- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для обучаюшихся СПО
Рабочая программа по литературе для обучаюшихся СПО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Резникова С.И. |
Дата | 29.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
московский государственный областной университет
(мгоу)
фрязинский филиал
УТВЕРЖДЕНО
Решением Совета филиала
от «____» ___________________ 2015 года
протокол № _________________________
Директор
Фрязинского филиала МГОУ
______________________ А.А. Москалёв
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
ПО ПРОФЕССИИ 140446.03 «ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ».
г.о. Фрязино
2015 год.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии (профессиям) среднего профессионального образования (далее СПО) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования».
Организация-разработчик: Фрязинский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета.
Разработчик:
Резникова Светлана Ивановна, преподаватель Фрязинского филиала МГОУ.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и примерное содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
20
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих ФГОС по профессии СПО 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:
Учебная дисциплина «Литература» относится к циклу общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целью дисциплины является освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методов литературы как науки, развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной информации.
В результате освоения дисциплины «Литература» обучающийся должен знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-
определять род и жанр произведения;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 310 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 207 часов;
самостоятельной работы обучающегося 103 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
310
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
207
в том числе:
лабораторные занятия
0
практические занятия
17
контрольные работы
17
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
103
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов), подготовка рефератов по темам:
- «История создания романа Л. Толстого «Война и мир»»
- «Современен ли Ф. Достоевский сегодня?»
- «Развитие темы «маленького человека» в творчестве А. Чехова»
- «Тема поэта и поэзии в творчестве Н. Некрасова»
- «Серебряный век русской поэзии»
- «Пейзажная лирика С.А. Есенина»
- «В.В. Маяковский - сатирик»
- «Современная полемика о романе А. Фадеева «Разгром»»
- «Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»»
- «Портрет Анны Ахматовой»
- «Традиции отечественной сатиры в творчестве М. Булгакова»
- «Остаться человеком в пламени войны. По произведениям о Великой Отечественной войне
- «Проблемы исторической памяти в литературе 80-90-х годов ХХ века»
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
2
Введение.
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 в.в.
2
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).
1
1
Самостоятельная работа. Реферат на тему: «Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения».
1
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века.
18
Тема 1.1.
Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.
2
Обзор культуры. Литературная борьба. Самобытность русского романтизма.
1
1
Самостоятельная работа. Презентация: «Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения».
1
Тема 1.2.
Александр Сергеевич Пушкин.
6
Жизненный и творческий путь.
1
1
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Осень», «...Вновь я посетил...», «К морю», «Я Вас любил».
1
2
Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра.
1
2
Контрольная работа № 1. Тест «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».
1
3
Самостоятельная работа. Реферат на тему: «А.С. Пушкин - создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии».
Реферат на тему: «Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность».
1
1
Тема 1.3.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
6
Жизненный и творческий путь.
1
1
Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Дума», «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой…».
1
2
Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Любовь к Родине, народу, природе.
1
2
Контрольная работа № 2. Тест «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова».
1
3
Самостоятельная работа. Реферат на тему: «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»)».
Реферат на тему: «Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие».
1
1
Тема 1.4.
Николай Васильевич Гоголь.
4
Жизненный и творческий путь.
1
1
«Петербургские повести». Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
1
2
Практическое занятие № 1. Написание отзыва о повести Н.В. Гоголя «Портрет».
1
4
Самостоятельная работа. Реферат на тему: «Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира».
1
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.
104
Тема 2.1.
Общая характеристика литературы второй половины XIX века.
2
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Самобытность русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
1
1
Самостоятельная работа. Презентация: «Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность».
1
Тема 2.2.
Александр Николаевич Островский
10
Жизнь и творчество А.Н. Островского.
1
1
Драма "Гроза". История создания. Смысл названия пьесы. Система образов и сюжет пьесы. Символика грозы.
1
2
Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.
1
2
Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
1
2
Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Значение Островского в истории русского театра.
