Конспект урока по русскому языку Бессоюзное сложное предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в нем.

Цели: 1) Дать понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП).

2) Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения.

3) Изучить правила постановки точки с запятой в БСП.

4) Формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно читать их и выбирать знаки препинания.

5) Повторить правописание безударных гласных в корне слова.

6) Воспитывать уверенность, доброжелательность

Ход урока

I. Сообщение темы, определение целей урока.

II. Повторение.

- Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП)

1. Индивидуальное задание: Подчеркнуть грамматические основы в предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Определить вид сложных предложений, установить смысловые отношения между его частями.

- Какие простые предложения невнимательные ученики иногда принимают за сложные?

(с однородн. членами, осложненные)

2. Задание классу: Выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.

Диктант с буквенными обозначениями

  1. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

  2. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

  3. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.

  4. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.

  5. Валить на товарища собственную вину - подлость в кубе.

  6. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

(Проверка: один учащийся демонстрирует свою запись на индивидуальной доске, класс сверяется:

  1. С

  2. П

  3. П

  4. С

  5. П

  6. С )

- Каков результат? Кому необходимо повторить данный материал?

- Кто был внимателен и заметил, какими были все сложные предложения? (БСП)

3. Проверка выполнения задания у доски.

Класс в ходе слушания ответа выполняет задание:

1 ряд - проверка орфографии и пунктуации

2 ряд - проверяет правильность определения вида сложного предложения и грамматических основ

3 ряд - речевое оформление ответа


  1. Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина)

  2. Разд..ется выстрел, а волк прод..лжает бежать. ( ССП, противопоставление)

  3. Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)

  4. Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (ССП, последовательность действий)

Вывод: В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.

III. ОНМ.

1.Сравнение СПП и БСП.

- Можно ли данные предложения превратить в бессоюзные?

Запишите их, подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию при чтении.

( Чтение получившихся предложений.(1 ученик))

- Что изменилось?

(Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко)

- Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме?

(Из содержания простых предложений, входящих в БСП. Интонация. Различные знаки препинания (, - : )

Подведем небольшой итог, Дайте определение БСП.

( БСП - это сложное предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно, без помощи союзов.)

3. Сегодня мы должны узнать о постановке в БСП такого знака препинания, как ;

- Часто ли вы им пользуетесь сейчас? Почему? (Не знаем правила его постановки).

Знак ; часто используется писателями и поэтами при описании картин природы, так как знак этот очень выразителен.

- Обратимся к двум последним предложениям, записанным у нас на доске и в тетрадях. В одном из них надо поставить ;

Проверим свое языковое чутье. Прочитайте предложения, следите за интонацией. Где прочтение требует более длительной паузы между простыми предложениями?

(Во втором) Почему?

Обратимся к учебнику (стр. )

Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.

IV. Закрепление.

1.Работа с текстом: наблюдение за расстановкой знаков препинания, выбор правильной интонации, выразительное чтение

(Сильные учащиеся получают текст без знаков препинания, пробуют их расставить сами, работы сдают на проверку учителю).

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

( И. Тургенев)

- Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?

(Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко), голос понижается; в простых предложениях есть другие знаки препинания. В этом предложении ставится точка с запятой.)

2. Самостоятельная работа

1 группа (сильные) - творческое задание: описать сегодняшний день, используя БСП с точкой и точкой с запятой.

2 группа (остальные) - упр. По учебнику № , стр.

Сильные учащиеся читают составленные предложения, класс определяет, в каких из них необходима точка с запятой.

V. Обобщение.

1. Составление алгоритма действий при постановке знаков препинания в БСП.

1) Разбить сложные предложения на простые.

2) Определить смысловые отношения между ними

Конспект урока по русскому языку Бессоюзное сложное предложение

последовательность другие смысловые отношения

оКонспект урока по русскому языку Бессоюзное сложное предложениедновременность

, или ; ( - : )

2. Один учащийся, получивший задание в начале урока, подводит итог урока. Что узнали о БСП?

VI. Выставление оценок. Домашнее задание.

Сильные - 5-6 БСП из поэтических и прозаических текстов, где использована точка с запятой.

Остальные - упр. № , восстановить алгоритм

Всем - знать определение БСП






Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

( И. Тургенев)


Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

( И. Тургенев)

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

( И. Тургенев)



© 2010-2022