- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исторический комментарий к поэме А. С. Пушкина Медный всадник как способ исследования текста
Исторический комментарий к поэме А. С. Пушкина Медный всадник как способ исследования текста
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сафонова С.Л. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Исторический комментарий как способ исследования текста поэмы
А.С. Пушкина «Медный всадник».
Одним из способов исследования текста является исторический комментарий, который помогает понять произведение и замысел писателя.
Изучая поэму А.С. Пушкина «Медный всадник», ребята с интересом узнают историю её создания и предпосылки обращения писателя к данной теме. Предварительно класс делится на группы, которые готовят сообщения по выбранной теме.
Вступительное слово учителя:
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в октябре 1833 г. в Болдино, но не могла быть опубликована по причинам цензуры. Лишь через год после смерти писателя она напечатана Жуковским, а в 1857г. в полном виде её издал Анненков.
В этом произведении, жанр которого Пушкин определил как петербургская повесть, продолжается осмысление истории России.
Наша цель - понять замысел создания автором поэмы и раскрытие личности Петра Первого как государя и человека и его роли в становлении и развитии России.
Что послужило основой для сюжета поэмы? Существует две версии. Одна, что основой стали слова друга Пушкина Вяземского, который во время прогулки возле памятника произнес: «Петр поднял Россию на дыбы». Другая версия - это легенда о майоре Батурине (исторический комментарий). Так или иначе, Пушкин создает замечательное произведение.
Послушаем отрывок из поэмы в исполнении Ланового (звучит запись «Вступления»).
Чему посвящен отрывок? Белинский считал, что настоящий герой поэмы - Петербург. Согласны ли вы с Белинским?
Что мы знаем об истории создания города? (Исторический комментарий.)
Итак, 16 мая 1703 года в день Св. Троицы на острове была заложена крепость. Названа в честь Св. Петра.
Найдите в тексте, каким рисует автор Петербург? В каких словах выражено отношение Пушкина к городу? ( Работа с текстом.)
Читая вступление, невольно обращаешь внимание на выражение «приют убогого чухонца». Обратимся к толковому словарю. Что обозначает слово «чухонец»?
Делаем вывод, что Петербург построен на месте финских деревень, непроходимых болот. Существует легенда, что в этих местах были чухонские капища ( места поклонения богам и захоронения местных шаманов). Петра предупредили об этом, но он не хотел менять свои планы и приказал казнить смутьянов, которые сеяли смуту в народе. Тогда шаманы прокляли Петра и его город. Петр сделал все, чтобы защитить своё детище: заложил первый камень в день Св. Троицы, назвал в честь Св. Петра, перенес в собор мощи Александра Невского. Считается, что сам Петр 1 в образе памятника является хранителем города. Позднее у города появится ещё один хранитель - это Св. Ксения Петербургская, которой по сей день поклоняются жители.
Но, несмотря на все ухищрения, постоянно происходят события, уносящие жизни жителей города.
Какие трагические события в центре повествования поэмы?
Почему тема наводнения так заинтересовала Пушкина? ( Исторический комментарий.)
Как воспринимает Пушкин наводнение?
Делаем вывод: наводнение - это не только стихийное бедствие, это народная трагедия.
Кого обвиняет герой поэмы Евгений в трагедии? Он грозит кумиру Петру Первому в образе памятника.
Что мы знаем об истории создания памятника? ( Исторический комментарий о скульпторе Фальконе.)
Почему памятник Петру 1 стали называть Медным всадником? ( В честь поэмы Пушкина.)
Какую идею выражает памятник Петру Великому в поэме?
Какие черты Петра 1 подчеркнуты скульптором? (Роль Петра - победителя, покорителя стихии.)
Кто же, с вашей точки зрения, является главным героем поэмы?
Итак, мы подошли к образу Петра Первого, историческому лицу, которое волновало Пушкина задолго до создания поэмы.
Какие произведения автора посвящены Петру 1? ( «Стансы», «Полтава»)
Почему Пушкин возвращается к «петровской теме» в своей поэме «Медный всадник»? ( Исторический комментарий.)
В ранних произведениях Петр идеализирован, он герой, победитель. Позднее Пушкин решает переоценить значение деятельности Петра 1 для России.
Вступление начинается со строчек:
На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн.
У Пушкина существовало несколько редакций первой строфы (работа с текстом).
Почему, имея 3 варианта, автор замещает имя Петра на «он», которое выделяет курсивом?
Как меняется отношение Пушкина в поэме к Петру?
Проследим по тексту (на доске):
Великий Петр - великий муж - великий муж - кумир на бронзовом коне - кумир с простертою рукою - строитель чудотворный - властелин судьбы - державец полумира - горделивый истукан - грозный царь - Всадник Медный.
Как проявляется оценка Петра в этих наименованиях?
Итак, мы видим, что реформатор, деятель превращается в деспота, крутого самодержца, разрушающего всё то, что ему мешает.
Вывод: замысел Петра реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление призвано подвести читателя к пониманию основного конфликта: истории государства и личности.
Список литературы и сайтов:
ru.wikipedia.org/wiki
kostyor.ru/student/?n=173
rvb.ru/pushkin/02comm/0795.htm
magazines.russ.ru/voplit/2008/3/pe12.html
feb-web.ru/feb/pushkin/texts/selected/mvs/mvs-147-.htm
sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=54:--l-r&catid=29:2011-02-12-20-11-13&Itemid=8
В. Я. Брюсов. Медный всадник (62 K).
Измайлов Н. В. Текстологическое изучение поэмы Пушкина «Медный Всадник» // Текстология славянских литератур. Л., 1973.
Измайлов Н. В. Забытая старина. (Из наблюдений над текстом «Медного всадника» // Замысел, труд, воплощение… М., 1977.
Рудаков С. Б. Ритм и стиль «Медного всадника» - //публ. Э.Г. Гернштейн - Л.: Пушкин: Исследования и материалы, 1979, т. 9, 294-324
Осповат А. Л. Вокруг «Медного всадника» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1984. Т. 43. № 3.
Осповат А. Л. Из комментария к «Медному всаднику» (2) // На рубеже двух столетий: Сборник в честь 60-летия Александра Васильевича Лаврова. М., 2009.