1
2
Контрольная работа № 3. Сочинение по драме А.Н. Островского "Гроза".
1
4
Самостоятельная работа: чтение пьес А.Н. Островского, сравнительный анализ героев, анализ эпизода. Презентация: «Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях».
2
2
Тема 2.3.
Иван Александрович Гончаров
7
Очерк жизни и творчества. И.А. Гончарова.
1
1
Роман И.А. Гончарова "Обломов". Образ главного героя. Противоречивость характера.
1
2
Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа.
1
Обломов и Штольц. Прошлое и будущее России. «Обломовщина».
1
2
Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.
1
2
Практическое занятие № 2. Роль эпизода "Сон Обломова" в раскрытии сущности характера героя.
1
Самостоятельная работа: письменно ответить на вопрос: Кто необходим будущей России- «деятельный» Штольц или созерцательный «добряк-ленивец» Обломов?
1
Тема 2.4.
Иван Сергеевич Тургенев
10
Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева.
1
1
Цикл рассказов, «Записки охотника».
1
1
Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия. Особенности композиции романа.
1
1
Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова. Пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).
1
2
Любовь и счастье в романе "Отцы и дети".
1
2
Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
1
Практическое занятие № 3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».
1
3
Контрольная работа № 4. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева.
1
4
Самостоятельная работа: чтение повестей о любви И.С. Тургенева, анализ эпизода эпического произведения, работа над выявлением художественного мастерства писателя.
2
Тема 2.5.
Николай Гаврилович Чернышевский
4
Очерк жизни, творческой и общественной деятельности Н.Г. Чернышевского.
1
1
Роман «Что делать?» (обзор). Образы "новых людей". Теория "разумного эгоизма". Образ "особенного человека" Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.
1
1
Самостоятельная работа. Реферат на тему: «Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-политический и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость».
2
Тема 2.6.
Федор Иванович Тютчев
4
Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева.
1
1
Основные темы и мотивы лирики Ф.И. Тютчева. Стихотворения: «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое…»), «29-е января 1837», «Полдень», «Silentium».
1
2
Самостоятельная работа: Чтение и анализ стихотворения Ф.И. Тютчева по выбору.
Реферат на тему: «Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева».
1
1
Тема 2.7.
Афанасий Афанасьевич Фет
5
Очерк жизни и творчества А.А. Фета.
1
1
Основные темы и мотивы лирики А.А. Фета. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости - и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди...».
1
2
Практическое занятие № 4. Провести сопоставительный анализ стихотворения Тютчева и Фета (по выбору обучающегося).
1
4
Самостоятельная работа: Чтение и анализ стихотворения А.А. Фета по выбору.
Реферат на тему: «Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..»)».
1
1
Тема 2.8.
Алексей Константинович Толстой.
3
Жизнь и творчество А.К. Толстого.
1
1
Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».
1
2
Самостоятельная работа: Чтение и анализ стихотворения А.К. Толстого по выбору.
1
Тема 2.9.
Николай Алексеевич Некрасов
9
Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.
1
1
Лирика Некрасова. Гражданский пафос лирики. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».
1
2
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел. Композиция. Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
2
Народные заступники. Проблемы счастья и смысл жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
2
Сатирическое изображение «хозяев» жизни.
1
2
Образ русской крестьянки в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
2
Контрольная работа № 5. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.
1
4
Самостоятельная работа: прочитать главу «Пир на весь мир» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Подготовить характеристику Гриши Добросклонова.
2
Тема 2.10.
Николай Семенович Лесков
6
Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова.
1
1
Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник». Тема праведничества.
1
2
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.
1
2
Практическое занятие № 5. Написание отзыва о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
1
4
Самостоятельная работа: прочитать какое-либо произведение Лескова (по выбору) и написать на него рецензию.
2
Тема 2.11.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
6
Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1
1
«Сказки». «Эзопов язык» произведений сатирика.
1
2
«История одного города» (обзор).
