Урок по русскому «Обучение детей-мигрантов»

После распада Советского Союза объемы и структура межгосударственных миграционных потоков на его территории очень изменились. Россия стала  центром  притяжения сотен тысяч мигрантов – постоянных и временных - из всех бывших союзных республик. В связи с этим возникла проблема как психологической  адаптации учеников-мигрантов к новой культуре, к новым традициям, обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе, которые не возможны без знания языка, так и в отсутствии  учебных пособий ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

После распада Советского Союза объемы и структура межгосударственных миграционных потоков на его территории очень изменились. Россия стала центром притяжения сотен тысяч мигрантов - постоянных и временных - из всех бывших союзных республик. По статистическим данным с 1992 по 2010 г. в Россию прибыло около 7,9 млн. мигрантов из республик бывшего СССР.

В связи с миграционным взрывом, во многих школьных классах муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ Хабаровска и Хабаровского края появились ученики, для которых русский язык не является родным. В связи с этим возникла проблема как психологической адаптации учеников-мигрантов к новой культуре, к новым традициям, обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе, которые не возможны без знания языка, так и в отсутствии учебных пособий и методик. Следовательно, у учителей возникли вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как включить в работу таких учеников?», «С чего начать?», а самое главное - «Как обучить русскому языку нерусских учащихся?». «Как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком?»

Однако минимум содержания по русскому языку идетьми должен быть усвоен в полной мере для дальнейшего успешного обучения. И после основной школы эти дети «выравнивают» свои знания и умения в том случае, если учитель русского языка владеет методикой русского языка как неродного и уделяет этим детям особое внимание. Но, к сожалению, современная ситуация, связанная с преподаванием русского языка как неродного в школах складывается, на мой взгляд, следующим образом:

  • школьный учитель имеет стандартное филологическое образование, предусматривающее преподавание русского языка в качестве родного;

  • отсутствие специализированного учебника, ориентированного на учеников такой категории, для которых русский язык не родной.

Поэтому овладение методикой преподавания русского языка как неродного становится важным условием для устранения причин глубоких противоречий. В этих условиях освоение русского языка как нового, оказывается средством, способным «преобразовать» наших новых соотечественников в органичную часть многонационального российского общества. В то же время обучение русскому языку как новому (в условиях ситуационного билингвизма), может выполнить еще одну ключевую задачу: сформировать толерантное сознание новых граждан России.

Для решения данного вопроса в классах, где преподаю, я решила обратиться к опыту некоторых лингвистов, разработавших ряд методик по обучению таких детей и студентов. Познакомившись с методикой преподавания русского языка как неродного (нового): Балыхиной Т.М. ( М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.) Я узнала о лингводидактических основах преподавания русского языка как неродного ( примерные тесты из этого сборника приведу ниже) .

Труд Н. В. Вятютнева (1984г.) познакомил меня с коммуникативно-индивидуализированным подходом, закономерностями, правилами, которые помогли в решении основополагающих проблем - чему и как учить. Изучение опыта работы Лены Гиль ( «Русский язык как иностранный для детей») помогло мне понять, как спланировать свою работу с такой категорией учеников. Предложенный ею метод показался мне наиболее удачным, так как являлся вводным курсом русского языка для учеников, начинающих изучать язык с нуля; но состав курса предполагал наличие у учеников хотя бы минимального русского словарного запаса. Этот курс носит системный подход к освоению свободного владения языком в обстановке, когда русский не доминирует безусловно как язык общения ученика.

Таким образом, целью моей дальнейшей работы стали:

  • создание условий для «мягкого» включения детей в процесс обучения;

  • корректировка имеющихся у учеников знаний;

  • сформирование новых знаний в области русского языка;

  • обучение видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму);

  • снятие интерференции в речи и на разных уровнях языковой системы.

Реализация данных целей была возможна через индивидуальные уроки-общения. Ведущими задачами на таких уроках должно было стать:

  • привитие интереса к русскому языку;

  • психологическая подготовка к дальнейшему изучению его в школе;

  • развитие слухового восприятия звуков и слов русской речи;

  • необходимость создания у детей запаса наиболее употребительных русских слов;

  • отработка умения пользоваться этим минимумом в разговорной речи;

  • обучение строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.

