• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект интегрированного урока развития речи в 11-м классе по русскому языку и истории на тему «Проблема мужества и героизма в жизни и творчестве поэта-патриота Мусы Джалиля»

Конспект интегрированного урока развития речи в 11-м классе по русскому языку и истории на тему «Проблема мужества и героизма в жизни и творчестве поэта-патриота Мусы Джалиля»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканская научно-практическая конференция

«Муса Джалиль - образец творчества и героизма», посвященная 110-летию со дня рождения поэта-героя Мусы Джалиля









Конспект интегрированного урока развития речи в 11-м классе по русскому языку и истории на тему «Проблема мужества и героизма в жизни и творчестве поэта-патриота Мусы Джалиля»



Урок разработали:

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Гордюшина Лилия Зульфаровна,

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Салимгараева Альфия Мидхатовна

МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского района РТ

Конспект открытого урока по русскому языку и истории в 11 классе на тему «Проблема мужества и героизма в жизни и творчестве поэта-патриота Мусы Джалиля»

Вид урока: интегрированный урок развития речи по русскому языку и истории.

Цели:

Образовательные:

1) изучить особенности функционирования единиц языка разных уровней в художественном тексте, рассмотреть их изобразительные возможности с целью формирования у учащихся представления об эстетической функции русского языка, богатстве и гибкости его системы.

Обучающие:

  1. повторить теоретические сведения о тексте и его признаках; сформировать умение определять проблему текста, выявить ее и сформулировать на основе полученных знаний.

Развивающие:

1) развивать мыслительные навыки: анализ, синтез, логику; коммуникативные навыки и навыки работы с текстом; создать оптимальные условия для осмысления темы урока.

Воспитывающие:

  1. воспитание личности в условиях социального партнерства;

  2. расширять знания учащихся и повышать их нравственную культуру

через использованный на уроке текст;

  1. воспитывать чувство любви к Родине, к своему народу, чувство гордости, патриотизма и гражданственности как осознанных чувств к родине, к ее многострадальной и героической истории, к ее прекрасным традициям культуры (на примере жизни и творчества национального героя М. Джалиля).

Оборудование: мультимедийный проектор, лингвистические словари русского языка, фрагмент текста Рафаэля Мустафина, презентация «Моабитская тюрьма»,карточка-информатор «Алгоритм написания сочинения-рассуждения».

Структура урока:

I. Организационный момент.

Презентация темы, цели, задач урока.

Постановка проблемного вопроса.

Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация полученных ранее знаний.

Знакомство с историческими комментариями, связанными с жизнью и творчеством М.Джалиля.

III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организационный момент

Эпиграф к уроку:

Надо так прожить жизнь, чтобы после смерти продолжать жить, разве не в этом цель жизни?

М. Джалиль

  1. Слово учителя истории

Постановка проблемного вопроса.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Безусловно, вы очень многое можете рассказать об авторе слов: национальном герое, поэте-герое Мусе Джалиле.

­-Что означают слова: «цель жизни - продолжать жить после смерти»?

Предполагаемые ответы учащихся:

Великая Отечественная война была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины.

II. Актуализация полученных ранее знаний.

1. Учитель истории. Знакомство с историческими комментариями, связанными с жизнью и творчеством М.Джалиля.

- Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем масштабнее, значительнее предстает в нашем сознании исторический подвиг народа, спасшего мир от фашизма. Годы, отсеивая случайное, высвечивают самое главное, и то, что проходит испытание временем, по истине бессмертно. К таким бессмертным подвигам относится и подвиг нашего татарского поэта М. Джалиля. Великая Отечественная война явилась в истории человечества событием, обозначившим всемирный поворот в битве с силами реакции.

2. Учитель русского языка и литературы

Можем ли мы утверждать, что, действительно, «цель жизни - после смерти продолжать жить»? Или дело обстоит иначе?

Жизнь и творчество поэта - ответ на заданный вопрос в эпиграфе.

Ученик 1:

Умирая, не умрет герой -

Мужество останется в веках.

Имя прославляй своё борьбой,

Чтоб оно не мокло на устах!

