Методические указания для студентов заочного или дистанционного обучения по дисциплине Русский язык и культура речи

В методических материалах по дисциплине "Русский язык и культура речи" содержится необходимая информация для студентов заочного или дистанционного обучения: тематический план по дисциплине; рекомендуемая основная и дополнительная литература для самостоятельного обучения; наименование разделов и тем, выносимых для изучения, с указанием источника; темы для самостоятельного изучения; советы о том, как работать самостоятельно; указания по выполнению контрольной работы,таблица распределения вопросов ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Методические указания

для студентов заочного или дистанционного обучения дисциплины: «Русский язык и культура речи»

Преподаватель Николаева Людмила Дмитриевна


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

(для заочного обучения)


Наименование разделов и тем

Всего часов по прогр.очного отдел.

Всего часов по

прогр. заочн.

отдел.

Устан

Обзорные в период ЛЭС

Практич.

Сам. изуч

Конс.

Введение.

1. Язык и речь.

Лексикография

4

2

1




1

1). Русский язык, его составляющие. Формы речи. Литературный язык. Типы нормы.

2

1

1





2). Лексикография. Основные типы словарей. Культура речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи.

2

1





1

2. Фонетика. Акцентология.

Орфоэпия

8

4


2

2

4


Фонетические единицы языка. Нормы ударения.

Фонетические средства языковой выразительности.

4

2


2


2


Орфоэпические нормы русского литературного языка.

4

2



2

2


3. Лексика.

Фразеология

10

4


2

2

6


Слово, его лексическое значение. Словарная система русского языка.

2

1


1




Лексические и фразеологические единицы языка. Фразеологический состав русского языка.

2

1


1


2


Лексические нормы русского литературного языка.

2





2


Изобразительно-выразительные возможности лексики и научных терминов.

2





2


Лексико-фразеологические

ошибки и их исправление

2

2



2



4. Словообразование.

Морфемика

4





4


Состав слова. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.

2





2


Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2





2


5. Морфология

6

4


2

2

2


Понятие морфологии.

Самостоятельные и служебные части речи.

2

2


1




Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи.




1




Стилистика частей речи.

2





2


Грамматические нормы и речевая культура.

2

2



2



6. Графика

Орфография

8




8


Графика. Слоговый принцип русской графики.

2




2


Орфография. Типы и виды орфограмм

2




2


Принципы русской орфографии.

2




2


Русская орфография в аспекте речевой выразительности.

2




2


7. Синтаксис и пунктуация

8





8


Понятие о синтаксисе и пунктуации. Основные синтаксические единицы.

2





2


Виды предложений. Синтаксическая характеристика предложений.

2





2


Выразительные возможности русского синтаксиса.

2





2


Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

2





2


8. Лингвистика текста

4





4


Текст и его признаки. Структура текста. Функционально-смысловые типы речи

2





2


Виды переработки текста. Речеведческий анализ текста.

2





2


9. Функциональные стили речи

4

4


2

2



Функциональные стили современного русского литературно языка, их взаимодействие.

2

2


2




Функциональные стили литературного языка, жанры речи.

2

2



2



Всего: макс. 72

56

20

2

8

8

36

2



































ЛИТЕРАТУРА


Основная:


  1. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова Современный русский язык М.: Форум - ИНФРА - 2005г

  2. В.Д. Черняк. Русский язык и культура речи. Санкт - Петербург - Москва САГА - ФОРУМ, 2005г

  3. Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова Русский язык и культура речи Ростов - на - Дону, «Феникс», 2004

  4. Л..А. Введенская. Культура речи Ростов- на- Дону, «Феникс», 2001

  5. И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. М.: Форум - ИНФРА, 2002г

  6. В.И. Максимова. Русский язык и культура речи. М.: Форум - ИНФРА , 2001г

  7. Е.Д. Ващенко Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003

  8. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку М. Форум - ИНФРА, 2001г.

  9. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Камаева Русский язык и культура речи. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2002

  10. Л.А. Введенская, Словарь ударений. Изд. центр «Март» Москва - Ростов -на-Дону, 2004

Дополнительная:


  1. В.Н. Вакуров. Трудности русского языка. Словарь - справочник М.: Форум - ИНФРА, 1993

  2. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. М.: Форум - ИНФРА, 2005 г

  3. Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Форум - ИНФРА, 2006г

  4. О.А. Михайлова. Словарь синонимов и антонимов. Екатеринбург.: У - Фактория, 2007 г.

  5. Л.А. Субботина. Фразеологический словарь русского языка. Екатеринбург: У - Фактория, 2007 г

  6. М.Э. Рут. Этимологический словарь. Екатеринбург: Фактория, 2007

  7. Л.А. Субботина. Словарь иностранных слов. Екатеринбург: Фактория, 2007

  8. Л.А. Введенская. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000

  9. С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. Орфоэпический словарь русского языка Под. ред. Р. И. Аванесова, Москва «Русский язык», 2000




































Наименование разделов с перечнем тем, выносимых для изучения, с указанием источника

Введение.

1. Язык и речь. Лексикография.

Русский язык, его составляющие. Формы речи. Литературный язык. Типы нормы

Лексикография. Основные типы словарей. Культура речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи

Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова Русский язык и культура речи Ростов - на - Дону, «Феникс», 2004, Л.А. Введенская. Культура и искусство речи. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2000

2. Фонетика. Акцентология. Орфоэпия

Фонетические единицы языка. Нормы ударения.