Теоретическим же обоснованием моей работы послужила Федеральная целевая программа «Русский язык», принятая Правительством Российской Федерации(29.12.2005,№833) на 2005-2010 годы, содержит целый раздел «Укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации». Он включает ряд положений, нацеливающих преподавателей на работу по: «Исследованию качества владения русским языком как неродным лицами, обучающимися в образовательных учреждениях РФ»…

На сегодняшний день в нашей школе таких ребят только в среднем и старшем звене обучается около 30 человек. Это представители Азербайджана, Украины, Узбекистана, Таджикистана, даже Китая. Ребята, обучающиеся в старших классах, уже языковой барьер преодолели, а недавно прибывшие в Россию дети 5- 7 классов, имеют большие трудности в общении, даже на бытовом уровне. Именно поэтому самой актуальной задачей для меня было научить говорить таких ребят по-русски, помочь им преодолеть комплексы (порою даже необоснованную защитную агрессию), развывшиеся из-за языкового барьера.

В своей работе я использовала следующие компоненты ( Т.М. Балыхиной и Н.М. Румянцевой - авторов труда « Методика преподавания русского языка как неродного, нового), определившие наиболее продуктивный подход в работе по обучению ребят:

Лексический - базируется на приоритетной роли лексики в обучении неродному языку. Основное внимание при этом обращается на овладение лексикой во всем ее многообразии и сочетаемости, на формирование речевых навыков словоупотребления.

Социокультурный - помог в акцентировании внимания учеников на том, что в единицах ( словах, словосочетаниях) языка отражаются особенности культуры и мышления носителей языка, а культуроведческая информация должна извлекаться из языковых единиц русского языка.

Психологический - позволил градуировать изучаемый материал по степени сложности и осваивать его небольшими порциями. Процесс обучения строился с учетом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая обратную связь, к примеру, через выполнение контрольных заданий.

В своих уроках я старалась учитывать особенности детской памяти.

Так, например, моторная - помогала при усвоении слов, указывающих на действие, работу кого-либо; образная память способствовала усвоению зрительных и слуховых образов; словесно-логическая - активизировала мыслительную деятельность, эмоциональная память научила подбирать слова выражающие чувства. Долговременная память реализовалась у ребят в 9 классе (так как характеризуется большим объемом знаний, накопленных за определённый период времени, и способна в течение многих лет, всей жизни человека сохранять, к примеру, не столько точную последовательность слов в фразе, сколько ее смысл либо осмысленную интерпретацию).

Чтобы вызвать интерес к изучению нового для детей языка, и чтобы каждый из них чётко понимал цель занятий, нужно было вызвать у ребят живой интерес. Поэтому уроки должны были стать разнообразными, насыщенными. И интересными. Но для этого было необходимо работать над лексикой ребят. Приведу примеры характерных лексических ошибок и то, что их порождало:

1) не устраненная контекстом многозначность, например: За короткий срок он смог проявить себя как человек грамотный. Слово «грамотный» имеет два значения: а) «умеющий читать и писать, образованный», б) «обладающий специальными знаниями в какой-либо области».

2) ошибки в выборе синонима, например: Имя писателя Льва Николаевича Толстого знакомо во многих странах мира.

3) неправильный выбор слова при противопоставлении, например: Я люблю не только солнечную погоду, но и ветреную. Слова «солнечную» и «ветреную» не составляют антонимической пары. Для слова «солнечную» антонимом является слово «пасмурную», а для слова «ветреную» - «тихую».

4) путаница в употреблении омонимичных слов также относится к неправильному словоупотреблению, например: Мы решили оставить именно этот вариант ответа. Из контекста неясно, что же было решено: отклонить вариант или, наоборот, принять его.

5) нарушение лексической сочетаемости: глубокое лето, глубокое утро, глубокая зрелость, сильно рекомендую вместо настоятельно рекомендую.

Наиболее продуктивными на первых порах, по моим наблюдениям, стали уроки - диалоги, на которых я давала специальные упражнения, направленные на обогащение словарного запаса учеников и понимание того, о чём идёт речь в предложенном тексте.

Так, например, когда мы стали работать уже над цельным текстом и над его анализом возникли большие проблемы. Дети совершенно не воспринимали текст, не могли пересказать его. Для этого мне нужно было вызвать ассоциативное восприятие текста, т.е. моторную и образную память. Поэтому вначале читала я текст, наблюдая за реакцией детей. Затем, просила ребят пересказать услышанный текст. Пересказ девочек из 6 «А» класса чаще заключался в воспроизведении отдельных слов или словосочетаний. Чтобы они лучше поняли текст, предлагала найти из заранее приготовленных мною картинок те, которые, по их мнению, подходят для текста. Затем вместе разбирали непонятные слова, я объясняла их значение ( пока на ассоциативном уровне). После этого раздавала каждому тот же текст, напечатанный крупными буквами, и вместе с детьми читала его снова. На заключительном этапе предлагала ребятам вновь пересказать текст.

Какие могут быть тексты?

  • Тексты-диалоги.

