Том Сойер на острове сокровищ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 г. Минеральные Воды Ставропольского края         Сценарий литературной игры для учащихся 7-х классов «Том Сойер на острове сокровищ» (по произведениям М.Твена «Приключения Сома Сойера и Стивенсона «Остров сокровищ»)                                                                                     подготовила  учитель русского                                                                     языка и литератур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

г. Минеральные Воды Ставропольского края




Сценарий литературной игры

для учащихся 7-х классов

«Том Сойер на острове сокровищ»

(по произведениям М.Твена «Приключения Сома Сойера и Стивенсона «Остров сокровищ»)

подготовила учитель русского

языка и литературы

Кищук Е.Н.,

учитель высшей категории





2013-2014 учебный год




Литературная игра

Том Сойер на «Острове сокровищ»

Том сидит и мечтает вслух.

Том: Что если за минуту пойду куда глаза глядят и таинственно для всех

исчезну? Уйду далеко - далеко в неведомые страны, за моря и никогда не

вернусь? Каково - то почувствует себя Бекки? Я буду.....пиратом. Да-да! Мое имя будет греметь во всем мире, заставляя людей содрогаться от ужаса. Я буду гордо носиться по морям на длинном низком черном корабле «Демон бури», с черным зловещим флагом. И достигнув вершины славы, я нежданно - негаданно появлюсь в своем старом родном городишке в черном бархатном калуале, в штанах, в высоких ботфортах......А за поясом торчит пистолет, сбоку - нож, на голове мягкая шляпа с перьями. И с каким восторгом я буду слушать шептание

за спиной: «Это Том Сойер, пират!» Надо только придумать.

(Входит Гек)

Гек: Привет, Том. Что делаешь?

Том: Я окончательно решил стать пиратом!

Гек: А что же они делают, эти пираты?

Том: О! Пираты живут очень весело: берут в плен корабли, сжигают их и

забирают себе золото, а потом закапывают его в землю на своем острове в каком-нибудь страшном месте, где его стерегут привидения. А матросов они убивают - заставляют их пройти по доске. Это такой обычай - завязывают глаза пленным и заставляют пройтись над морем по узкой доске.

Гек: Ух ты! Это ведь, наверное, трудно!

Том: Не знаю. Давай попробуем.

Ведущий (учитель): Присоединяйтесь ребята! Проверьте свою смелость и ловкость.


1 КОНКУРС «ПРОЙТИ ПО ДОСКЕ»


(На пол кладется доска. Ребята строятся в две шеренги. Каждому игроку надо: на одной ноге допрыгать до конца доски; пробежать с закрытыми глазами; пройти в присядку, с полным стаканом воды в руке. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.)

Гек: Ух ты! Как это оказывается тяжело.

Том: Поэтому к пиратам люди всегда относятся с уважением.

Гек: Возьмешь меня в свою команду?

Том: Так и быть, возьму! Только надо нам прозвища какие-нибудь придумать, грозные и звучные.

Гек: Я вот слышал где - то прозвища: «Черный мститель испанских морей», «Кровавая рука», «Гроза океанов». Какое выбираешь?

Ведущий: Ребята, а вы вспомните кто носил такие прозвища?

(Том Сойер был «Черным мстителем» Гек Финн - «Кровавой

рукой», а Джо Гарпер - «Грозой океанов»).

Ребята отвечают

Том: Ух, как звучит ... «Черный мститель!» Грозно, уважение внушает.

Гек: (Оглядывая свой наряд): Вот только костюм у меня не пиратский....

Том: Да, надо обзавестись нам соответствующим гардеробом.

2 КОНКУРС «ОДЕНЬ ПИРАТА»

(На столе вещи. Ребята выбирают одного «пирата» и наряжают его жюри

оценивают работу)

Ведущий: Вот перед вами разные вещи. Найдите среди них те, что нужны настоящему пирату, и нарядите кого - то одного из ребят по -пиратски.

Ведущий: Молодцы, ребята. Правильно одели пирата.

(Наряженному мальчику). Не снимайте, пожалуйста, наряд. Вы будете играть пирата. А теперь проверим, годитесь ли вы в пираты для команды Тома Сойера и Гекльберри Финна.