Фонетические средства языковой выразительности.

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

А.В. Дудников, А.И. Арбузова, И.И. Ворожбицкая Русский язык. М.: - «Высшая школа», 2004 г, Л.А. Введенская. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. Орфоэпический словарь русского языка Под. ред. Р. И. Аванесова, Москва «Русский язык», 2000, Л.А. Введенская, Словарь ударений. Изд. центр «Март» Москва - Ростов - на - Дону, 2004

3. Лексика. Фразеология

Слово, его лексическое значение. Словарная система русского языка.

Лексические и фразеологические единицы языка. Фразеологический состав русского языка.

Лексические нормы русского литературного языка.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и научных терминов.

Лексико-фразеологические ошибки и их исправление.

Л..А. Введенская. Культура речи Ростов- на- Дону, «Феникс», 2001

И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. М.: Форум - ИНФРА, 2002г

Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. М.: Форум - ИНФРА, 2005 г, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Форум - ИНФРА, 2006г,О.А. Михайлова. Словарь синонимов и антонимов. Екатеринбург.: У - Фактория, 2007 г., Л.А. Субботина. Фразеологический словарь русского языка. Екатеринбург: У - Фактория, 2007 г, М.Э. Рут. Этимологический словарь. Екатеринбург: Фактория, 2007,Л.А. Субботина. Словарь иностранных слов. Екатеринбург: Фактория, 2007

5. Морфология

Понятие морфологии.

Самостоятельные и служебные части речи.

Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи

Стилистика частей речи

Грамматические нормы и речевая культура.

В.И. Максимова. Русский язык и культура речи. М.: Форум - ИНФРА , 2001г,

Е.Д. Ващенко Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003,

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку М. Форум - ИНФРА, 2001г.,Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Камаева Русский язык и культура речи. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2002, В.Н. Вакуров. Трудности русского языка. Словарь - справочник М.: Форум - ИНФРА, 1993, Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. М.: Форум - ИНФРА, 2005 г, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Форум - ИНФРА, 2006г

9. Функциональные стили речи

Функциональные стили современного русского литературно языка, их взаимодействие

Функциональные стили литературного языка, жанры речи


  1. Е.Д. Ващенко Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003, В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку М. Форум - ИНФРА, 2001г., Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Форум - ИНФРА, 2006г, О.А. Михайлова. Словарь синонимов и антонимов. Екатеринбург.: У - Фактория, 2007 г.







Самостоятельное изучение студентов

под контролем преподавателя по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Тема

Вид самостоятельной работы

Всего часов

Форма контроля

Фонетические единицы языка. Нормы ударения.

Фонетические средства языковой выразительности

работа с конспектом

2

зачет

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

работа со словарем


2

тестирование

Лексические и фразеологические единицы языка. Фразеологический состав русского языка

работа с конспектом

2

зачет

Лексические нормы русского литературного языка.

работа со словарем

2

тестирование

Изобразительно-выразительные возможности лексики и научных терминов.

работа с конспектом

2

зачет

Состав слова. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.

работа с конспектом

2

зачет

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

работа с конспектом

2

зачет

Стилистика частей речи.

изучение темы по учебнику

2

тестирование

Графика. Слоговый принцип русской графики.

изучение темы по учебнику

2

зачет

Орфография. Типы и виды орфограмм

изучение темы по учебнику

2

зачет

Принципы русской орфографии.

работа со словарем

2

диктант

Русская орфография в аспекте речевой выразительности

работа с конспектом

2

тестирование

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Основные синтаксические единицы.

работа с учебником

2

зачет

Виды предложений. Синтаксическая характеристика предложений.

работа с учебником

2

зачет

Выразительные возможности русского синтаксиса.

работа с конспектом

2

зачет

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

работа с конспектом

2

зачет

Текст и его признаки. Структура текста. Функционально-смысловые типы речи

работа с учебником

2

тестирование

Виды переработки текста. Речеведческий анализ текста.

работа с конспектом

2

дифференцированный зачет

Итого:

36 ч.



Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения

тема

автор издания

название учебника

Фонетические единицы языка. Нормы ударения.

Фонетические средства языковой выразительности

Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2002г.

«Русский язык и культура речи»

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2004г.

«Русский язык и культура речи»

Лексические и фразеологические единицы языка. Фразеологический состав русского языка

Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2004г.

«Русский язык и культура речи»

Лексические нормы русского литературного языка.

Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2004г.

«Русский язык и культура речи»

Изобразительно-выразительные возможности лексики и научных терминов.

Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2004г.

«Русский язык и культура речи»

Состав слова. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.

Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2004г.

«Русский язык и культура речи»

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2004г.

«Русский язык и культура речи»

Стилистика частей речи

Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2004г.

«Русский язык и культура речи»

Графика. Слоговый принцип русской графики.

В. Д. Черняк

Санкт-Петербург-

Москва

САГА-ФОРУМ,

2005г.

«Русский язык и культура речи»

Орфография. Типы и виды орфограмм

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва

«Айрис-пресс», 2005г.

«Современный русский

язык»

Принципы русской орфографии.