  • Тексты-стихи.

  • Тексты-картины.

  • Тексты-описания.

  • Тексты на раскрытие определённой темы.

По размерам тексты могут быть:

  • Тексты-малютки.

  • Тексты средней величины.

  • Большие тексты.

Для каждого текста заготавливаются карточки:

  • Текст целиком.

  • Рассыпной текст.

  • Вопросы к тексту (разрезные).

  • Задания к тексту.

  • Иллюстрации ( технология пазла) и картинки (если возможно к каждому предложению).

Когда мы работали над текстом по темам «Моя семья», «Мой друг », я использовала задания следующего плана:

1. Задание - послушайте текст. (В тексте могут быть типовые предложения и словосочетания. Необходимы яркие иллюстрации к предложениям. Текст и задания к нему пока читаю сама).

2. Задание - найди картинки, подходящие по смыслу текста.

Так как у детей маленький запас русских слов, объясняю значение непонятных для детей слов через картинки или через перевод на родной язык ( Я немного владею узбекским языком).

  1. Затем предлагаю вместе прочитать текст по фразам.

  2. После этого даю текст, но разрезанный на отдельные предложения ( применяю технологию рассыпанного предложения) и предлагаю попробовать самостоятельно восстановить прослушанный несколько раз текст.

  3. Если возникают трудности и ребёнок сам попросит о помощи, помогаю восстановить «рассыпной текст» по схеме учитель - ученик и наоборот.

  4. Затем ещё раз читаем получившийся текст, и ребёнок самостоятельно восстанавливает текст по предложенной теме. (Если ребенку легче, то он вначале может использовать картинки в определённой последовательности, затем по ним восстановить рассыпанный текст).

Такого текста для урока:

Текст № 12 (к нему предполагается иллюстрация).

Это двор. Во дворе много детей. Они играют в мяч (кубики, волейбол, куклы, в машинки) Во дворе много деревьев. Около деревьев стоят скамейки. Бабушки и дедушки сидят на скамейках. Они отдыхают и разговаривают.

Вопросы к тексту:

  1. Что нарисовано на картинке?

  2. Что растёт во дворе?

  3. Где дети?

  4. Что они делают?

  5. Что стоит около деревьев?

  6. Кто сидит на скамейках?

  7. Что они делают?

  8. Этапы работы над данным текстом:

Фонетическая зарядка на произношение отдельных звуков, звукосочетаний: УШ-УШ-УШ ШКА-ШКА-ШКА УШКА-УШКА-УШКА УШКА-УШКА-БАБУШКА

ДЕ-ДЕ-ДЕ-

ду-ду-ду

УШКА-УШКА-УШКА-ДЕДУШКА

ГР-ГР-ГР-
ИГР-ИГР-ИГР
АТЬ-АТЬ-ИГРАТЬ

  1. Чтение текста полностью

  2. Различение предложений текста

  3. Подыскивание картинок к предложению

  4. Тренировка употребления в речи вопроса Кто это?

  5. Самостоятельное воспроизведение текста с опорой на картинку.

  6. Выполнение задания типа «прослушай предложение и подбери к нему картинку».

  7. Затем задание «восстанови запутавшиеся предложения».

Текст № 15

Задание 1. А) Найдите незнакомые слова в словаре и составьте с ними предложения:

Преподаватель - тот, кто учит танцевать.

Школьница - девочка, которая учится в школе.

И.т.тд.

Задание 2. Прочитайте текст.

Здравствуйте! Меня зовут Рауф. Мне 11 лет. Я школьник. Я люблю играть в футбол. У меня есть семья. Это папа, мама, брат и сестра. Моя мама - доктор. Её зовут Гульнара. Ей 44 года. Мой папа - преподаватель восточных танцев. Его зовут Баходыр. Ему 46 лет. Моя сестра - школьница. Её зовут Мафнуза. Ей 8 лет. Она ходит на бальные танцы. Мой старший брат - инженер. Его зовут Мурод. Ему 24 года.

Наша семья дружная. По выходным мы вместе ходим в театр или кино. Ещё мы часто ходим в гости к бабушке. Её зовут Шахноз-опа . Она готовит вкусный плов и манты.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  1. Кто школьник? Сколько ему лет?

  2. У него есть семья? Кто это?

  3. Кто его родители по профессии?

  4. Его сестра студентка? А брат?

  5. Что любит делать Рауф?

  6. Кем работают его родители?

  7. Как зовут брата? Сестрёнку?

  8. Что любит делать семья Рауфа? И.т.д.

Задание 4. Прочитайте текст еще раз, разделите его на части, дайте название каждой части, выпишите ключевые слова.

