Конспект открытого урока по чтению в коррекционной школе VIII вида по теме Ю. С. Рытхэу. Пурга 6-й класс (2 урок)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по чтению в коррекционной школе VIII вида по теме Ю.С. Рытхэу. "Пурга" 6-й класс (2 урок)

  • Белозерова Светлана Михайловна учитель русского языка и чтения

Цели: обучающиеся продолжат знакомиться с рассказом Ю.С. Рытхэу "Пурга"; узнают об особенностях погоды на крайнем севере. Обучающиеся получат возможность научиться принимать правильное решение в сложных ситуациях, связанных с природными явлениями.

Задачи:

Образовательная: формировать навыки осознанного, выразительного чтения, чтения разными способами; учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы; учить анализировать и обобщать.

Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; развивать умение работать в паре; развивать чувство самообладания и самосохранения и умение принимать правильное решение в сложных ситуациях, связанных с природными явлениями.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные (презентация Power Point, аудиофрагмент), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, групповой работы.

Оборудование: портрет Ю.С. Рытхэу

Дидактическое обеспечение: презентация, музыкальное сопровождение завывание ветра.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте улыбнёмся и поприветствуем.

- Я хочу, чтобы на протяжении всего урока у вас было прекрасное настроение, высокая работоспособность. Мне известно, что вы умеете справляться с различными заданиями, и я надеюсь, что сегодня вы тоже покажете хорошие знания.

- У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция.

II. Дыхательная гимнастика. Слайд №1

- Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие через нос и подуйте на снежинки, соединив губы в трубочку.

- А теперь достаньте из голубых конвертов снежинки, положите их на ладонь и подуйте.

- На что это было похоже? (снегопад, метель, пурга)

- Ой, смотрите, какие сугробы вы намели!

III. Речевая разминка.

Чтение скороговорки.

- Прочитайте про себя.

- Четко произносим скороговорку.

- Прочитайте шёпотом, громко.

- Прочитайте медленно, быстро.

Мёрзнут щёки на бегу, перегоним мы пургу.

- Чтение «Паровозиком».

IV. Сообщение темы урока. Слайд №2

- Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом Ю.С. Рытхэу «Пурга».

- Что вы знаете об авторе рассказа? (Родился на Чукотке в семье охотника, дед-шаман дал ему шаманское имя Рытхэу, окончил семилетнюю школу, отправился в Ленинград, чтобы продолжить образование, стал писателем в 20 лет, писал рассказы о жизни людей на севере)

V. Словарная работа. Работа в парах. Слайд №3

- В рассказе много слов, значение которых вы должны были запомнить на прошлом уроке и дома, когда разгадывали кроссворд.

- Сейчас мы проведём игру «Объяснялки».

- У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением, помогая друг другу.

Чукотка -

Торосы -

Полярная станция -

Яранга-

Циклон -

Вельбот-

Малахай-

большая лодка для охоты на морского зверя

ледяные горы

разрушительный ветер

место на крайнем севере

научно-наблюдательный пункт

меховая шапка

жилище из шкур и кожи

- Проверяем.

- Молодцы, поработали хорошо, устали. ОТДОХНЁМ!!!

ФИЗМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

- А теперь мы сядем дружно, нам ещё работать нужно.

VI. Проверка домашнего задания.

- Какое задание вы подготовили к сегодняшнему уроку? ( Читали по ролям рассказ Ю.Рытхэу «Пурга», разгадывали кроссворд, рисовали картинки к рассказу)

- Кто подготовил рисунки?

1. Дети выходят к доске, а сидящие на местах расставляют их по тексту рассказа, крепят рисунки на магниты к доске.

2. Выборочное чтение по ролям.

- Откройте учебники на с.111.

- Найдите в рассказе отрывок к первому рисунку и прочитайте в лицах.

Роли: автор, папа, мама, Йоо.

3. Фронтальный опрос.

- Как звали мальчика?