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва

«Айрис-пресс», 2005г.

«Современный русский

язык»

Русская орфография в аспекте речевой выразительности

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва

«Айрис-пресс», 2005г.

«Современный русский

язык»

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Основные синтаксические единицы

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва

«Айрис-пресс», 2005г.

«Современный русский

язык»

Виды предложений. Синтаксическая характеристика предложений

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва

«Айрис-пресс», 2005г.

«Современный русский

язык»

Выразительные возможности русского синтаксиса

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва

«Айрис-пресс», 2005г.

«Современный русский

язык»

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва

«Айрис-пресс»,

2005г.

«Современный русский

язык»

Текст и его признаки. Структура текста. Функционально-смысловые типы речи

Д. Э. Розенталь

Москва

«Айрис-пресс», 2005г.

«Современный русский

язык»

Виды переработки текста. Речеведческий анализ текста.

А. В. Дудников, А. И. Арбузова, И. И. Ворожбицкая

Москва

«Высшая школа», 2004г.

«Русский язык»










Как работать самостоятельно

1. Организация занятий

Работайте систематически, без больших перерывов между занятиями, так как для приобретения навыков грамотного письма важна длительная практика. Лучше заниматься понемногу, но часто.

Для занятий по русскому языку заведите две тетради. В одной выполняйте упражнения и пишите диктанты, в другой записывайте все неясные вопросы. На них вы можете получить ответы у преподавателей колледжа, в котором обучаетесь.

Пишите только чернилами, четким, разборчивым почерком.

2. Изучение грамматического материала

Изучайте русский язык в той последовательности, в какой он дан в учебнике.

Читая правила, разбирайте примеры. Когда правило понято, приступайте к упражнениям, чтобы закрепить приобретенные знания и выработать практические навыки.

Не допускайте ошибок при списывании. Сначала прочитайте предложение, а потом списывайте, сверяя с текстом. Если правило забыто или возникло какое-либо затруднение в написании слов, в расстановке знаков препинания, то обратитесь к соответствующему параграфу учебника. В этих случаях полезно сделать грамматический разбор слова или предложения. После выполнения всего упражнения проверьте, не допущены ли ошибки, описки, пропуски. При проверке читайте медленно, расчленяя слова и предложения на их составные части.

К обобщающим и стилистическим упражнениям в конце книги даны ответы. Смотрите их только после самостоятельного выполнения упражнений.

Допущенные ошибки обязательно объясните, обращаясь в затруднительных случаях к соответствующему параграфу учебника.

3. Проверка знаний

Вопросы для самопроверки. Самостоятельное обучение включает и самостоятельную проверку знаний. Для самоконтроля в учебнике имеется рубрика «Подумайте и ответьте». Отвечайте на вопросы устно, а в затруднительных случаях обращайтесь к соответствующему параграфу. Правильность ответов обязательно проверяйте по учебнику.

Проведение диктантов. Целям самоконтроля служат и диктанты, тексты которых даются в конце сложных тем. Диктант позволит проверить, насколько прочно усвоена та или иная часть грамматики.

Для проведения диктанта попросите кого-либо продиктовать вам текст. Диктант должен проводиться в следующем порядке.

Сначала диктующий сам читает текст для ознакомления с его содержанием. Затем читает вслух весь текст диктанта.

После этого диктуется каждое предложение отдельно (до точек, до конца предложения) по 2-3 раза. Во время первого чтения каждого предложения надо внимательно слушать, но не писать. Только после того как диктующий начнет медленно повторять предложение, следует приступить к его написанию.

Большое предложение диктуется по частям. Возьмем для примера сложное предложение: Толпа подалась назад, на миг остановилась, оцепенела, и вдруг раздался дикий, потрясающий вой сотен голосов. (М.Г.) Это предложение нужно разделить на три части: Толпа подалась назад (1-я часть), на миг остановилась, оцепенела (2-я часть), и вдруг раздался дикий, потрясающий вой сотен голосов (3-я часть).

Диктовать надо выразительно и в таком темпе, чтобы пишущий мог записать каждое слово, не переспрашивая диктующего.

Произношение должно соответствовать нормам литературного языка. Недопустима побуквенная диктовка и умышленное скрадывание звуков в словах.

Интонация (повышение и понижение голоса) строится на основе имеющихся в тексте знаков препинания (повышение голоса перед запятой, незначительное понижение перед точкой с запятой, предупредительная интонация перед двоеточием, легкое повышение голоса перед тире, понижение перед точкой, вопросительная интонация перед знаком вопроса, повышение голоса при восклицательном знаке). Кроме того, после знаков препинания надо соблюдать паузы.

По окончании записи диктующий еще раз выразительно, не торопясь, читает весь текст. Затем учащийся в течение 5-7 минут проверяет записанное и исправляет замеченные ошибки.

После этого учащийся сам сверяет написанный им диктант с текстом, данным в учебнике, и вносит исправления.

Обнаружив ошибку, уясните, какое правило нарушено, и выучите его. Диктант без разбора ошибок не дает хороших результатов.

