Урок по русскому языку по теме Лексика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК В 5 КЛАССЕ

Учитель Закончите пословицу:

Красна птица пером, (а речь - словом)

Незнайка (выходит к доске, шляпа, галстук) А сколько слов в русском языке?

Знайка (выходит к доске, энциклопедию держит в руках, поправляет очки, жестами всё показывает) Действительно, сколько же слов в русском языке? Точно ответить на этот вопрос никто не может. Известно только, что в лингвистических картотеках их сотни тысяч.

Незнайка Неужели все эти слова знает каждый (показывает на всех) человек?

Знайка Конечно, нет. Говоря друг с другом, люди употребляют не очень много слов. Установлено, например: всё, что написано Александром Сергеевичем Пушкиным, - около шестисот тысяч слов. Многие из них употреблялись сотни раз (например, слово - дом - 493 раза). Так и каждый человек знает слов значительно больше, чем использует в устной и письменной речи.

Незнайка А-А-А! Понял! Чем большим количеством слов владеет человек, тем легче ему выразить любую, даже самую сложную мысль

Знайка Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение и постараться запомнить

Выходят 2чел.


  1. Каждый человек - волшебник

  2. Его волшебная палочка - слово

  1. От того, что и как ты говоришь, зависит, как ты живёшь

  2. Каждое слово - это образ

  1. Здравствуйте. Благодарю. Счастье. Природа. Красота.

  2. Любое слово имеет силу: и плохое, и хорошее. А выбирать нам.

  1. Тёплые и добрые слова наполняют жизнь радостью и светом.

  2. Плохие слова - это слова безобразные, то есть без образа

  1. Говоря, каждый человек создаёт свою уникальную мелодию, которая отзывается в людях

  2. Давайте говорить друг другу тёплые и добрые слова.

Знайка А разобраться в словах, которыми владеет каждый из вас, поможет тема нашего урока - лексика, изучающая словарный состав языка. Знакомо ли вам это слово? От какого оно образовано на ваш взгляд? (Спросить ребят) Не знаете, оно образовано (от греч. lexis - «слово»).

Учитель

Разумеется, главная задача лексики состоит не в том, чтобы установить точное количество слов в языке, а в описании, характеристике этих слов.

Цель нашего занятия: посмотреть на одно и то же слово как бы с разных сторон.

Незнайка

А с каких?

Учитель

А с каких - нам поможет волшебный цветок.

А чтобы его найти мы должны отправиться в путешествие, но оно будет очень необычным, поскольку путешествовать нам придётся по мирам таинственным, загадочным, существующим параллельно друг с другом. Согласны?

2 этап

Учитель

Займите удобное положение. Закройте глаза (Знайка приглашает всех гостей:

- Уважаемые гости, мы приглашаем и вас с нами, поэтому тоже закройте глаза).

Учитель

Итак, вы заняли удобное положение. Закрыли глаза. (музыка)А теперь расслабьте лицо, шею, плечи, руки, тело, ноги. Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Как вы красивы, когда улыбаетесь. Сделайте глубокий вдох. И представьте себе ваше сердце, которое движет кровь по всем органам и системам, которое даёт вам жизнь. Именно в сердце рождаются все наши чувства, эмоции. В сердце рождается любовь. Как выглядит ваше сердце. Какое оно? Какого цвета? Какого размера? Какой оно формы? Как ваше сердце чувствует себя в вашем теле? Уютно ли ему там? Приласкайте ваше сердце. Пожалейте его. Позаботьтесь о нём. Пошлите ему свою любовь и нежность. А теперь представьте себя с обновлённым, здоровым, радостным сердцем. Как вы выглядите, когда вы расслаблены? Когда вы освободились от забот и тревог? Полюбуйтесь собой! Нравитесь ли вы себе в этот момент? Поблагодарите своё сердце.

А теперь представьте себе прекрасную летнюю лесную поляну. Рассмотрите её. Что вас окружает. Всмотритесь в цветы и травы. Вдохните аромат цветов. Почувствуйте запахи. Прислушайтесь к звукам на этой поляне: шелесту травы, пению птиц. Ощутите лёгкий ветерок на своём лице. Насладитесь покоем. Пройдитесь по этой поляне. Почувствуйте, как трава щекочет вам ноги, как они становятся влажными от росы.

И вот из плодородной почвы вырастает волшебный цветок русской лексики.

Наклонитесь к волшебному цветку, и он поведает вам самое сокровенное. А тайн у нашего цветка великое множество.

На лугу растёт цветочек - золотой глазок, белые реснички. Вам ясно, что это ромашка?

А вы, счастливый человек: по народным поверьям считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. Возьмите в ладони ромашку, почувствуйте её ласковую силу и мощь.

Попросите ромашку стать не только символом русской природы, но и символом русской лексики. Посмотрите, как вспыхнуло в маленьком солнышке слово лексика. Какое оно? Поблагодарите ромашку за то, что она согласилась стать для вас символом русской лексики.

Ромашка - маленькое солнышко, которое соединяет множество лексических дорог-лепестков.

Полюбуйтесь каждым лепестком. Посмотрите, как ласково и весело улыбаются они вам. Попросите лепесточки помочь вам постигнуть тайны лексики. Видите, как ярко засияли они! Почувствуйте, как уходит тревожность, связанная с неизвестностью. Вслушайтесь, что они рассказывают. Попросите ромашку, чтобы эти её лепестки стали вашим проводником, путеводными звёздочками в мире лексики. Попросите лепестки дать вам часть знаний, и вы почувствуете, как вы изменитесь, как наполнитесь силой знаний.

