- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка Чем отличаются друг от друга слова-омонимы
Конспект урока русского языка Чем отличаются друг от друга слова-омонимы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Субботина Ю.Н. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по русскому языку на тему
«Чем отличаются друг от друга слова-омонимы»
(урок проводится в 5 классе по программе и учебнику М.М.Разумовской и П.А.Леканта)
Цели урока:
Обучающая: дать определение омонимов; развивать умение находить омонимы в тексте и в словаре; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; сформировать.
Развивающая: развивать связную речь учащихся, логическое мышление, интерес к русскому языку, творческие способности, умение пользоваться теоретическим и практическим материалом.
Воспитательная: воспитать осознанную потребность в знаниях, чуткости и внимательности к слову, интерес к теме.
Задачи:
-
Развивать устную и письменную речь учащихся.
-
Формировать у учащихся умение различать слова-омонимы по виду.
-
Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power Point по теме урока, Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
- Доброе утро, ребята! Садитесь! Я рада продолжить вместе с вами путешествие по неизведанным уголкам Русского языка.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Я бы хотела, чтобы вы помогли мне сформулировать тему урока. Будьте внимательны, отвечая на мои вопросы!
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … (Слово)
- А для чего служат слова, что они обозначают? (Предметы, явления, действия, признаки, количество, состояние и др.)
- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)
- Сегодня мы с вами будем говорить о таком понятии лексики, как омонимы, научимся пользоваться словарями, будем совершенствовать навыки чтения.
Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы».
II. Повторение
Прежде, чем непосредственно перейти к новой теме, повторим изученное ранее.
Разбор слов по составу: рассказчиком, бескорыстный (2 ученика выполняют у доски).
- Составьте диалог, используя эти слова.
III. Объяснение нового материала
- Посмотрите на слайд. Скажите, что изображено на картинках, запишите слова в тетрадь.
Ключ от двери, гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ (родник)
Лук для стрельбы, лук (растение)
Водопроводный кран, строительный кран
- Как эти слова пишутся? (Одинаково)
- Как эти слова произносятся? (Одинаково)
- А значение слов одинаково? (Совершенно разное)
- Эти слова-омонимы и они относятся к одной и той же части речи (чаще всего это существительные).
- Обратимся к учебнику (стр.104) и там прочитаем определение омонимов.
Омонимы - это разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию: коса (орудие) - коса (прическа). (Один ученик читает вслух, затем вместе повторяют и записывают в тетрадь).
Стихотворение на слайде:
Омонимы как близнецы похожи,
Но значат не одно и то же.
Груз подаёт подъемный кран,
А воду льёт в квартире кран.
Запишите стихотворение в тетрадь, подчеркните омонимы.
IV. Работа со словарём
- Откройте Толковый словарик в учебнике (стр.279) или Толковый словарь под ред. Д.Н.Ушакова, найдите слова-омонимы.
- Расскажите, как выглядит словарная статья слов-омонимов. (Слова записаны в алфавитном порядке. Над каждым словом-омонимом стоит цифра. Даётся определение, и приводятся примеры).
V. Закрепление изученного
1. Обратимся к упражнению 317. Выразительно прочитайте стихотворение и найдите слова-омонимы, дайте пояснения.
- Прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, прочитайте рубрику в учебнике на стр.104-105 «Возьмите на заметку».
- Какой вывод вы можете сделать? (Не все слова, которые одинаково пишутся и звучат, являются омонимами. В русском языке немало слов, близких к омонимам).
2. Выполнение упражнений 318 и 319.
3. Прочитайте выразительно стихотворения на слайде, найдите омонимы (устно).
Птичий клин
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Сидел я с книгой, на полях
Свои заметки делая,
И в миг, когда моё перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
VI. Обобщение. Подведение итогов.
Подведём итоги урока, ответив на вопросы:
- Что такое омонимы?
- Как найти омонимы в Толковом словаре?
- Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?
VII. Домашнее задание: теория, упр. 320, 321.
Дома вы продолжите находить в стихотворениях из 320 упражнения слова-омонимы и распределять их в нужные графы как в упр.319. А также отгадаете кроссворд (упр. 321).