очей моих томных. Розовый огонь. <. ״> Но вот на лань, из тростников, / Метнулся розовый огонь / Двух желтых суженных зрачков (Бунин). Небесный огонь. Глазами, полными небесного огня (Случевский). Огненные глаза. Огненное око. Черноогненный взор. Мокроогненные очи. Огнеглазый человек. Огоньковые глазки. <...> с огненными глазами...(Бунин). О, Темир-Аксак-Хан, <. ״> смуглоликий, огнеглазый - светлый и благостный, как Гавриил,мудрый и пышный, как царь Сулейман! (Бунин). <...> оба черные, огнеглазые (Бунин).Она в греховные страницы / Вонзила огненное око (Хлебников). Мокроогненные очи цыганча (Хлебников). И глазки - две ласки: проглядные, как абажурики: снимешь их - два огонька ״.> > от глазок теперь подожгутся; у всех огоньковые глазки зажгутся (Белый). У огнеглазых иудеек на лоб / Спадали кольца смоляных волос. (Кедрин). И т. д. (см. т. 1, стр. 217-218).Соответственно, для парадигмы "Листья -► деньги" это образы, где листья растений уподобляются монетам, полтинникам, пятакам, грошикам, алтынам, семиткам, ассигнациям, рублям и т.д. (см. т. 2,стр. 618). А для "Солнечный свет -► ткань" это образы, в которых солнечный свет, закат, заря, рассвет,восход и т.д. уподобляется тканям - бархату, парче, виссону, кружеву...; различного рода изделиям

из ткани - пологу, занавесу, полотенцу...; разным одеяниям из ткани - ризе, рясе, кафтану, плащу и т. д.

.Каждая парадигма образов живет в культуре своей жизнью: появляется и развивается, т. е. воплощается в образах многих авторов. Разные парадигмы образов различаются своей распространенностью в текстах. Одни очень часты (такие, как "Человек -»• растение"), существуют все три века, очень разнообразны лексически и встречаются у многих авторов. Другие - весьма редкие, имеют только несколько образов, часто - только в XX в. (такие, как: "Глаза -► ворота (двери)", "Глаза -► паутина", "Глаза -*■ знамя","Ночь -► огонь", "Ночь -► вместилище").

Парадигмы образов бывают разного уровня общности. Назовем их «большие» и «малые». Так, например, "Глаза -» свет" - большая парадигма, включающая малые: "Глаза -*■ солнечный свет", "Глаза -+ лунный свет", "Глаза -► звездный свет", "Глаза -» светильник" и т.д.

Чтобы понять образ, нужно найти закон, по которому он устроен - его парадигму. Приведем пример. Допустим, в книге Хлебникова встретился образ выстрелов веник: Выстрелов веник / Кладбищем денег / Улицы мел - / Дворник косматый. Рассмотрим другие, сходные с ним образы Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что-то по эскадрону.(Толстой Л.). По улицам длинным, как пули полет, / Опять пулемет, / Косит, метет / Пулями лиственный веник (Хлебников). Над Костромой, Рязанью, Тулой, / Ширококостной и сутулой, / Шарахал веник пуль дворца. (Хлебников). <...> а «Катюша» слово скажет - / Как метлою _подметет. (Исаковский). Золотые метлы пулеметов / Подмели народ на площадях.

(Мандельштам Р.).

Или Время (годы, века, часы, минуты...) сравнивается с водой (волнами ,морем, рекой, струями, брызгами...), потому что:

время быстрое, как вода

время медленное, как вода

время смыкается, как вода

годы распрямляются, как вода

время так же губительно, как вода (оно уносит, топит, поглощает, сметает, смывает)

время так же непрерывно, как вода (идет без остановки, без передышки, бессменно)

время идет так же звучно, шумно, звонко, гулко, как вода

время невозвратно, неповторимо, как вода (Нет ничего уже, что было, / Что есть, не будет

ничего; Не вернуть, что было)

время так же регулярно, размеренно, так же повторяется, как вода (прибой, волны, капли...)