- Что означает его имя?

- Сколько ему лет?

- Чему он успел научиться?

- Что вы узнали о жизни людей на Чукотке?

- Что в их жизни оказалось для вас непривычным?

VII. Введение в тему урока.

1. Упражнение на развитие внимания. Слайд №4,5

  1. кёлкайтснегывц (елка, снег)

  2. щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

  3. лецгололёдэхш (гололёд)

а) Найти среди буквенного текста слова.

б) Какое лишнее? Почему? Найти общее понятие для этих слов. (зимние явления природы)

- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова, как вы понимаете их значение:

самосохранение? ( Умение сохранить себя, т.е. своё здоровье и жизнь)

самообладание? (Умение сохранять спокойствие и принимать правильное решение)

Слайд №6

- А как можно связать эти слова с рассказом Ю.С. Рытхэу «Пурга»?

- А чем пурга опасна для жизни человека?

- Действительно, пурга - это сильный ветер, он поднимает с земли снег до небес, и тогда ничего не видно. В такую погоду лучше не выходить на улицу - можно заблудиться, потеряться. Плохо приходится тем, кто в пути, потому что дорогу заметает снегом, она теряется, и ничего невозможно увидеть. Поэтому пурга смертельно опасна для всякого попавшего в нее человека.

- Ребята, а вот на Чукотке, где живёт мальчик Йоо, пурга бывает часто, там дуют сильные ветры, а снег засыпает все дороги и дома.

- А вам приходилось видеть пургу?

- Поделитесь своими впечатлениями. (дует сильный ветер, снег летит в лицо, попадает в глаза, в нос,…)

- Представили?

- А сейчас отдохнём.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Слайд №7. «Снежинка»

VIII. Изучение нового материала.

Работа по содержанию. Выборочное чтение.

- О чём рассказал отец во время обеда? (Идёт циклон)

- Как объяснила мама значение этого слова? И о чём предупредила сына?

- О чём подумал Йоо?

- Давайте найдём в рассказе отрывок, как Йоо пытался рассмотреть пургу из окна.

- Почему он ничего не увидел из окна? (маленькое отверстие, кругом снег)

- Но зато он её хорошо … (слышал). Какие звуки он слышал? Найдите в тексте (содрогались стены, вой в печной трубе, звон и дрожь заслонки)

- И какое же решение принимает Йоо? Найдите этот момент в рассказе и зачитайте. (сегодня обязательно увидит пургу. Своими глазами.)

- Как он готовился к выходу в пургу, зачитайте?

- А как вы думаете, зачем Йоо подошёл к зеркалу и посмотрел. (я думаю, чтобы убедиться в том, тепло ли он оделся, не замёрзнет ли …, а может как он выглядит)

Слайд№8

- Прочитайте описание пурги, и постарайтесь голосом передать самый тревожный и напряжённый момент этого эпизода. (Звучит аудиозапись пурги, дети под завывание ветра читают отрывок)

- Как вёл себя мальчик в самый напряжённый момент.

- Страшно ли было ему?

- Что помогло ему? (какое чувство?)

- Как мальчику удалось вернуться домой?

- Что могло бы случиться с Йоо, если бы не мастер Кукы?

IX. Рефлексия. Слайд №10

Чтение - самый прекрасный урок.

Много полезного в каждой из строк.

Будь это стих или рассказ,

Мы учим их, они учат нас.

- А чему вас научил этот урок чтения?

Итог:

- А зачем вам это знать, ведь вы живёте не на крайнем севере?

Мы живём на дальнем востоке, и климат у нас суровый. Бывают сильные морозы, ветры, снежные заносы. И мы должны быть готовы к любым «СЮРПРИЗАМ» природы, и уметь действовать в сложных ситуациях, связанных с зимними природными явлениями и развивать чувство самообладания и самосохранения.

X. Домашнее задание: подготовить пересказ.

Оценки за урок.


© 2010-2022