• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Интегрированный урок литературы в 5-м классе по теме: Образ защитника Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова Бородино и в солдатском дневнике Глухова Н. С. (литература + история + музей)

Интегрированный урок литературы в 5-м классе по теме: Образ защитника Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова Бородино и в солдатском дневнике Глухова Н. С. (литература + история + музей)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Винник Фаина Рифкатовна,

учитель русского языка и литературы.

Интеграция общего и дополнительного образования - путь к успеху.

Моим кредо как учителя литературы является музейный урок. Такие занятия я называю "На урок в музей" и рада, что ученикам нравятся такие занятия.

Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником получения новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в экспозиции, а также информация, хранящаяся в музее. Цель такого урока - освоение учебного материала при максимальном использовании музейных ресурсов. Уроки, проведенные на базе школьного музея, способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитательных, познавательных интересов и способностей.

Преимущества интеграции на уроке следующие:

Развивается творческий потенциал самих учащихся, появляется стремление к активному познанию действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, делать выводы.

Нестандартная форма интегрированных уроков способствует снижению усталости, вызывает интерес учащихся.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Интегрированный урок литературы в 5-м классе по теме:

"Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" и в солдатском дневнике Глухова Н.С."(литература + история + музей)

Цели урока: формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и в воспоминаниях участников этих событий;

развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, карта "Отечественная война 1812 года", список непонятных слов с иллюстрациями, выставка книг и детских иллюстраций к стихотворению "Бородино", аудиозапись стихотворения "Бородино" в исполнении В.Зозулина; компьютер.

Эпиграф урока:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

Ход урока

I. Орг. момент. Актуализация знаний.

1. Вступительное слово учителя.

2014 год объявлен в России Годом культуры, одним из знаковых событий которого является празднование 200-летнего юбилея великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Яркая, глубокая, противоречивая и мятежная личность М. Ю. Лермонтова остается притягательной и в наши дни: о ней горячо спорят, ее пытаются разгадать, воспеть. Лермонтов называл себя странником. Он появляется в детстве на странице книжки в кавказской бурке на фоне заснеженных вершин со своим "Парусом" и "Бородино».

(портрет поэта, выставка книг)

2.Постановка цели перед учащимися.

Сегодня на уроке мы вспомним великого русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова, поговорим о его стихотворении "Бородино" и выясним, что же послужило толчком к написанию этого произведения. Наш урок проходит в необычной обстановке - в школьном музее. Здесь хранится экспонат, имеющий особую ценность - «Дневник солдата». Перечитайте ещё раз тему урока, записанную на доске. Что вам предстоит узнать на уроке? Чем мы будем заниматься? (ответы учащихся).

Сегодня нам предстоит на уроке провести исследовательскую работу, сравнительный анализ двух произведений - стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» и «Дневника солдата» Гвардии сержанта, участника Великой Отечественной войны - Глухова Николая Семеновича.

II. Изучение нового материала.

1.Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова.

Слово о писателе. (выступление ученика)

Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино".

2. История создания стихотворения «Бородино». (выступление ученика)

Лермонтов зачитывался стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник», письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова. Лермонтову довелось служить с солдатами, которые участвовали в Бородинской битве. Ветераны делились своими воспоминаниями. К 25-летию великого сражения Лермонтов пишет стихотворение «Бородино» о доблести русских воинов.

2. Исторические события в произведении.

1.Слово учителя. Итак, у нас сегодня необычный урок. Необычен о тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе, как пишут о ней участники исторических событий.

2. С исторической справкой выступление ученика от имени участника сражения.

1. Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

2. Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587.

3. До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут.

4. В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению.

5. На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

6. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции

Вывод: Итак, мы выяснили с вами, что в основу произведения «Бородино» легло историческое событие - Бородинское сражение Отечественной войны 1812 года. Пришло время обратиться к произведению.

3. Работа по тексту произведения.

1. Словарная работа. Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино".

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова - военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло более 200 лет с того времени.

кивер - высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат - оружие булатной стали, сабля;

лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун - солдаты конных полков;

редут - квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь - небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак - стоянка войск под открытым небом;

(используются рисунки с изображением перечисленных предметов)

2. Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино" в исполнении артиста Виктора Зозулина.

Вы прослушали стихотворение «Бородино». Давайте представим себе, что мы воины, богатыри. (физкультминутка)

4.Беседа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».

-Какова его тема? О чем оно? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

- В чем особенность построения стихотворения? Что оно собой представляет?

(Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «недаром помнит вся Россия».)

- Когда происходит этот разговор, сразу после сражения или через много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.)

- С чего начинает свой рассказ ветеран? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?

(Он с гордостью говорит о славных людях-богатырях, участниках Бородинского сражения, сравнивает их с нынешним поколением.)

(Да, были люди в наше время.

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри - не вы!)

- Каким чувством пронизано все стихотворение?

-Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке? (Да, есть, тексты объединены одной темой - темой Бородинского сражения)

III. Работа в парах, группах, взаимопроверка, обсуждение ответов-примеров.

  1. Работа в парах

Цель работы - выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.

- В соответствии с выделенными частями попробуем составить простой план стихотворения. Что вначале изображает в своём рассказе старый солдат?

(Устное составление плана)

План:

Отступление.

Выбор место сражения.

Ожидание боя.

Ночь перед сражением.

Клятва верности.

Описание Бородинского сражения.

Поле боя после сражения.

(Открыть запись простого плана на доске)

- А теперь попробуем перевести его в цитатный план, то есть словами из текста и записать в тетрадь. (Запись цитатного плана в тетрадях)

План:

«Мы долго молча отступали…»

«И вот нашли большое поле…»

«Два дня мы были в перестрелке…»

«Прилёг вздремнуть я у лафета…»

«И умереть мы обещали…»

«Вам не видать таких сражений…»

«Тогда считать мы стали раны…»

2 . Групповая работа.

Цель: работа с текстом позволит обратить внимание на его художественные достоинства осмыслить содержание, проследить за развитием сюжета и поведением героя. Исследовательская работа с солдатским дневником позволит учащимся активно познать действительность, осмыслить и найти причинно-следственные связи, сформирует умения сравнивать, делать выводы.

Задание для 1 группы

Соотнесите следующую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. (учащиеся получают таблицу, в которой заполнена историческая справка).

Таблица №1

Историческая справка

Строчки стихотворений

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Мы долго молча отступали…

И вот нашли большое поле…

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа - день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: "С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна"

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Задание для 2 и 3 групп: Соотнесите записи из «Дневника солдата» с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, подберите цитаты. (учащиеся получают таблицу, в которой заполнены выписки из солдатского дневника, цитаты из стихотворения учащиеся заполняют самостоятельно).

Таблица №2

Дневник солдата

стихотворение

Я знаю, какая короче

Дорога ведет к тебе.

Она не назад сквозь рощи,

Где даль тиха и светла -

Сквозь дымные дни и ночи,

Сквозь битвы к тебе пролегла. (стр.39)

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

1944 год мы встречаем в селе Большая Белозерка Херсонской области. Село Белозерка расположено в развилке балки, проходившей с юга на северо-запад, в 40 км. северо-западнее г. Мелитополь. село довольно крупное, разоренное немцами..

На переднем крае идут жаркие бои. Наши части ликвидируют плацдарм немцев на левом берегу р. Днепр. Но противник сильно сопротивляется, стараясь удержать плацдарм.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Нет, не сломить им русской гордости. Они будут все уничтожены, как самый негодный сорняк на земном шаре.

Уж постоим мы головою
За родину свою!

20 декабря. В 10.00 утра заговорил «Бог войны» - Сталинская артиллерия, дали свой концерт наши «красавицы Катюши» и загудело небо. То и дело проходят штурмовики. Ну и мы пошумели в эфире. После полуторачасовой артподготовки пехота ринулась вперед и, ломая всякое сопротивление, при поддержке артиллерии движутся вперед.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Короткий ночной разговор оборвался. Ребята замолчали, потом, зарывшись в шинель легли отдыхать. Некоторые уже заснули под тихий солдатский говор и в своем солдатском полусне что-то вскрикивают.

И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета

30 мая. Гвардейцы под кустами вишен, абрикосов и яблонь в душистой траве занимаются своими работами. Кто ремонтирует радиостанции, чтобы работали безотказно в бою. Кто машину красит, чтобы была в хорошем виде, когда будем въезжать в Румынию. Работа идет полным ходом. Все подготавливается для предстоящих жарких боев.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус

Таблица №3

Дневник солдата

Стихотворение

Свой долг перед родиной-матерью и мудрым, гениальным стратегом, великим полководцем Верховным Главнокомандующим Маршалом Советского Союза т. Иосифом Виссарионовичем Сталиным с честью выполнили. Мы победили. Победа наша. Сегодня празднуем день победы. (стр. 69)

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой

10 мая. Разведка донесла, что немцы подтягивают силы, чтобы ликвидировать плацдарм наш на правом берегу р. Днестр. В ночь на 11 мая немцы предприняли наступление. После трехчасовой артподготовки немцам казалось, что не должно остаться места, где мог бы выжить человек. И они пошли в атаку, непрерывным потоком двинулись на наши рубежи бронированные танки, машины и самоходные орудия. За ними шла рьяная «зеленая» пехота врага. В воздухе висели немецкие бомбардировщики и бомбили наши боевые порядки. казалось бы ничто не могло их удержать

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Первая атака немцев захлебнулась. но немцы на этом не успокаивались. они вновь перегруппировав силы атаковали наши рубежи. Пять дней подряд шли тяжелые кровопролитные бои за плацдарм на правом берегу р. Днестр сев-западнее г. Тиросполь. Немцам удалось ценою крупных потерь на некоторых участках на 5-6 км. потеснить наши части. (стр. 9)