Задание 5. Перескажите текст по плану.

Задание 6. Составьте свой рассказ - описание Вашей подруги или Вашего друга.

========

Для занятий стараюсь использовать различные темы. Так для отработки навыка составления текста описательного характера использую примерно такие задания ( Составляю либо сама, либо прошу ученика составить:

Задание 1. Прочитайте текст.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ « МОЯ ПОДРУГА. МОЙ ДРУГ».

Познакомьтесь! Это моя подруга. Её зовут Анна. Ей 16 лет и она русская.

Урок по русскому «Обучение детей-мигрантов»

Анна очень красивая девушка. Она невысокая, но и не низкая.

У неё - красивые черные глаза и светлые волосы, маленький нос и маленькие розовые губы. У неё - красивые руки.

На ней - новая красная кофта, синие брюки, коричневые ботинки. У неё есть большой зеленый зонт и синяя сумка. Анна - современная девушка.

У неё - серьёзный характер. Анна - умная девушка. Она спокойная, добрая и хорошо учится.

У неё есть старший брат и младшая сестра. Они очень интересные люди.

Ещё у неё есть старый дедушка и старая бабушка и молодые мама и папа.

Вот такая подруга есть у меня! А какие друзья есть у вас?

Задание 2. Ответьте на вопросы:

  1. Как называется этот текст? Почему?

  2. Кто такая Анна?

  3. Кто описывает девушку?

  4. Сколько ей лет?

  5. Какая Анна?

  6. Какие у неё глаза?

  7. Какой у неё характер?

  8. Что сейчас на ней?

  9. У неё синяя сумка?

  10. У неё есть семья? Кто у неё есть?

  11. У неё есть младший брат?

  12. Анна - хорошая подруга?

Задание3. Разделите текст на части самостоятельно. Как можно назвать эти части? О чем в них говорится?

Задание 4. Расскажите о своих друзьях, используя составленный план.

Задание 5. Составьте текст о друге или подруге, которые учатся с вами, но не называйте его или её имени. Ваши друзья должны угадать, кто это.

Для приобщения к русскому культурному наследию ( в 8 - 9 классе) я использовала тексты, предложенные авторами Ильиных О.В., Потураевой Е.А. в учебнике « Полный вперед!» Часть I

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин родился в конце восемнадцатого века, в 1977-ом году, в Москве. Его отец, Сергей Львович Пушкин, - потомок старинного дворянского рода Пушкиных. Мать, московская красавица Надежда Осиповна, - внучка воспитанника Петра Первого Абрама Ганнибала.

Интересна жизнь прадеда Пушкина. Абрам Ганнибал, сын эфиопского князя, попал в Россию в детстве.

Император Пётр, крёстный отец мальчика, любил его, как сына. Он дал ему отчество - Петрович, то есть сын Петра.

Но Абрам Петрович Ганнибал известен в русской истории не только как воспитанник и любимец Петра великого. Это был талантливый российский инженер, генерал. О своём прадеде Абраме Петровиче Ганнибале А.С. Пушкин рассказывает в повести «Арап петра Великого».

Урок по русскому «Обучение детей-мигрантов»

Итак, А. С. Пушкин родился в Москве. Здесь же прошло его детство. В семье было трое детей: старшая дочь Ольга, Александр и младший сын Лев. Родители мало заботились о воспитании детей. Их воспитывали гувернёры и гувернантки. Обычно это были иностранцы, и часто дворянские дети учились читать и писать сначала по-французски и по- немецки, а уже потом по-русски. Вот и Александр в детстве больше читал и писал по-французски. К счастью для русской литературы, у него были и русские воспитатели: это его бабушка Мария Алексеевна, мать Надежды Осиповны, его дядька Никита Козлов, который всю жизнь будет рядом. Это любимая няня и друг Арина Родионовна. Мальчик слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, и эти сказки оказали в будущем влияние на его творчество.

В доме Пушкиных часто бывают писатели. Сергей Львович и сам иногда пишет стихи. А его брат Василий Львович, дядя Александра, - известный московский поэт. Когда собираются писатели, Александр обычно сидит где-нибудь в уголке и с интересом слушает разговоры о литературе, о поэзии.

Богатая отцовская библиотека - в основном на французском языке - тоже играет большую роль в его жизни.

Мальчик много читает (в основном по-французски). Он читает произведения французских писателей. Есть в отцовской библиотеке и книги русских авторов. Их он тоже читает. Александр пробует писать - стихотворения и небольшие пьесы (всё - на французском языке). И не только пишет, но и сам играет в своих пьесах все роли. Его зритель - старшая сестра Ольга. Ей очень нравится всё, что пишет брат. Других зрителей нет, потому что Лёвушка ещё мал, а няня по-французски не понимает.