время так же исчезает бесследно, ничего не оставляя, как вода

время так же вечно, неистребимо, неиссякаемо, как вода

время так же непроглядно, темно, неясно, как вода

время так же сонливо, скучно, лениво, как вода

и т. д.

Или Женщина уподобляется змее, потому что:

Женщина гибкая, вьющаяся, как змея

Женщина хитрая, как змея

Женщина злая, коварная, подлая, как змея

Женщина хороша, красива, как змея

Женщина быстрая, как змея

Очевидно, что существует много возможных объяснений - разгадок образа, и часто они противоречат друг другу. Можно сказать: ужасна, как змея; зла, как змея и хороша, как змея, светлый, как небо и темный, как небо ׳, быстрый, как вода и медленный, как вода; страшный, как икона и красивый, как икона и т. д. Поэтому «основание для сравнения» - объяснение образа - не принадлежит самому образу, это -фактор переменный и зависящий от контекста. Не стоит искать один единственно верный смысл образа. Его не существует, неизменна только парадигма образа. Парадигма и есть смысл образа. Глаза - это небо, время - это вода, женщина - змея, свет - сосуд, звезды - птицы и т. д., а почему это так - неизвестно. Возможно, это - особенность русской культуры•, и тогда настоящий словарь представляет собой картину русского образного мира. Но возможно, это не совсем так, и некоторые парадигмы универсальны для всех культур.

Мы предполагаем, что большие парадигмы ("Вода -► экзистенциальное") универсальны для мирового

словесного искусства. Но предпочтение тех или иных малых парадигм ("Вода -► время", "Вода -►смерть", "Вода -► жизнь"...) может составлять особенность образного языка данной культуры.

Какие возможны варианты одного и того же образа, т. е. какими способами можно сравнить два понятия так, чтобы получился поэтический образ

Можно по-разному сблизить два понятия так, чтобы получился образ. Можно сделать это прямо и грубо: Звезды - это пена. Звезды - пена. Можно сделать это мягче, не так сильно, разнообразнее и тоньше: пенные звезды, звездная пена, пена звезд, звезды пены, звезды пенятся, звезды высыпали пеной, пеннозвездное небо, пенное ночное небо, небо звездится пеной, небо пенится звездами, пенный звездопад,

пена Млечного пути и т. д

Вода - время Водопад - время Река - время Вода времени Море перекатывает

время Фонтан струит время Время выходит из волн Время образная река

Глаза - озера Озера глаз Глазовое озеро Озерный взгляд

Глаза - вишни Вишни глаз Карие вишни Безнадежные вишни Пьяные вишни

Вишневоглазый ____________человек

Глаза - блюдца Влюбленные синие блюдца Глаза блюдцами Блюдца зрачков

Облака - кони Облачные кони Белые кони Белая конница Облака - табуны

Облака - табуны луны Табуны неба Облака табунятся

Небо выводит облако из стойла под уздцы

Снег - скатерть Скатерть снега Скатертный снег Снежная скатерть

Блестящая скатерть Ледяная скатерть Скатерть зимы

для каждой парадигмы ("X -* У") существует ей обратная ("У -► X")