3 КОНКУРС:

Придумать клятву разбойников или пиратов и разыграть обряд жертвоприношения.


4 КОНКУРС «Поехали - поехали»


(Ребята садятся на стулья. Ведущий хлопает по коленкам и говорит: «Поехали, поехали! Ноги!» Ребята повторяют его движения. Ведущий резко останавливается и говорит; «Поехали, поехали! Голова!» Ребята должны в точности повторять движения ведущего, а тот пытается их запутать, и дотрагивается не до тех частей тела, которые называет. Кто из ребят повторит ошибку вслед за ведущим, выбывает из игры.)

Том: Хорошо, ребята! Беру вас в свою команду! (Дается название

командам) А что это за карта такая интересная? (Разглядывает

карту, лежащую на столе. К нему присоединяется Гек.)

Гек: Так ведь это карта острова, где спрятаны сокровища!

Том: Точно! Сокровища! Их зарывают на каком - нибудь острове в

гнилом сундуке под самым концом какой - нибудь ветки старого

дерев, как раз в том месте, куда тень от нее падает в полдень...

Гек: Кто же их зарывает?

Том: Понятно, разбойники!

Гек: И что же, они потом не приходят за ними?

Том: Нет, они все время мечтают прийти, но потом обыкновенно

забывают все приметы или вовсе умирают. И вот клад лежит. А

потом, кто - нибудь найдет старую пожелтевшую бумагу, в

которой указано, по каким приметам его искать.

Гек: Как мы сейчас нашли?

Том: Да. А бумагу эту надо разбирать целую неделю, потому что в ней

все какие-то непонятные закорючки.

Гек: Давай же посмотрим, нет ли на нашей бумаге закорючек!

Том: Смотри! Есть!

Гек: И как теперь их расшифровать?! Может, ребята помогут?

5 КОНКУРС


Командам выдается карта с шифровкой. В этой шифровке перевернутыми в разные стороны буквами написан текст: «Вспомните самую известную пиратскую песню. В ней и будет подсказка. Выигрывает команда, игрок которой первым назвал песню.

Том: Срочно надо построить лодку! За дело! Что за пират без своего

корабля!!

6 КОНКУРС «ПИРАТСКОЕ СУДНО»


Ребята делятся на две команды, каждая команда строит из стульев корабль и дает ему имя. Ведущий проверяет, у кого корабль получился прочнее.

Ведущий: И они двинулись в путь. Том командовал. Гек работал веслом. Том тихо пел.

Том: Если небо красно с вечера

Моряку бояться нечего

Если ж красно поутру

Моряку не по нутру

Гек: Вечером небо коль полно огня,

Утром же зорьку туман застилает -

верные признаки ясного дня,

Старый моряк паруса прибавляет.

Том: Радуга утром - дело плохое.

Радуга вечером дело иное.

Гек: Ходят чайки по песку -

Моряку судят тоску,

И пока не влезут в воду,

штормовую жди погоду.

Ведущий: Мрачно нахмурив брови, скрестив руки на груди, он

командовал негромким, суровым шепотом.

Том: Круче к ветру! Уваливай под ветер! Так держать! Держи на румб!

Поднять боле - брамсель! Пошевеливайся! Распустить

гротбромсель! Лево на борт!

Гек: Капитан! Нас нагоняет корабль пиратов! Они нам машут флажками!

Что хотят они этим сказать?

Том: Будь наготове, чтобы достойно встретить врага! Расшифровать

сигналы!

Ведущий: Так и плыли они по бескрайнему океану, напевая старые

песни о морских приметах.

Том: Нам пришлось перенести бурю, которая только подтвердила

достоинство нашей «Испаньолы». Мы двигались против пассатов,

чтобы выйти к нашему острову. Дне и ночью глядели мы в даль,

ожидая, что увидим.

Ведущий предлагает Тому и Геку отдохнуть, и в это время задает вопросы командам.


7 КОНКУРС «МОРСКАЯ АЗБУКА»


Ведущий выдает командам карточки с сигнальной азбукой. Ребята должны расшифровать фразы. Побеждает команда, верно и быстро выполнившая задание.