В 1811-ом году недалеко от Петербурга, в Царском селе - летней резиденции императорской семьи - открывается учебное заведение для дворянских детей - лицей. Дядя Василий Львович и племянник едут в Петербург. Александр поступает в Царскосельский лицей. Шесть лицейских лет играют огромную роль в жизни Пушкина. В лицее у него появляются друзья на всю жизнь. Здесь Пушкин начинает понимать, что он - поэт. Память о лицейских годах - самое дорогое в его жизни. В одном из стихотворений он писал:

… Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен …

… нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское село.

В лицее преподавали замечательные профессора, большое внимание обращали они на русскую литературу. В лицейские годы юный поэт публикует свои первые стихотворения.

После окончания лицея юный поэт живёт в Петербурге. Формально он служит в иностранной коллегии, но служба его не интересует.

Он много пишет. В 1820-ом году появляется его первое крупное произведение - поэма «Руслан и людмила». В эти годы молодой поэт пишет политические стихотворения.

Царь Александр Первый недоволен. Грозит ссылка на север, в Соловецкий монастырь (Соловки на Белом море. Там находилась тюрьма для государственных преступников). Это гибель.

Спасают от Соловков поэт В.А. Жуковский и писатель Н.М, Карамзин - известные в России люди: Пушкин едет в ссылку на юг.

Ссылка продолжается 6 лет: 2 года на юге и 4 года в селе Михайловском.

В годы ссылки поэт пишет много замечательных произведений: он начинает писать роман в стихах «Евгений Онегин», пишет историческую народную драму «Борис Годунов» и многое другое.

В 1826-ом году поэт возвращается в Петербург. Как всегда, он много работает. Появляются новые стихотворения и поэмы, но теперь Пушкин пишет и прозу - блестящую прозу, и драматические произведения, и критические статьи. Он начинает издавать журнал «Современник».

Планы большие. Но трагическая смерть прерывает его работу. Поэт защищает честь своей жены и погибает на дуэли от руки французского эмигранта Дантеса.

На Чёрной речке, недалеко от Петербурга, Дантес смертельно ранил Пушкина. Через 3 дня после дуэли поэт скончался.

Задание 1. а ) Найдите незнакомые слова в предложенном словаре и составьте с ними предложения:

дворянский род

крёстный отец

воспитанник

прадед

заботиться о ком?

творчество

оказать какое влияние на что?

няня

играть какую роль где?

пробовать - попробовать что делать?

обращать внимание на что?

публиковать - опубликовать что?

ссылка

тюрьма

преступник

смерть

прерываться - прерваться

защищать - защитить что?

честь

погибать - погибнуть

ранить кого?

скончаться

б) Подберите синонимы к этим словам, если возможно.

Задание 2. Прочитайте текст.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  1. Когда родился и умер А. С. Пушкин?

  2. Сколько лет было А. С. Пушкину, когда он умер?

  3. Кто был прадедом А. С. Пушкина?

  4. Кто занимался воспитанием детей в семье Пушкиных?

  5. Кто оказал большое влияние на жизнь и творчество А. С. Пушкина?

  6. Где учился А. С. Пушкин?

  7. Какие произведения написал А. С. Пушкин?

  8. Как погиб великий поэт?

  9. Какие произведения А.С. Пушкина Вы читали?

Задание 4. Прочитайте текст еще раз. Составьте план.

Задание 5. Перескажите текст по плану.

Задание 6. Прочитайте стихи А.С. Пушкина.

Я Вас любил …

Я Вас любил: любовь ещё, быть может.

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она Вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить Вас ничем.

Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я Вас любил так искренно, так нежно,

Как дай Вам Бог любимой быть другим.

Узник

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт за окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет6 «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!»

В заключении мне хочется сказать, что индивидуальные занятия и индивидуальный подход при обучении детей очень важен, это - один их главных принципов педагогики на сегодняшний день. Тем более он важен при обучении ребят, для которых русский язык не родной. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют, на мой взгляд, основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

  • знание и понимание детей.

  • любовь к детям.

  • основательный теоретический баланс.

  • способность педагога размышлять и уметь анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок - это субъект собственного развития, что каждый ребёнок самоцелен, что он раним и часто комплексует из-за плохого владения языком. Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога, а учитель должен иметь желание помочь ребёнку, понять, в чём заключается трудность и помочь в ликвидации этой проблемы. Мне кажется, что наша задача состоит в том, чтобы учащиеся смогли освоить новый для него язык, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам обучения.


© 2010-2022