1
2
Практическое занятие № 6. Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1
3
Самостоятельная работа: соблюдая традиции Салтыкова-Щедрина, написать сказку на современный сюжет.
2
Тема 2.12.
Лев Николаевич Толстой
16
Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого.
1
1
«Севастопольские рассказы» (обзор).
1
2
Роман-эпопея Л.Н. Толстого ""Война и мир"". История создания. Особенность жанра. Светское общество Петербурга и Москвы.
1
2
Этапы духовных исканий Андрея Болконского..
1
2
Этапы духовных исканий Пьера Безухова.
1
2
Образ Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи.
1
3
Мысль народная в романе. Значение образа Платона Каратаева. Проблема народа и личности.
1
3
«Бородинское сражение»- кульминация романа.
1
2
«Мысль историческая» в романе Кутузов и Наполеон.
1
2
Обзор творчества позднего периода Л.Н. Толстого «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат»», «Крейцерова соната».
1
2
Практическое занятие № 7. Сравнение эпизодов: «Салон А.П. Шерер» и «Именины у Ростовых».
1
3
Контрольная работа № 6. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.
1
4
Самостоятельная работа: составить цитатные характеристики Кутузова и Наполеона.
Реферат на тему: «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина»».
2
2
Тема 2.13.
Федор Михайлович Достоевский
10
Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского.
1
1
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания и идейно художественное своеобразие.
1
1
Социальные и философские предпосылки бунта Раскольникова. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
1
1
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
1
2
Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Христианская основа характера Сони Мармеладовой.
1
2
Крушение теории Раскольникова. Финал романа «Преступление и наказание».
1
2
Практическое занятие № 8. Анализ эпилога романа «Преступление и наказание».
1
4
Контрольная работа № 7 Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского.
1
4
Самостоятельная работа: разобрать семантику «говорящих имен» и фамилий главных героев в романе «Преступление и наказание».
Реферат на тему: «Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»».
1
1
Тема 2.14.
Антон Павлович Чехов
11
Очерк жизни и творчества А.П. Чехова.
1
1
Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова. Своеобразие тематики и стиля ранних рассказов.
1
2
Философская проблематика рассказов А.П. Чехова: «Студент», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».
1
2
Маленькая трилогия: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
1
2
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Тема гибели человеческой души.
1
2
Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Жанровое и композиционное художественное своеобразие.
1
2
Герои пьесы и их судьбы.
1
2
Практическое занятие № 9. Анализ рассказа А.П. Чехова: «Студент».
1
3
Контрольная работа № 8. Сочинение по творчеству А.П. Чехова.
1
4
Самостоятельная работа: чтение и анализ рассказов А.П. Чехова.
2
Тема 2.15.
Значение русской литературы
1
Контрольная работа № 9. «Русская литература второй половины XIX века».
1
3
Раздел 3. Зарубежная литература XIX века.
3
Тема 3.1.
Оноре де Бальзак
3
О. де Бальзак - писатель-реалист.
1
1
"Гобсек". Изображение в повести губительной силы и власти денег.
1
2
Самостоятельная работа: написать отзыв о повести О. де Бальзака "Гобсек".
1
Раздел 4. Русская литература начала ХХ века.
25
Тема 4.1.
Тенденция развития литературы на рубеже веков Конец XIX - начала XX века (общая характеристика периода)
1
Характеристика литературного процесса конца XIX - начала XX века.
1
1
Тема 4.2.
Проза конца XIX - начала XX века
3
Особенности прозы конца XIX - начала XX века. Краткая характеристика прозы Л.Н. Андреева, В.В. Вересаева, В.Г. Короленко и др.
1
1
Самостоятельная работа: Чтение и анализ рассказов Л.Н. Андреева, В.В. Вересаева, В.Г. Короленко (по выбору обучающегося).
2
Тема 4.3.
Александр Иванович Куприн
5
Жизнь и творчество А.И. Куприна. Особенности прозы А.И. Куприна.
1
1
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
1
2
Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Любовь, как высшая ценность мира, в рассказе «Гранатовый браслет».