Например, для парадигмы "Глаза -► огонь" существует парадигма

"Огонь -► глаза" . Примеры обратимых парадигм: "Огонь -► растение" и "Растение

-► огонь"; "Время -*■ вода" и "Вода -► время"; "Пространство -► постель" и "Постель -► пространство"; "Судно -► гроб" и "Гроб -► судно"; "Перья -*■ пена" и "Пена -*■ перья"; "Грудь -► пена" и "Пена -► грудь"; "Строение -► зубы" и "Зубы -► строение"; "Солнечный свет -► икона" и "Икона -► солнечный свет", "Вода -► зеркало" и "Зеркало -► вода" и т. д.Существование обратной парадигмы - важный факт, так как он говорит об устойчивости данной парадигмы, об ее укорененности в поэтическом языке. Есть тривиальная обратимость: "Человек -► растение"(богатырь - дуб), и "Растение -► человек" (дуб - богатырь). Естественно и привычно, что человек уподобляется растению, а растение - человеку. Но когда, с одной стороны, узнаешь, что чайка в небе -это купальные плавки (парадигма "Птица -*■ ткань"), а, с другой стороны, - что купальник - это стриж (парадигма "Ткань -*■ птица", ), возникает ощущение, что поэты знают парадигмы и пользуются ими для создания новых образов. Так, есть известная и широко распространенная парадигма отождествления лунного света с разными орудиями. ("Лунный свет -► орудие"). Образы ее многочисленны. Лунный свет - это серп, меч, нож, лук и стрелы, сабля, лезвие, штык, клинок, кинжал и пр. В словаре приведено 49 разных орудий, с которыми сравнивается лунный свет. У этой парадигмы есть обратная "Орудие -► лунный свет", в образах которой разные орудия - сабля, меч, коса, топор, секач - отождествляются с луной, месяцем, лунным лучом и лунным блеском: Сабля - месяц Меч - месяц Секач - месяц Секира - сестра месяца Сабля - месяц. - Ты скажи-ка мне, сестра, / Чья там сабля у тебя, / Чья там сабля / На стене сверкала? / - Ты послушай, родной брат, / Это - месяц на закат, / Закатался /Месяц серебристый. (Васильев Д.). Меч - месяц. Над городом взошел заморский меч. /И он, как месяц молодой, / Косой, кривой... (Хлебников). Секач - месяц. Как небо, эту шею бычью / Секач как месяц озарял. (Хлебников). Секира - сестра месяца. <. ״> И сестры месяца - секиры / Умели стройно наклониться, [о битве] (Хлебников).

Сабля - луна Коса - луна Топор - луна Сабля - луна. <. ״> и сабля ясней молодой луны, / и золото эполет. (Маяковский). Сабли турецкой луны ясней. (Сельвинский). Коса-луна. И по лучистому овсу / Неспешно к ветхому селу / Косцы под мышками несут / Охапки порыжелых лун. (Грузинов И.). Топор - луна. ״.> > топор на земле светится, как луна в небе. (Горький).

Сабля - полумесяц Серп - полумесяц Разящий полумесяц. Сабля - полумесяц. Взрывайся, пороха крупа! / Свисти, разящий полумесяц! (Нарбут).Серп - полумесяц. <. ״> Пелагея с серпом на плече, а серп - словно полумесяц упал на плечи (Клычков).Меч - лунный луч И тогда только меч свой, упругий и длинный, / Вынул медленно Аль-Мутарраф: / Будто

лунным лучом озарились долины / И остывшие конусы лав (Андреев Д.).

Серп сверкает лунным серебром В руках у кузнеца подкова гнется, / И серп сверкает лунным серебром. (Комиссарова М.).

Из обратимых парадигм можно узнать много интересного: что радуга - это пояс, а пояс от платья - радуга; что время - это ткань (плащ, порфира, саван, шуба, хитон...), а кафтан - это время, и пуговицы на кафтане - это дни. Что дредноут - это утюг и броненосец - утюг, но и утюг - это корабль, броненосец. Что брови - это радуга, а радуга - это брови. Что вода - это сосуд (чаша, котел...), но и сосуд - это вода (посуда - куски воды, сервиз - озёра из фаянса). Что уста, губы - это растения (розы, маки, гвоздики, пионы, листья, ветви, полынь, заросли...), но и растения - это уста (маки - губы, лилия-уста, губы астр, губы мальв, роза улыбается губами, тюльпаны тянут губы, алчные губы орхидеи, листья - уста, тысячеустый прибой леса, листья - две тысячи уст и пр.). Что Отражение в зеркале -*•

Новый образ - это новая малая парадигма. По-видимому, большие парадигмы придумать невозможно.