4. Дополнительные упражнения

Учащимся, не имеющим твердых навыков грамотного письма, рекомендуются дополнительные письменные упражнения, помимо имеющихся в учебнике. Очень полезны ежедневные занятия (по 10-12 минут) по сознательному списыванию 4-5 печатных строк из какого-либо произведения (И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, М. Горького, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева и др.). Списывать надо так: прочитать вслух медленно 2-3 раза предложение (или часть предложения, если оно велико), запомнить, как пишется каждое слово, и, не заглядывая в книгу, по памяти записать предложение или его часть. По окончании работы следует сверить списанное по книге, исправить и объяснить допущенные ошибки.

5. Работа со словарем

Правописание целого ряда слов, особенно иноязычного происхождения, можно усвоить только путем запоминания и выполнения соответствующих упражнений. Поэтому о написании трудных слов справляйтесь в «Орфографическом словаре» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова или в «Кратком словаре иностранных слов» под редакцией Н.В. Лехина, Ф.Н. Петрова и др. Словари должны быть всегда под рукой.

Кроме того, полезно в особой тетради составлять в алфавитном порядке собственный словарик трудных слов. Туда следует заносить слова, встречающиеся в практике работы, в книгах, газетах, если написание таких слов затрудняет вас. Словарик надо систематически пополнять и просматривать.

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного и дистанционного обучения

Контрольная работа состоит из трёх заданий. Вариант контрольной работы определяется по двум последним цифрам шифра студента. Номера заданий см. в табл.1

Например, студент, имеющий шифр 375, выполняет 75 вариант, задания: 3, 11, 27. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается без оценки.

Выполнение задание контрольной работы требует продуманного выбора материала.

Поэтому, прежде чем приступить к выполнению контрольной, необходимо внимательно изучить программный материал и методические указания к заданиям контрольной работы. Ответы на каждый пункт задания должны быть полными по содержанию и краткими по форме.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради. На обложке тетради указывают название дисциплины, номер контрольной работы, фамилию, имя, отчество, шифр и домашний адрес. Перед каждым ответом необходимо записать содержание вопроса. Ответы на вопросы задания следует писать чётко, разборчиво, оставляя поля, выделяя заголовки, основные положения.

В конце работы следует указать список используемой литературы и поставить свою подпись. Получив отрицательную рецензию на контрольную работу, студент должен исправить и объяснить все ошибки, выполнить необходимые доработки.

Таблица распределения вопросов и заданий по вариантам

контрольной работы по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Предпослед-

Последняя цифра

оследняя l

щфра шиф

ра

няя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,11,21

2,12,22

3,13,23

4,14,24

5,15,25

6,16,26

7,17,27,

8,18,28

9,19,29

10,20,30

1

2,13,24

3,14,25

4,15,26

5,16,27

6,17,28

7,18,29

8,19,30

9,20,21

10,11,22

1,12,23

2

3,15,27

4,16,28

5,17,29

6,18,30

7,11,21

8,20,22

9,11,23

10,12,24

1,13,25

2,14,26

3

4,17,30

5,18,21

6,19,22

7,20,23

8,11,24

9,12,25

10,13,26

1,14,27

2,15,28

3,16,29

4

5,19,23

6,20,24

7,11,25

8,12,26

9,13,27

10,14,28

1,15,29

2,16,30

3,17,21

2,18,22

5

6,12,26

7,13,27

8.14,28

9,15,29

10,16,30

1,17,21

2,18,22

3,19,23

4,20,24

5,11,25

6

7,14,29

8,15,30

9,16,21

10,17,22

1,18,23

2,19,24

3,20,25

4,11,26

5,12,27

6,13,28

7

8,16,22

9,17,23

10,18,24

1,19,25

2,20,26

3,11,27

4,12,28

5,13,29

6,14,30

7,14,21

8

9,18,25

10,19,26

1,20,27

2,12,28

3,12,29

4,13,30

5,14,21

6,15,22

7,16,23

8,17,24

9

10,20,28

1,11,29

2,12,30

3,13,21

4,14,22

5,15,23

6,16,24

7,17,25

8,18,26

9,19,27

Практические задания по русскому языку:


Задание к тексту № 1


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Аввакум (Петров, 1621-1682) ид…олог и вождь движения старо…брядцев на Руси.

Его (н…)истовое и кат…горичное (н…)приятие р…формы Патриарха Никона готовность пожертвовать собстве(н,нн)ой жизнью за т…ржество собстве(н,нн)ой точки зрения по любому из спорных р…лигиозных вопросов …делали из н…го символ р…лигиозного ф…натизма. Его п…слания и письма св…еобразное и яркое явление в ру…кой литературе. М. Горький с…итал что «язык а также стиль писем протопопа Аввакума и «Жития» его остаются (н…)превзойде(н,нн)ым образцом пламе(н,нн)ой и страс…ной речи бойца».

Аввакум р…дился на Нижегородской земле в селе Григорова в семье свяще(н,нн)ика сам стал свяще(н,нн)иком в 1652 г. был п…ставлен в прот…попы.

После начала р…формы ру(с,сс)кой церкви Аввакум стал ее активным пр…тивником. В своем «Житии» он писал например так … огнем да кнутом да вис…лицею хотят веру утвердить! К…торые(то) апостолы научили так (н…) знаю. Мой Христос (не)призывал наших апостолов так учить.