1
2
Самостоятельная работа: чтение и анализ рассказов А.И. Куприна.
2
Тема 4.4.
Иван Алексеевич Бунин
8
Очерк жизни и творчества И.А. Бунина.
1
1
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Деревня». Тема угасания «дворянских гнезд».
1
2
Рассказы И.А. Бунина о любви. Цикл «Темные аллеи».
1
2
Смысл жизни героя рассказа «Господин из Сан-Франциско». Кризис цивилизации в рассказе.
1
2
Практическое занятие № 10. Анализ стихотворений: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина.
1
3
Контрольная работа № 10. Тест по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.
1
4
Самостоятельная работа: чтение и анализ стихов и рассказов И.А. Бунина.
2
Тема 4.5.
Алексей Максимович Горький
8
Жизнь и творчество А.М. Горького.
1
1
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького.
1
2
Реалистические рассказы А.М. Горького. «Челкаш».
1
2
Пьеса «На дне» - как социально-философская драма. Система образов. Судьбы ночлежников.
1
2
Три правды в пьесе и их драматическое столкновение. Анализ образов Луки и Сатина.
1
2
Контрольная работа № 11. Сочинение по творчеству А.М. Горького
1
4
Самостоятельная работа: чтение и анализ рассказов А.М. Горького.
2
Раздел 5. Русская поэзия начала XX века
31
Тема 5.1.
«Серебряный век» русской поэзии.
2
«Серебряный век» как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
1
1
Самостоятельная работа: выбрать и прочитать стихотворения поэтов «Серебряного века».
1
Тема 5.2.
Символизм.
2
Истоки русского символизма. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами. Музыкальность стиха. «Старшие символисты»: Д. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А.А. Блок.
1
1
Самостоятельная работа: чтение и анализ стихотворения (по выбору).
1
Тема 5.3.
Акмеизм.
2
Истоки акмеизма. Представители акмеизма: А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам и др. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира.
1
1
Самостоятельная работа: чтение и анализ стихотворения (по выбору).
1
Тема 5.4.
Футуризм.
4
Футуризм как литературное направление. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников).
1
1
Практическое занятие № 11. Защита проектов: «Творчество поэтов «Серебряного века»».
1
3
Самостоятельная работа. Подготовить индивидуальные сообщения о представителях основных литературных направлениях начала ХХ века.
2
Тема 5.5.
Александр Александрович Блок
7
Жизнь и творчество А.А. Блока .
1
1
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений.
1
2
Тема Родины в творчестве А.А. Блока.
1
2
Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции.
1
3
Практическое занятие № 12. Анализ стихотворений А.А. Блока.
1
4
Самостоятельная работа: подготовить реферат, выучить наизусть стихотворение А. Блока «Россия».
2
Тема 5.6.
Сергей Александрович Есенин
8
Жизнь и творчество С.А. Есенина. Ранняя лирика.
1
1
Поэтизация русской природы. Тема Родины в поэзии Есенина.
1
2
«Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.
1
2
Тема любви в лирике С.А. Есенина.
1
2
Практическое занятие № 13. Анализ стихотворений С.А. Есенина.
1
4
Контрольная работа № 12. Сочинение по творчеству С.А. Есенина.
1
4
Самостоятельная работа: подготовить реферат, выучить наизусть стихотворение «Письмо матери».
2
Тема 5.7.
Владимир Владимирович Маяковский
6
Жизнь и творчество В.В. Маяковского.
1
1
Поэтическое новаторство В.В. Маяковского.
1
2
Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах».
1
2
Практическое занятие № 14. Сатирические произведения В.В. Маяковского.
1
4
Самостоятельная работа: подготовить реферат, проанализировать одно стихотворение В.В. Маяковского.
2
Раздел 6. Русская литература 1917-1941 годов.
64
Тема 6.1.
Литературный процесс 1917-1941 годов.
10
Общая характеристика развития страны в годы после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет.