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

1. Что в школе Тома давалось в качестве приза? (Библия)

2. Каким образом Том познакомился с новичком, появившимся в город-

ке? (Том «знакомился», выяснял отношения с помощью драки,

чтобы узнать, чего стоит новый мальчишка. Затеяв сначала словес-

ную перепалку, он победил в драке и был этим очень горд)

3. Как Тому удалось обратить наказание - побелку завода - в свою пользу.

Какие «сокровища» он получил?

(Том превратил тяжелую работу в игру, поучаствовать, в которой

захотелось многим мальчишкам. Том получил за то, что разрешил им

покрасить забор огрызок яблока, нового бумажного змея, дохлую крысу на веревочке, 12 алебастровых шариков, обломок зубной «гуделки»,

осколок синей бутылки, и.т.д.)

4. Какие две армии сражались в Санкт - Петербурге? (Армии Тома

Сойера и его друга Джо Гарпера).

5. Сколько костюмов было у Тома? (2: обычный, повседневный, и «тот

другой» нарядный).

6. Как звали «даму сердца» Тома Сойера, которую вытеснила Бэкки

Тэтчер? (Эмми Лоренс)

7. Почему Тому хотелось получить библию? (Том был честолюбив: «Все

его существо давно уже жаждало славы и блеска, связанных с

получением библии»)

8. Как Тому удалось получить библию? (Том обменял свои «сокровища»

-рыболовные крючки, белые шарики - на билетики и предъявил их

директору, став героем дня. Мальчишки сгорали от зависти, особенно

те, которые поняли, что сами помогли Тому добиться такой славы, ведь

отдавали свои «сокровища» за право побелить забор.

9. Назовите как можно больше сказок, где действуют пираты.

(К. Чуковский «Доктор Айболит», В. Некрасов «Капитан врунгель»,

Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»)

10. Каков литературный псевдоним писателя Сэмюэля Клеменса? (Марк

Твен)

11. Как звали друзей Тома Сойера? (Гекльберри Финн, Бэкки Тэтчер.)

12. Что означает псевдоним Марка Твена? («Отметка два» - достаточная

Глубина для прохождения судов по реке.)

13. Где происходит действие романа М. Твена «Том Сойер»?

(В маленьком американском городе санкт - Петербурге; в некоторых

изданиях этот город переводится как Сен - Питсбург.)

14. Кто был любимым героем Тома Сойера? («Благородный разбойник

«Робин Гуд)

15. Каким образом Том и Гек помогли правосудию? (Они разоблачили на

суде убийцу доктора Робинсона индейца Джо, спасли Хоттера от

несправедливого обвинения.)

16. Почему все мальчишки завидовали Гекльберри Финну?

(Гек был свободным мальчиком, сыном нищего пьяницы, с ним было

запрещено играть; Гек делал что хотел, ночевал где вздумается, не

посещал школу, дрался, ругался, и никто его за это не наказывал.)

17. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? (Том и Гек

отправились в полночь на кладбище прихватив с собой дохлую

кошку, чтобы свести бородавки.)

18. Что случилось на кладбище? (Мальчики увидели, как Мэф Поттер и

индеец Джо выкопали из могилы тело для доктора Робинсона (для

анатомических целей). Случилась ссора и индеец Джо убил доктора

ножом Поттера, а потом вложил нож в руку потерявшему сознание

Поттеру. Индейцу удалось убедить Поттера, что тот с пьяну зарезал

доктора.)

19. Почему Том вступил в общество трезвости? (Тома привлек блестящий

мундир с красным шарфом.)

20. Каким образом Том и Гек нашли клад? (Том и Гек сначала рыли под

сухим деревом, потом отправились в заброшенный дом и там

увидели, как Джо и его сообщник зарывали краденные деньги.

Зарывая свои 600 долларов, они наткнулись на ящик с золотом,

спрятанный кем - то раньше. Джо решил перепрятать все серебро и

золото в «номере два под крестом» - в пещере; крест был нарисован

копотью от свечки на камне под которым находился сундук с

деньгами.)