Но внутри большой можно создавать малые. Например, в большой парадигме "Пространство -► еда" есть малые "Песок -► мед", "Песок -*■ жир" (Песок - масло). Вполне возможно, что появятся "Песок -> хлеб"(песчинки - хлебные крошки) или "Песок -► вино" (Песок струится, как золотистый токай). Возможно, таковые уже есть, только мы не смогли их найти, и тогда появятся другие, скажем "Песок -► яйцо"(песок - желток земли; песок светится в темноте, как желток) или "Песок -*• молоко" (песок - желтое молоко, золотое молоко). Новая малая парадигма может появиться и за счет нового левого элемента -того, о чем образ. Например, в свое время новыми были образы асфальта-икры в парадигме "Улица -►еда" (улица - бутерброд с икрой, тротуаровый бутерброд, тротуарный бутерброд, астраханская икра асфальта) по сравнению с уже существующими "Дорога -*• еда" (дорога - каша, дорога - тюря...),

"Земля -*• еда" (земля - каша, земля - кисель и т. д.).

Новый образ - это новый элемент уже известной парадигмы. Пожалуй, это главный путь создания новых образов. Используя лексически богатые понятия (ткань, орудие, пространство и пр.), можно бесконечно создавать новые образы, продолжая ряды известных парадигм. Так, для парадигмы "Глаза -►орудие" образы с 34 разными пронизывающими или режущими орудиями (стрела, лук, меч, гвоздь, нож, тесак, игла, сверло, бурав, лезвие, клинок, кинжал, шило, сабля, копье, булавка, коса, секира, штопор, шпага, шашка, рапира, бритва, острие, топор, резец, серп, ножницы, стеклорез, острога, кнопка, крючья, колья, рогатина). Тем не менее вполне возможно существование образа, где взглядом можно вспахать, как плугом (есть парадигмы "Зрение -*■ пахота") или убить гильотинным взором и проч. Если глаза, взгляд - это клинок, кинжал, то может быть и кортик взгляда, кортик глаз. Возможно, сейчас, в настоящий момент какой-нибудь поэт пишет стихотворение и создает этот образ.

Новый образ - это новый способ соединить (отождествить) понятия уже известного образа. Если есть парадигма "Туман -> молоко" и образы туман - молоко, молоко тумана, тумана воздушное млеко, то можно сказать иначе: Небо сосет туман из вечерней груди и тем самым создать новый образ. Если есть парадигма "Глаза -► огнестрельное оружие" и образы глаза - пули, глаза - ядра, очей картечь, то можно сказать дальнобойное око, бронебойный взгляд и тем самым создать новые образы. Новый образ - образ, полученный путем «обращения» парадигмы. В русском поэтическом языке есть парадигма "Брови -► птица", которая существовала и в XIX в. Еще у Чехова встречается образ бровей как летящих ласточек. Позднее эта парадигма была развита Всев. Ивановым, Клюевым, Мандельштамом, Мариенгофом, П. Васильевым и др., а в настоящее время - А. Вознесенским, Н. Кононовым, Вик. Ерофеевым. В образах этих авторов брови - это ласточки, стрижи, вороны, ястребы, стервятники и пр. (По-видимому, парадигма "Брови -► существо" достаточно устойчива в русской культуре, так как опирается на фольклорную основу (например, есть поговорка: Брови, что медведи лежат).) Парадигму,обратную данной - "Птица -► брови" - наметил, вероятно, Хлебников, а усилил ее Бродский. Так, Хлебников создал новый образ, сравнив полет орла с бровями:

״.> > Когда полет орла напишет над утесом / Большие медленные брови. (Хлебников).

А Бродский сделал отождествление птицы и бровей прямым и сильным:

Летает дрозд, как сросшиеся брови. (Бродский).

Аналогично, Хлебников создал образ молока как солнечного света - молоко - белый труп солнца, -обратив парадигму "Солнечный свет -► молоко", а Шаламов создал образ молока как звездного света - звездное молоко, молоко - Млечный путь, - обратив существующую парадигму "Звездный свет -►молоко".