1
1
Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.
1
1
Поиски нового героя эпохи. Д. Фурманов «Чапаев», Б. Лавренев «Ветер» и др.
1
2
Отражение индустриализации и коллективизации в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова и др.
1
2
Сатирическое изображение эпохи. Рассказы М. Зощенко. «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова.
1
2
Русская эмигрантская сатира, её направленность. Творчество А. Аверченко, Тэффи
1
2
Самостоятельная работа: подготовить реферат о русской литературе 20-х годов.
Чтение и анализ сатирического произведения по выбору.
2
2
Тема 6.2.
Исаак Эммануилович Бабель.
3
Жизненный и творческий путь И.Э Бабеля.
1
1
«Конармия» - цикл рассказов о гражданской войне, об увиденном и пережитом в Первой Конной. Реалистическое изображение Конармии.
1
2
Самостоятельная работа: прочитать рассказы из «Конармии» И.Э Бабеля (по выбору).
1
Тема 6.3.
Александр Александрович Фадеев.
4
Судьба и творчество А.А. Фадеева.
1
1
Роман «Разгром». Тема гражданской войны в романе. Нравственные проблемы в романе. Тема интеллигенции и революции в романе.
1
2
Самостоятельная работа: прочитать роман А.А. Фадеева «Разгром».
2
Тема 6.4.
Евгений Иванович Замятин.
3
Жизнь, творчество, личность писателя.
1
1
Роман «Мы» - социальная антиутопия двадцатого столетия.
1
2
Самостоятельная работа: анализ эпизода романа Е.И. Замятина «Мы».
1
Тема 6.5.
Алексей Николаевич Толстой.
3
Жизнь и творчество А.Н. Толстого.
1
1
Роман А.Н. Толстого «Петр Первый». Своеобразие жанра исторического романа. Образ Петра Первого. Народ в романе.
1
2
Самостоятельная работа: чтение рассказов А.Н. Толстого (по выбору).
1
Тема 6.6.
Анна Андреевна Ахматова.
5
Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Ранняя лирика А.А. Ахматовой.
1
1
Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой. А.А. Ахматова - «голос своего времени».
1
2
Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
1
2
Самостоятельная работа: чтение стихотворений А.А. Ахматовой, поэмы «Реквием». Индивидуальные сообщения о жизни и творчестве А.А. Ахматовой.
2
Тема 6.7.
Марина Ивановна Цветаева.
4
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. Испытания и беды М.И. Цветаевой в годы «великого перелома» в России.
1
1
Необычность образа лирического героя. Самобытность поэтического слова. Тема Родины в лирике М.И. Цветаевой.
1
2
Практическое занятие № 15. Анализ стихотворений А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.
1
3
Самостоятельная работа: чтение стихотворений М.И. Цветаевой.
1
Тема 6.8.
Осип Эмильевич Мандельштам.
3
Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама.
1
1
Поэзия О.Э. Мандельштама. Особенности поэтики. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
1
2
Самостоятельная работа: чтение стихотворений О.Э. Мандельштама.
1
Тема 6.9.
Михаил Афанасьевич Булгаков.
9
Судьба и творчество М.А. Булгакова. Булгаков - сатирик - «Собачье сердце», «Роковые яйца» (обзор).
1
1
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами.
1
1
Москва и Ершалаим. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.
1
2
История Мастера и его Маргариты. Судьба художника. Тема любви в романе.
1
3
Воланд и его свита в романе.
1
2
Контрольная работа № 13. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова.
1
4
Самостоятельная работа: прочитать произведение М.А. Булгакова (по выбору обучающихся). Подготовить индивидуальное сообщение: «Булгаков - драматург»
3
Тема 6.10.
Андрей Платонович Платонов.
4
Жизнь и творчество А.П. Платонова.
1
1
Рассказы А.П. Платонова разных лет.
1
2
«Котлован». Темы, сюжет, композиция. Система персонажей повести А.П. Платонова «Котлован». Художественные особенности произведения.