Против Аввакума и его сторо(н,нн)иков среди к…торых (не) последнее место занимала барыня Морозова нач…лись репре…ии. Он был сослан в Сибирь (1653-1664 гг.) затем в Мизень (1664-1666) в Пустозерский острог (1667-1682) где и был сожжен 14 апреля 1682 г. по царскому указу «за великия на царский дом хулы».

В хрестоматии п…мещены его письма к боярыне Морозовой и ее ответы на них к…торые п…зволяют п…нять (не)которые стороны их личных взаимо…тношений п…знакоми(тся,ться) с общей точкой зрения на совреме(н,нн)ые им с…бытия в том числе ц…рковные со стилем писем написа(н,нн)ых за ч…тыре сотни лет до наших дней. В настоящее время известно около пятидесяти его сочинений.

Прав…славная церковь дает протопопу Аввакуму следующую характеристику … один из первых и выдающихся стол(б,п)ов русского раскола …тличающийся редкими дар…ваниями энергией и железной волей … И в ссылке до самой казни Аввакум являлся энергичным пр…пагандистом и авторитетным в…жаком раскола …

Задание к тексту № 2


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Булгаков Сергей Николаевич 1871-1944 ученый экон…мист философ теолог прав..славный св…щенник автор многих книг о прав…славии …ратор-проповедник.

Семь п…колений его рода были до него ру…кими св..ще(н,нн)иками. В молодости он был связан с марксизмом но п…степенно пр…одолел идеи основ…положников этого учения написав затем книгу «От марксизма к идеализму». В 1894 г. закончил юридический факультет Московского унив…рситета. С 1907 г. он станови(тся,ться) профе…ором политэк…номии М…сковского ко(м,мм)ерческого института а в 1912 г. защищает докторскую д…ссертацию.

С 1923 г. С.Н. Булгаков жил во Франции был д…каном Русского богословского института в Париже.

2 июня 1917 г. С.Н. Булгаков выступил на Первом Всероссийском съезде духовенства и мирян М…сквы. Закончил он свое ус…ное выступление такими сл…вами Если грядущая Россия станет строи(тся,ть)ся без имени Христа если д…мократия ро…ийская окаже(тс,ться)я в духовном разрыве со Святой Русью то такую(же) цену она имеет кому она нужна к…му из нас д…рога будет стр…мящаяся от Христа Россия.

Объем письме(н,нн)ого и устного наследия С.Н. Булгаков п…ражает. Весной 1939 г. он пер…нес две операции по поводу рака горла. (Н…)человеческими усилиями воли он пр…должал читать лекции в своем институте служить в храме изъясняя(тся,ть)ся в повс…дневной жизни без участия г…лосовых связок. Так продолжалось пять лет а 6 июля 1944 г. у него пр…изошло кровоизлияние в мозг и 12 июля он скончался.

Отец Сергий п…гребен на ру..ком кладбище в Сент-Женевьев де-Буа.

В 1909 г. С.Н. Булгаков писал Русское общество истоще(н,нн)ое пр…дыдущими напряжениями и неудачами находится в каком-то оц…пенении духовном разброде апатии. Русская государстве(н,нн)ость (не) обнаруживает пока признаков обн…вления и укр…пления.

В наши дни пр…изведения отца Сергия издаются значительными тиражами д…ступными для изучения с точки зрения их с…держания а так(же) и как образец для изучения авт…рского стиля произв…дений такого рода.


Задание к тексту № 3


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Гомер около 8-7 в. до н.э. л…гендарный древн…греческий эпический поэт которому пр…писывае(тс,ться) со времен античных традиций авторство «Илиады» «Одиссеи» и другие пр…изведений л…генды рисуют Гомера сл…пым странствующим п…вцом одним из аэдов. За честь называ(тс,ться) родиной Гомера спорили по пр…данию семь городов Древн…й Греции. Полуфантастический образ Гомера привел к п…явлению так называемого «гомеровского вопроса» при р…шении которого разные сп…циалисты (по)разному р…шают пр…блему авторства этих пр…изведений и в целом проблемы авторства в древн...греческой лит…ратуре.

Среди всех аэдов исп…лняющих свои пр…изведения под собстве(н,нн)ый а…омпан…мент стру(н,нн)ого инструмента Гомер вош…л в список в…личайших авторов а его пр…изведения в список поэтических тв…рений всех вр…мен и народов.

В основе «Илиады» и «Одиссеи» л…жат всемирно известные сюжеты с…держащие большое к…личество мифических древнегреческих сказаний бытовых зарисовок напрямую связа(н,нн)ых с р…лигиозными пр…дставлениями Древней Греции.

Для г…меровской «Илиады» характерны такие стил…вые …собе(н,нн)ости как (н…)тор…пливость п…вествования любовь к д…тальному подробн…му и скрупулезному описанию вс…го что …казывается в поле зрения автора стр…мление сравнивать между с…бою все что только поддается принципу эпич…ского сравнения.

Особ…е место занимают в поэме боги. Они (не)только с…чу…ствуют г…меровским героям но часто и пр…пятствуют им в их действиях а (н..)редко сам лично вмешиваю(тс,ться) в з…мные события людей на той или другой ст…роне. Таким образом б…жеств(н,нн)ое вм…шательство в жизнь смертных с…поставление воли богов с одной ст…роны и человеческих знаний с другой были в центре внимания древних греков уже за несколько веков до начала нашей эры.