Новый образ - это новая ситуация. Острова в море. Вода и берег. Вода и ветер. Мужчина и женщина и пр. Но вообще число таких возможных образов-ситуаций практически бесконечно. Есть авторы, активно использующие этот прием, например, Шершеневич, у которого губы и плечи - верблюд в Сахаре; язык во рту - медведь в берлоге; пульс в венах - человек на проспекте; шея и волосы - мол и вода и т.д3










3. Исследование

Изучив парадигму создания поэтического образа и его смысловой вариант, мы исследовали Словарь поэтических образов Н.Павлович с целью рассмотреть в диахроническом аспекте разнообразие значений образа дождя, часто встречающихся в русской литературе, разновидность метафор при его создании. В результате проведенного анализа мы получили результаты, представленные в данной таблице.

Значение образа

XIX век

Автор, пример, термин

ХХ век

Автор, пример

1.Орган, часть живого

1. Слезы

Гоголь: «…продолговатые окна с круглыми стеклами обливались дождливыми слезами»

Некрасов: «Хочется, чтобы всплакнула природа и прогнала дождевой слезой всю тоску.»

Фет: «Как будто слезы неба есть…»

1.Рука

Мандельштам: « То ли дождь подступил и ломает стеклянные пальцы о холодный кирпич…» ;

2.Волосы

Платонов: «…длинные волосы ливня, сдуваемые бурей в пустую сторону, как космы нищей старухи.»

3. Зубы

Есенин: «Общипала, как тополь, зубами дождей, Емельяна.»

4.Клюв

Бродский: «Дождь стекла пробует нетвердым клювом…»

5.Ланита

Есенин: «О ланиту дождей/ Преломи/ Лезвие заката…»

2.Орудие





1. Гвозди

Некрасов:

«Дождь начинается летний,

И по дороге моей,

Светлые, словно из стали,

Тысячи мелких гвоздей

Шляпками вниз поскакали…»

1. Огнестрельное оружие

Есенин: «Черная навись брызнула дождем, и капли застучали, как дробь по широким листьям лопушника.»

2.Копья

Есенин:

«Не устрашуся гибели,

Ни копий, ни стрел дождей»

3.Иглы

Бунин: «Видно было, как длинными иглами неслись с веселого голубого неба, из высокой дымчатой тучки, капли.»

2. Стальные прутья


Некрасов:

«Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые»

4. Сбруя

Мандельштам: « И еще грибы-волнушки

В сбруе тонкого дождя»

5. Стрелы

Есенин:

«Этот дождик с сонмом стрел

В тучах до мой завертел»

3. Ткань, изделия из ткани

1.Нити

Тютчев: «Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит»

Некрасов: «Вот правая сторонушка

Одной сплошною тучею

Покрылась - затуманилась,

Стемнела и заплакала:

Рядами нити серые

Повисли до земли»

«Не дождь, там чудо божие:

Там золотыми нитками

Развешаны мотки»

1. Пакля

Паустовский: «Дождь волочился по ним как космы пакли»

2.Пряжа

Радимов: «Телега движется, свисает дождь, как пряжа»

3. Нити

Есенин: «И только порою,

Привязанная к нитке дождя,

Черным крестом в воздухе

Проболтнется шальная птица»

4.Бредень (сеть)

Бродский: «А ветер все свистит, крутя

Столь жаждущих простых границ,

В сей бредень (или сеть) дождя

Попавшихся прибрежных птиц.

4. Драгоценное









1. Драгоценные камни



Жуковский: «Начали петь на свежих, дождем ожемчуженных ветках»

Тютчев:

«Повисли перлы дождевые

И солнце нити золотит»

Чехов:

«…а теперь дождевые капли, висевшие на траве и на камнях, сверкали от солнца, как алмазы, природа радостно улыбалась.»