3.Учитель русского языка и литературы:

Поистине пророческими оказались эти строки поэта-героя Мусы Джалиля, написанные в гитлеровских застенках.

4.Учитель истории:

В 2016 году мы отмечаем 110-летие со дня рождения Мусы Джалиля. К этой знаменательной дате мы решили исследовать его жизнь и творчество в Моабитской тюрьме. Навсегда вошел в историю Великой Отечественной войны подвиг Мусы Джалиля, поэта и воина. Повторяя строки стихотворений, вспоминая жизненный и творческий путь поэта, понимаешь, насколько важным было для него единство слова и поступка. Наш долг рассказать всем о его подвиге в застенках концлагеря Моабит (показ презентации).

Ученик 2:

Германия, г. Берлин «Моабит» - бывшая берлинская тюрьма, построена в 1888 году. Представляет собой комплекс из пяти четырехэтажных корпусов, соединенных в форме веера. Сильно пострадала от бомбардировок 1945 года, в 1962 году была отремонтирована. Моабитская тюрьма - одна из известнейших в мире, находится в центре Берлина. С 2001 года входит в состав округа Митте. В прошлом, отличилась пытками и невыносимыми условиями содержания заключенных. В настоящее время, немецкий «Моабит» - учреждение предварительного заключения для лиц мужского пола, достигших 21 года и старше, в которое водворяют по решению суда.

Ученик 3:

Российский его аналог СИЗО, но только по предназначению этих учреждений. А вот методы и условия несколько иные, они прямо противоположны. Штатная вместимость «Моабита» - 1200 заключенных. Администрация и обслуживающий персонал - гражданские лица. В «Моабите» подследственным раз в две недели (а в отдельных необходимых заключенному случаях и чаще) предоставляют свидания. Разрешение дают судья или прокурор. Разговоры во время беседы с адвокатом и переписка с ним не подлежат цензуре. Переписка подследственных заключенных подлежит перлюстрации по решению суда или прокуратуры. Всем заключенным разрешается смотреть свой телевизор и слушать свое радио. Заключенные могут в известных пределах даже обставлять и декорировать свою камеру (за исключением электрического и санитарного оборудования). Подследственный «Моабита» может заказать себе в камеру книги и периодику. Правила внутреннего распорядка подследственному могут выдать на многих языках, в том числе и на русском. В «Моабите» нет камер более чем на три человека. Размер таких камер составляет около 30 квадратных метров. Но это, чаще исключение: в «Моабите» стремятся, чтобы у каждого заключенного была своя камера. В камере маобитской тюрьмы деревянная мебель. По желанию, некурящих не помещают вместе с курящими. Внутри тюрьмы имеется тренажерный зал. Спальные места в два яруса считаются нарушением Конституции.

Ученик 4:

Известные заключенные. Русские узники сидели в ней годами. В 1911- 1912 гг. - знаменитый разведчик, капитан русского Генерального штаба Михаил Костевич, 1919 г. - Карл Радек - австрийский подданный, видный деятель советского и международного коммунистического движения, позже в 1937 году, Радек был убит уголовниками но уже в советском концлагере. С 1933 г. в «Моабите» несколько лет содержался Эрнст Тельман. В1941г - 1945 г. - интернированные граждане СССР - дипломаты, командированные специалисты, советские военнопленные, обвиненные в агитации среди узников немецких концлагерей; болгарский коммунист Георгий Димитров, осужденный за поджог здания Рейхстага; поэт Муса Джалиль.

5.Учитель русского языка и литературы:

В рассуждениях М. Джалиля нет ни капли сомнения или обреченности, в них трезвое понимание своего долга перед родиной. И, спустя буквально считанные месяцы, он, уже находясь под занесенным над собой топором палача, сумел возвыситься над смертью, нашел в себе мужество и привел в движение все струны своей поэтической души. Он поднялся выше обстоятельств, выше испытаний судьбы и написал обжигающие наши сердца поэтические циклы.

III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

  1. Слово учителя русского языка и литературы:

- Знания, полученные на уроках истории, помогут нам сегодня проанализировать текст Р.Мустафина «Гитлер хотел стать ханом у татар». Навык работы с текстом - это залог успешной сдачи экзамена по русскому языку. Данный материал можно применять и на уроках истории (учащиеся читают текст).