На первом этапе своей жизни слова имеют пока только одно прямое значение (цвет от польск. свет - яркость, свет). Слова с одним лексическим значением - однозначные. Но скоро жизнь начинает требовать нового слова. Тогда на помощь приходит уже имеющееся. Оно начинает обозначать другое явление по схожести со своим «хозяином» (цвет - свет, цвет - цветок). Слово становится многозначным, приобретает переносное значение, схожее с прямым. А скоро и третье (цвет - свет, цвет-цветок, цвет - цвет общества, высший свет).

Поблагодарите лепесточки за полученные однозначные и многозначные слова. Почувствуйте свою лёгкость, невесомость, свободу и силу от полученных знаний.

Вы легки как воздух. Взлетайте! Посмотрите на ромашку сверху. Видите, как вспыхивают

не только сердцевинка - лексика, но и два лепестка: однозначный и многозначный.

Видите, как поблёскивает на солнце ваша ромашка и зовёт всё дальше?

А сейчас примите информацию от третьего лепесточка.

Русская лексика богата яркими образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми сочетаниями - фразеологизмами (например, гадать на ромашке).

Поблагодарите третий лепесток за фразеологизмы. Именно во фразеологизмах, как в зеркале, отражается история и многовековой опыт народа. Видите, что ваша ромашка, с сердцевинкой лексика, засияла ещё ярче, раскрыта тайна ещё одного лепестка.

Но бывало и наоборот. Абсолютно несхожие явления независимо друг от друга начинают обозначаться одинаковыми словами - омонимами. Посмотрите, за полянкой расположился «густой хвойный лес» - бор и известен также «химический элемент, газ» - бор.

Бор - лес, бор-газ.

Вернитесь к своей ромашке, где засветилось ещё одно слово - омонимы. Поблагодарите лепесток, который указал путь к омонимам.

Рядом с этим умным лепесточком расположились весёлые соседи: омофоны, омоформы, омографы. Омофоны, омоформы, омографы. Видите, как изменяется ваша ромашка, как увеличивается в размере? Видите, какой таинственный мир лексики переливается внутри её. Слышите, какая музыка звучит.

Вглядитесь внимательно в ромашку. Назовём её с любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, лесная марьяша, матрёнка. Для одной ромашки - сколько слов! Так возникают синонимы, слова со схожим лексическим значением. А ещё ромашки схожи по форме с зонтиками, и по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких гномиков. Начнётся дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвёт её и шагает, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остаётся совершенно сухим. Поблагодарите лепесток за удивительную легенду, полюбуйтесь, как лепесток сияет от счастья, что подарил вам синонимы - слова со схожим лексическим значением. Почувствуйте, как сила лепестка передаётся вам, и вы становитесь частью русской лексики.

Знакомьтесь с последним лепестком: антонимы. Наши знакомцы противоположные: сильный- слабый, твёрдый - мягкий, весело - грустно, мелко - глубоко, день-ночь.

Антонимы родились обычными словами и лишь потом объединились в пары по противоположности. На лепестке антонимы загорается ещё одно слово - антитеза. Этот художественный приём используют поэты и писатели. Поблагодарите лепестки, которые подарили вам слова: синонимы, антонимы, антитеза.

Поблагодарите вашу ромашку за то, что она согласилась приоткрыть вам мир лексики.

Но что это? Остались лепестки, на которых крупными буквами зажигаются и гаснут буквы, складывающиеся в слова: диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, заимствованные. Эти слова, как маяки: то загораются, то потухают, словно ждут своего часа.

Как много вам рассказала ромашка с сердцевинкой лексика и с лепестками: однозначные

многозначные

фразеологизмы

омонимы

омографы

омоформы

омофоны

синонимы

антонимы

антитеза

диалектизмы

профессионализмы

историзмы

архаизмы

неологизмы

заимствованные

Вы ощущаете себя волшебниками, это вы раскрыли тайны ромашки, это вы постигли тайны лексики.

Оглянитесь: близится закат и нам пора прощаться с этим уголком.








III этап.

Выход.

Почувствуйте ступни ног… прилив сил к рукам и ногам… Ощутите спину и плечи… Пошевелите пальцами, сожмите их… Подвигайте ладонями, плечами… Вы можете ощутить желание напрячь шею… Повернуть голову вправо и влево… Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох… Не торопясь дотроньтесь до щек, глаз… Медленно возвращайтесь в класс… открывайте глаза…





4 этап

(Ваза с ромашками)

Откройте тетради. Запишите число. Зарисуйте свою ромашку (на полном развороте).

А сейчас порассуждаем.

Наша задача: ответив на вопросы, заполнить наш образон, образ, ромашку.

-Удалось ли ваше путешествие?

-Что запомнилось?

-Какие цвета, краски, запахи?

-Каково ваше настроение?

- Что понравилось?

-Что было самым ярким?

-Что видели?

-С чем можно сравнить ваше путешествие?

5 этап

А сейчас вашему вниманию я представляю свой образон, свою ромашку. Рассмотрите, сверьте записи, допишите. Покажите. Озвучьте ромашку

Лексику составляют……

6 этап

Практический.

© 2010-2022