1.Талисман

Пастернак: «Этот странный талисман,

С неба сорванный истомой,

Весь - туманного письма,

Рухнул вниз не по-пустому.»

2.Бусы

Цветаева:

«Занавесом, чаще бус,

Дождь.»

Есенин: «Сосны пряно кадили смолой, красно-желтая кора вяло вздыхала, и на обдире висли дождевые бусы.»

3. Бриллиантовые булавки

Елагин И.В.:

«Брильянтовые булавки

Я у дождя покупал

В его ювелирной лавке.»

4. Драгоценные камни

Бунин:

«Потом солнце опять выглянуло, молодо и радостно озаряя все, с неба с сухим шорохом посыпалсь редкие алмазы.»

5. Дождь - металл







6. Напитки


1.Золото







__

Майков А.:

«Золото, золото падает с неба!

Дети кричат и бегут за дождем…»







___

1.Свинец

Твардовский:

«…когда свинцовый гладкий дождь

Вагоны осыпал.»

2.Олово

Есенин:

«Сторона ль ты моя, сторона!

Дождевое осеннее олово.»

3.Ртуть


Тарковский:

«И дождь по гроздьям сизым

Покатится как ртуть.»

4.Железо



1.Брага

Пастернак:

«Накрапывало - но не гнулись

И травы в грозовом мешке,

Лишь пыль глотала дождь в пилюлях,

Железо в тихом порошке.»

Павлович:

«А дождь, как брага, бродит»

2.Чай

Мандельштам:

«В темноте растет кипенье -

Чаинок легкая возня»

3.Настой

Луговской:

«Хлынул дождь непобедимый,

Сентября коричневый настой»

4.Мятные капли

Боков:

«Дождь, как капли мятные,

Падает и падает.»

7. Строение

__

__

1.Столбы

Волошин:

«Над синевой зубчатых чащ,

Над буро-глинистыми лбами

Июльских ливней темный плащ

Клубится дымными столбами»

2.Стена

Пастернак:

«И близится ливня стена.

И все ниже спускается небо,

И падает накось,

И летит кувырком,

И касается чайками дна.»

3. Хижина

Заболоцкий:

«Шумит над миром и дымится

Сырая хижина дождя.»

8. Информация

__



__

1.Дождь -туманного письма

Пастернак:

«Этот странный талисман,

С неба сорванный истомой,

Весь - туманного письма,

Рухнул вниз не по-пустому.»

2.Дождь рисует

Пастернак:

«И как уголь по рисунку,

Грянул ливень всем плетнем»

3. Дождь испещряет суглинок клинописью

Бродский:

«Дождь!

Двигатель близорукости,

Летописец вне кельи,

Жадный до пищи постной,

Испещряющий суглинок,

Точно перо без рукописи,

Клинописью и оспой.»

9. Растение

__

__

1.Дождь - лес

Платонов:

«Чаща ливня срасталась перед нею все более непроходимо, даже идти шагом было сейчас трудно и больно, будто детей окружал сумрачный, твердый и жесткий лес, обдирающий их тело до костей.»

2.Дождь - развесистый, многолиственный

Набоков:

«… и еще сильнее казался развесистый, многолиственный, шелестящий шум дождя.»

3. Виноградник

Мандельштам:

«Из свежих капель виноградник

Зашевелился в мураве»

4. Хвощ

Рейн:

«Только безумный дождь

Все шелестел, что хвощ»

4. Вывод

1)Образ дождя в литературе 20 века значительно расширяется и конкретизируется по сравнению с литературой 19 века;

2)Появляются новые значения образа, связанные с видоизменениями

художественных средств и развитием культурной эпохи, что ведет к переосмыслению образа дождя;