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

В грозную симфонию слились раскаты пушек, гудение моторов в воздухе и на земле. Вот где-то рядом заиграла «Катюша». Со штурмовки на бреющем полете возвращается семерка «Ил-ов». А навстречу ей идут все новые и новые эскадрильи. Временами немцы предпринимают яростные атаки, чтобы сбросить наши части в р. Днестр. Но ярость врага, как волна о гранит разбивается о непоколебимую стойкость советских воинов. (стр.11)

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Румыния 14 июля 1945 г. В городе состоялся митинг по поводу убийства нашего шофера. (стр.90)

Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Но ярость врага, как волна о гранит разбивается о непоколебимую стойкость советских воинов. (стр.11)

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:

3. Взаимопроверка выполненной работы. Учащиеся обмениваются таблицами и оценивают работу одноклассников.

Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод:

Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой и их описание во многом совпадает с событиями Великой Отечественной войны, описанные в солдатском дневнике Глухова Н.С.).

IV. Работа по тексту произведения.

1. "Характеристика рассказчика".

-Кто рассказывает о сражении?

(Старый солдат, участник событий, артиллерист.)

- Почему рассказ о великом историческом событии доверен именно ему?

(Это простой солдат, рядовой участник событий, испытавший на себе все тяготы войны, очевидец. Для придания достоверности изображаемому автор вводит этого рассказчика

Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

- Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы его представляете? Давайте нарисуем его словесный портрет.

(Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой - слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер.)

- Какие качества этого солдата вы можете назвать? Давайте снова обратимся к тексту стихотворения.

а) решительность:

«Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

б) скромность, патриотизм: «Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

в) воинское братство, гордость:

«Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

г) готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»

в) мужество, смелость:

«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

-От какого лица ведёт повествование старый солдат?

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»).

«я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверной. Рядовой боец - скромный участник битвы.

Вывод: Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

2. Если рассказчик в стихотворении М.Ю.Лермонтова - это литературный герой, лицо вымышленное, то автор солдатского дневника - это Глухов Николай Семенович, участник Великой Отечественной войны. В нашем музее есть экспозиция, рассказывающая о нем, здесь представлены его фотографии, воспоминания, личные вещи, а самое главное - его "Дневник", который он вел во время войны. Перелистывая пожелтевшие страницы, мы еще раз убеждаемся, что война - это страшное зло, убеждаемся в том, что только благодаря мужеству и стойкости простого солдата была одержана Великая Победа.

3. Обзорная экскурсия, посвященная Глухову Николаю Семеновичу. Рассказ учащегося о солдате, особое внимание уделяется воспоминаниям о Глухове Н.С., о чертах его характера.

4. Скажите, ребята, а можно ли найти что-то общее у литературного героя произведения М.Ю.Лермонтова и у автора солдатского дневника - Гвардии сержанта Глухова Н.С.?

5. Составьте их характеристику.

Литературный герой

Глухов Николай Семенович

Кто он?

Возраст

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Гвардии сержант, связист. На фронт был призван в 1944 году, демобилизовался в 1946 году. 21 год.

Внешний облик

Манера держаться

Седые волосы, усы, может, шрамы

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Молодой парень, ранения, награды за участие в боях за освобождение стран Европы, дошел до Австрии.

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я" и "мы"

Выразительная, пафосная, эмоциональная, много восклицательных предложений. Писал стихи, лирические.

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей. Скромность, трудолюбие.

6. Сделаем вывод: Обобщите материал. (Старый солдат, участник Бородинского сражения, и Глухов Н.С., участник Великой Отечественной войны, полны любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).

Значение «Бородино» огромно. Оно впервые отразило в нашей литературе историческую роль русского народа. Из него, как из зерна, выросла величественная эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого. Сравнивая стихотворение с солдатским дневником, невольно ловишь себя на мысли, что Глухов Николай Семенович в чем-то "подражает" Лермонтову. А известно, что идейное воздействие стихотворения «Бородино» на общественное сознание сказалось и в годы Великой Отечественной войны.

Поэт Н. Рыленков писал:

Легендою и славой согрето

Старинное село Бородино.

Из школьных книг о нем мы с детства знали,

Мы в играх гнали галльскую орду,

И, повзрослев, «Войну и мир читали-

О грозной битве в памятном году.

Мы мысленно тогда врагов косили

И к родине любовь росла острей.

И навсегда в сердца свои вносили

Мы имена своих богатырей.

V. Итоги урока.

1..РЕФЛЕКСИЯ

Что нового мы узнали на уроке?

Итоговый вопрос: Почему урок, посвященный литературному произведению, мы провели в музее?

Слово учителя.

Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Почему мы читаем воспоминания солдат Великой Отечественной войны о той страшной войне? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения, будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит" и будет помнить "вся Россия".

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"


© 2010-2022