Гитлер хотел стать ханом у татар

(1) В последнее время среди части татарской молодежи начинают распространяться весьма своеобразные представления об Отечественной войне. (2) Усиленно муссируются слухи (видимо, кто-то распространяет их намеренно), что дескать, фашистская Германия собиралась предоставить свободу и независимость угнетенным народам Советского народа. (3) Даже подвиг поэта-патриота Мусы Джалиля ставится под сомнение: он, дескать, отстаивал интересы не своего народа и его государственности, а «колониальную политику имперской России»

(4) Дело доходит до того, что иные юные горячие головы не только скептически оценивают подвиг своих отцов и дедов в минувшей войне, но и ставят под сомнение результаты Отечественной войны. (5) Если бы, дескать, победил Гитлер, мы бы, возможно, жили в независимом татарском государстве, зарплату получали в марках, а по вечерам пили баварское пиво…

( по Р. Мустафину)

Р.А. Мустафин - писатель, публицист, журналист, литературный критик; член правления Союза писателей Республики Татарстан (1963-1973), член редколлегии журналов «Казан утлары» (1965-1975), «Дружба народов» (Москва, 1968-1989). Он - заслуженный работник культуры Республики Татарстан (1985), кавалер ордена «Знак Почета» (1981).

2.Постановка проблемного вопроса.

Беседа с учащимися по прочитанному тексту Р. Мустафина (тексты распечатаны для каждого ученика).

- Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе данного текста? Используйте информацию, предоставленную после текста.

- Какие проблемы поднимает автор в тексте? (На какие вопросы автор отвечает данным текстом?).

- Определяем основную проблему. Какая из перечисленных проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений.

- Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные с повтором слова «автор», замените его следующими словами: публицист, писатель, местоимением «он», фамилией автора текста.

- Комментарий к проблеме текста (если он следует за сформулированной проблемой) должен завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.

Этапы работы с текстом:

  1. 1) После первого прочтения:

- определение эмоционального впечатления, которое он произвел;

2) восприятие того или иного образа;

3) авторская трактовка вопроса.

II. 1) определить сильные позиции текста, затем - ключевые знаки, на основании чего определяется:

- тема и идея текста;

- выделяется конфликт;

- вывод об образной системе текста.

2) выявить особенности структуры текста, соотнести их с содержанием и определить особенности композиции.

3) провести анализ изобразительно-выразительных средств на всех уровнях языковой системы.

Цель публицистического текста - воздействие на читателя, убеждение его, внушение ему определенных целей, взглядов.

Комментирование проблемы:

  1. Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  2. На чем заостряет внимание?

  3. Какие аспекты (проблемы) рассматриваются в тексте?

  4. Как выражено авторское отношение к изображаемому?

  5. Какие эмоции автора выражены в тексте?

Учащиеся работают с карточкой-информатором.

2. Самостоятельная работа учащихся. Определение проблемы данного текста, позиции автора.

Предполагаемые ответы учащихся:

Проблема жизненного выбора, проблема подвига;

проблема патриотизма;

проблема национальной идеи;

проблема гражданского и писательского долга.

3. Подберите аргументы из художественной, публицистической и научной литературы.

Предполагаемые ответы учащихся:

Максим Горький «Старуха Изергиль» (рассказ «Легенда о Данко»): герой сам сделал свой выбор, пожертвовав жизнью ради спасения людей.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»: истинный патриотизм русских воинов в борьбе с врагом.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Написать сочинение-рассуждение по данному тексту, соблюдая структуру сочинения

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

-С какими трудностями вы столкнулись при определении проблемы текста. От правильности определения проблемы зависит дальнейшая работа над сочинением. Вспомните советы и рекомендации при определении проблемы текста, типовые конструкции при определении авторской позиции. Подумайте, какой аргумент вы можете привести из художественной, публицистической или научной литературы. Над какими вопросами заставляет задуматься образец жизни, творчества и героизма Мусы Джалиля? Желаем успеха и вдохновения.


© 2010-2022