3)Из всех видов тропа метафора оказалась наиболее изменчивой единицей средств переосмысления. Метафора, обладая способностью развития, открывает новые горизонты образности. Впервые художественный образ обретает свое лицо, лицо автора. Образ, создаваемый на основе смысловых, предметных и других уподоблений заметно усложняется. Описывая поэтическим языком привычные предметы и явления, автор показывает их в новом, необычном ракурсе. Находит неожиданные сравнения. Передаёт не только цвет, звук, вкус, действие, но зачастую и собственное эмоциональное восприятие или цепочку переживаний, с этим предметом или явлением связанных. Так при образовании парадигмы дождь -> человек мы выделили следующие виды метафор как разновидности создания образа:

  • Резкая метафора

  • Стёртая метафора

  • Метафора-формула

  • Развёрнутая метафора

  • Реализованная метафора

При помощи данных метафор были созданы образы:

«ясли дождевых капелек»

«звонко плачущий младенец»

«сжимались капли в кулачок»

«задорный смех играющего дождя»

«семья веселая дождей»

«серьезный, взрослый дядя Дождь»

«удары мощных кулаков в стекло и топот сильных ног дождя»

Исходя из полученных выводов ,мы разработали алгоритмы-рекомендации для 9-11 классов при работе с творческими задачами при создании упрощённого варианта словаря поэтических образов

1. Анализ условия задачи- представление текста творческой задачи ( составьте ассоциативные ряды к слову «дождь» и создайте несколько метафор по нижеследующему алгоритму).

2.Модель задачи- выбор объекта ( дождь- плачущий человек).

3. Выбор алгоритма моделирования метафоры ( алгоритм создания метафоры с использованием спектра метафор).

4. Поиск ресурсов:

а) выбор спектра метафор 1) звучание-противопоставление: «Дождь всхлипывал с ясной улыбкой»; 2) вид- антитеза: «Злое небо сладкою улыбкой провожает дождь в последний путь»; 3) действие- гипербола: «Надрывный плач дождя над высохшей землей»; 4) причина-олицетворение : «Грубый ветер столкнул его с тучи»; 5) звучание-гипербола: «Грохотало смехом небо, когда на землю падал он».

б) обозначение действия объекта ( что делает: «Небо рыдает»)

в) выбор другого объекта, совершающего такое же действие (на что похож: «Тучка плачет»)

г) наименование места, где находится объект или где происходит действие объекта ( где: «Над высохшей землей»)

д) демонстрация речевой фразы с последующим объяснением её смысла, составление метафоры («Небо рыдает над высохшей землей»)

5. Получение результата : защита творческой работы, сопоставление полученной метафоры, созданной по алгоритму с классическим образцом.

Создание творческой работы по алгоритму

Синквейн- самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

1-я строка.

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка.

Какой?

2 прилагательных

3-я строка.

Что делает?

3 глагола

4-я строка.

Что автор думает о теме?

Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение

5-я строка.

Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление).

1 существительное.

Дождь

Обильный, захлестывающий

Всхлипывал, страдал, рыдал,

Бился в истерике оплакивающий горе

Человек.

Хокку (хайку) разовьет способность к лаконичному изложению мыслей.

1-я строка

«Я был» кем-то или чем-то или
«Я видел» кого-то или что-то

2-я строка

Место и действие (где и что делал)

3-я строка

Определение (как?)

Я слышал дождь

В теплом мае.

Нежно прикасался он к земле..

Диаманта - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.

1 строчка: тема ( существительное)

дождь

2 строчка: определение (2 прилагательных)

тихий, спокойный

3 строчка: действие (3 причастия)

моросящий, обволакивающий, утихающий,

4 строчка: ассоциации (4 существительных)

движение, игра, прятки, лето

5 строчка: действие (3 причастия)

стесняющееся, прячущееся, играющее

6 строчка: (2 прилагательных)

робкое, теплое

7 строчка: (существительное)

солнце



Сочинение- миниатюра

Наконец-то его выпустили ненадолго погулять. Выскочив из дома, он ошалел от радости: начал скакать, прыгать, кричать. Распугал всех голубей на крышах. Своими резвыми ножонками поднял клубы пыли, слежавшейся от летнего зноя. Он мчался босиком и барабанил маленькими кулачками по всему, что попадалось ему под руку. Но никто не выбегал и не ругал его за такие проделки. Наоборот - люди улыбались ему, разбегались, уступая дорогу. А он еще больше распоясывался: в саду посшибал яблоки, на пруду рассмешил лягушек, напускал пузырей. На прощание звонко постучал ладонями в окна домов и скрылся так же неожиданно, как и появился. И только радуга осталась после этого разудалого шалуна.