В «Илиаде» поэме об Илионе как тогда часто называли Трою написа(н,нн)ой гекзаметром стихотворный размер ее главный г…рой Ахилл или Ахиллес с…вершает много подвигов которые чер…дуются с картинами мирной жизни в осаждаемой им Трое и со сценами споров между б…гами на Олимпе.

Всего в «Одиссее» около 12 100 стихов кла…ический перевод ее …делан В.А. Жуковским в 1849 г. в «Илиаде» 15 700 стихов впервые переведенных Н.И. Гнедичем в 1829 г.


Задание к тексту № 4


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Первый раз на эстраде


Осн…вные качества характ…ра с само…о детства застен…чивость и любовь к музыке. С них все и нач…лось. Правда в застен…чивость мою теперь уже (ни)кто (не)верит. И сам я иногда начинаю сомнева(ться,тся) имею ли я осн…вания делать подобную д…кларац…ю.

Но если бы я ошибался (не)было бы (ни)кого Ра…каза. Ибо ещ… в Тбилиси будуч… школьник…м я самому с…бе п…стеснялся созна(ться,тся) в том что больше вс…го на свете люблю музыку. П…стеснялся созна(тся,ться) в этом родителям (не)сказал им что (не)хочу идти в университет а хочу в конс…рваторию и в р…зультате этих ум…лчаний уг…дил прямо на историко-филол…гический факультет Ленинградского унив…рситета. Ленинград же это вы знаете сами один из музыкальнейших городов в мире. И естественно получилось так что п…сещая унив…рситетские лекц…и и изучая предметы филол…гические я душу свою посв…тил музыке. Стал бегать на …ркестровые р…петиции и к…нцерты в зал Ленинградской ф…лармонии зайцем пр…ходил в кассы консерватории накупил себе музыкальной литературы п…вел дружбу с музыкантами. И (не)которые дисциплины пр…взошел а иные (не)превзош…л уже трудно было развить беглость пальцев.

Но в тайных мечтах мерещилось мне красное в…звышение перед д…рижерским пюпитром ф…лармоническом зале. Казалось это самое счас…ливое на земле место. И что стоит только подня(тся,ться) на эту ступеньку поверну(тся,ться) к залу спиной и взять в руки д…рижерскую пал…чку и вся жизнь стан…т ясной (в)перед и (на)зад.

Между тем у меня (не)было (ни)каких осн…ваний так далеко и так дер…ко зарыва(ться,тся) в своих мечтах. Я учился (все)таки не в к…нсерватории а в унив…рситете. К тому(же) застенчив…сть моя (не) проходила. А когда я …давал экзамены и возле меня сидели праз…ные в этот момент студенты к…торые пришли (не)сдавать а послушать как …твечают другие как только я п…нимал что говорю а они пришли слушать как только ос…знавал их в ранге аудитории,а себя в кач…стве выступающего (тот)час терялась связь между мозгом и языком …


Задание к тексту № 5


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Ломоносов Михаил Васильевич 1711-1765 кроме множ…ства научных титулов чр…звычайных …ткрытий абс..лютных начинаний и построения основ…полагающих систем ему принадл…жит перв…нство в формир…вании основ русского языка. Он зал…жил фундам…нт русской поэзии истории российского просв…щения в цел…м. Свое знаменитое «Краткое руководство к красноречию» Ломоносов опубликовал в 1747 г.

По его иниц…ативе в 1755 г. был открыт М…сковский унив…рситет носящий т…перь его имя. М.В. Ломоносов первый русский сам…родок из народа д…бившийся международн…го признания. Пер…числить все его заслуги перед Россией (не)возможно настолько они в…лики и многогра(н,нн)ы.

Нас интер…сует то что его перу пр…надлежат стихи в силлабо-тонической манере оды трагедии сатиры грамматика русского языка и т. п. А самое главное для нашей хр…стоматии он написал учебник по р…торике.

В «Отчете о завершенных и (не)заверше(н,нн)ых научных и лит…ратурных работах» 19 января 1764 г. М.В. Ломоносов среди 23 пунктов указывает в час…ности следующее собрал великую часть рифмологии российской с…чинил 30 од торжестве(нн,н)ых и духовных стихи о пользе стекла .. читал лекции стихотворческие и по оным обучался поэзии студент Поповский к…торый после того был профе…ором красн…речия в Московском университете собрал л…ксикон перв…образных русских слов собрал луч...шие российские пословицы рассуждения о разд…лении и схо…стве языков краткое рук…водство к красн…речию с…брал речи разных языков между с…бою сходные пер…водил оды и другие стихи с латинского Францу…ского и немецкого языков на российский …

П...хоронен М.В. Ломоносов в Александро-Невской лавре С.=П…тербурга Некрополе XVIII в.


Задание к тексту № 6


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Аристотель (384-322 до н.э.) классик фил…софии и р…торики учился у Платона в Афинах в 335 г. до н.э. …сновал Лакей (Лицей) стал в…спитателем Александра Македонского.

Аристотель …ставил после с…бя фил…софское учение («Аристотелизм») более д…сятка капитальных ученых трудов в том числе «О душе» «Метафизика» «Этика» «Политика» «Риторика» «Поэтика».