1
2
Самостоятельная работа: чтение и анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире».
1
Тема 6.11.
Михаил Александрович Шолохов.
8
Жизнь и творчество М.А. Шолохова. «Донские рассказы».
1
1
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон». Картины жизни донского казачества. Быт и нравы. История семьи Мелеховых.
1
1
Ожесточение человека на войне. Первая мировая война и народ в изображении М.А. Шолохова.
1
2
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.
1
2
Тема любви в романе. Женские образы «Тихого Дона».
1
2
Контрольная работа № 14. Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.
1
4
Самостоятельная работа: чтение и анализ рассказов М.А. Шолохова.
2
Тема 6.12.
Борис Леонидович Пастернак.
4
Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака.
1
1
Практическое занятие № 16. Своеобразие лирики Б.Л. Пастернака. Анализ стихотворений.
1
3
Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». История создания романа. Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.
1
1
Самостоятельная работа: чтение и анализ стихов Б.Л. Пастернака.
1
Тема 6.13.
Владимир Владимирович Набоков.
4
Жизнь и творчество В.В. Набокова. Судьба русского писателя - эмигранта.
1
1
Романы «Машенька», «Защита Лужина» и др.
1
1
Самостоятельная работа: чтение и анализ произведений В.В. Набокова (по выбору).
2
Раздел 7. Литература периода Великой Отечественной войны
и первых послевоенных лет.
10
Тема 7.1.
Поэзия периода Великой Отечественной войны.
2
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.)
1
2
Самостоятельная работа: чтение и анализ стихотворения (по выбору).
1
Тема 7.2.
Проза периода Великой Отечественной войны.
4
Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, Л. Соболева, Б. Горбатова, Э. Казакевича, А. Бека, В. Гроссмана и др.
2
3
Самостоятельная работа: чтение и анализ рассказа или повести (по выбору).
2
Тема 7.3.
Драматургия периода Великой Отечественной войны.
4
Роль театра в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и многообразие проблематики пьес, написанных на военном материале (К. Симонов, Л. Леонов, А. Корнейчук).
1
3
Контрольная работа № 15: Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.
1
3
Самостоятельная работа: прочитать одно из произведений о ВОВ и написать отзыв об этом произведении.
2
Раздел 8. Литература 50 - 90-х годов ХХ века.
39
Тема 8.1.
Литературный процесс 50 - 90-х годов.
2
Особенности литературного процесса 50-90-х годов. О связи общественно-политической, духовной и литературной жизни.
1
1
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
1
2
Тема 8.2.
Поэзия 50 - 90-х годов.
3
Важнейшие течения поэзии 50 - 90-х годов.
1
1
Поэзия Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского, Н. Рубцова, Ю. Визбора и др.
1
2
Самостоятельная работа: чтение и анализ стихотворений (по выбору).
1
Тема 8.3.
Николай Михайлович Рубцов.
2
Поэзия Н. Рубцова. Краткий анализ стихотворений: «Видения на холме», «Русский огонёк», «Берёзы», «Тихая моя родина» и др.
1
1
Самостоятельная работа: чтение и анализ стихотворения (по выбору).
1
Тема 8.4.
«Военная проза»
6
Творчество В. Быкова. Верность писателя военной теме. Повесть «Сотников». Герои повести и её нравственная проблематика.
1
1
Творчество В.Л. Кондратьева. Повесть В.Л. Кондратьева «Сашка». Специфика изображения войны и характера рядового солдата.
1
1
Практическое занятие № 17. Рецензия на прочитанную книгу о ВОВ.
1
3
Самостоятельная работа: прочитать рассказ В. Кондратьева «На поле Овсянниковском».
Написать отзыв о повести «Сотников».
1
2
Тема 8.5.
«Деревенская проза»
1
Социальная и нравственная проблематика «деревенской прозы». Изображение жизни крестьянства в повестях В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина и др.
1
1
Тема 8.6.
Василий Макарович Шукшин.
