Конспект урока русского языка Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

План-конспект урока по русскому языку на тему "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы". Урок проводится в 5 классе по программе и учебнику М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Цели урока: 1.дать определение омонимов; 2.развивать умение находить омонимы в тексте и словаре; 3.использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; 4.развивать связную речь учащихся, логическое мышление, интерес к русскому языку, творческие способности, умение пользоваться теоретическим и практическим ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по русскому языку на тему

«Чем отличаются друг от друга слова-омонимы»

(урок проводится в 5 классе по программе и учебнику М.М.Разумовской и П.А.Леканта)

Цели урока:

Обучающая: дать определение омонимов; развивать умение находить омонимы в тексте и в словаре; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; сформировать.

Развивающая: развивать связную речь учащихся, логическое мышление, интерес к русскому языку, творческие способности, умение пользоваться теоретическим и практическим материалом.

Воспитательная: воспитать осознанную потребность в знаниях, чуткости и внимательности к слову, интерес к теме.

Задачи:

  1. Развивать устную и письменную речь учащихся.

  2. Формировать у учащихся умение различать слова-омонимы по виду.

  3. Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power Point по теме урока, Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока


I. Организационный момент

- Доброе утро, ребята! Садитесь! Я рада продолжить вместе с вами путешествие по неизведанным уголкам Русского языка.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

- Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Я бы хотела, чтобы вы помогли мне сформулировать тему урока. Будьте внимательны, отвечая на мои вопросы!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … (Слово)

- А для чего служат слова, что они обозначают? (Предметы, явления, действия, признаки, количество, состояние и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

- Сегодня мы с вами будем говорить о таком понятии лексики, как омонимы, научимся пользоваться словарями, будем совершенствовать навыки чтения.

Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы».

II. Повторение

Прежде, чем непосредственно перейти к новой теме, повторим изученное ранее.

Разбор слов по составу: рассказчиком, бескорыстный (2 ученика выполняют у доски).

- Составьте диалог, используя эти слова.

III. Объяснение нового материала

- Посмотрите на слайд. Скажите, что изображено на картинках, запишите слова в тетрадь.

Ключ от двери, гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ (родник)

Лук для стрельбы, лук (растение)

Водопроводный кран, строительный кран

- Как эти слова пишутся? (Одинаково)

- Как эти слова произносятся? (Одинаково)

- А значение слов одинаково? (Совершенно разное)

- Эти слова-омонимы и они относятся к одной и той же части речи (чаще всего это существительные).

- Обратимся к учебнику (стр.104) и там прочитаем определение омонимов.

Омонимы - это разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию: коса (орудие) - коса (прическа). (Один ученик читает вслух, затем вместе повторяют и записывают в тетрадь).

Стихотворение на слайде:

Омонимы как близнецы похожи,

Но значат не одно и то же.

Груз подаёт подъемный кран,

А воду льёт в квартире кран.

Запишите стихотворение в тетрадь, подчеркните омонимы.

IV. Работа со словарём

- Откройте Толковый словарик в учебнике (стр.279) или Толковый словарь под ред. Д.Н.Ушакова, найдите слова-омонимы.

- Расскажите, как выглядит словарная статья слов-омонимов. (Слова записаны в алфавитном порядке. Над каждым словом-омонимом стоит цифра. Даётся определение, и приводятся примеры).

V. Закрепление изученного

1. Обратимся к упражнению 317. Выразительно прочитайте стихотворение и найдите слова-омонимы, дайте пояснения.

- Прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, прочитайте рубрику в учебнике на стр.104-105 «Возьмите на заметку».

- Какой вывод вы можете сделать? (Не все слова, которые одинаково пишутся и звучат, являются омонимами. В русском языке немало слов, близких к омонимам).

2. Выполнение упражнений 318 и 319.

3. Прочитайте выразительно стихотворения на слайде, найдите омонимы (устно).

Птичий клин

Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

Сидел я с книгой, на полях

Свои заметки делая,

И в миг, когда моё перо

Касалось граф тетрадочных,

Вдруг журавлиное перо

С небес упало радужных.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

VI. Обобщение. Подведение итогов.

Подведём итоги урока, ответив на вопросы:

- Что такое омонимы?

- Как найти омонимы в Толковом словаре?

- Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

VII. Домашнее задание: теория, упр. 320, 321.

Дома вы продолжите находить в стихотворениях из 320 упражнения слова-омонимы и распределять их в нужные графы как в упр.319. А также отгадаете кроссворд (упр. 321).

© 2010-2022