Взгляды Аристотеля к…лебались между ид…ализмом и материализмом поскольку по его учению общим и источником всего движения и изменч…вого бытия является «ум» «нус» перводвигательи только такой «ум» …тличает человека от животного. Поэтому в основе его …раторской деятельности должны л…жать разумное поведение и вс…общая человеческая умере(н,нн)ость.

Для всего творчества Аристотеля характерно такое чр…звычайно важное чел…веческое качество как мудрость. Именно оно должно прису…ствовать в любой речи …ратора если это Оратор с большой буквы и любому выступающему следует пр…думывать свое выступление с этой точки зрения. По Аристотелю всякое ра…уждение направленно либо на деятельность либо на творч…ство либо на умозрение а наставники более мудры не благодаря умению действовать а потому что обладают отвлече(н,нн)ыми знаниями и знают «причины»… Если к этому д…бавить что сам человек …бладает свободой воли в одинаковой мере власт…н в выборе добра и зла добродетели и порока то становится ясной роль наставника вообще и ритора в час…ности при …владении любым видом чел…веческой деятельн…сти в том числе и такой ее важн…й области как риторика. Человеку же не …бладающему практической мудростью ра…удительн…стью следует брать пример с другого человека чье п…ведение служит образцом практической мудрости ра…удительности умудре(н,нн)ости. А в конце концов благоразумный и добр…детельный человек пр…дставляет собой норму для всех других людей.



Задание к тексту № 7


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Валишевский Казимир 1849-1935 польский писат…ль историк публ…цист доктор права.

За бол…е чем три….цать лет издал во Франции и на француз…ком языке серию книг о… истории Ро…Ии работал в архивах Парижа Лондона Вены П…тербурга …

Среди наибол…е извес…ных его книга Иван Грозный изда(н,нн)ая в час…ности в п…реводе с француз…кого в Москве в 1912 г. тип…графией Обществе(н,нн)ая польза но написа(н,нн)ая автором в 1904 г. В пр…дисловии к ней автор пишет: Я мало пользовался (не)изда(н,нн)ыми д…кументами. Те д…кументы к…торые …казались мне п…лезными в больш…нстве случаев уже опубликова(н,нн)ы, частью(же) соверше(н,нн)о (не)доступны. Что касае(ться,тся) лит…ратуры по этому вопросу то она очень обширна … историку нужно ещ… п…работать чтобы с…здать стройное целое.

В отрывке из его книги Первые Романовы гл. 13 Раскол речь идет о ц…рковном ра…коле в России п…явлении ф…номена стар…обрядцев роли Аввакума о ко…ективных сам…убийствах среди стар…обрядчества и о (не)которых других сюжетах из это…о явления.

(В)предисловии… к этой книг… автор в час…ности пиш…т Мне уже замет…ли одни (в)виде п…рицания другие в виде п…хвал что на этом дли(н,нн)ом пути я часто делал …тступления так сказать шел зигзагами … Двадцать лет т…му назад я не расп…лагал теми источ…никами к…торые п…зволяли мне п…том пр…ступить к и…ледованию этих …тдельных эпох пр…шедшего к тому же (не)достаточно и..ледова(н,нн)ого … Наш труд и должен восполнить этот пр…бел. Я (не)осмеливаюсь сказать что он будет восполнен ц…ликом но (все)таки надеюсь что мне здесь удалось (не)без (не)которой пользы дать (не)сколько общих взглядов и определе(н,нн)ых да(н,нн)ых.


Задание к тексту № 8


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Демосфен ок. 384-322 до н.э. афинский …ратор организатор борьбы против мак…донского царя Филиппа II. После Цицерона это наиболее известная на Руси личность среди всех древних …раторов Греции и Рима. Ш…роко извес…ны два факта из жизни Демосфена:

1) слабость голоса и (не)внятность пр…изношения вызывали насмешки окружения Демосфена. Он стал ходить на берег моря набивал рот камешками и упражнялся в пр…изнесении р…чей стараясь побороть шум волн и ветра четкостью дикции

2) больш…нство его речей имеет п…литическую …краску и направлены они против отца Александра Македонского царя Македонии Филиппа а п…тому называются «Филиппиками». До наших дней всякую страс…ную пламе(н,нн)ую речь с…держащую в себе (не)ругань а факты и огромный эмоциональный призыв к аудитории принято называть «Филиппикой» особе(н,нн)о если …ратор раз…блачает деятельность конкретной личности.

С…верше(н,нн)ое владение приемами выработа(н,нн)ыми греч…ской р…торикой Демосфен уд…вительно соч…тал с искре(н,нн)им пафосом пламе(н,нн)ого борца. Он умел разносторо(н,нн)е разв…вать …сновную мысль каждое мГн…вение обр…щаясь к ауд…тории своих слушателей органично включая ди…лог призывая ее ко вниманию стр…мясь взволновать и подчинить ее своей воле. Но слушателей захватывали прежде всего его страс..ная убежде(н,нн)ость и (не)покол…бимая аргум…нтация.

Демосфен оказал большое влияние (не)только на риторику но и на прозу. Безусловным обра..цом был Демосфен например для Цицерона …

До наших дней сохранились 63 пр…изведения извес…ных под общим названием Демосфеновский корпус. Его п…литические речи пер..издавались на русском языке а Любовная речь впервые издана в переводе на русский в 1994 г.