Составляем упрощённый вариант словаря , соблюдая следующие условия:

1.Выберите наиболее удачные или необычные (красивые, нестандартные, экспериментальные и т.д), на ваш взгляд, поэтические образы, составленные вами
2. Исходите из принципа «привычное бытовое общеупотребительное понятие - поэтический образ (ряд образов)»
3. Расположите ваши творческие работы в алфавитном порядке.
4. Постарайтесь , чтобы ваш словарь содержал не менее трёх жанров(синквейн, хокку, диаманта и др.).
5. Работы размещайте непосредственно в течение недели.

Словарные статьи поэтических образов

  • Дождь-продукт

Консервирую дождь в стихах и в фотографиях .

Пить расплавленный лед дождя бесконечного

  • Дождь- творец

Оседает мурашками дождик на кожу.

Аромат тоски и грусти собирает дождь осенний .

Дождь застыл бриллиантами на золотых кустах .


Таким образом , мы доказали гипотезу : если научить анализировать и описывать систему связей образа через объекты материального мира эпохи, используя метафоры, её возможности и комбинации, то это даст возможности учащимся в рамках традиционных изобразительно-выразительных средств создавать собственный поэтический образ и в конечном итоге язык.

Если метафора является средством создания образа, именно в метафоре в сконцентрированном виде реализуются ассоциативные и образные параметры, отражающие общий уровень развития креативной личности. Процесс формирования метафоры должен быть не только непрерывным на протяжении обучения, но и органичен, логичен и творчески осмыслен. Чем активнее учащиеся будут учиться «многоэкранно» видеть любое явление или объект, тем быстрее научатся креативно мыслить в постоянно меняющихся условиях современной жизни.

Практическая значимость работы:

варианты творческих задач можно применять на уроках литературы, русского языка для развития устной и письменной речи учащихся, при подготовке экзамена по литературе












Список использованной литературы

1.Богданова О.Ю. Теория литературы в школьном изучении// Методика преподавания литературы в 2 ч// под редакцией О.Ю.Богдановой, В.Г Маранцман. М.: Просвещение, 1994. Ч.2.

2.Горелышева С.А.Формирование креативных способностей учащихся в процессе работы над метафорой. Известия DUGE/ Педагогика № 4, 2006

3.Екатерина Еремушкина, 10 "Ц" класс гимназии №30 г. Петрозаводска.Как создать образ? Руководитель - Нестеренко А.А., учитель ТРИЗ.

4.Н. В. Павлович. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., ИРЯ РАН, 1995.__

5.Образовательный стандарт ООО по литературе// Российский общеобразовательный портал Министерства образования и науки РФ.М:Система Федеральных образовательных порталов, 2010.12 апреля:wwwschool.edu.ru

6.Павлович Наталия Витольдовна Словарь поэтических образов: На материале русской художественной литературы ХУШ-ХХ веков. В 2 т. Изд. 2־е, стереотипное.М.: Эдиториал УРСС, 2007. - 848 с.

.

1Богданова О.Ю. Теория литературы в школьном изучении/ Методика преподавания литературы в 2 ч/ под редакцией О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцман. М.:Просвещение, 1994.Ч.2

2Н. В. Павлович. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., ИРЯ РАН, 1995.__

3Павлович Наталия Витольдовна Словарь поэтических образов: На материале русской художественной литературы ХУШ-ХХ веков. В 2 т. Изд. 2־е, стереотипное.

М.: Эдиториал УРСС, 2007. - 848 с.


© 2010-2022