4
Жизнь и творчество В.М. Шукшина.
1
1
Герои В.М. Шукшина. Рассказы «Чудик», «Срезал». Колоритность и яркость героев - чудиков.
1
2
Самостоятельная работа: чтение и анализ рассказа или повести В.М. Шукшина (по выбору).
2
Тема 8.7.
Валентин Григорьевич Распутин.
4
Жизнь и творчество В.Г. Распутина.
1
1
Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Человек и малая родина. Система персонажей повести.
1
2
Самостоятельная работа: прочитать одно из произведений В.Г. Распутина
2
Тема 8.8.
«Городская проза».
4
Проблематика «городской прозы». Творчество Д. Гранина, Д. Дудинцева, Ю. Трифонова и др.
1
1
«Вечные» темы и нравственные проблемы в повести Ю. Трифонова «Обмен».
1
2
Самостоятельная работа: прочитать одно из произведений Д. Гранина, Д. Дудинцева, Ю. Трифонова (по выбору).
2
Тема 8.9.
Драматургия 50 - 90-х годов.
1
Нравственная острота проблематики пьес А. Володина, А. Арбузова, В. Розова, А. Вампилова и др.
1
1
Тема 8.10.
Александр Трифонович Твардовский.
4
Жизнь и творчество А.Т. Твардовского. Лирика А.Т. Твардовского разных лет.
1
1
Поэма «Василий Тёркин». История создания книги про бойца. Герои поэмы. Изображение войны в поэме.
1
2
Поэма А. Твардовского «По праву памяти»
1
2
Самостоятельная работа: прочитать поэму А.Т. Твардовского «Дом у дороги»
1
Тема 8.11.
«Авторская песня».
4
«Авторская песня» как явление литературы. Разнообразие направлений и индивидуальных стилей: А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Ю. Ким, В. Высоцкий и др.
1
2
Поэзия В.С. Высоцкого. Тематическое разнообразие стихов и песен Высоцкого.
1
2
Самостоятельная работа: подготовить доклад или реферат о творчестве поэтов - бардов (по выбору).
2
Тема 8.12.
Александр Исаевич Солженицын.
2
Жизнь и творчество А.И. Солженицына.
1
1
Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Герои рассказа. Своеобразие языка. Отражение эпохи в рассказе.
1
2
Тема 8.13.
Варлам Тихонович Шаламов
2
Жизнь и творчество В.Т. Шаламова (обзор). «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования.
1
1
Самостоятельная работа: прочитать одно из произведений В.Т. Шаламова (по выбору).
1
Раздел 9. Современная литература.
8
Тема 9.1.
Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.
8
Новейшая русская проза. Т.Н. Толстая, В.О. Пелевин, А.А. Проханов, В.Н. Крупин, Л. Улицкая, В. Аксенов и др.
1
1
Новейшая поэзия. О. Чухонцев, А. Кушнер, Ю. Кузнецов, А. Дементьев и др.
1
1
Контрольная работа № 16. Итоговое сочинение.
2
4
Самостоятельная работа: прочитать произведения современных авторов (по выбору).
Подготовка к итоговому сочинению.
2
2
Раздел 10. Зарубежная литература.
2
Тема 10.1.
Эрих Мария Ремарк.
3
Роман Э.М. Ремарка «Три товарища». Трагическая концепция жизни в романе.
2
2
Самостоятельная работа: Анализ эпизода из романа Э.М. Ремарка «Три товарища» (по выбору).
1
Раздел 11. Повторение изученного материала.
3
Тема 11.1.
Повторение и обобщение.
3
Обобщение и повторение литературы XIX и ХХ веков.
2
1
Контрольная работа № 17: «Литература XX века».
1
3
Резерв учебного времени
Итоговая аттестация в форме зачёта
Всего:
310
Под уровнем усвоения понимают степень мастерства овладения деятельностью, достигнутую учащимся в результате обучения. Параметр уровень усвоения, обладая полной диагностичностью, позволяет точно задать цель изучения предмета и каждого учебного элемента, а также проверить с любой точностью и надежностью степень их усвоения учащимися.