Демосфен остался верен себе до конца своих дней после того как Македония после 338 года до н.э. постепе(н,нн)о п…дчинила себе Грецию автор бл…стательных филиппик добровольн… принял яд.

Задание к тексту № 9


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Кири… Митрополит См…ленский и Калининградский Председатель отдела внешних церковных сн…шений р…дился в 1946 г. в семье русских прав…славных деят…лей сын и внук прав…славных св…ще(н,нн)иков.

С мая 1994 г. Его Пр…освященство Владыко Кирилл ведет на первом канале российского телевидения цикл р…лигиозных пер…дач под общим названием Слово пастыря. Т…матика его выступлений касае(тся,ться) различных ст…рон жизни Русской Прав…славной церкви разных сюжетов и общего с…держания Ветхого и Нового Заветов особе(н,нн)остей жизни приходов Прав…славной церкви работы воскрес…ных прав…славных школ подг…товки прав…славных пастырей оплаты церковных треб и много друго…о.

Телевизио(н,нн)ые выступления митрополита Кири…а с…бирают перед экранами б…льшую аудиторию так как оратор не только пр…красно владеет изл…гаемым материалом но и бл…стательно д…монстрирует высокую …раторскую технику речь его ярка образна самобытна освещена чистой дикци… и глубокой заинт…ресованностью самого оратора. В проце…е его выступления телезрители слушают речь опытного оратора плавную широко льющуюся музыкальную с…держащую в себе и логику д…казательств тезисов и умение украсить ее орат…рскими цветами красн…речия.

Все пер…числе(н,нн)ые выше умноже(н,нн)ое на исти(н,нн)ую веру в с…держательную стор…ну своих выступлений оказывает на слушателей глубокое п…знавательное и эмоциональное в…здействие. Ежедневные су…отние выступления Владыки Кири…а способствуют распр…странению мастерской орат…рской прозы создавая в среде слушателей (не)мало его духовных и профе…иональных п…следователей.

Задание к тексту № 10


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

Сократ 469-399 до н.э. в…ликий афинский философ в…личайший мыслитель чел…вечества в юности в…ятель скульптор чему он научился у свое…о отца. Внешне был чре…вычайно (не)красив похож на старого сатира Селена в…ликого пьяного лысого коротконого с сильным и мощ…ным торсом физич…ски очень здорового и вынослив…го.

Он х…дил по улицам и б…седовал с прохожими со св…ими учениками но термин «ученик» он (не)принимал п…лагая что (не)достаточно мудр чтобы иметь «учеников» а вместо слова «ученик» выражался иносказательно «люди, беседующие со мной» с…гражданами стараясь сп…собствовать их нравстве(н,нн)ому и инте…ектуальному развитии… ратуя против ложных знаний и ложного п…нимания вещей. Он (не)оставил никакой школы не оставил письме(н,нн)ого н…следия а учил на пл…щадях отвечая на вопросы желающих и задавая вопросы любому встречному.

В своих размышлениях Сократ …тводит центральное место человеч…скому п…ведению. Душа является вместилищем личного инте…екта и характера поэтому Сократ видел свое пре…назначение в заботе о душе и стр…мился …делать ее как можно лучше.

Мы знаем о содержании его «занятий» со слов Платона и частично со слов Ксенофонта Ксенофонт написал в частности «Воспоминания о Сократе»). У Сократа была жена Ксантиппа и если он олицетворение ума мудрости честности справедливости и многих других высоких человеческих качеств то она символ ворч…ливости мелоч…ности и склоч…ности …

Прямота суждений Сократа его выдающийся инте…ект сыскали ему (не)мало врагов к…торые обв…нили его во всех возможных смертных человеческих грехах разврат юнош…ства отречение от государстве(н,нн)ой религии и пр. После открытого судебного разбирательства он был приг…ворен к смерти и мужестве(н,нн)о выпил чашу с ядом …тказавшись от п…бега на чем настаивали его друзья.

Так закончил свой жизне(н,нн)ый путь один из самых ид…альных людей земли и граждан св…ей страны.

Итак Сократ считал что высшая добр…детель чел…века значение или мудрость путь достижения самоп…знании а средство овладения знаниями система вопросов нав…дящих б…седующих на верное п…нимание исти(н,нн)ого блага истины. Главная цитата из Сократа звучит так Единстве(н,нн)ое что Сократ знал окон…чательно это то что (ни)чего (не)знал окончательно.

Теоретические вопросы по морфологии и орфографии

11. Имя существительное и его правописание.

12. Имя прилагательное и его правописание.

13. Имя числительное и его правописание.

14. Глагол и его правописание.

15. Причастие и его правописание.

16. Наречие и его правописание.

17. Служебные слова и их правописание.

18. Местоимение и его правописание.

Деепричастие и его правописание.

19.Правописание корней.

20. Правописание приставок.

Теоретические вопросы по культуре речи

21. История развития русского языка.

22. Культура и этика общения.

23. Основы культуры речи.

24. Язык и речь.

25. Лингвистика речи.

26. Официально - деловая письменная речь.

27. Основы ораторского искусства.

28. Норма, её динамика и вариантность.

29. Звучащая речь и её особенность.

30. Функциональные стили литературного языка


© 2010-2022