21. Что изменилось в жизни Гека Финна после нахождения клада? (Гек

попал под опеку вдовы Дуглас, которой спас жизнь и на какое - то

время стал «приличным мальчиком».)

22. На что Том и Гек могли потратить свою долю сокровищ?

Том: Хорошо! Теперь я знаю, что они хотят нам сказать! «Нам нужна

помощь. Остановитесь!» Стоп машина! Принять друзей на борт!

Гек: Но, Том, они все в пиратских костюмах. А вдруг они наши враги?

Как это узнать?! Я запутался!

Том: А мы с ребятами вспомним всех героев книги Стивенсона «Остров

Сокровищ» и разделим их на помощников и злодеев. Узнаем, кто

есть кто!

Ведущий: Ребята, вот вам таблички с именами героев. Разберите их на

добрых и злых. Кто из них может помочь Тому и Геку?

8 КОНКУРС «ТАБЛИЧКИ»

Имя каждого героя написано на отдельной табличке. В данном ниже списке герои уже разбиты на группы.

Ведущий: Земля!

Том: Вот мы и прибыли на знаменитый остров. Направить корабль к

берегу! Сушить весла! Сойти на берег и обследовать остров!

Ведущий: Вдали на юго-западе они увидели два низких холма на

расстоянии примерно двух миль один от другого, а за ним - третий,

повыше, еще окутанный туманом. Большую часть острова покрывали

темные леса. Однообразный серый цвет прерывался кое - где в

ложбинах песчаного берега и зеленью деревьев, похожих на сосны.

Том: Недурное место этот остров. Мы будем здесь купаться, будем

лазить по деревьям, будем бегать по горам! Но прежде найдем

сокровища!


9 конкурс «Болото»


Ребятам нужно по кочкам - по кусочкам бумаги - перейти к следующему

пункту. Выигрывает тот, кто не оступится и достигнет назначенного пункта первым.)

10 КОНКУРС «ГОРЫ»

Ведущий сооружает препятствие из стульев, скамеек - такое, чтобы по нему можно было пробраться, не свалившись и не коснувшись пола. Ребята преодолевают «Горы».

Ведущий: Вот мы и достигли указанного на карте места.

Гек: Теперь отыскать бы место, где зарыт клад! Ты помнишь песню эту

пиратскую. Том?

Том: Там что - то поется о сундуке мертвеца и бутылке рома....

(ребята вспоминают песню)

Ведущий: Запомните: песня и есть подсказка! Девятнадцать человек

столько шагов сделать ... А вот чего!

Гек: А при чем здесь бутылка рома? Может, она здесь где - то лежит

Том: Или что - то на нее похожее. Давайте найдем!

(ребята ищут предмет, похожий на бутылку. Это макет дерева,

похожего на громадную бутылку. Том отсчитывает 19 шагов на

север от «дерева» и находит сундучок. Но он заперт.)

Том: Не открывается сундук! Что делать теперь? Опять Что-то искать

или угадывать?

Ведущий: Надо ответить на вопросы викторины.

Том: Ребята, помогайте!

ВИКТОРИНА

1. Флибустьеры, корсары, джентельмены удачи - это все одни и те же

люди. Кто они? (Пираты)

2. Что самое страшное для пирата? (Черная метка)

3. Как называется пиратский черный флаг с костями? ( Веселый Роджер)

4. Какое слово кричит попугай, сидя на плече пирата? Что оно означает?

(Пиастры; Это деньги)

5. Где впервые Джим услышал о сокровищах? (В трактире «Адмирал

Бенбоу»)

6. А где впервые встретил Сильвер одноногого пирата? (В Бристоле, в

таверне «Подзорная труба»)

7. Как назывался корабль, на котором Джим с друзьями поплыли искать

сокровища? (Испаньола)

8. Что за цифры и палочки на карте: (Это обозначение места, где

спрятан клад в системе широт и долгот)

9. Назовите все части острова Сокровищ. (Остров Скелета, горы Фок -

Мачта и Грот - Мачта - Подзорная труба.)

Ведущий: Ой, вот и замочек открылся! (Открывает сундук и вручает

призы.)


© 2010-2022