В.П. Беспалько выделяет следующие уровни усвоения учебного материала:
-
Ученический (узнавание)
-
Алгоритмический (решение типовых задач)
-
Эвристический (выбор действия)
-
Творческий (поиск действия)
Эти показатели классифицируют глубину проникновения и качество владения учащимися учебным материалом. Такая классификация позволяет четко формулировать дидактические цели при проектировании учебного комплекса и на их основе определять его состав.
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска;
- комплект учебно-наглядных пособий «Литература»;
Технические средства обучения:
- телевизор;
- ДВД-проигрыватель;
- обучающие видеофильмы по учебной дисциплине;
- магнитофон;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
«Русская литература XIX века». 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч., Архангельский А. Н., Бак Д. П., Кучерская М. А. и др., под ред. Архангельского А. Н. - Изд.: «Дрофа», - М.: 2013 г.
-
Смирнова Л. А., Михайлов О. Н., Турков А. М. и др. / Под ред. Журавлева В. П. «Русская литература ХХ век. 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Изд.: «Просвещение», - М.: 2010 г.
-
. И. В. Золотарева, Т. И. Михайлова: «Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие». - Изд.: «Вако», - М.: 2012 г.
-
Нянковский М.А. «УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В 11-м КЛАССЕ: Развёрнутое планирование». - Изд.: «Академия развития», - Ярославль: 2010 г.
Дополнительные источники:
-
«Русская литература XIX в.: Учебник-практикум: В 2 ч.: Ч. 2 (под ред. Лыссого Ю.И.) 10 класс». Беленький Г.И., Андреев Л.Н., и др., Воронин Л.Б. Изд.: Мнемозина, - М.: 2005 г.
-
«Русская литература XX в.: Учебник-практикум: В 2 ч.: Ч. 1 (под ред. Лыссого Ю.И.) 11 класс». Изд. 7-е, стереотип. Беленький Г.И., Андреев Л.Н., и др., Воронин Л.Б. Изд.: Мнемозина, - М.: 2007 г.
-
«Русская литература XX в.: Учебник-практикум: В 2 ч.: Ч. 2 (под ред. Лыссого Ю.И.) 11 класс». Изд. 7-е, стереотип. Беленький Г.И., Андреев Л.Н., и др., Воронин Л.Б. Изд.: Мнемозина, - М.: 2008 г.
-
"Энциклопедия для детей" Аванта+. Русская литература, ч. 1. Изд.: Мир энциклопедий Аванта+, М.: Астрель, 2005
-
"Энциклопедия для детей" Аванта+. Русская литература, ч. 2. Изд.: Мир энциклопедий Аванта+, М.: Астрель, 2008
Интернет - источники:
-
Методическая лаборатория русского языка и литературы www.mioo.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
Контроль при проведении фронтального опроса.
содержание изученных литературных произведений;
Экспертная оценка тестовых заданий.
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
Контроль при выполнении презентаций.
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
Экспертная оценка защиты рефератов.
основные теоретико-литературные понятия;
Контроль при выполнении аналитической работы с текстом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
Экспертная оценка творческого пересказа.
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Экспертная оценка анализа эпизодов эпических, драматических произведений.
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
Экспертная оценка индивидуальных сообщений обучающихся.
определять род и жанр произведения;
Контроль при проведении устного опроса.
сопоставлять литературные произведения;
Контроль при сопоставительном анализе художественных произведений.
выявлять авторскую позицию;
Контроль при выполнении индивидуальных заданий.
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
Экспертная оценка выразительного чтения и пересказа.
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Участие в дискуссии.
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
Контроль при выполнении письменных творческих работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
Экспертная оценка выполнения творческих работ.
участия в диалоге или дискуссии;
Экспертная оценка выступления обучающихся.
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
Исследовательская работа.
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
Читательская конференция.